Налоговая система России и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 16:49, курсовая работа

Описание работы

Задачи любой налоговой системы меняются с учетом предъявляемых к ней политических, экономических и социальных требований. Из простого инструмента мобилизации доходов государственного бюджета налоги давно превратились в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на темпы и условия функционирования экономики. Налогообложение всегда являлось и является важнейшей социально-экономической проблемой любого общества, так как ни одно государство не может обойтись без налогов. При этом налоговая система затрагивает интересы всех налогоплательщиков.
Налогам принадлежит решающая

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...... 3
1. Теоретические основы налоговой системы РФ
1.1. История становление налоговой системы в России…………....................................................................................... 5
1.2. Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ……………………………………………….................... 10
1.3. Правовое регулирование налоговой системы РФ………………….. 15
2. Анализ функционирования налоговой системы
2.1. Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы……………………………………………………………... 22
2.2. Анализ структуры и динамики налоговых доходов, поступивших в бюджетную систему РФ в 2011 году………………………………... 24
3. Направления совершенствования налоговой системы РФ
3.1. Предложения по совершенствованию налогового регулирования.. 27
3.2 Основные направления бюджетной политики на 2012 год и
плановый период 2013-2014 годов………………………………….. 29
3.3 Перспективы совершенствованиям налоговой системы в
международном сотрудничестве…………………………………….. 32
Заключение…………………………………………………………………… 36
Список литературы…………………………………………………………... 37
Приложения…………………………………………………………………... 39

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ 2.doc

— 284.50 Кб (Скачать файл)


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра экономики

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ И ПУТИ ЕЁ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель: ст. преподаватель

Слета Е.В.

Выполнил: студент группы 4А96

Багавиева Л.Ф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск  2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………...... 3

 

1.      Теоретические основы налоговой системы РФ

 

1.1. История становление налоговой системы в России…………....................................................................................... 5

1.2. Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ……………………………………………….................... 10

1.3. Правовое регулирование налоговой системы РФ………………….. 15

2.      Анализ функционирования налоговой системы

2.1. Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы……………………………………………………………...    22

2.2. Анализ структуры и динамики налоговых доходов, поступивших в бюджетную систему РФ в 2011 году………………………………... 24

3.      Направления совершенствования налоговой системы РФ

     3.1. Предложения по совершенствованию налогового регулирования.. 27

     3.2 Основные направления бюджетной политики на 2012 год и            

           плановый период 2013-2014 годов………………………………….. 29          

     3.3 Перспективы совершенствованиям налоговой системы в

           международном сотрудничестве…………………………………….. 32

Заключение…………………………………………………………………… 36

Список литературы…………………………………………………………... 37

Приложения…………………………………………………………………... 39


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Задачи любой налоговой системы меняются с учетом предъявляемых к ней политических, экономических и социальных требований. Из простого инструмента мобилизации доходов государственного бюджета налоги давно превратились в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на темпы и условия функционирования экономики. Налогообложение всегда являлось и является важнейшей социально-экономической проблемой любого общества, так как ни одно государство не может обойтись без налогов. При этом налоговая система затрагивает интересы всех налогоплательщиков.

   Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета и представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, без государственного регулирования системы налогообложения, невозможно. Устанавливая налоговые ставки, льготы и штрафные санкции, государство стимулирует ускоренное развитие важнейших регионов страны, отраслей и производств, способствуя решению актуальных для общества проблем.

   Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.

   По мере развития рыночных отношений присущие налоговой системе недостатки приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве изменений. Это является тормозом экономического и социального развития государства и его территориальных образований, вызывает массовое недовольство налогоплательщиков.

   В перспективе налоговая система Российской Федерации должна выработать такой механизм, где налоги являются одним из наиболее действенных методов государственного управления экономикой в условиях рыночных отношений. Поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны.

   Сказанное позволяет заключить, что выбранная тема курсовой работы «Налоговая система России и пути её совершенствования» является актуальной.

   Объектом исследования в курсовой работе выступает налоговая система Российской Федерации. Предметом исследования является налоговые доходы бюджетов всех уровней и проблемы их исполнения.

   Цель курсовой работы – проанализировать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития.

   Для достижения указанной цели, в работе поставлены следующие задачи:

1.  изучить исторический аспект становления налоговой системы в России;

2.  дать детальную характеристику налоговой системы Российской Федерации;

3.  выделить основные проблемы, которые характерны для налоговой системы Российской Федерации;

4.  проанализировать динамику налоговых доходов бюджета РФ с целью выявления основных тенденций в налоговой системе Российской Федерации;

5.  оценить перспективы развития налоговой системы РФ;

6.  предложить направления совершенствования налоговой системы РФ.

   Теоретической базой курсовой работы выступили труды ведущих отечественных специалистов по экономике и налогообложению таких, как Врублевская О. В., Александров И.М, Казак А.Ю, Майбуров И.А, Перов А.В, Шаталов С. Д, Черник Д.Г., Пансков В.Г. и других; публикации в научных журналах, таких как «Налоги и налогообложение» и «Налоговая политика и практика»; экономические словари Архиповой А.И и Грязновой А.Г.

   Курсовая работа состоит из трёх частей. В первой части излагаются теоретические основы налоговой системы РФ. Во второй части курсовой работы проводится анализ функционирования налоговой системы РФ. В третьей - на основе проведенного исследования рассматриваются перспективы развития налоговой системы РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы налоговой системы Российской Федерации

1.1 История становление налоговой системы в России

 

   Российская налоговая система на протяжении времени практически всегда складывалась, развивалась и претерпевала те или иные изменения, вместе с изменениями в её политическом устройстве и вместе с историческими вехами.

   Финансовая система Древней Руси стала складываться только с конца IX в. в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались как «дань». Первоначально дань носила нерегулярный характер в виде контрибуции с побежденных народов. Со временем, дань выступила систематическим прямым налогом, который уплачивался деньгами, продуктами питания и изделиями ремесла. Дань взималась повозом, когда она привозилась в Киев, а также полюдьем, когда князья или его дружины сами ездили за нею. Единицей обложения данью в Киевском государстве служил «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом хозяйстве.

   Косвенные налоги взимались в форме торговых и судебных пошлин. Особое распространение получил так называемый «мыт» - пошлина, взимаемая при провозе товаров через заставы. Размер дани выступал постоянным источником внутригосударственных конфликтов [28, c.4].

   В период феодальной раздробленности Руси большое значение приобретают пошлины за провоз товаров по территории владельца земли, причем пошлины взимались за каждую повозку. Именно с этого момента зафиксированы первые попытки налоговой оптимизации купцы максимально нагружали товарами свои повозки, причем так, что иногда товары выпадывали. В качестве контрмеры местные князья ввели правило, согласно которому товар, выпавший из повозок переходил в их собственность.

   В XIII в. после завоевания Руси Золотой Ордой иноземная дань выступила формой регулярной эксплуатации русских земель. Взимание дани началось после переписи населения, проведенной в 1257г. монгольскими «численниками» под руководством Китата, родственника великого хана. Единицами обложения были: в городах — двор, в сельской местности — хозяйство. Известно 14 видов «ордынских тягостей», из которых главными были: «выход» («царева дань»), налог непосредственно на монгольского хана; торговые сборы («мыт», «тамка»); извозные повинности («ям», «подводы»); взносы на содержание монгольских послов («корм») и др. Ежегодно из русских земель в виде дани уходило огромное количество серебра. «Московский выход» составлял 5–7 тыс. руб. серебром, «новгородский выход» — 1,5 тыс. руб. Данные поборы истощали экономику Руси, мешали развитию товарно-денежных отношений.

   Непомерные поборы выступали постоянной причиной вооруженной борьбы русского народа. Великий Московский князь Иван III Васильевич (1462—1505 гг.) в 1476 году полностью отказался от уплаты дани.

   После свержения монголо-татарской зависимости налоговая система была реформирована Иваном III, который, отменив выход, ввел первые русские косвенные и прямые налоги. Основным прямым налогом выступил подушный налог, взимаемый в основном с крестьян и посадских людей. Особое значение при Иване III стали приобретать целевые налоговые сборы, которые финансировали становление молодого Московского государства. Их введение обуславливалось необходимостью осуществления определенных государственных расходов: пищальные (для литья пушек), полоняничные (для выкупа ратных людей), засечные (для строительства засек-укреплений на южных границах), стрелецкая подать (на создание регулярной армии) и т.д. Ведущее место в налоговой системе продолжали занимать акцизы и пошлины.

   В царствование Ивана III закладываются первые основы налоговой отчетности. К этому времени относится и введение первой налоговой декларации — «сошного письма». Площадь земельных площадей переводилась в условные податные единицы «сохи», на основании которых осуществлялось взимание прямых налогов.

   В царствование царя Алексея Михайловича (1629—1676 гг.) система налогообложения России была упорядочена. Так в 1655 году был создан специальный орган — Счетная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета.

   В связи с постоянными войнами, которая вела Россия в XVII в. налоговое бремя было чрезвычайно огромным. Введение новых прямых и косвенных налогов, а также повышение в 1646 году акциза на соль в четыре раза, привело к серьезным народным волнениям и соляным бунтам.

   Промахи в финансовой и налоговой политике государства настоятельно требовали подведения теоретической базы для деятельности государства на фискальном поле.

   Эпоха реформ Петра I (1672—1725 гг.) характеризовалась постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство новых городов и крепостей. К уже традиционным налогам и акцизам добавлялись все новые и новые, вплоть до знаменитого налога на бороды. В 1724 году, взамен подворного обложения Петр I вводит подушный налог, которым облагалось все мужское население податных сословий (крестьяне, посадские люди и купцы). Налог шел на содержание армии и был равен 80 коп. в год с 1 души. Необходимо отметить, что подушный налог составлял около 50% всех доходов в бюджете государства.

   Кроме того, в связи с учреждением специальной государственной должности — прибыльщик, обязанных «сидеть и чинить государю прибыль» количество налогов регулярно увеличивалось. Так были введены гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов и т.д. С церковных верований также взимался соответствующий налог.  В результате реформы системы органов государственного управления из двенадцати коллегий-министерств — четыре отвечали за финансовые и налоговые вопросы.

   В период правления Екатерины II (1729—1796 гг.) система финансового управления продолжала совершенствоваться. Так, в 1780 году по указу Екатерины II были созданы специальные государственные органы: экспедиция государственных доходов, экспедиция ревизий, экспедиция взыскания недоимок. Для купечества была введена гильдейская подать — процентный сбор с объявленного капитала, причем размер капитала записывался «по совести каждого».

   Основной чертой налоговой системы XVIII в. необходимо назвать большое значение косвенных налогов по сравнению с налогами прямыми. Косвенные налоги давали 42% государственных доходов, причем почти половину этой суммы приносили питейные налоги [21, c.35].

   Вплоть до середины XVIII в. в русском языке для обозначения государственных сборов использовалось слово «подать». Впервые же в отечественной экономической литературе термин «налог» употребил в 1765 году известный русский историк А. Поленов (1738—1816 гг.) в своей работе «О крепостном состоянии крестьян в России». А с XIX в. термин «налог» стал основным в России при характеристике процесса изъятия денежных средств в доход государства.

Информация о работе Налоговая система России и пути ее совершенствования