Наиболее удачный и неудачный вариант смешанной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 10:43, сочинение

Описание работы

Экономические системы преобладающего большинства развитых стран мира (США, Япония, Германия, Великобритания, Швеция, Франция, Италия и других стран) являются смешанными. В них сочетаются преимущества традиционной, командной и рыночной экономики. В своем сочинении я попробую разобраться именно в смешанной экономике, ее особенностях, исторических предпосылках возникновения и рассмотрю пару стран, с точки зрения эффективности и продуктивности этой системы.

Файлы: 1 файл

Сочинение на смешанную экономику заказ.docx

— 19.85 Кб (Скачать файл)

Сочинение-эссе на тему: «Наиболее удачный и неудачный вариант смешанной экономики».

      Экономические системы преобладающего большинства развитых стран мира (США, Япония, Германия, Великобритания, Швеция, Франция, Италия и других стран) являются смешанными. В них сочетаются преимущества традиционной, командной и рыночной экономики. В своем сочинении я попробую разобраться именно в смешанной экономике, ее особенностях, исторических предпосылках возникновения и рассмотрю пару стран, с точки зрения эффективности и продуктивности этой системы.

     Смешанная экономика — это тип, основанная на различных формах собственности, развитие которой регулируется рынком, традициями и централизованными решениями.

    В этой системе большая часть экономических ресурсов и благ находится в частной собственности, а государство контролирует меньшую часть. Вмешательство государства в экономику в различных странах колеблется от 10 до 50%. Это значит, что оно контролирует указанный процент производства товаров и услуг, или ему принадлежит такой объем экономических благ, который государство может распределить по своему усмотрению.

    В смешанной экономике производители и потребители отвечают для государства на следующие вопросы: что, как, кто и для кого производить. Это позволяет достигнуть высокой эффективности производства в сочетании с высоким уровнем удовлетворения потребностей людей. Изобилие потребительских благ, свобода их потребления и производства, высокие доходы и качество жизни людей в смешанной экономике наглядно демонстрируют ее достоинства. В такой системе участники хозяйства прислушиваются к выводам экономистов и в ней выполняются законы и принципы экономики. При адекватном обществе существует очень большой процент успешности подобного вида экономики.

    Существует несколько национальных моделей систем: например американская, японская, шведская, немецкая. Практическая реализация данных моделей способствовала созданию «экономического чуда» — стремительного развития экономики в этих странах.

     Теорию смешанной экономики вообще и первого ее разновидности в частности начали в конце XIX века немецкий экономист Альберт Шеффле и Адольф Вагнер. Любое вмешательство государства же экономическую жизнь общества прежде называл "социализмом", второй - "государственным социализмом". Поскольку в условиях перехода к монополистического капитализма экономическая роль государства возрастала, тол по их мнению, экономическая система капитализма трансформировалась в новую систему, где есть элементы капитализма и социализма. Однако целостную теорию смешанной экономики они не создали и не могли создать, поскольку в то время недостаточно проявились те явления и процессы, которые послужили объективной основой возникновения данной теории.

    После второй мировой войны смешанная экономика получила свое активное развитие как на практике, так и у многих известных ученых (С.Чейз, А. Хансен, Дж. Кларк).

      Корни современной смешанной экономики Германии уходят в 50-е гг. ХХ в., когда стала давать плоды экономическая программа, разработанная рядом видных немецких экономистов под руководством министра экономики Баварии Людвига Эрхар-да.

    Германская модель — это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.

   Германская модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного интервенционизма, характеризуется следующими чертами:

- индивидуальная свобода  как условие функционирования  рыночных механизмов и децентрализованного  принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной  государственной политикой поддержания  конкуренции;

- социальное равенство - рыночное распределение доходов  обусловлено объемом вложенного  капитала или количеством индивидуальных  усилий, в то время как достижение  относительного равенства требует  энергичной социальной политики. Социальная политика опирается  на поиск компромиссов между  группами, имеющими противоположные  интересы, а также на прямое  участие государства в предоставлении  социальных благ, например, в жилищном  строительстве;

- антициклическое регулирование;

- стимулирование технологических  и организационных инноваций;

- проведение структурной  политики;

- защита и поощрение  конкуренции. Перечисленные особенности  германской модели есть производные  от основополагающих принципов  социальной рыночной экономики, первым из которых является  органическое единство рынка  и государства.

     Что касается Турции, то ее экономику можно назвать смешанной. Сам термин "смешанная экономика" для турецкого хозяйства впервые применил голландский экономист Я.Тинберген, бывший в начале 60-х годов главным советником государственной плановой организации Турции.

     В настоящий  момент понятие "смешанная экономика" пытают повернуть в сторону нынешних правящих классов - построить развитое эксплуататорское, капиталистическое общество, прочно интегрированное в мировую систему капиталистического хозяйства. Совершенно очевидно, что поворот к иному, демократическому антимонархическому пути социально-экономического развития Турции предусматривает прежде всего необходимость изоляции, преимущественное развитие государственного сектора в системе "смешанной экономики", развитие кооперации и т.п. Осуществление такого поворота станет возможным на базе широких демократических преобразований в социально-экономической структуре, с учетом интересов широких масс города и деревни. Государственный сектор играл и продолжает играть важную роль в экономической жизни страны. В руках государства находился весь железнодорожный транспорт, средства связи, половина морского торгового флота, около 75% операций кредитно-банковской системы, свыше одной четверти обрабатывающей промышленности, и, после проведенной национализации вся добывающая промышленность, а также практически все электростанции. Важный показатель значимости государственного сектора для хозяйства страны - доля государственных капиталовложений во всей совокупности экономических инвестиций: в течение всех трех пятилетних

.

 

, что было одной из  главных особенностей развития  капитализма в Турции.

     Не смотря  на то, что Турция начала совершать  переход к смешанной экономики  одной из первых азиатско-африканских  стран, ей все еще очень далеко  до Германии. Необходимо привести  в норму социально-политические  явления в стране, ослабить контроль  за рынком и вывести многие  предприятия из государственного  фонда. Кроме этого достаточно  неразвиты профсоюзные организации  и социальные гарантии незащищенным  слоям населения. Необходимо пересмотреть основы экспорта и импорта страны, а также оздоровить национальную валюту и т.д.

    В общем, между  Германией и Турцией в области экономики сейчас существует существенный разрыв, который, однако, при соблюдении определенных условий и грамотном распоряжении имеющимися ресурсами может сократится. Вполне возможно, то через 10-15 лет, эти страны могут находится на одной строке в плане экономики.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Агапова, Т. А. Макроэкономика: учебник / Т. А. Агапова. С. Ф. Серегина. – Москва: Маркет ДС, 2009. – 413 с.
  2. Зубко, Н. М. Основы экономической теории: учеб. пособ. / Н. М. Зубко, А. Н. Каллаур. – Минск: Вышэйшая школа, 2011. – 427 с.
  3. Ивашутин, А. Л. Макроэкономика: учеб. пособ. / А. Л. Ивашутин. Минск: Амалфея, 2008. – 339 с.
  4. Кузнецов, Б. Т. Макроэкономика: учеб. пособ. / Б. Т. Кузнецов. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 463 с.
  5. Курс экономической теории: учебник / М. Н. Чипурин [и др.]; под общ. ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселёвой. – Киров: АСА, 2010. – 874 с.
  6. Лемешевский, И. М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика: учеб. пособ. / И. М. Лемешевский. – Минск: ФУАинформ, 2009. – 701 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Наиболее удачный и неудачный вариант смешанной экономики