Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – раскрыть понятие налоговой системы России, её сущность, проблемы и перспективы развития, рассказать о классификации налогов, о функциях и роле налогообложения в экономической системе общества.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие налогов и их сущность 5
2. Принципы налогообложения 6
3. Функции налогов 8
4. Налоговая система и ее характеристика 11
5. Элементы налоговой системы 12
6. Налоговая система и налоговое бремя 17
7. Принципы, в соответствии, с которыми формируются национальные налоговые системы 21
8. Правовая основа налоговой системы 22
9. Структура российской налоговой системы 25
Заключение 28
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Макроэкономика.docx

— 58.43 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение 3

1. Понятие налогов и их сущность 5

2. Принципы налогообложения 6

3. Функции налогов 8

4. Налоговая система и ее характеристика 11

5. Элементы налоговой системы 12

6. Налоговая система и налоговое  бремя 17

7.  Принципы, в соответствии, с которыми  формируются национальные налоговые  системы 21

8.  Правовая основа налоговой системы 22

9. Структура российской налоговой  системы 25

Заключение 28

Список  литературы 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Данная  тема – «Налоговая система России: понятие и основные элементы»  – сложна, интересна и в то же время важна, потому что одним  из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства  является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.

Взимание  налогов – древнейшая функция  и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. В западном опыте создания  и функционирования эффективной налоговой системы немало ценного и полезного. Но при его использовании необходимо принимать во внимание и объективные условия, в которых создается и развивается налоговая система, и конкретное состояние экономики в каждой стране, и уровень накопленных богатств, и даже психологические установки и традиции населения.

 Однако, как показывает опыт развития  благополучных стран, успех национальной реформы,  прежде всего, зависит от надёжности государственных гарантий свободы, обоснованности и стабильности правоотношений. Отсутствие или неэффективность таких гарантий, как правило, создаёт угрозу экономической безопасности государства, о реальности которой в условиях российской действительности свидетельствует кризис неплатежей, падение объёмов производства, инфляция и другое.

 Экономические  преобразования в современной  России и реформирование отношений  собственности существенно повлияли  на реализацию государством своих  экономических функций и закономерно  обусловили реформирование системы  налогов. На пути к рыночной  экономике налоги становятся  наиболее действенным инструментом  регулирования новых экономических  отношений. В частности, они  призваны ограничивать стихийность  рыночных процессов, воздействовать  на формирование производственной  и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Особенность реформирования экономики в России такова, что налоги и налоговая  система не могут эффективно функционировать  без соответствующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика.

Другая  особенность экономической реформы  в России заключается в повышении роли хозяйствующих субъектов и усиление государственного контроля за деятельностью предпринимательской сферы.

Цель  данной работы – раскрыть понятие  налоговой системы  России, её сущность, проблемы и перспективы развития, рассказать о классификации налогов, о функциях и роле налогообложения в экономической системе общества.

 

1. Понятие налогов и  их сущность

 

Налоги  возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса  и есть сущность налога.

Налоги - это обязательные индивидуально-безвозмездные  денежные платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Они взимаются в порядке и размере, установленном законом.

Налоговая система базируется на соответствующих  законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым относятся:

объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;

субъект налога – это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;

источник налога, то есть доход из которого выплачивается налог;

ставка налога – величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;

налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога;

срок уплаты налога – срок в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (предприятий, организаций) и численностью граждан, зарегистрированных  в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, а так же граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.

2. Принципы налогообложения

 

Налогообложение  базируется  на  ряде  принципов.

 Главный принцип: как бы велики ни были потребности государства в финансовых средствах, налоги  не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в  хозяйственной  деятельности1.

Следующий важный принцип – определённость: порядок налогообложения устанавливается заранее, размеры налога  и сроки его уплаты известны заблаговременно. Общепризнанные принципы: однократный,  обязательный  характер  уплаты  налога, простота  и  гибкость.

В этих принципах представлены интересы государства  и налогоплательщиков.

Налоги  в их сущности и содержании на практике предстают в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей, которые в совокупности образуют налоговые системы различных стран.

По  набору налогов, их структуре, способам взимания, ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, сфере действия, льготам можно выделить две главные общие черты:

Постоянный  поиск путей увеличения налоговых  доходов государства.

Построение  налоговых систем на базе общепринятых принципов экономической теории о равенстве, справедливости и эффективности налогообложения.

Налоги  различаются  по  объекту  налогообложения  и  по механизму  расчёта  и  взимания, по  их  роли  в  формировании  доходной  части бюджета.

По  способу взимания

По  способу взимания налоги подразделяются на кадастровые, декларируемые и изымаемые у источника.

Кадастровый способ представляет собой дифференциацию объектов налога по группам по определенному признаку. Для каждой группы устанавливается индивидуальная ставка налога, не зависящая от доходности объекта. Например, налог на транспортное средство взимается без учета того, используется оно или нет.

Декларируемый способ – это уплата налога субъектом после получения дохода на основе декларации.

Изымаемые у источника налоги перечисляются в бюджет до выплаты дохода, например заработная плата, которую сотрудники получают уже за вычетом налога.

Прямые  и косвенные

По  критерию объекта налогообложения  все  налоги  подразделяются  на  прямые и косвенные. Плательщиком прямых налогов является тот, кто получает  доход  или  владеет  имуществом, т.е. конкретное  физическое  или  юридическое  лицо. К  числу прямых  налогов  относятся: подоходный  налог, налог  на  прибыль и  др. Косвенные  налоги: акцизы, налог  на  наследство, на  сделки  с  недвижимостью  и  ценными  бумагами, таможенные пошлины. Окончательный  плательщик  этого  налога  потребитель, на которого налог перекладывается  путём  надбавки  к  цене товара  или  услуги.

Личные  и реальные

Налоги  подразделяются также на личные и реальные. Личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность, реальные подвергают обложению деятельность или товары, продажу, покупку или владение имуществом (собственностью) независимо от индивидуальных финансовых обстоятельств налогоплательщика. 

 

 

3. Функции налогов

 

Сущность  налогов находит свое проявление в выполняемых ими функциях.

Функции налогов – это такие их свойства, которые позволяют использовать налоги в качестве инструментов формирования доходов государства, распределения, перераспределения доходов в обществе в интересах обеспечения жизнедеятельности государства, экономического развития и решения социальных проблем страны. Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств2. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Итак, основные функции налогов следующие:

Фискальная

Регулирующая

Контролирующая

Фискальная  функция

Фискальная или бюджетная функция первична в историческом и содержательном аспектах.

После возникновения государства потребовались  средства для выполнения им тех или  иных функций.  Содержательная же функция  – это необходимость обеспечения  возможности экономического существования  государства. Таким образом, суть фискальной функции заключается в финансировании государственных расходов, в формировании финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления им своих функций. Суть направлена на изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и сферы нематериального производства, не имеющей собственных источников доходов.

Из  фискальной функции налогов вытекает их распределительная функция. То есть происходит перераспределение доходов  юридических и физических лиц  в интересах реализации крупных  народнохозяйственных, социальных, научно-технических, экономических программ.

Регулирующая  функция

Регулирующая  функция имеет первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику. Трудно представить себе нерегулируемую государством экономическую систему. Налоговое регулирование представляет собой комплекс мероприятий, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с концепцией развития. Регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная  правительством. Через налоги власти воздействуют на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе.

Регулирующая  функция налогов осуществляется путем применения отлаженной системы налогообложения, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ, выплаты пособий и т.п. При  помощи налогов можно поощрять или сдерживать определенные виды деятельности (повышая  или  понижая  налоги), направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.

Предоставляя  льготы, государство решает серьезные, порой стратегические задачи. Например, не облагая налогами часть прибыли, идущую на внедрение новой техники, оно поощряет технический прогресс. А, не облагая налогами часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем.

Таким образом, здесь ярко выражена стимулирующая направленность функции, которая реализуется через систему льгот, исключений, преференций. Еще одна направленность  регулирующей функции - социальная функция – поддержание  социального  равновесия путём  изменения  соотношения  между  доходами  отдельных социальных  групп  с  целью  сглаживания  неравенства  между  ними.

Самыми  социально  несправедливыми  являются  косвенные  налоги, так  как  они  перекладываются  через  цены  на  потребляемые  товары  в  одинаковой  степени  на  лиц  с  высокими  и  низкими  доходами. Особое место занимает воспроизводственное назначение, которое направлено на компенсацию и возмещение потребляемых ресурсов. Такую нагрузку несут в себе плата за воду, пользование природными ресурсами, отчисления на производство материально-сырьевой базы, в дорожные фонды.

Контролирующая  функция

Контролирующая  функция позволяет установить соотношение  между налоговыми поступлениями и потребностями государства в финансовых ресурсах, определить направления эффективного использования и контролировать движение ресурсов, внося изменения в действующую налоговую систему. Выполнение контролирующей функции предопределяется обеспечением налоговой дисциплины - своевременным выполнением своих обязательств субъектами налогообложения.

Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых  поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления  регулирующей функции налогов. В  то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение  развития и роста доходности производства, позволяет государству получить больше средств. Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении фискальной функции они оказывают влияние лишь при переходе капитала из его товарной формы в денежную, и наоборот, то система регулирования воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Налоговое регулирование затрагивает и социальную, и экологическую сферы.

Информация о работе Налоговая система РФ