Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 17:29, реферат
Национальная экономика – сложная взаимосвязанная система, охватывающая весь социально-экономический комплекс страны на региональном и национальном уровне. Для характеристики используется функциональный, территориальный и отраслевой принципы. По функциональному признаку включает совокупность 3-х признаков, которые формируют государство: человек, природа, капитал.
Национальная экономика – сложная взаимосвязанная система, охватывающая весь социально-экономический комплекс страны на региональном и национальном уровне. Для характеристики используется функциональный, территориальный и отраслевой принципы. По функциональному признаку включает совокупность 3-х признаков, которые формируют государство: человек, природа, капитал.
Национальная экономика включает в себя 2 группы отраслей: отрасли материального производства и отрасли социальной сферы. Это обстоятельство легло в основу деления экономики по отраслевому принципу. К отраслям материального производства относится транспорт, связь, строительство, торговля, общественное питание. Отрасли социальной сферы: образование, здравоохранение, культура, спорт, туризм, бытовое обслуживание.
Национальная экономика – совокупность экономических субъектов, осуществляющих экономическую деятельность на определенной территории страны. Территориальный принцип.
Основная цель национального экономического развития – обеспечение максимальной возможности для создания благоприятных условий жизнедеятельности населения на основе экономического роста. Необходимо решать задачи: увеличение заработной платы, снижение уровня безработицы и др. Для достижения.. государство разрабатывает систему мер, инструментов и способов, в совокупности представляющих экономическую политику. К числу основных инструментов относится бюджетный, налоговый, денежно-кредитной и валютной систем. Экономическая политика может быть реализована при помощи перечисленных инструментов различными способами в зависимости от выбранной в стране модели экономического развития.
В условиях рыночной экономики используется монетарный и фискальный виды экономической политики. Монетарный подход связан с достижением поставленных макроэкономических целей за счет использования инструментов денежно-кредитной и валютной системы.
Сущность и основные черты макроэкономики.
Выделяют два уровня
1) микроэкономика (ориентирована
на проблемы обособленных
2) макроэкономика (целостная
экономическая система, представленная
совокупностью домашних
Для макроэкономики характерно экономическая целостность, базирующаяся на общем национальном разделении труда, делающим взаимозависимость сферы отраслии режима. Государство располагает достаточно широким арсеналом средств на контрагентов экономики.
Выделяют 2 группы методов воздействия:
1) прямого и косвенного регулирования;
2) экономического и
Методы прямого регулирования предполагают непосредственное управление прежде всего объектами государственной собственности или другими структурами национальной экономики, по отношению к которым государство может выносить обязывающее решение.
Методы косвенного регулирования связаны с денежно-кредитной, финансовой, ценовой политикой, и чаще всего взаимодействует с заинтересованностью экономических субъектов.
Методы экономического воздействия – стимулирующие методы, связанные с заинтересованностью экономической деятельности. Зависят от доходов и выплачиваемых налогом. Чем больше материальная заинтересованность, тем больше употребленность к предпринимательской сфере и эффективней ее результат.
Неэкономические методы – директивные, обязательные, административные, основанные на директивах сверху. Имеют широкое распространение в условиях централизованно-управляемой экономике. В известных пределах могут иметь место в каждой экономической системе.
Существуют разные подходы к оценке и определению роли макроэкономики в экономическом процессе. Обеспечение эффективного функционирования экономики.
Можно выделить систему основных ориентиров:
1) определение объективно-
2) разработка политики, обеспечивающих эффективное функционирование экономики;
3) по мере необходимости,
определение непосредственных
Выделяют 3 проблемы, требующих решения на макроуровне:
1) обеспечение устойчивого экономического роста;
2) полная занятость ресурсов;
3) минимизация инфляции.
На макроэкономическом уровне формируется кредитно-денежная, финансовая политика, в значительной мере социальная политика. С помощью финансов, кредитов и других имеющихся в его распоряжении средств, государство воздействует на хозяйствующих субъектах, ориентирует их на реализацию конкретных задач правительственной политики. Например, макроэкономических фактор – инфляция, безработица, оказывает влияние на микроэкономические решения хозяйственной структуры. Связанные с их потребительскими расходами.
Микро- и макроэкономические процессы тесно взаимосвязаны, переплетаются в производственном процессе, воздействуют как части и целое.
Под национальной экономикой принято считать народное хозяйство страны. Это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними экономическими связями. В национальной экономике в неразрывном комплексе выступают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, услуг и духовных ценностей. Она есть продукт исторического развития данного общества и имеет свое лицо: частное, смешанное, государственное и т.д.
Национальная экономика как целостный организм характеризуется следующими признаками:
1. Общее экономическое
пространство с единым
2. Наличие тесных экономических
связей между хозяйственными
субъектами с общим
3. Территориальная
В национальной экономике каждый субъект, будь то хозяйство, фирма, регион или государство, включаясь в экономическое пространство преследует свой интерес. Согласование же интересов направляется объективными экономическими законами: каждый индивид, имея свой собственный интерес, одновременно способствует достижению наибольшего блага для всех.
Национальная экономика стремится к стабильности, эффективности, справедливости через обеспечение:
1. Стабильного роста
2. Высокого и стабильного уровня занятости;
3. Стабильного уровня цен;
4. Поддержание равновесного внешнего баланса.
Названные цели достигаются через применение определенных инструментов макроэкономического регулирования.
Ими являются:
- фискальная политика (оперирование
государственным бюджетом
- денежно-кредитная политика (контроль за денежным предложением через ставку процента, резервную норму и другие инструменты);
- политика регулирования доходов (от свободного установления заработной платы и цен до декретного контроля);
- внешнеэкономическая политика (торговая политика, регулирование обменного курса).
Общим и конечным результатами функционирования национальной экономики являются приращение национального богатства, объемов прибыльных и нужных обществу товаров и услуг, наиболее эффективное использование ограниченных людских и материальных ресурсов. В лекции об общественном производстве и его результатах эти показатели приводились (ВОП, НД, ВНП) и давалась характеристика каждому из них.
Общей закономерностью рыночной экономики является цикличность ее развития: от подъема к спаду, за ним следует застой в производстве и деловой жизни (депрессия), который сменяется оживлением и подъемом. Кризисы стали периодически повторяться начиная с 1825 г.
Цикличность рыночной экономики обусловлена объективными факторами. Материальной основой цикличности является физическое обновление основного капитала, хотя непосредственным толчком для кризиса могут быть самые разные причины, и прежде всего, денежно-кредитные потрясения.
Если периодичность обычных кризисов составляет - 7- 12 лет, коротких циклов - 3-4 года, то длинные волны измеряются 40-60 годами. Последние связаны со структурным обновлением технологического способа производства.
Кризисы сопровождаются безработицей, расстройством денежной системы, банкротствами, ухудшением жизни населения.
Наряду с теорией цикличности и в противовес ей существует теория экономического равновесия. Она получила развитие в трудах представителей классической науки (А. Смит, Д. Рикардо) и имеет многих приверженцев среди современных экономистов. По этой теории сам рыночный механизм обеспечивает восстановление экономического равновесия и его поддержание, взаимную сбалансированность спроса и предложения, накопления и потребления, а также между производством средств производства и производством предметов потребления. Главным механизмом самонастройки экономических связей считается механизм свободной конкуренции.
Фискальная политика государства и ее влияние на объем национального производства
Под фискальной (налоговой) политикой государства понимается постоянное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью регулирования их протекания. Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения, направленных на формирование доходной части государственного бюджета, повышение эффективности функционирования всей национальной экономики, обеспечение экономического роста, занятости населения и стабильности денежного обращения. Государство сильно своими финансами. США завершило 1997 год с нулевым дефицитом бюджета, высокой занятостью населения, а, следовательно, и с высоким его платежным спросом, что в свою очередь обеспечивает экономический рост национальной экономики. И в основе этого динамизма лежит эффективная финансовая политика государства, которая всегда подвижна и нацелена на разрешение крупных экономических программ: стимулирование хозяйственной активности предпринимателей, мелкого бизнеса, на борьбу с безработицей, с инфляцией и т.п.
В развитых государствах через бюджеты распределяется примерно 1/5 валового национального продукта или 40-50 процентов годового национального дохода. Такие средства позволяют проводить структурную перестройку производства, осваивать новейшие технологии и разрабатывать крупномасштабные научно-технические программы.
Процесс становления фискальной политики в Украине идет в сложной противоречивой обстановке. На первых этапах перестройки государство утеряло контроль за хозяйственной деятельностью, ценообразованием, не создало правовую основу налоговой системы. С возрастанием ставок налогообложения прекратился приток инвестиции в сферу материального производства, капитал сосредоточился в торгово-посреднической сфере, которая приняла криминальный характер. Собираемость налогов составляет 50-55 процентов от запланированных по бюджету сумм. Проявилось действие За-кона Спроса: чем выше ставки налогов тем меньше поступает денег в кассу. Налоговая служба стала такой многочисленной, что начинает работать сама на себя. С 1997 года создается система Государственного реестра физических лиц и начинает осуществляться сплошное декларирование доходов граждан. Однако при этом надо учитывать два момента: психологию населения, непривычной к четкой записи своих доходов и расходов, а также старушек и инженеров, торгующих семечками в местах массового прохода и скопления людей. Они вышли в людные места гонимые нуждой и поставить около них налогового инспектора с государственной кружкой было бы кощунством.
В основу фискальной политики Украины предполагается ввести следующие принципы:
- основу всей системы
налогообложения должны
- косвенные налоги должны
применяться в форме акцизов
с целью защиты собственного
производителя, ограничения потребления
отдельных видов товаров, а также
на предметы роскоши и на
доходы производителя-
- применение при
- ликвидация необоснованных льгот при налогообложении.
4. Влияние потребления
и инвестиций на объем
Теоретическое обоснование фискальная политика получила в работах выдающегося английского ученого Дж. Кейнса и его последователей. В экономическую мысль эта теория вошла как теория государственного регулирования экономики, основными элементами которой являются потребление, сбережение, инвестиции, то есть модель совокупного спроса.
Совокупный спрос включает потребительский спрос и спрос инвестиционный (расходы на капиталовложения). Потребление измеряется количеством товаров, купленных и потребленных в течение какого-то периода времени. На общее количество ресурсов, расходуемых на потребление влияют объективные и субъективные (психологические) факторы. Потребление движется в том же направление что и доход. Выше доход - больше покупок. Психологически же человек склонен не только к увеличению потребления по мере роста доходов, но и к сбережению. В распределении доходов скрещиваются две линии: предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению. При возрастании общего дохода часть его пойдет на прирост потребления, а другая часть на прирост сбережения. Сбережение доходов и прибыли экономисты рассматривают как основу инвестиций. Уровень инвестиций оказывает существенное воздействие на объемы производства и национального дохода.