В Программе
ускорения геологоразведочных работ
по развитию минерально-сырьевой базы
Республики Беларусь на 2011-2015 гг., в
качестве приоритетных определены следующие
направления: поиск и разведка месторождений
нефти и газа, поиск и подготовка
к промышленному освоению бурых
углей, оценка перспектив алмазоносности,
разведка запасов железных руд, подготовка
к промышленному освоению минерализованных
рассолов на одной из перспективных площадей,
поиск и разведка новых месторождений
полезных ископаемых. Предусматриваются
задания по приросту запасов минерального
сырья, другим итоговым показателям геологоразведочного
производства, в том числе задания по техническому
перевооружению.
Перспективные
планы и прогнозы включают разработку
экологически безопасных и экономически
эффективных технологий добычи, переработки
и использования минерального сырья,
повышения коэффициента извлечения
полезных ископаемых на эксплуатируемых
месторождениях. Особенно это актуально
в отношении добычи нефти, извлечение
которой в условиях Беларуси не превышает
40%, в то время как новейшие технологии
позволяют повысить этот показатель до
60%. Внедрение прогрессивных технологий
при разработке Старобинского месторождения
калийных солей обеспечит более рациональное
использование запасов, сокращение отходов
калийного производства до 10°/о и уменьшение
оседания земной поверхности на 15-20%. Повышение
эффективности использования минерально-сырьевых
ресурсов для производства строительных
материалов связано с сокращением потерь
сырья в процессе добычи и производства,
использованием низкосортноrо сырья, вторичных
ресурсов. Выполнение программы геологоразведочных
работ позволит расширить минерально-сырьевую
базу и повысить ресурсообеспеченность
ряда отраслей национальной экономики.
Стратегическая
цель в области сохранения водного
потенциала страны состоит в повышении
эффективности использования и
улучшении качества водных ресурсов,
сбалансированных с потребностями
общества и возможным изменением
климата. Достижение этой цели потребует
комплексного подхода к решению
организационных, правовых и финансово-экономических
проблем водопользования и охраны
вод.
На первом
этапе для реализации главных
направлений природоохранной политики
необходимо:
· развитие системы
платного водопользования на основе
эколого-экономической оценки водных
ресурсов;
· совершенствование
правовой и нормативной базы водопользования.
В дальнейшем
необходимо продолжить работы по повсеместному
внедрению прогрессивных энерго-
и ресурсосберегающих технологических
процессов, обеспечивающих снижение удельного
водопотребления и объема отведения сточных
вод, переход на мало- и безводные технологии
производства; оценке влияния стихийных
гидрометеорологических явлений и изменения
климата на водные ресурсы.
Общая стратегия
по сохранению и устойчивому использованию
лесных ресурсов в стране должна базироваться
на соблюдении следующих принципов:
- многоцелевого,
непрерывного, неистощительного и относительно
равномерного лесопользования древесиной,
продукцией побочного пользования (грибы,
ягоды, орехи и т.п.) и другими полезностями
леса;
- сохранения
и усиления средообразующих, защитных,
санитарно-гигиенических и иных природных
полезностей леса;
- воспроизводства,
улучшения породного состава и качества
лесов, повышения их продуктивности, охраны
и защиты леса;
- рационального
использования земель лесного фонда;
- сохранения
генофонда лесов, их биологического и
ландшафтного разнообразия.
Для увеличения
научно-технического потенциала страны
необходимо:
- создание
организационных и экономических механизмов
для опережающего развития приоритетных
фундаментальных исследований, важнейших
прикладных научно-исследовательских
работ и разработок и повышения востребованности
производством отечественных и зарубежных
инноваций;
- постоянное
повышение научно-технического уровня
и новизны научных исследований и разработок
в соответствии с потребностями реального
сектора экономики и социальной сферы,
дальнейшее совершенствование нормативно-правовой
базы, связанной с вовлечением объектов
интеллектуальной собственности в хозяйственный
оборот;
- адаптация
научно-технического комплекса к условиям
рыночной экономики, привлечение внебюджетных
источников, собственных средств научных
организаций, банковских кредитов и других
источников финансирования, направленных
на развитие науки и технологий;
- рациональное
сочетание государственного регулирования
и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного
стимулирования научной, научно-технической
и инновационной деятельности при реализации
приоритетных направлений развития науки
и технологий;
- поддержка
научных исследований, разработок в приоритетных
направлениях развития науки и технологий
с учетом мировых тенденций в этой сфере;
- укрепление
научно-исследовательского сектора высшей
школы;
- совершенствование
системы подготовки научных и инженерных
кадров высшей квалификации в области
науки и технологий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Национальное
богатство представляет совокупность
всех материальных и нематериальных активов
страны. Значимость национального богатства
страны определяется ее финансовой безопасностью.
Не во все времена национальное богатство
считалось положительной характеристикой
для страны, однако в современных условиях,
особенно в условиях кризиса, становится
понятно, насколько важным могут быть
ресурсы государства.
В современных
условиях, когда каждый процент ВВП,
а именно ВВП является основным накопителем
национального богатства, может
влиять на последующую динамику развития
экономики и, соответственно, увеличение
национального богатства. Поэтому
проблема оценки как ВВП, так и национального
богатства, на сегодняшний день является
весьма актуальной. С одной стороны сложно
оценить некоторые теневые сферы экономики,
с другой стороны национальная система
счетов не является совершенной, поэтому
нужны некоторые корректировки. Изменения
должны быть направлены прежде всего на
интеграцию с международными стандартами.
Экономический
рост для государства является самой
важной задачей. То же касается и национального
богатства. Как известно, рост может
достигаться интенсивными и экстенсивными
путями. На сегодняшний день ситуация
такова, что для таких стран, как
Россия и Беларусь, присущ экстенсивный
рост. В то время как в Западной
Европе стремятся расти за счет интенсивных
факторов. Сегодня в Беларуси и
в России можно видеть также зарождение
наукоемких отраслей. Однако их развитие
недостаточно.
Для увеличения
научно-технического потенциала Республики
Беларусь необходимо:
- создание
организационных и экономических механизмов
для опережающего развития приоритетных
фундаментальных исследований, важнейших
прикладных научно-исследовательских
работ и разработок и повышения востребованности
производством отечественных и зарубежных
инноваций;
- постоянное
повышение научно-технического уровня
и новизны научных исследований и разработок
в соответствии с потребностями реального
сектора экономики и социальной сферы,
дальнейшее совершенствование нормативно-правовой
базы, связанной с вовлечением объектов
интеллектуальной собственности в хозяйственный
оборот;
- адаптация
научно-технического комплекса к условиям
рыночной экономики, привлечение внебюджетных
источников, собственных средств научных
организаций, банковских кредитов и других
источников финансирования, направленных
на развитие науки и технологий;
- рациональное
сочетание государственного регулирования
и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного
стимулирования научной, научно-технической
и инновационной деятельности при реализации
приоритетных направлений развития науки
и технологий;
- поддержка
научных исследований, разработок в приоритетных
направлениях развития науки и технологий
с учетом мировых тенденций в этой сфере;
- укрепление
научно-исследовательского сектора высшей
школы;
- совершенствование
системы подготовки научных и инженерных
кадров высшей квалификации в области
науки и технологий.
Переход страны
к устойчивому развитию во многом
определяется ее ролью и местом в
мировом сообществе, имеющимися национальными
ресурсами, созданным социально-экономическим
потенциалом и возможностями
его наращивания. Национальное богатство
Республики Беларусь представлено совокупностью
накопленных материальных благ, созданных
трудом людей, которыми в настоящее
время располагает общество, а
также человеческим и природным
капиталами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
- Беларусь
в цифрах : статистический справочник
/ Национальный статистический комитет
Республики Беларусь : редкол. В.И. Зиновский
[и др.] — Минск, 2013. — 98 с.
- Беларусь
и Россия 2012 : Статсборник / Росстат, Белстат.
Постоянный Комитет Союзного государства.
— М.. Росстат, 2012. — 190 с.
- Бобков,
В. Структура общества (по доходам и жилищной
обеспеченности) / В. Канаев // Экономист.
- 2006. - № 9. - С. 42-52.
- Жарко,
В. Здоровье и инновации / В. Жарко // Медицинский
вестник. - № 45. – 2011. – с. 6-8.
- Лебедев,
В. В рейтинге миллиардеров Forbs наши земляки
не значатся / В. Лебедев // Экономическая
газета. ─ март 2012. ─ с.10.
- Лыч,
Г. М. Радикальная реструктуризация национально-хозяйственного
комплекса: жизненная необходимость и
пути ее осуществления / Г. М. Лыч // Экономика
и управление . - 2011. — № 4. — С. 3—14.
- Макроэкономика
: учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев,
Л.Н. Новикова [и др]. — Минск : БГЭУ, 2007.
— 415 с.
- Макроэкономика:
учеб.пособие для студентов заочной и
дистанционной форм обучения учреждений,
обеспечивающих получение высшего образования
по экономическим специальностям: 2-е изд.,
исправленное / Т.С.Алексеенко [и др.]; под
ред. Л.П.Зеньковой. ─ Минск: ИВЦ Минфина,
2009. ─ 380 с.
- Национальные
счета Республики Беларусь : статистический
сборник / Национальный статистический
комитет Республики Беларусь : редкол.
В.И. Зиновский [и др.] — Минск, 2013. — 278 с.
- Олейник,
А.П. Страны мира в цифрах / А.П. Олейник.
— 2011. — 62 с.
- Официальная
статистика: годовые данные // Национальный
статистический комитет Республики Беларусь
[Электронный ресурс]. ─ Минск, 2013. ─ Режим
доступа: http://belstat.gov.by ─ Дата доступа: 04.04.2013.
- Плешкун,
А. М. Анализ сбережений населения Республики
Беларусь / Андрей Михайлович Плешкун
// Вестник белорусского государственного
экономического университета. – 2009. - №1.
– с.62-72.
- Плешкун,А.М.
Международное сопоставление уровней
сбережений населения // Вестник Полоцкого
государственного университета. Сер. D,
Экономические и юридические науки. ─
2010. ─ №4. ─ с.94-100
- Прибоев,
И. Неравномерность распределения доходов
/ И. Прибоев // Мир и Беларусь. ─ 2010. ─ №5.
─ с. 20-26,
- Радаев,
В. В. Экономика переходного периода / под
ред. В. В. Радаева, А.В. Бузгалина. ─ М.:
МГУ, 1995. ─ С. 37-38.