Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 13:08, курсовая работа
В условиях социально-экономической напряженности и нехватки собственных источников финансовых ресурсов внешнеэкономические факторы имеют огромное значение не только для решения текущих задач, но и являются основой для дальнейшего экономического развития региона. Исходя из этого, изучение различных аспектов внешнеэкономических связей отстающих стран представляется особенно актуальным.Основной целью данной работы является рассмотрение моделей развития НРС и изучение программ по преодалению последствий мирового кризиса для НРС.
Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие и особенности НРС………………………………………………5
1.1 Структура экономик НРС
1.2 Критерии классификации НРС…………………………5
1.3Макроэкономические показатели экономики НРС ………...…………..16
2. Место наименее развитых стран в мировой экономике…………………14
2.1 Социально-экономические проблемы и тормозящие факторы в экономике наименее НРС…………………………..…14
2.2 Направления, программы и модели развития НРС……………………..19
2.3 Программа по преодолению последствий мирового кризиса для наименее развитых стран…………………………24
Заключение…………………………………………………………………….28
Список использованной литературы………………………………………...30
2.2Направления,программы
и тормозящие факторы в
Экономика большинства НРС характеризуется исключительно медленным, а в некоторых странах - отрицательным, ростом. Общие черты в экономике НРС:
Среди государств категории НРС, ввиду незначительных отличий в показателях экономического роста, довольно трудно выделить общие модели экономического развития. Однако, с точки зрения географического положения государств, можно выделить три группы НРС:Малые островные государства (Мальдивские острова, Самоа, Кирибати и др.). Являются наиболее успешными в своем экономическом развитии.21 декабря 2007 года Кабо-Верде была переведена из категории НРС в категорию развивающихся стран, а еще две страны покинут список НРС в 2010г. - Самоа, и в 2011г. - Мальдивские Острова. Экономика этих государств ориентирована на привлечение иностранных инвестиций и развитие туристского сектора. Наиболее конкурентоспособными отраслями национальной экономики являются рыболовство, туризм и сфера услуг. Однако все страны, переставшие считаться наименее развитыми, крайне уязвимы в своем развитии и весьма чувствительны к внешним потрясениям.Континентальные государства, имеющие выход к морю (Йемен, Бангладеш и др.). В этой подгруппе также выделяются страны, обладающие относительно высоким ресурсным потенциалом. Для них характерно небольшое отрицательное сальдо экспорта и импорта, высокая степень зависимости от иностранных инвестиций, промышленность представлена в основном добывающей отраслью (как правило, ресурсный потенциал не используется на 100%, а добывается и экспортируется только один ресурс, например, Йемен является страной-экспортером нефти, на экспорте которой фактически зиждется экономика страны, и запасы которой сокращаются, но, при этом, Йемен обладает еще и неразработанными месторождениями природного газа, добыча которого находится еще только на стадии планирования). Экономика этих государств основана на добыче и экспорте полезных ископаемых (в среднем доля промышленности составляет 45% от ВВП), при этом большая часть населения, в среднем 70%, занята в сельском хозяйстве. Государства проводят политику по привлечению иностранных инвестиций в промышленность, в частности, в обрабатывающий сектор.Государства, не богатые полезными ископаемыми и не имеющие выхода к морю. Ресурсный потенциал является серьезным фактором экономического развития любого государства. Так, уровень экономического развития НРС, на территории которых отсутствуют полезные ископаемые, на которые есть спрос за рубежом, либо они не эксплуатируются, существенно отличается от НРС-экспортеров полезных ископаемых (Сенегал и Йемен). В эту группу входят такие государства, как Сенегал, Афганистан, Бенин и другие государства, составляющие периферию мирового сообщества. Экономики этих стран являются преимущественно аграрного типа и основаны на экспорте сельскохозяйственной продукции и финансовой помощи от развитых государств, в сельском хозяйстве занято в среднем 78% населения, и, в среднем, 69% населения находятся ниже черты бедности.Генеральная Ассамблея постановила провести в 1981 году в Париже первую Конференцию Организации Объединенных Наций по наименее развитым странам. Продолжая ориентироваться на необходимость принятия специальных мер в интересах этих стран, Ассамблея постановила провести вторую Конференцию Организации Объединенных Наций по наименее развитым странам. Ее итоги нашли отражение в Парижском заявлении и Программе действий для наименее развитых стран на 90-е годы. Но, несмотря на энергичные усилия наименее развитых стран по осуществлению социально-экономических реформ, предусмотренных в Программе действий, этим странам в их совокупности не удалось достичь ни одной из целей, поставленных в Программе действий, а их число увеличилось с 42 в 1990 году до 48 в 1997 году.Поэтому в соответствии с резолюциями 52/187 и 53/182 Генеральной Ассамблеи 14-20 мая 2001 года в Брюсселе была проведена третья Конференция Организации Объединенных Наций по наименее развитым странам. Ее итоги нашли отражение в Брюссельском заявлении и Программе действий для наименее развитых стран на десятилетие 2001-2010 годов.Программа действий на 2001-2010 годы, одобренная Генеральной Ассамблеей в ее резолюции 55/279, представляет собой всеобъемлющую стратегию борьбы с нищетой, ориентированную на результаты, подстроенную под особые нужды наименее развитых стран и призванную задать рамки для партнерства этих стран с их партнерами по процессу развития на семи взаимосвязанных направлениях:
В Программе охвачены все
сферы развития: экономическая, социальная
и экологическая - и названы 10 сквозных
приоритетных вопросов: искоренение
нищеты, обеспечение равенства между
мужчинами и женщинами, занятость,
управление на национальном и международном
уровнях, создание потенциала, устойчивое
развитие, особые проблемы не имеющих
выхода к морю и малых островных
развивающихся государств, а также
проблемы, стоящие перед наименее
развитыми странами, затронутыми
конфликтами.Главенствующей задачей
Программы установлено "обеспечение
существенного прогресса в
Осуществление Программы действий определяется следующими принципами:
Кроме того, Программа предусматривала
четкий механизм ее осуществления и
контроля за ее реализацией на национальном,
региональном и глобальном уровнях.В
этой связи Генеральная Ассамблея
на своей пятьдесят шестой сессии
постановила учредить Канцелярию Верховного
представителя по наименее развитым
странам, развивающимся странам, не
имеющим выхода к морю, и малым
островным развивающимся
2.3 Программа по преодолению последствий мирового кризиса для наименее развитых стран
Мировая экономика вступает в период значительного спада в условиях самого опасного финансового шока на развитых финансовых рынках с 1930-х годов. Прогнозируется, что мировой рост существенно замедлится в 2008 году, и небольшой подъем, возможно, начнется лишь в 2009 году. Инфляция достигла высокого уровня вследствие быстрого роста цен на биржевые товары. Ситуация характеризуется исключительной неопределенностью и сопряжена с существенными рисками снижения темпов роста. Ближайшая задача состоит в том, чтобы стабилизировать финансовые условия и при этом помочь странам преодолеть период низкой активности и удерживать инфляцию под контролем.Глобальный экономический кризис еще не достиг своей низшей точки. Крупнейшие промышленно развитые страны переживают глубокий спад, а в развивающемся мире происходит резкое замедление роста. Для многих важных в экономическом отношении стран нельзя исключить опасность попадания в дефляционную ловушку. Первая задача на сегодня - "тушение пожара", однако не менее срочная задача - признать коренные причины кризиса и начать глубокую реформу глобальной системы экономического руководства.В Докладе по наименее развитым странам за 2009 год утверждается, что воздействие глобального экономического кризиса на НРС, по всей вероятности, будет настолько сильным, что придерживаться позиции "все в порядке" уже более невозможно. Это потребует переосмысления парадигмы развития. Сами масштабы этого кризиса порождают как необходимость, так и возможность для перемен. Для преодоления последствий кризиса в НРС потребуется разработка инновационной и продуманной политики. Но помимо этого необходимы новые подходы в политике для обеспечения того, чтобы после кризиса процесс развития был более устойчивым и более всеохватывающим.Кризис уже подрывает действие тех факторов, которые обеспечили возможности для высоких темпов роста НРС как группы в период с 2002 по 2007 год. Их уязвимость не является лишь отражением традиционной зависимости от сырьевого сектора и связанной с этим чувствительности к колебаниям цен; она обусловлена комбинированной угрозой падения цен на сырьевые товары, снижения глобального спроса и сокращения финансовых потоков. Вследствие этого экспортеры продукции обрабатывающей промышленности и услуг (главным образом азиатские и островные НРС), вероятнее всего, пострадают достаточно серьезно, но страны, зависящие от сырьевого сектора (главным образом африканские НРС), пострадают еще сильнее. НРС вряд ли выдержат этот кризис без значительной дополнительной международной помощи в краткосрочной перспективе и без поддержки альтернативных стратегий развития в более долгосрочной перспективе. Изменения на обоих фронтах будут необходимы для обеспечения более устойчивой и более ровной траектории развития.Внешняя уязвимость НРС еще более усугубляется высоким уровнем их задолженности; в НРС долговое бремя составляет в среднем 42% валового национального дохода по сравнению с 26% в других развивающихся странах в докризисный период. Как неоднократно предупреждала ЮНКТАД в последние месяцы, в бедных странах может разразиться новый долговой кризис. Во многих НРС нынешний кризис может поставить под угрозу обеспеченную неимоверными усилиями приемлемость уровня долга.В этих условиях одним из главных факторов, определяющих судьбу НРС, станут тенденции в области официальной помощи. К сожалению, опыт прошлого показывает, что в периоды рецессий в странах-донорах объемы ОПР, как правило, сокращаются. Крайне важно, чтобы доноры сохранили объемы своей помощи НРС, а также выполнили свои обязательства по наращиванию помощи. Исключительно важно, чтобы повышение степени зависимости от помощи, которое является весьма вероятным исходом этого кризиса, не было сопряжено с сужением пространства для маневра в политике в плане способности выбирать соответствующие варианты политики.Для преодоления структурных проблем НРС и уменьшения их внешней зависимости необходимо пересмотреть роль государства. Работа рынка основывается лишь на поступательных изменениях и мелких шагах. Вместе с тем НРС необходимо стимулировать инвестиции посредством "обобществления" риска в целях проведения долгосрочных структурных преобразований. Рынок сам по себе не был и не будет в состоянии обеспечить эти преобразования.
В политике необходимо определить три основных ориентира:
• во-первых, политику следует сориентировать на стимулирование производительных инвестиций, наращивание технологического потенциала и укрепление связей внутри секторов, а также между секторами и между различными предприятиями. Укрепление внутреннего производственного потенциала должно быть также нацелено на обеспечение производства более широкой номенклатуры более современной продукции;
• во-вторых, необходимо построить новое государство развития. Вопрос не сводится к возврату к старому стилю планирования развития, а заключается в поиске новых форм управления процессом развития, подходящих для XXI столетия. Такое руководство процессом развития должно основываться на стратегическом взаимодействии между государством и частным сектором, которое будет способствовать структурному преобразованию НРС из аграрных в постаграрные страны;
• в-третьих, необходимо обеспечить
эффективную многостороннюю поддержку
НРС. Речь идет не только об увеличении
и повышении эффективности
Информация о работе Наименее развитые страны в структуре мировой экономики