Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 15:19, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование формирования, планирования и исполнения доходной части Федерального бюджета, а так же раскрытие роли налогов в формировании доходной части Федерального бюджета Российской экономики.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:
рассмотреть экономическую сущность, содержание доходов федерального бюджета;
проанализировать состав и структуру доходов федерального бюджета, их динамику на примере нескольких лет;
на основе анализа выявить проблемы, связанные с формированием доходной части федерального бюджета, а также пути их решения.
Введение…………………………………………………………………………………………………1
1. Порядок и источники формирования доходной части бюджета…………………………………. 2
1.1.Налоговые платежи как основа формирования доходной части бюджетов всех уровней. Виды и характеристика налогов, действующих на территории Российской Федерации…………………………………………………………………………………….… 2
1.2. Неналоговые доходы бюджета……………………………………………………………18
1.3. Взаимоотношения между бюджетами разных уровней по линии доходов. Развитие бюджетного федерализма в Российской Федерации………………………………………… 21
2. Особенности формирования доходов федерального бюджета в РФ………………………..……. 26
2.1. Анализ доходов федерального бюджета за 2007-2009 года…………............................. 26
2.2. Формирование доходов федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов ……………………………...…………………………………………………….. 29
3. Проблемы распределения и использования доходов бюджета в РФ………………………………31
Заключение…………………………………………………………………………………………….... 34
Список использованной литературы
субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
В соответствии со статьей 44 Бюджетного Кодекса финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы Российской Федерации в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств.
Нужно отметить, что дотации
и субвенции как методы наделения
финансовыми ресурсами
Тем не менее, отмечая все негативные стороны дотаций и субвенций, полностью исключать их как методы наделения региональных и местных бюджетов необходимыми средствами нельзя. При формальном подходе к решению проблемы ликвидации дотационности бюджетов и передаче им в больших размерах отчислений от неустойчивых источников доходов их положение может быть ухудшено. Это может привести к постоянным кассовым разрывам и необходимости многократного обращения к ссудам из вышестоящего бюджета. [27, с.149].
Также, согласно статье 45
Бюджетного Кодекса РФ в доходы бюджетов
могут зачисляться
В доходы бюджетов могут
также зачисляться
Согласно статье 46 Бюджетного Кодекса РФ штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. А также, суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации и решениями судов.
Согласно статьи 51 Бюджетного Кодекса РФ в неналоговых доходах федерального бюджета, помимо перечисленных выше, также учитываются: прибыль Банка России - по нормативам, установленным федеральными законами; доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от реализации государственных запасов и резервов.
Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов формируются в соответствии со статьями 41 - 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, в размерах, устанавливаемых законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.
В современных условиях в Министерстве Финансов России подготовлены основные направления бюджетной и налоговой политики на период до 2001 года. Благодаря исполнению поставленных задач, прогнозируется, что в составе неналоговых доходов наибольший удельный вес составят доходы от продажи и использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (более 50% всех неналоговых доходов). При этом в основу расчетов таких доходов был положен проект Государственной программы приватизации в РФ, складывающаяся тенденция в приватизации, возможные сроки поступления средств от продажи государственного имущества. Планируется также рост арендной платы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям. [44].
1.3. Взаимоотношения
с бюджетами разных уровней
по линии доходов. Развитие
бюджетного федерализма в
Ресурсы общественного
сектора находятся в
Вместе с тем значительная часть общественных средств в любой стране сосредоточена в руках центральных органов законодательной и исполнительной власти. Решения, принимаемые на общенациональном уровне, существенно влияют на бюджетную политику регионов. Это происходит, в частности, потому, что во многих странах, в том числе в России, территориальные бюджеты формируются в преобладающей степени за счет устанавливаемых законом отчислений от общенациональных (федеральных) налогов, а также за счет финансовой помощи из общенационального бюджета.
Таким образом, на практике имеет место сложная система взаимоотношений между бюджетами разного уровня. Объяснить эти взаимоотношения и определить пути их формирования, отвечающие принципу эффективности, призвана теория бюджетного федерализма. Федерализм в данном случае подразумевает только наличие обособленных региональных звеньев бюджетной системы государства. [36, с.286].
Законодательно межбюджетные отношения определяются Бюджетным Кодексом РФ. Согласно статье 129 данного Бюджетного Кодекса под межбюджетными отношениями понимаются отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Согласно этой же статьи межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
Бюджетный федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов, являются одной из наиболее сложных проблем в бюджетном устройстве. В соответствии с законодательством РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций.
Закрепленные доходы - это доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты. Например, по действующему законодательству за бюджетами субъектов Федерации закреплен налог на имущество предприятий, за местными бюджетами - налог на имущество физических лиц.
Регулирующие доходы - средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов, зачисляются в соответствующие бюджеты исходя из размеров процентных отчислений, устанавливаемых при утверждении вышестоящего бюджета. Например, в 1995-1996 гг. по Закону о федеральном бюджете РФ 10% подоходного налога с физических лиц поступает в федеральный бюджет, а 90% - в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты; 75% НДС направляется в федеральный бюджет, а 25% - в бюджеты субъектов Федерации, 13% налога на прибыль предприятий и организаций поступает в федеральный бюджет и до 22% (для банков и страховых организаций - до 30%) - в бюджеты субъектов Федерации и т.д.
Основная часть налоговых доходов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в настоящее время формируется за счет регулирующих доходов. [33, с.200].
Также в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местные бюджеты из вышестоящего бюджета обычно поступают различного рода трансферты (дотации, субсидии, субвенции), представляющие собой формы помощи в покрытии расходов, определения которых согласно Бюджетному Кодексу РФ рассматривались в предыдущем пункте данной работы. Между ними долевыми отчислениями нет непроходимой грани, однако долевые отчисления предполагают нормативное закрепление за местными бюджетами и бюджетами субъектов Российской Федерации стабильного источника дохода, тогда как трансферты зависят от частных решений органов, распоряжающихся бюджетом, из которого трансферты черпаются. Зависимость от трансфертов сковывает самостоятельность территорий в разработке и реализации бюджетной политики, отвечающей предпочтениям ее жителей.
При прочих равных условиях
желательно, чтобы доля трансфертов
в доходах территориальных
Согласно статье 130 Бюджетного Кодекса передача доходов из бюджета одного уровня бюджетной системы Российской Федерации бюджету другого уровня может быть произведена в порядке, установленном статьями 52, 58и 63 настоящего Кодекса.
Статьей 52 оговаривается,
что собственные доходы федерального
бюджета могут передаваться бюджетам
субъектов Российской Федерации
и местным бюджетам по нормативам,
устанавливаемым федеральным
В статье 58 указывается, что собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Российской Федерации федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично – в процентной доле, утверждаемой законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации на срок не менее трех лет. Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации.
Согласно статье 63, доходы местных бюджетов могут быть переданы бюджетам других уровней по ставкам (нормативам), определяемым правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 133 Бюджетного Кодекса РФ оказание финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации может быть осуществлено в следующих формах:
Взаимоотношения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов регламентируются статьей 139 Бюджетного Кодекса, согласно которой:
Информация о работе Налоги и их роль в формировании бюджетов