Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 22:41, реферат
Республика Беларусь - молодое независимое государство, получившее независимость в 1990 г. Это обеспечило белорусскому народу полные суверенные права на свою территорию в пределах национальных границ.
За годы независимого существования Беларусь прошла сложный путь построения государственности, наполнения суверенитета реальным содержанием, перехода к рыночным отношениям в трудных условиях преодоления системного социально-экономического кризиса, вызванного распадом СССР.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 национальная экономика: сущность, основные цели и результаты развития 6
2 Структура национальной экономики и ее особенности в республике Беларусь. Необходимость структурной перестройки 14
2.1 Структура экономики Республики Беларусь 14
2.2 Необходимость структурной перестройки в Республике Беларусь 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
список использованных источников 24
РЕФЕРАТ
Объем работы: курсовая работа, 24 стр., 10 источников.
Тема: Национальная экономика как народнохозяйственный комплекс:
Ключевые слова: национальная экономика, структура экономики, структурная перестройка, кризис, переходный период.
Цель курсовой работы: раскрыть сущность понятия «национальная экономика» и отразить проблемы в экономике Республики Беларусь.
Результатом написания данной курсовой работы стало определение понятия национальной экономики, определены ее основные цели, охарактеризована структура национальной экономики Республики Беларусь, показана необходимость структурной перестройки в Республике Беларусь.
СОДЕРЖАНиЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1 национальная экономика: сущность, основные цели и результаты развития 6
2 Структура национальной экономики и ее особенности в республике Беларусь. Необходимость структурной перестройки 14
2.1 Структура экономики Республики Беларусь 14
2.2 Необходимость структурной перестройки в Республике Беларусь 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
список использованных источников 24
ВВЕДЕНИЕ
Республика Беларусь - молодое независимое государство, получившее независимость в 1990 г. Это обеспечило белорусскому народу полные суверенные права на свою территорию в пределах национальных границ.
За годы независимого существования Беларусь прошла сложный путь построения государственности, наполнения суверенитета реальным содержанием, перехода к рыночным отношениям в трудных условиях преодоления системного социально-экономического кризиса, вызванного распадом СССР.
Термин «национальная экономика» активно вошел в научную литературу, управленческую, хозяйственную практику последнего десятилетия как синоним понятия «экономика суверенной страны» наряду с терминами «народное хозяйство»(National economy - англ., Volkswirtschaft - нем. И т.д.), «экономика республики». Слово «национальный» акцентирует внимание на том, что экономика рассматривается в своей целостности, в масштабе нации, государства.
Актуальность явления структурной перестройки, как правило, присуще странам с переходной и развивающейся экономикой. Для Беларуси в условиях кардинального изменения экономической политики с развалом СССР данный вопрос особенно актуален. При этом речь идет не просто о социально-экономических показателях, который в 90-е годы быль далеки от идеальных, а коренном изменении структуры экономики Республики. Так, со времен СССР осталось множество ресурсоемких предприятий, что негативно сказывается на платежном балансе.
Цель курсовой работы - раскрыть сущность понятия «национальная экономика» и отразить проблемы в экономике Республики Беларусь.
Задачами будут являться:
1 национальная экономика: сущность, основные цели и результаты развития
Национальная экономика выступает как сложное и многомерное общегосударственное формирование, которое обладает многочисленными признаками:
Ne = (А1, А2, А3,... Аn)
где Ne -- национальная экономика;
А (от 1 до n) -- соответствующие признаки национальной экономики.
По линии производительных сил национальная экономика выступает как взаимосвязанная система отраслей и видов производств.
С таких позиций национальная экономика обнаруживается как единый технико-производственный комплекс, выступающий результатом общественного разделения труда. Такой комплекс, или технико-производственная подсистема, возникает на основе устойчивых взаимосвязей между отдельными видами производств в рамках конкретной страны.
Технико-производственная подсистема отражает достигнутый уровень развития производительных сил. В ее границах непосредственно реализуются технологические, организационные и другие факторы развития. Кроме того, данная подсистема испытывает непосредственное воздействие со стороны таких внешних факторов развития, как природно-климатический, геополитический, интеграционный, географический и т. д.[6, c. 35]
Чем выше степень общественного разделения труда и чем больше видов хозяйственной деятельности и заводских труб, мостов ит. п., тем сложнее выглядит национальная экономика.
По линии экономических отношений национальная экономика выступает как способ хозяйствования, как культивируемая экономическая среда обитания.
При таком подходе говорят о национальной экономической системе.
Экономическая система выступает как упорядоченные общие условия хозяйствования или реально существующий экономический порядок, обязательный для выполнения каждым хозяйствующим субъектом.
Сегодня принято считать, что экономическая система включает:
5) механизм координации, выступающий как принятый порядок выработки решений и согласования экономических интересов, как совокупность принципов мобилизации и перераспределения ограниченных экономических ресурсов страны.
Национальная экономическая система есть экономический порядок, складывающийся в конкретной стране и отражающий принятую концепцию экономического развития.
Национальная экономическая система в первую очередь выражает существующий экономический строй, принятый механизм координации, структуру отношений распределения, перераспределения и присвоения созданного продукта, во многом и степень открытости национальной экономики по отношению к внешнему миру. При этом сам экономический строй выражает закрепившееся в обществе понимание социальной и экономической справедливости, приоритеты экономической политики и т. д.
Среди требований, которые предъявляются к национальной экономической системе, необходимо выделить:
а) обеспечение эффективного использования национальных факторов производства;
б) максимальную адаптацию к влиянию природно-климатических и внешних условий хозяйствования;
в) полный учет сложившихся национальных обычаев и традиций, максимальное использование национальных факторов развития;
г) активное участие в интеграционных процессах, позволяющих стране занять достойное место в системе международного разделения труда.
Главной стратегической целью функционирования национальной экономики выступает наиболее полное удовлетворение всевозрастающих потребностей общества.
При этом достижение стратегической цели также предполагает решение ряда стратегических задач, которые в свою очередь опираются на решение тактических задач. Что касается тактических задач, то их число обычно на порядок выше, нежели стратегических задач.
Между стратегической целью, стратегическими и тактическими задачами функционирования национальной экономики всегда существует тесная взаимосвязь. Сбой в решении любой тактической задачи ставит под угрозу решение стратегической задачи, что тут же затруднит достижение стратегической цели.
Следует обратить внимание на то, что по своей природе стратегическая цель функционирования национальной экономики абсолютно социальна. Тем самым признается, что человек рассматривается не только как фактор производства, но и как главная цель экономического развития.
Экономика каждой страны есть результат взаимодействия внешних и внутренних (специфических) национальных факторов развития. Поэтому в рамках конкретной страны имеет место национальное целеполагание, в процессе которого определяются четкие ориентиры развития национальной экономики с учетом комплекса реальных условий.
Прежде всего уточняются количественные параметры достижения главной цели. Оказывается, что проблема обеспечения экономической безопасности более актуальна для малой, нежели для большой открытой экономики, и. т. д. Может случится и так, что повышение актуальности отдельной проблемы приводит к тому, что второстепенная тактическая задача неожиданно становится задачей стратегической, а некая стратегическая задача трансформируется в особую национальную цель социально-экономического развития.
Экономический рост -- центральная задача любой национальной экономики. В первом приближении выступает как процесс увеличения количества экономических благ, а также повышения их качества в соответствии с объемом и структурой возрастающих потребностей общества.
Увеличение натурального объема выпуска продукции чаще всего увязывается с физическим ростом, а экономический рост отражают в стоимостном выражении. Если темпы роста объемов ВВП выражают динамику экономического развития, то ВВП на душу населения -- уже достигнутый уровень развития национальной экономики.
При выборе моделей развития важно обеспечивать устойчивый и долговременный экономический рост. Считается, что в условиях, когда национальная экономика переживает период трансформации, вполне допустимо ограничиваться «нулевым» экономическим ростом. В современной экономической политике признается наличие проблемы «качества роста». Важнейшей материальной предпосылкой тому выступают обновление производственного потенциала, наращивание экономической мощи страны. Значит, в центре внимания должны оставаться не прирост любой ценой физических объемов производства, а совершенствование и техническая модернизация производства, создание высокотехнологичных производственных мощностей.[10, c. 65]
Экономический рост -- это стабильное и длительное наращивание (совершенствование) производственного потенциала национальной экономики, увеличение ее способности производить в ближайшей перспективе необходимые блага в достаточном объеме.[3, c. 239]
Возрастание общественных потребностей, прирост населения, возникающие и усиливающиеся внешние геополитические возмущения и другие обстоятельства обусловливают необходимость непрерывно увеличивать размеры «национального пирога».
Занятость населения. Проблема занятости населения постоянно является объектом экономического анализа, так как безработица ведет к недоиспользованию трудового ресурса общества, грозит обернуться рядом негативных социальных последствий.
Ставится вопрос, во-первых, о достижении эффективной занятости, когда обеспечиваются и высокая производительность труда, и его достойное денежное вознаграждение.
Во-вторых, о ритмичной замене в обществе трудовых поколений и об обеспечении воспроизводства рабочей силы в соответствии с требованиями научно-технического прогресса.
В-третьих, о регулировании объема резервной армии труда, так как появление безработицы всегда крайне болезненно воспринимается в любом обществе.
Безработица не только существенно снижает уровень жизни населения, ограничивает материальные возможности домашних хозяйств, но и обесценивает имеющиеся профессиональные навыки, ущемляет человеческое достоинство, усиливает социальные противоречия (см. главу 9).
Прямым следствием инфляции выступают снижение реальных денежных доходов домашних хозяйств, обесценение накоплений и уменьшение склонности населения к сбережениям, вытеснение из оборота национальных денег, дестабилизация национальной платежной системы, вымывание оборотных средств у предприятий, свертывание инвестиционной деятельности. При инфляции нарастает социальная и политическая нестабильность.
Инфляция выступает как своеобразный скрытый налог, который платить вынужден каждый член общества. В условиях инфляции непрерывно изменяются пропорции обмена, включаются механизмы скрытого перераспределения денежных доходов. Предприятия, чтобы защититься от инфляции, начинают закладывать в цены скрытые резервы.
В итоге инфляционные процессы существенно затрудняют экономическое развитие, тормозят национальное воспроизводство. Поэтому подавление инфляции, удерживание ее в жестких границах выступает как актуальная задача, связанная с обеспечением жизнеспособности национальной экономики.
Инфляция отражает процесс обесценения национальной денежной единицы на внутреннем рынке, а девальвация есть процесс ее обесценения на внешнем рынке, т. е. по отношению к другим иностранным валютам..[1, c. 244]
В качестве основных предпосылок обеспечения устойчивого обменного курса национальных денег выступают:
а) высокая конкурентная способность отечественной продукции;
б) положительное сальдо торгового баланса;
в) наличие достаточных валютных резервов;
г) приток в страну иностранного капитала; д) внешние валютные займы и т. д.
С этих же позиций внутри страны спрос на иностранную валюту должен быть меньше объемов ее предложения.
Следовательно, в долговременной перспективе для национальной экономики важно обеспечить в системе международного разделения труда прочные и выгодные позиции. Не должно возникать финансовой и других видов зависимости страны от иностранных государств и прочих международных структур.
Чтобы иметь возможность своевременно и в полном объеме решать задачи социально-экономического развития, требуется непрерывно совершенствовать структуру национальной экономики.
Информация о работе Национальная экономика как народнохозяйственный комплекс