Наименее развитые страны в структуре мировой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

В условиях социально-экономической напряженности и нехватки собственных источников финансовых ресурсов внешнеэкономические факторы имеют огромное значение не только для решения текущих задач, но и являются основой для дальнейшего экономического развития региона. Исходя из этого, изучение различных аспектов внешнеэкономических связей отстающих стран представляется особенно актуальным.Основной целью данной работы является рассмотрение моделей развития НРС и изучение программ по преодалению последствий мирового кризиса для НРС.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие и особенности НРС………………………………………………5
1.1 Структура экономик НРС
1.2 Критерии классификации НРС…………………………5
1.3Макроэкономические показатели экономики НРС ………...…………..16
2. Место наименее развитых стран в мировой экономике…………………14
2.1 Социально-экономические проблемы и тормозящие факторы в экономике наименее НРС…………………………..…14
2.2 Направления, программы и модели развития НРС……………………..19
2.3 Программа по преодолению последствий мирового кризиса для наименее развитых стран…………………………24
Заключение…………………………………………………………………….28
Список использованной литературы………………………………………...30

Файлы: 1 файл

курсяк.docx

— 58.49 Кб (Скачать файл)
  • высокие цены на продовольствие, объясняющиеся увеличением спроса из-за роста численности населения, высокими мировыми ценами на нефть, возросшим спросом на биотопливо, переходом на мясо в рационе питания стран с крепнущей экономикой и неурожаями в странах - крупных производителях;
  • численное увеличение населения экономически активных возрастов, не имеющего возможности трудоустроиться;
  • влияние климатических изменений, обусловливаемых глобальным потеплением из-за выбросов парниковых газов;
  • "утечка умов" в результате миграции квалифицированных работников в развитые и развивающиеся страны;
  • угроза эпидемий - и многое другое. [1]

2.2Направления,программы  и тормозящие факторы в экономике  НРС

Экономика большинства НРС  характеризуется исключительно  медленным, а в некоторых странах - отрицательным, ростом. Общие черты  в экономике НРС:

    • колониальный тип отраслевой структуры хозяйствования (узкопрофильное аграрно-сырьевое развитие экономики, достигшее стадии монокультуры. Монокультурная специализация - это узкая специализация хозяйства страны на производстве сырьевых или продовольственных товаров, предназначенных для экспорта) - особенно характерно для африканских НРС;
    • сельское хозяйство преобладает в национальной экономике и составляет в среднем 84% от ВВП;
    • низкая урожайность в сельском хозяйстве;
    • существенную долю национального валового продукта составляет сфера услуг (до 45%);
    • преобладание импорта над экспортом (например, показатели импорта/экспорта в Республике Гаити составили 2.1/0.5 млрд. долл. в 2008г);
    • высокая степень зависимости от иностранных инвестиций и финансовой поддержки от мирового сообщества;
    • интенсивный демографический рост и неспособность плохо развитого агропромышленного комплекса обеспечить быстро растущее население продовольствием;
    • высокий уровень смертности (вызван плохо развитой системой здравоохранения, эпидемиями, внутригосударственными политическими, межэтническими и религиозными вооруженными конфликтами);
    • дефицит полезных ископаемых и др. [8, c.236]

Среди государств категории  НРС, ввиду незначительных отличий  в показателях экономического роста, довольно трудно выделить общие модели экономического развития. Однако, с  точки зрения географического положения государств, можно выделить три группы НРС:Малые островные государства (Мальдивские острова, Самоа, Кирибати и др.). Являются наиболее успешными в своем экономическом развитии.21 декабря 2007 года Кабо-Верде была переведена из категории НРС в категорию развивающихся стран, а еще две страны покинут список НРС в 2010г. - Самоа, и в 2011г. - Мальдивские Острова. Экономика этих государств ориентирована на привлечение иностранных инвестиций и развитие туристского сектора. Наиболее конкурентоспособными отраслями национальной экономики являются рыболовство, туризм и сфера услуг. Однако все страны, переставшие считаться наименее развитыми, крайне уязвимы в своем развитии и весьма чувствительны к внешним потрясениям.Континентальные государства, имеющие выход к морю (Йемен, Бангладеш и др.). В этой подгруппе также выделяются страны, обладающие относительно высоким ресурсным потенциалом. Для них характерно небольшое отрицательное сальдо экспорта и импорта, высокая степень зависимости от иностранных инвестиций, промышленность представлена в основном добывающей отраслью (как правило, ресурсный потенциал не используется на 100%, а добывается и экспортируется только один ресурс, например, Йемен является страной-экспортером нефти, на экспорте которой фактически зиждется экономика страны, и запасы которой сокращаются, но, при этом, Йемен обладает еще и неразработанными месторождениями природного газа, добыча которого находится еще только на стадии планирования). Экономика этих государств основана на добыче и экспорте полезных ископаемых (в среднем доля промышленности составляет 45% от ВВП), при этом большая часть населения, в среднем 70%, занята в сельском хозяйстве. Государства проводят политику по привлечению иностранных инвестиций в промышленность, в частности, в обрабатывающий сектор.Государства, не богатые полезными ископаемыми и не имеющие выхода к морю. Ресурсный потенциал является серьезным фактором экономического развития любого государства. Так, уровень экономического развития НРС, на территории которых отсутствуют полезные ископаемые, на которые есть спрос за рубежом, либо они не эксплуатируются, существенно отличается от НРС-экспортеров полезных ископаемых (Сенегал и Йемен). В эту группу входят такие государства, как Сенегал, Афганистан, Бенин и другие государства, составляющие периферию мирового сообщества. Экономики этих стран являются преимущественно аграрного типа и основаны на экспорте сельскохозяйственной продукции и финансовой помощи от развитых государств, в сельском хозяйстве занято в среднем 78% населения, и, в среднем, 69% населения находятся ниже черты бедности.Генеральная Ассамблея постановила провести в 1981 году в Париже первую Конференцию Организации Объединенных Наций по наименее развитым странам. Продолжая ориентироваться на необходимость принятия специальных мер в интересах этих стран, Ассамблея постановила провести вторую Конференцию Организации Объединенных Наций по наименее развитым странам. Ее итоги нашли отражение в Парижском заявлении и Программе действий для наименее развитых стран на 90-е годы. Но, несмотря на энергичные усилия наименее развитых стран по осуществлению социально-экономических реформ, предусмотренных в Программе действий, этим странам в их совокупности не удалось достичь ни одной из целей, поставленных в Программе действий, а их число увеличилось с 42 в 1990 году до 48 в 1997 году.Поэтому в соответствии с резолюциями 52/187 и 53/182 Генеральной Ассамблеи 14-20 мая 2001 года в Брюсселе была проведена третья Конференция Организации Объединенных Наций по наименее развитым странам. Ее итоги нашли отражение в Брюссельском заявлении и Программе действий для наименее развитых стран на десятилетие 2001-2010 годов.Программа действий на 2001-2010 годы, одобренная Генеральной Ассамблеей в ее резолюции 55/279, представляет собой всеобъемлющую стратегию борьбы с нищетой, ориентированную на результаты, подстроенную под особые нужды наименее развитых стран и призванную задать рамки для партнерства этих стран с их партнерами по процессу развития на семи взаимосвязанных направлениях:

    • укрепление основ политики, в центре которой находятся интересы людей;
    • рациональное управление на национальном и международном уровнях;
    • укрепление человеческого и институционального потенциала;
    • укрепление производственного потенциала в целях содействия использованию в наименее развитых странах выгод от глобализации;
    • повышение роли торговли в процессе развития;
    • снижение уязвимости и охрана окружающей среды;
    • мобилизация финансовых ресурсов.

В Программе охвачены все  сферы развития: экономическая, социальная и экологическая - и названы 10 сквозных приоритетных вопросов: искоренение  нищеты, обеспечение равенства между  мужчинами и женщинами, занятость, управление на национальном и международном  уровнях, создание потенциала, устойчивое развитие, особые проблемы не имеющих  выхода к морю и малых островных  развивающихся государств, а также  проблемы, стоящие перед наименее развитыми странами, затронутыми  конфликтами.Главенствующей задачей  Программы установлено "обеспечение  существенного прогресса в работе по сокращению наполовину к 2015 году количества людей, живущих в условиях крайней  нищеты и страдающих от голода, а  также оказание содействия устойчивому развитию" наименее развитых стран. В Программе действий указаны 30 согласованных на международном уровне целей, в том числе сформулированных в Декларации тысячелетия.

Осуществление Программы  действий определяется следующими принципами:

    • комплексный подход;
    • подлинное партнерство;
    • полная сопричастность стран;
    • учет рыночных факторов;
    • ориентация на конкретные результаты.

Кроме того, Программа предусматривала  четкий механизм ее осуществления и  контроля за ее реализацией на национальном, региональном и глобальном уровнях.В  этой связи Генеральная Ассамблея  на своей пятьдесят шестой сессии постановила учредить Канцелярию Верховного представителя по наименее развитым странам, развивающимся странам, не имеющим выхода к морю, и малым  островным развивающимся государствам с функциями, рекомендованными в  докладе Генерального секретаря (A/56/645 и Add.1 и Add.1/Corr.1 и Add.1/Corr.2).В 2006 году на своей  шестьдесят первой сессии Генеральная  Ассамблея провела заседание  высокого уровня по среднесрочному всеобъемлющему глобальному обзору хода осуществления  Программы действий. На этом заседании  был сделан вывод, что общее социально-экономическое  положение в наименее развитых странах  по-прежнему внушает опасения и что  вследствие нынешних тенденций они  вряд ли реализуют цели, задачи и  показатели, предусмотренные Программой.В  своей резолюции 62/203 Генеральная  Ассамблея сослалась на пункт 114 Программы действий, касающийся проведения четвертой Конференции Организации Объединенных Наций по наименее развитым странам весной 2010г. [7]

2.3 Программа по преодолению  последствий мирового кризиса  для наименее развитых стран

Мировая экономика вступает в период значительного спада  в условиях самого опасного финансового  шока на развитых финансовых рынках с 1930-х годов. Прогнозируется, что мировой  рост существенно замедлится в 2008 году, и небольшой подъем, возможно, начнется лишь в 2009 году. Инфляция достигла высокого уровня вследствие быстрого роста цен  на биржевые товары. Ситуация характеризуется  исключительной неопределенностью  и сопряжена с существенными  рисками снижения темпов роста. Ближайшая  задача состоит в том, чтобы стабилизировать  финансовые условия и при этом помочь странам преодолеть период низкой активности и удерживать инфляцию под  контролем.Глобальный экономический  кризис еще не достиг своей низшей точки. Крупнейшие промышленно развитые страны переживают глубокий спад, а  в развивающемся мире происходит резкое замедление роста. Для многих важных в экономическом отношении  стран нельзя исключить опасность  попадания в дефляционную ловушку. Первая задача на сегодня - "тушение  пожара", однако не менее срочная  задача - признать коренные причины  кризиса и начать глубокую реформу  глобальной системы экономического руководства.В Докладе по наименее развитым странам за 2009 год утверждается, что воздействие глобального  экономического кризиса на НРС, по всей вероятности, будет настолько сильным, что придерживаться позиции "все  в порядке" уже более невозможно. Это потребует переосмысления парадигмы  развития. Сами масштабы этого кризиса  порождают как необходимость, так  и возможность для перемен. Для  преодоления последствий кризиса в НРС потребуется разработка инновационной и продуманной политики. Но помимо этого необходимы новые подходы в политике для обеспечения того, чтобы после кризиса процесс развития был более устойчивым и более всеохватывающим.Кризис уже подрывает действие тех факторов, которые обеспечили возможности для высоких темпов роста НРС как группы в период с 2002 по 2007 год. Их уязвимость не является лишь отражением традиционной зависимости от сырьевого сектора и связанной с этим чувствительности к колебаниям цен; она обусловлена комбинированной угрозой падения цен на сырьевые товары, снижения глобального спроса и сокращения финансовых потоков. Вследствие этого экспортеры продукции обрабатывающей промышленности и услуг (главным образом азиатские и островные НРС), вероятнее всего, пострадают достаточно серьезно, но страны, зависящие от сырьевого сектора (главным образом африканские НРС), пострадают еще сильнее. НРС вряд ли выдержат этот кризис без значительной дополнительной международной помощи в краткосрочной перспективе и без поддержки альтернативных стратегий развития в более долгосрочной перспективе. Изменения на обоих фронтах будут необходимы для обеспечения более устойчивой и более ровной траектории развития.Внешняя уязвимость НРС еще более усугубляется высоким уровнем их задолженности; в НРС долговое бремя составляет в среднем 42% валового национального дохода по сравнению с 26% в других развивающихся странах в докризисный период. Как неоднократно предупреждала ЮНКТАД в последние месяцы, в бедных странах может разразиться новый долговой кризис. Во многих НРС нынешний кризис может поставить под угрозу обеспеченную неимоверными усилиями приемлемость уровня долга.В этих условиях одним из главных факторов, определяющих судьбу НРС, станут тенденции в области официальной помощи. К сожалению, опыт прошлого показывает, что в периоды рецессий в странах-донорах объемы ОПР, как правило, сокращаются. Крайне важно, чтобы доноры сохранили объемы своей помощи НРС, а также выполнили свои обязательства по наращиванию помощи. Исключительно важно, чтобы повышение степени зависимости от помощи, которое является весьма вероятным исходом этого кризиса, не было сопряжено с сужением пространства для маневра в политике в плане способности выбирать соответствующие варианты политики.Для преодоления структурных проблем НРС и уменьшения их внешней зависимости необходимо пересмотреть роль государства. Работа рынка основывается лишь на поступательных изменениях и мелких шагах. Вместе с тем НРС необходимо стимулировать инвестиции посредством "обобществления" риска в целях проведения долгосрочных структурных преобразований. Рынок сам по себе не был и не будет в состоянии обеспечить эти преобразования.

В политике необходимо определить три основных ориентира:

• во-первых, политику следует  сориентировать на стимулирование производительных инвестиций, наращивание технологического потенциала и укрепление связей внутри секторов, а также между секторами  и между различными предприятиями. Укрепление внутреннего производственного  потенциала должно быть также нацелено на обеспечение производства более  широкой номенклатуры более современной  продукции;

• во-вторых, необходимо построить  новое государство развития. Вопрос не сводится к возврату к старому  стилю планирования развития, а заключается  в поиске новых форм управления процессом  развития, подходящих для XXI столетия. Такое руководство процессом  развития должно основываться на стратегическом взаимодействии между государством и частным сектором, которое будет способствовать структурному преобразованию НРС из аграрных в постаграрные страны;

• в-третьих, необходимо обеспечить эффективную многостороннюю поддержку  НРС. Речь идет не только об увеличении и повышении эффективности помощи, но и о разработке правил, регулирующих международные экономические взаимоотношения  в области торговых, финансовых, инвестиционных и технологических  потоков таким образом, чтобы  это служило опорой для развития НРС. Исключительно важно также, чтобы при оказании поддержки  НРС не навязывались излишние ограничения  в отношении мер, которые правительства  могут принимать для поощрения  развития, структурных преобразований и сокращения масштабов нищеты.Основная идея сводится к тому, что правительства  НРС должны видеть в глобальном экономическом  кризисе возможность найти поворотный пункт в траектории своего развития. Им необходимо переориентироваться  на стратегию роста догоняющего  типа, основанную на развитии производственного  потенциала и расширении возможностей производительной занятости. В докладе  утверждается, что правительства  НРС призваны сыграть жизненно важную роль в реструктуризации экономики  и в создании условий для роста  догоняющего типа. Настало время  привнести в программы обеспечения  благотворного управления аспекты  развития. Тем, кто отвечает за разработку политики в НРС, необходимо больше знать  и иметь больше информации о существующих возможных вариантах политики, которые  успешно использовались для ускорения  роста и проведения структурных  преобразований в других странах. Доклад призван внести вклад в этот процесс  и повысить потенциал НРС в  деле управления процессом развития. Партнеры по процессу развития и международное  сообщество должны поддержать НРС в  их стремлении к обеспечению благотворного  управления процессом развития. В условиях кризиса настало время наверстать упущенное посредством расширения сферы государственных действий и их адаптации к условиям, подходящим для малых развивающихся стран с открытыми рынками. В докладе ЮНКТАД по НРС за 2009 год обрисовываются контуры конкретной альтернативной экономической стратегии и новой программы действий для директивных органов НРС, которые включают в себя задачи создания институционального потенциала и укрепления дополняющего рынок государства развития. [6, c.15-21]

Информация о работе Наименее развитые страны в структуре мировой экономики