Налоги России и стран рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 19:09, контрольная работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие особенностей построения налоговых систем России и стран с рыночной экономикой.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- дать понятие налогов и налогообложения;
- рассмотреть виды налогов и сборов;
- изучить принципы построения налоговой системы;
- рассмотреть порядок построения налоговой системы США и Канады;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Налоговая система РФ, её сущность и принципы
1.1 Понятие и сущность налогов и налогообложения
1.2 Виды налогов и сборов
1.3 Принципы построения налоговой системы
Глава 2. Особенности систем налогообложения в странах с рыночной экономикой
2.1 Порядок построения налоговой системы Канады
2.2 Особенности построения налоговой системы США
2.3 Сравнительная характеристика и возможность использования опыта зарубежных стран в реформировании российской налоговой системы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Налогообложение экономических субъектов.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

В целом в налоговой системе Канады преобладает прямое налогообложение. Из косвенных налогов наиболее значимы: федеральный налог на товары и услуги по единой ставке 7% и местный налог с продаж. Иногда в провинциях эти два налога объединяются в комбинированной ставке - 15%. Объединенный налог включается в розничные цены. Несмотря на широкие полномочия в сборе налогов, провинции получают поддержку со стороны федерального правительства в форме трансфертов, которые составляют около 28% всех их доходов. Федеральные трансферты провинциям основаны на трех имеющих разные цели и структуры ключевых программах - «Выравнивание», «Установленное финансирование программ» и «План помощи». Общая ориентация на децентрализацию оправдывает себя, так как она облегчает адаптацию социальной политик к насущным нуждам населения.

Налоговые источники доходов провинций складываются из:

- подоходного налога с населения;

- налога с продаж;

- налога на прибыли корпораций;

- акцизов;

- налогов в фонды социального страхования;

- налогов на дарения;

- рентных платежей;

- различных регистрационных и лицензионных сборов.

Основную долю поступлений дают подоходный налог с населения и косвенные налоги. Налоговые поступления местных бюджетов состоят из налога на недвижимость и налога на предпринимательство [25, c.59].

В стране сложилась четкая система налогового регулирования. Налоговая политика разрабатывается отделом бюджетной политики и экономического анализа Министерства финансов. Все проекты выносятся на обсуждение - прежде всего в Палату Общин. Сбором налогов занимается Министерство национального дохода. Все возникающие споры по вопросам налогообложения разрешает Налоговый суд.

Отдельным провинциям сделаны исключения. Например, Квебек самостоятельно собирает подоходный налог и налог на прибыль, Онтарио, Альберта - налог на прибыль.

Основополагающими актами в сфере налогового законодательства служат: Закон о налоге на доход (регулирующий взимание подоходного налога и налога на прибыль корпораций) и Закон о страховании по безработице (системы социального обеспечения) [2, с.144].

 

2.2 Особенности построения налоговой  системы США

 

Специфика состава и структуры налоговой системы США определяется масштабами использования всех видов прямого налогообложения. В системе налогообложения США параллельно используются основные виды налогов по всем уровням властных полномочий (табл. 2.2). Так, население уплачивает 3 подоходных налога, 3 налога на прибыль с корпораций, 2 поимущественных и т.д.

 

Таблица 2.2

Состав и структура налоговой системы США

№ п/п

Федеральные налоги

Налоги штатов

Местные налоги

1

Подоходный налог

Подоходный налог

Подоходный налог

2

Налог на прибыль корпораций

Налог на прибыль корпораций

Налог на прибыль корпораций

3

Налог на социальное страхование

   

4

Акцизы

Акцизы

Акцизы

5

Таможенные пошлины

   

6

Налоги на наследство и дарения

Налоги на наследство и дарения

Налоги на наследство и дарения

7

 

Налог с продаж

Налог с продаж

8

 

Поимущественные налоги

Поимущественные налоги

9

 

Налоги с владельцев автотранспорта

 

10

   

Экологические налоги


 

Источник: [23, с.190]

 

Основную часть доходов федерального бюджета составляет подоходный налог с населения (income tax), субъектам которого выступают физические лица, индивидуальные предприятия и партнерства, не имеющие статуса юридического лица (табл. 2.3).

Подсчет выполняется в 3 этапа:

1. Подсчитывается валовой доход, который может состоять из: заработной  платы, аннуитета, пенсии, алиментов, доходов  по ценным бумагам, вознаграждений, бонусов, ренты и роялти, фермерского дохода, социального пособия и пособия по безработице, стипендии, доходов от трастовых операций и недвижимости и т.д.

2. Валовой доход корректируется  за счет вычетов из него  разрешенных затрат и льгот. К  ним относятся торговые или  производственные затраты, убытки от продажи или обменных операций с ценными бумагами, пенсионные взносы лиц, уплаченные алименты, авансовые налоговые взносы и т. Д.

3. Из суммы скорректированного  валового дохода исключаются  классифицированные, или стандартные, вычеты. Полученная величина является налогооблагаемым доходом. К основным вычетам относятся: необлагаемый минимум на каждого иждивенца налогоплательщика, стандартные скидки, дополнительные скидки для лиц старые 65 лет и инвалидов, расходы по переезду на новое место жительства, связанное с повышением квалификации, командировочные, благотворительные взносы и др. Указанные вычеты могут производиться в размере не более 50% с откорректированного валового дохода, а оставшиеся 25% могут быть вычтены из доходов в течение 5 лет.

 

Таблица 2.3

Структура налоговых поступлений федерального бюджета США и штатов

Виды федеральных налогов

%

Виды налогов штатов

%

Подоходный налог с физических лиц

38

Подоходный налог с физических лиц

30

Отчисления на социальное страхование

28

Налог на прибыль корпораций

8

Налог на прибыль корпораций

7

Акцизы

6

Акцизы

5

Налог с продаж

30

Налог на имущество

10

Налог с владельцев автотранспорта

4

Другие

12

Поимущественные налоги

2

Итого

100

Другие

20

Итого

100


 

Источник: [15, с.201]

 

Еще один важнейший налог в системе подоходного обложения - налог на прибыль корпораций (corporation income tax), претерпевший существенные изменения в результате известных налоговых реформ 1980-1990-х гг. Главным принципом налогообложения корпораций в США является взимание налога с чистой прибыли как окончательного объекта обложения. Плательщиками этого налога являются прежде всего акционерные компании. Примерно 85% налога взимается на федеральном уровне, а 15% - штатами и местными органами власти. Объект обложения определяется в 3 этапа.

1. Определяется валовой доход  компании, состоящий из валовой  выручки от реализации и всех  внереализационных доходов и  расходов.

2. Из валового дохода вычитаются: заработная плата работников, расходы  на ремонт, безнадежные долги, рентные платежи, уплаченные местные и штатные налоги, амортизация, проценты за кредит, расходы на рекламу, взносы в пенсионные фонды, убытки от стихийных бедствий, благотворительные взносы, операционные убытки, расходы на НИОКР, расходы на капитальный ремонт и т.д. В налоговом законодательстве тщательно оговариваются все расходы, которые можно включать в издержки производства при определении корпорационного налога. Международные стандарты, лежащие в основе этих законов, носят достаточно либеральный характер. Как правило, в индивидуальный перечень разрешается включать все затраты компании, связанные с ее текущей производственно-коммерческой деятельностью. Ограничения незначительны и в основном касаются запрета на включение в издержки «чрезмерных» представительских расходов.

3. После вычета из валового  дохода издержек, дополнительных  расходов и уплаченных налогов  из него вычитают те льготы, которые направлены непосредственно  на уменьшение налогооблагаемой  прибыли. Заключительный этап связан  с решением проблем двойного обложения той части прибыли, которая направляется на выплату дивидендов [20, с.145].

Огромные льготы имеют фермерские хозяйства, благодаря которым в ряде ситуаций (особенно в засушливые годы) некоторые компании сводят налоговую базу к нулю. После «фермерских» льгот большое внимание уделяется также вопросу льготного обложения индивидуальных инвесторов, вкладывающих средства в малый инновационный бизнес. Заинтересованность государства в их поддержке очевидна. Так, для лиц, ставки подоходного налога которых установлены в размере 28, 31, 36 и 39,6%, фактическая ставка обложения прироста капитала находится на уровне 14%. Для инвесторов, обычная ставка которых равна 15%, реальная составляет только 7,5%. Основная ставка налога на корпорации установлена в размере 34% и вносится по следующей схеме: корпорация уплачивает 15% за первые $50 тыс. налогооблагаемого дохода, 25% - за следующие $25 тыс., свыше $75 тыс. – 34%. Кроме того, на доходы в пределах от $100 тыс. до $335 тыс. установлен дополнительный сбор в размере 5%. Ступенчатое налогообложение имеет чрезвычайно важное значение для средних и малых предприятий. Что касается доходов, обеспечиваемых поступлениями от взносов на социальное страхование (social insurance tax), то они имеют тенденцию к росту. Комбинированная ставка для наемных работников и работодателей составляет 15,3%. Налоги с наследств и дарений (inheritance and gift taxes) физические лица платят по ставке от 18 до 55% (если стоимость имущества превышает $600 тыс.). Их доля в общем объеме федеральных налоговых поступлений невысока (1-2%) и имеет тенденцию к снижению за счет повышения значимости этого налога на местном уровне.

Ставки подоходного налога, введенные в соответствии с планом президента США Б. Клинтона, представлены в табл. 2.4.

Структура налоговых доходов 50 штатов США существенно отличается от федеративной. В целом собственные поступления составляют приблизительно 80% общих доходов, оставшиеся 20% - это федеральные субсидии (гранты). Доля в общем объеме поступлений налога с продаж (sales tax) достигает 30-40%. Объектом его обложения является стоимость товаров и услуг. Ставки налога устанавливаются штатами и варьируются в диапазоне 4-8%. Подоходный налог с населения взимается в 44 штатах, в остальных он «переходит» органам местного самоуправления. Ставки налога варьируются в диапазоне от 2 до 10%; объекты обложения этим налогом различаются. Но с целью унификации и удобства использования большинство штатов исчисляют свои ставки как определенный процент от базового, федерального, налога. При этом в них имеется своя форма налоговой декларации, а суммы уплаченного налога штата вычитаются при определении обязательств субъектов налогообложения по федеральному налогу [2, с.14].

 

Таблица 2.4

Ставки подоходного налога

Налогооблагаемый доход, тыс. долларов

Сумма налога, тыс. долларов

1. Одинокие налогоплательщики

0-22,1

15%

22,1-53,5

3,315 + 28% > 22,1

53,5-115

12,107 + 31% > 53,5

115-250

31,172 + 36,0% > 115

Более 250

79,722 + 39,6% > 25

2. Семейные налогоплательщики, заполняющие  совместную декларацию

0-36,9

15% дохода

36,9-89,15

5,535 + 28% > 36,9

89,15-140

20,16 + 31% > 89,15

140-250

5,9 + 36% > 140

Более 250

75,5 + 39,6% > 250

3. Главы семейств

0-29,6

15% дохода

29,6-76,4

4,44 + 28% > 29,6

76,4-127,5

17,544 + 31% > 76,4

127,5-250

33,385 + 36% > 127,5

 

77,485 + 39,6% > 25


 

Источник: [12, с.296]

 

Налог на прибыль также взимается почти во всех штатах и не столько имеет фискальную направленность, сколько используется в качестве метода воздействия на экономическую ситуацию. Практически во всех штатах взимается налог на имущество (property tax), который уплачивают как физические, так и юридические лица. Ставки налога различаются и варьируются в размерах от 0,5 до 5%. Кроме того, штатами взимается налог на наследство, всевозможные акцизы, налог на капитал и лицензионные сборы, а работодатели производят обязательные отчисления на выплату пособий по безработице.

Наряду со штатами в качестве административных образований в США насчитывается почти 85 тыс. районов, подпадающих под юрисдикцию местных органов власти. Почти все штаты разделены на графства, в них существует примерно 20 тыс. муниципалитетов. Графства, муниципалитеты, тауншипы (специфические территориальные образования) имеют свои органы управления, являющиеся правительствами общего назначения и предоставляющие свои услуги в пределах данной территории. Каждый орган самоуправления может формировать свой собственный бюджет, вводить налоги и реализовывать различные действия по обеспечению поступлений в него.

Органы местного самоуправления имеют в своем распоряжении сравнительно ограниченное число налоговых источников, во многом однотипных с налогами штатов. Наибольшее значение среди местных налогов принадлежит поимущественному налогу. Налог взимается один раз в год с физических и юридических лиц, владеющих собственностью. Базой для определения этого налога является оценочная стоимость собственности. Почти в половине штатов взимается местный налог с продаж, являющийся дополнением к одноименному штатному налогу. Доходы от этого налога собираются в штате, а затем возвращаются тому органу местного самоуправления, на территории которого они были получены [21, с.103].

 

2.3 Сравнительная характеристика  и возможность использования опыта зарубежных стран в реформировании российской налоговой системы

 

Налоговая система не должна создавать дополнительных препятствий налогоплательщикам (как юридическим, так и физическим лицам), привлекающим заемный капитал. Для решения данной задачи необходимы два основных условия: во-первых, обеспечить вычет сумм процентов, уплаченных за пользование заемными ресурсами, при определении налоговой базы; во-вторых, исключить из налогового законодательства положения, связанные с налоговыми рисками в случае привлечения налогоплательщиком заемных ресурсов. Используемый налоговый режим может увеличивать стоимость их привлечения (в случае частичного включения в расходы, учитываемые при налогообложении), либо, напротив, стимулировать заимствования на кредитном рынке или рынке ценных бумаг (путем создания льготного порядка налогообложения).

Информация о работе Налоги России и стран рыночной экономики