Национальное богатство страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 21:20, контрольная работа

Описание работы

Национальное богатство страны, как макроэкономическая категория, волнует ученых еще с античного времени. Так Платон и Аристотель считали, что накопление богатства ведет к социальным конфликтам. С другой стороны меркантилисты видели в национальном богатстве благополучие страны и в основном оно появляется в результате внешней торговле.
Проблема национального богатства сегодня должна выноситься властями страны на самый высокий уровень.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА 5
2 ПРОБЛЕМА НАКОПЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 12
3 НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Файлы: 1 файл

Окончательный вариант.docx

— 122.40 Кб (Скачать файл)

В Программе  ускорения геологоразведочных работ  по развитию минерально-сырьевой базы Республики Беларусь на 2011-2015 гг., в  качестве приоритетных определены следующие  направления: поиск и разведка месторождений  нефти и газа, поиск и подготовка к промышленному освоению бурых  углей, оценка перспектив алмазоносности, разведка запасов железных руд, подготовка к промышленному освоению минерализованных рассолов на одной из перспективных площадей, поиск и разведка новых месторождений полезных ископаемых. Предусматриваются задания по приросту запасов минерального сырья, другим итоговым показателям геологоразведочного производства, в том числе задания по техническому перевооружению.

Перспективные планы и прогнозы включают разработку экологически безопасных и экономически эффективных технологий добычи, переработки  и использования минерального сырья, повышения коэффициента извлечения полезных ископаемых на эксплуатируемых  месторождениях. Особенно это актуально в отношении добычи нефти, извлечение которой в условиях Беларуси не превышает 40%, в то время как новейшие технологии позволяют повысить этот показатель до 60%. Внедрение прогрессивных технологий при разработке Старобинского месторождения калийных солей обеспечит более рациональное использование запасов, сокращение отходов калийного производства до 10°/о и уменьшение оседания земной поверхности на 15-20%. Повышение эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов для производства строительных материалов связано с сокращением потерь сырья в процессе добычи и производства, использованием низкосортноrо сырья, вторичных ресурсов. Выполнение программы геологоразведочных работ позволит расширить минерально-сырьевую базу и повысить ресурсообеспеченность ряда отраслей национальной экономики.

Стратегическая  цель в области сохранения водного  потенциала страны состоит в повышении  эффективности использования и  улучшении качества водных ресурсов, сбалансированных с потребностями  общества и возможным изменением климата. Достижение этой цели потребует  комплексного подхода к решению  организационных, правовых и финансово-экономических  проблем водопользования и охраны вод.

На первом этапе для реализации главных  направлений природоохранной политики необходимо:

· развитие системы  платного водопользования на основе эколого-экономической оценки водных ресурсов;

· совершенствование  правовой и нормативной базы водопользования.

В дальнейшем необходимо продолжить работы по повсеместному  внедрению прогрессивных энерго- и ресурсосберегающих технологических процессов, обеспечивающих снижение удельного водопотребления и объема отведения сточных вод, переход на мало- и безводные технологии производства; оценке влияния стихийных гидрометеорологических явлений и изменения климата на водные ресурсы.

Общая стратегия  по сохранению и устойчивому использованию  лесных ресурсов в стране должна базироваться на соблюдении следующих принципов:

    • многоцелевого, непрерывного, неистощительного и относительно равномерного лесопользования древесиной, продукцией побочного пользования (грибы, ягоды, орехи и т.п.) и другими полезностями леса;
    • сохранения и усиления средообразующих, защитных, санитарно-гигиенических и иных природных полезностей леса;
    • воспроизводства, улучшения породного состава и качества лесов, повышения их продуктивности, охраны и защиты леса;
    • рационального использования земель лесного фонда;
    • сохранения генофонда лесов, их биологического и ландшафтного разнообразия.

Для увеличения научно-технического потенциала страны необходимо:

    • создание организационных и экономических механизмов для опережающего развития приоритетных фундаментальных исследований, важнейших прикладных научно-исследовательских работ и разработок и повышения востребованности производством отечественных и зарубежных инноваций;
    • постоянное повышение научно-технического уровня и новизны научных исследований и разработок в соответствии с потребностями реального сектора экономики и социальной сферы, дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, связанной с вовлечением объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;
    • адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, привлечение внебюджетных источников, собственных средств научных организаций, банковских кредитов и других источников финансирования, направленных на развитие науки и технологий;
    • рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности при реализации приоритетных направлений развития науки и технологий;
    • поддержка научных исследований, разработок в приоритетных направлениях развития науки и технологий с учетом мировых тенденций в этой сфере;
    • укрепление научно-исследовательского сектора высшей школы;
    • совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров высшей квалификации в области науки и технологий.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Национальное  богатство  представляет совокупность всех материальных и нематериальных активов страны. Значимость национального богатства страны определяется ее финансовой безопасностью. Не во все времена национальное богатство считалось положительной характеристикой для страны, однако в современных условиях, особенно в условиях кризиса, становится понятно, насколько важным могут быть ресурсы государства.

В современных  условиях, когда каждый процент ВВП, а именно ВВП является основным накопителем  национального богатства, может  влиять на последующую динамику развития экономики и, соответственно, увеличение национального богатства. Поэтому  проблема оценки как ВВП, так и национального богатства, на сегодняшний день является весьма актуальной. С одной стороны сложно оценить некоторые теневые сферы экономики, с другой стороны национальная система счетов не является совершенной, поэтому нужны некоторые корректировки. Изменения должны быть направлены прежде всего на интеграцию с международными стандартами.

Экономический рост для государства является самой  важной задачей. То же касается и национального  богатства. Как известно, рост может  достигаться интенсивными и экстенсивными  путями. На сегодняшний день ситуация такова, что для таких стран, как  Россия и Беларусь, присущ экстенсивный рост. В то время как в Западной Европе стремятся расти за счет интенсивных  факторов. Сегодня в Беларуси и  в России можно видеть также зарождение наукоемких отраслей. Однако их развитие недостаточно.

Для увеличения научно-технического потенциала Республики Беларусь необходимо:

    • создание организационных и экономических механизмов для опережающего развития приоритетных фундаментальных исследований, важнейших прикладных научно-исследовательских работ и разработок и повышения востребованности производством отечественных и зарубежных инноваций;
    • постоянное повышение научно-технического уровня и новизны научных исследований и разработок в соответствии с потребностями реального сектора экономики и социальной сферы, дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, связанной с вовлечением объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;
    • адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, привлечение внебюджетных источников, собственных средств научных организаций, банковских кредитов и других источников финансирования, направленных на развитие науки и технологий;
    • рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности при реализации приоритетных направлений развития науки и технологий;
    • поддержка научных исследований, разработок в приоритетных направлениях развития науки и технологий с учетом мировых тенденций в этой сфере;
    • укрепление научно-исследовательского сектора высшей школы;
    • совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров высшей квалификации в области науки и технологий.

Переход страны к устойчивому развитию во многом определяется ее ролью и местом в  мировом сообществе, имеющимися национальными  ресурсами, созданным социально-экономическим  потенциалом и возможностями  его наращивания. Национальное богатство  Республики Беларусь представлено совокупностью  накопленных материальных благ, созданных  трудом людей, которыми в настоящее  время располагает общество, а  также человеческим и природным  капиталами.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Беларусь  в цифрах : статистический справочник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь : редкол. В.И. Зиновский [и др.] — Минск, 2013. — 98 с.
  2. Беларусь и Россия 2012 : Статсборник / Росстат, Белстат. Постоянный Комитет Союзного государства. — М.. Росстат, 2012. — 190 с.
  3. Бобков, В. Структура общества (по доходам и жилищной обеспеченности) /  В. Канаев //  Экономист. -  2006. -  № 9. -  С. 42-52.
  4. Жарко, В. Здоровье и инновации / В. Жарко // Медицинский вестник. - № 45. – 2011. – с. 6-8.
  5. Лебедев, В. В рейтинге миллиардеров Forbs наши земляки не значатся / В. Лебедев // Экономическая газета. ─ март 2012. ─ с.10.
  6. Лыч, Г. М. Радикальная реструктуризация национально-хозяйственного комплекса: жизненная необходимость и пути ее осуществления / Г. М. Лыч // Экономика и управление . - 2011. — № 4. — С. 3—14.
  7. Макроэкономика : учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова [и др]. — Минск : БГЭУ, 2007. — 415 с.
  8. Макроэкономика: учеб.пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям: 2-е изд., исправленное / Т.С.Алексеенко [и др.]; под ред. Л.П.Зеньковой. ─ Минск: ИВЦ Минфина, 2009. ─ 380 с.
  9. Национальные счета Республики Беларусь : статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь : редкол. В.И. Зиновский [и др.] — Минск, 2013. — 278 с.
  10. Олейник, А.П. Страны мира в цифрах / А.П. Олейник. — 2011. — 62 с.
  11. Официальная статистика: годовые данные // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. ─ Минск, 2013. ─ Режим доступа: http://belstat.gov.by ─ Дата доступа: 04.04.2013.
  12. Плешкун, А. М. Анализ сбережений населения Республики Беларусь / Андрей Михайлович Плешкун // Вестник белорусского государственного экономического университета. – 2009. - №1. – с.62-72.
  13. Плешкун,А.М. Международное сопоставление уровней сбережений населения // Вестник Полоцкого государственного университета. Сер. D, Экономические и юридические науки. ─ 2010. ─ №4. ─ с.94-100
  14. Прибоев, И. Неравномерность распределения доходов / И. Прибоев // Мир и Беларусь. ─ 2010. ─ №5. ─ с. 20-26,
  15. Радаев, В. В. Экономика переходного периода / под ред. В. В. Радаева, А.В. Бузгалина. ─ М.: МГУ, 1995. ─ С. 37-38.

Информация о работе Национальное богатство страны