Национальная экономика Саудовской Аравии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 18:51, реферат

Описание работы

Саудовская Аравия (Королевство Саудовская Аравия, Аль-Мамлякааль-Арабияас-Саудия) — государство на юго-западе Азии, занимающее большую часть Аравийского полуострова. На севере граничит с Иорданией, Ираком и Кувейтом, на востоке - с Катаром, на юго-востоке с Объединенными Арабскими Эмиратами и Оманом, на юге - с Республикой Йемен. На востоке омывается Персидским заливом, на западе - Красным морем и заливом Акаба.

Содержание работы

Введение 2
ВВП страны 4
Занятость и безработица 8
Нефть 11
Сельское хозяйство 13
Банковская система 14
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

нац.docx

— 38.55 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Факультет «Международный институт государственной службы и управления»

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Национальная экономика»

на тему:

 «Национальная экономика Саудовской Аравии»

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса очной

формы обучения,

группа ………9

__________________

Дутаева Элиза Хасановна

 

Научный руководитель:

                                                                                                Владимирова A.A.

                                                                                                       Кандидат экономических наук

 

 

 

Кафедра …………

…………………………….

…………………………….

 

 

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

 

(отзыв и оценка руководителя)

«__» ____________ 2014 г.

 

Москва – 2014

 

Оглавление

 

Введение

Саудовская Аравия (Королевство Саудовская Аравия, Аль-Мамлякааль-Арабияас-Саудия) — государство на юго-западе Азии, занимающее большую часть Аравийского полуострова. На севере граничит с Иорданией, Ираком и Кувейтом, на востоке - с Катаром, на юго-востоке с Объединенными Арабскими Эмиратами и Оманом, на юге - с Республикой Йемен. На востоке омывается Персидским заливом, на западе - Красным морем и заливом Акаба.

Саудовская Аравия обладает самыми большими запасами нефти в мире (более 25%). Кроме того, страна богата и другими природными ресурсами, в том числе различными промышленными сырьевыми ресурсами и минералами, например, бокситами, известняком, гипсом, фосфатами и железной рудой.

Сельское хозяйство перешло от выращивания фиников и разведения овец, верблюдов и коз к производству самой разнообразной продукции и в результате превратилось в одну из наиболее продуктивных отраслей народного хозяйства Королевства. Правительственная политика привела к революции в сельском хозяйстве.

Одной из прочих особенностей Саудовской Аравии является ее политическая нестабильность и угроза возникновения военных конфликтов. В частности, сохраняется постоянная напряженность в отношениях арабских стран с Израилем; в последние годы на территории королевства активизировала свою деятельность "Аль-Каеда".

В Саудовской Аравии немалое значение имеют священные места для мусульманских паломников, которые посещают ежегодно до 2млн. человек.

Саудовская Аравия занимает 20-е место среди стран-экспортеров и в экономическом отношении является самым динамично развивающимся государством арабского мира. Промышленные товары Саудовской Аравии экспортируются в более ,чем 90 стран мира. В экспорте 2000 г. нефть и нефтепродукты составили 90%, основные потребители саудовского экспорта – США, Япония, Южная Корея, Сингапур, Индия. В импорте Саудовской Аравии явно преобладает продукция из США, затем Японии, Германии и Великобритании.

Хорошая экономическая инфраструктура, годовой прирост населения, составляющий 3,5%, стратегическое расположение страны и новый закон об иностранных инвестициях являются вескими причинами, по которым следует вкладывать капитал в перспективную Саудовскую Аравию. Сегодня саудовская королевская семья является одним из самых крупных инвесторов США и Евразии, что принесло ей славу едва ли не богатейшей финансовой группы мира.

Российско - саудовские контакты в нефте - газовой и энергетической сфере охватывают на сегодняшний день три основные направления. Первое – это взаимодействие в вопросах ценовой политики на энергоносители. Второе направление – поиск совместных инвестиционных проектов, выявление конкретных направлений развития нефтяной и газовой отраслей. Третье - возможный скоординированный выход на рынки третьих стран.

Основные статьи российского экспорта в Саудовскую Аравию: фуражный ячмень, пиломатериалы, металл, зерновые, древесина, бумага и картон. Импорт из Саудовской Аравии включает химические и потребительские товары.

 

ВВП страны

Саудовская Аравия – крупнейшая страна с рыночной экономикой. Ее доля в ВВП арабских стран составляет 25%. ВВП на душу населения по атласному методу составляет 7 150 долл. ( для сравнения: Россия - 2680 долл.) . Темп прироста реального ВВП – 6,4% (по данным на 2005 год).

Открытие месторождений нефти превратило Саудовскую Аравию в богатое государство, однако в настоящее время благодаря прогрессу в торговле, промышленности, энергетическом комплексе, сельском хозяйстве, строительстве и в банковской сфере Королевство превратилось в одну из самых быстро развивающихся стран мира. Саудовская Аравия в настоящее время занимает 20- е место среди стран экспортеров и в экономическом отношении является самым динамично развивающимся государством Арабского мира. Огромные суммы денег были инвестированы в инфраструктуру Королевства: дороги строятся со скоростью 1100 км в год, возводятся новые дома. больницы, школы и промышленные предприятия.

Основу экономики составляет нефтяная и газовая промышленность. Кроме того, осуществляется производство стройматериалов, добыча кораллов, жемчуга, лов рыбы, существуют ремесла, кочевое животноводство, выращивают финиковую пальму, пшеницу, ячмень. Королевство экспортирует нефть и нефтепродукты, сжиженный газ, овощи, куриные яйца, мясо птицы; импортирует продукцию тяжелого машиностроения и химической промышленности, транспортное оборудование, металлы, продукция металлообработки, табачные изделия, одежда, продовольствие, напитки.

Доходы от нефти, получаемы Саудовской Аравии, составляли 4,3 млрд. долл. в 1973 г. ( 1938 г. – 0,5 млн.долл.), а за счет нефтяного бума 70-х превысили 118 млрд. долл. в 1981 г. прямые отчисления нефтяных компаний составляли более 80% доходов государства. Другими, второстепенными источниками доходов были муниципальные, портовые, аэропортовые и дорожные сборы. Закат составлял 1% общего дохода государства. Вторжение современного капиталистического производства и массовый импорт, губительный как для местных ремесел, так и для сельского хозяйства, разрушали отсталую традиционную экономику страны. Промышленная деятельность давала низкую прибыль, и была сопряжена со слишком большим риском, чтобы привлечь местных купцов, представителей Саудидов. Они предпочитали переводить капиталы за границу, вкладывать деньги в торговлю, земельные спекуляции, в лучшем случае – в подрядные и строительные фирмы. В этих условиях государство вынуждено было играть главную роль в экономическом развитии.

Экономика страны проходит тест на прочность во время кризисов. Саудовская Аравия успешно прошла подобные испытания, когда в восьмидесятые годы доходы от продажи нефти резко сократились. Начавшееся понижение мирового спроса на нефть в 1981г. привело к сокращению добычи Саудовской нефти с 9 млн. баррелей в день в рекордном 1980 г. до 2,3 млн. баррелей в 1985 г

Правительство Королевства и частный сектор быстро адаптировались к новым условиям. Долгосрочное планирование, которое обеспечило рост экономической эффективности и расширение производственной базы Саудовской Аравии, принесло свои долгожданные плоды. Расходы существенно сократились и производственные расходы снизились. Поощрение развития частного сектора и другие реалистичные программы продолжают укреплять экономическую силу и стабильность валюты Саудовской Аравии.

Саудовская Аравия в отличие от успешно развивающейся страны ОАЭ, вследствие господствующего в ней консервативного отношения к туристическому и подобному ( услуги отдыха и развлечений) бизнесу, не отвечающему морали традиционного ислама, а также наличия значительных трудовых и нефтяных ресурсов – развернула масштабную индустриальную модернизацию.

Индустриализация отсталой страны была бы невозможной без технической помощи извне. Индустриализация Саудовской Аравии выгодна США: она создает емкий рынок инвестиций, промышленных товаров и услуг.

В 1990 г. после вторжения Ирака на территорию Кувейта началась так называемая «война в Заливе». Это сказалось на экономике страны. Низкий уровень цен на нефть середины.90-х гг. не позволил компенсировать финансовые потери, несмотря на увеличение экспорта. Дефицит был ликвидирован к 1995 г.

Именно на середину 1990-х гг. пришлась де-этатизация Саудовской Аравии, характеризуемая разгосударствлением экономики и увеличением частного сектора. В частности, произошло сокращение бюджетного дефицита ( сократились госрасходы, особенно в части субсидий), началось привлечение иностранных инвестиций в частный сектор, произошла перестройка общественного сектора, характеризуемая ограничением роли государства в экономике. Одновременно были проведены структурные преобразования : стимулированы инвестиции в новые отрасли и сектора национального хозяйства, сокращен удельный вес нефтяной промышленности, развитие получили туризм и строительная индустрия. Экономика шире открылась для зарубежных инвесторов, хотя по-прежнему сохраняется политика контроля за импортом. Доля Саудовской Аравии в мировой экономике в середине 1990-х гг. достигла 3,5%, превысив соответствующие показатели Италии, Канады, России и Китая.

Однако в 90-е гг. страна столкнулась с неотложными острыми проблемами. Среди них – необходимость передать роль ведущей силы экономического развития от государства к частному сектору, привлечь местные и иностранные инвестиции в инфраструктуру, коммунальное хозяйство и промышленность, диверсифицировать хозяйство и решать проблему занятости населения ( которое в 70-90-е гг. выросли почти вдвое). До настоящего времени численность национальных кадров в Саудовской Аравии не превышала половины всей рабочей силы, общее количество иммигрантов в 2002 году 5,4 млн. человек.

В структуре национального хозяйства за четверть века видны существенные перемены: роль нефтяного сектора в ВВП сократилась с 54% в начале 50-х годов до 34% в 98 году. Возникли современные отрасли обрабатывающей и иной ненефтяной промышленности. Быстро вырос сильный финансовый сектор, играющий по важности вторую роль после нефтяного. Появились 11 коммерческих банков (имеющих 1200 отделений по всей стране вместо 70 отделений четверть века назад). Все они закончили 1999 год с прибылью не менее 10%.

Далее приведены несколько факторов, которые способствовали повышению экономического и политического значения Королевства. Это осложнение нефтеснабжения мировой экономики к началу 70-х гг., вспышки энергетического кризиса, сопровождающиеся скачкообразным повышением цен на нефть в 1973-1974 и 1979-1980 гг., нарастание в тот же период антиколониального движения, обострение арабо-израильского противостояния и обретение Саудовской Аравией возможности оказывать финансовую помощь арабо-исламскому миру.

Занятость и безработица

Наряду со своими очевидными позитивными последствиями, повышение уровня народного образования в условиях КСА приводит к появлению специфических социальных проблем.

Дело в том, что в Саудовской Аравии, как и в других нефтедобывающих странах зоны Персидского залива, на рынке труда существуют исторически сложившиеся структурные перекосы. Осуществление с помощью «нефтедолларов» планов ускоренного экономического развития потребовало в свое время расширенного ввоза иностранной рабочей силы (главным образом с Индийского субконтинента и из Юго-Восточной Азии), а также квалифицированных специалистов из стран Запада. В результате к началу 1998 г. в стране с 14-миллионным коренным населением находилось 6 млн. 300 тыс. иностранцев (66% всех занятых), многие из которых жили на нелегальном или полулегальном положении ради получения куска хлеба для себя и своих семей. В том же году в Эр-Рияде насчитывалось 69% коренных саудовцев от всех столичных жителей и 39% от работающих.

Если учесть один из самых высоких в мире уровень рождаемости в КСА (3,5%, со средним количеством детей в семье — 5 чел.), удваивающий каждые 17 лет население королевства и ежегодно дающий весомый (125 тыс. чел.) прирост ищущих работу, а также преимущественно молодежный состав нации (70% — моложе 20 лет) и набирающие силу процессы миграции и урбанизации (в 1997 г. 77,3% саудовцев жили в городах, тогда как в 1950 г. — лишь 15%), то становится понятной нарастающая острота проблемы трудоустройства, с которой сталкивается все большее число исконных жителей Саудовской Аравии.

В 1996 г. число работающих среди коренных саудовцев составило 2,5 млн. чел. из 7,2 млн. общего чи-сла занятых. По расчетам генерального секретаря Совета по рабочей силе КСА Х.аль-Хаземи, к 2000 г. трудоустраивать придется уже 7 млн. саудовцев.

По оценочным данным, уже сейчас число безработных, многие из которых имеют достаточно высокую профессиональную подготовку и общеобразовательный уровень, а следовательно, и повышенные социальные запросы и ожидания, достигает около 20 тыс. чел. и имеет неуклонную тенденцию к росту. Время от времени на страницах саудовской печати появляются сердитые и разочарованные письма выпускников, месяцами и годами томящихся в поисках работы по спе- циальности. Одно из них, опубликованное в газете «Указ» 22 июля 1998 г. и подписанное группой молодых специалистов, окончивших факультет верообращения исламского университета в г. Медине, свидетельствует о том, что с проблемой трудоустройства сталкиваются не только специалисты гражданского профиля, но и обладатели престижных религиозных дипломов.

Указывая на остроту проблемы, видный саудовский журналист Х.аль-Маина считает, что «властям следует предпринять самые решительные шаги, чтобы арабские молодые люди не считали затраченными впустую годы, ушедшие на получение образования, чтобы им были предоставлены адекватные возможности для получения работы».

Откликаясь на нарастающую тревогу в обществе, король Фахд в интервью ливанскому журналу «Аль-Хавадис» в начале апреля 1998 г. заявил, что «нашей главной целью является изыскание рабочих мест для наших подданных. Мы считаем это национальным долгом. Соответственно было принято решение ограничить набор иностранных рабочих теми сферами, в которых еще существует потребность в них. Этот процесс протекает успешно, особенно, если учесть, что королевство завершило создание инфраструктуры, которая обусловливала необходимость импорта рабочих в целях экономии времени».

Для решения обостряющейся проблемы занятости коренного населения правительством была разработана программа саудизации, т.е. замены иностранцев национальными кадрами рабочих и служащих. По действующему шестому пятилетнему плану (1995—2000 гг.) ежегодные темпы саудизации определены на уровне 4%, в этот же период на 1,5% в год должен сокращаться контингент иностранной рабочей силы. В государственном и частном секторах запланировано создать рабочие места для 650 тыс. саудовских подданных.

В рамках программы частному сектору, в котором занято более 90% работающих, под угрозой карательных санкций предписано с 1997 г. ежегодно увеличивать на 5% квоту саудовцев. Кроме того, частные предприятия, с числом занятых в 25 чел. и более, обязаны принимать по установленным государством нормам местную учащуюся молодежь в период летних каникул на практику и стажировку. Из 15,2 тыс. студентов, рекомендованных на работу летом 1998 г., 75% было направлено в частный сектор.

Информация о работе Национальная экономика Саудовской Аравии