Налоговая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение и анализ существующей в настоящее время в России налоговой системы, выявление ее недостатков и проблем. Для достижения данной цели я ставила перед собой ряд задач. Во-первых, изучить исторический опыт реформирования систем налогообложения в нашей стране. Во-вторых, описать действующую в Российской Федерации налоговую систему и законодательную базу ее построения. В-третьих, постараться выявить ее недостатки.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ГЛАВА 1. Налоговая система Российской Федерации: прошлое и настоящее 1.1 Особенности современной налоговой системы России
1.2 Опыт реформирования налоговых систем в России
1.3 Налоги как фактор развития единого общероссийского рынка
1.4 Недостатки налоговой системы России
ГЛАВА 2. Основные налоги Российской Федерации
2.1 Налог на добавленную стоимость (НДС)
2.2 Акцизы
2.3 Подоходный налог
2.4 Налог на прибыль
2.5 Прочие федеральные налоги
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике (черн).docx

— 76.28 Кб (Скачать файл)

Налоговая реформа 1930 года сыграла решающую роль в концентрации и направлении  финансовых ресурсов государства на развитие отраслей народного хозяйства, особенно промышленности.

Установленная в ходе налоговой реформы система  платежей предприятий просуществовала  до середины 60-х годов, когда в  стране были намечены меры по коренному  повышению эффективности работы предприятий, усилению роли прибыли  как экономической категории. Необходимость  таких мер была обусловлена слабыми  сторонами системы платежей в  бюджет, взимавшихся с предприятий. Комплекс мер в этом направлении  был разработан. Одной из них явился перевод министерств на нормативный  метод распределения прибыли.

Новый этап в развитии обязательных платежей государственных предприятий  в бюджет и приближении их к  налоговой форме связан с принятием  Закона СССР ''О государственном  предприятии'' от 30 июня 1987 года, направленного  на углубление централизованных начал  в развитии народного хозяйства  как единого целого, на усиление экономических методов управления, использование полного хозяйственного расчета и самофинансирования на предприятиях.

В 1988 году  на государственные, кооперативные  и другие общественные предприятия  и организации был распространен  взимавшийся прежде только с граждан  налог с владельцев транспортных средств. В 1991 году был введен косвенный  налог с продаж, Вносимый юридическими лицами и взимавшийся в конечном итоге с потребителей через соответствующую  надбавку к цене товара. В этот период был закреплен принцип самостоятельности  республиканских и местных бюджетов.

Таким образом, реформирование налогообложения  проходило одновременно с решением проблем федерализма и местного самоуправления и в связи с  ним. Оно было увязано также с  изменениями финансовой системы  и системы финансово-кредитных  органов, их функций.

Постепенно был составлен целый  пакет законов о налогах в  России. Обобщающим в отношении всех них явился Закон ''Об основах налоговой  системы в Российской Федерации'' от 27 декабря 1991 года, который оформил  проведение налоговой реформы в  России как самостоятельном государстве  и установил в целом новую  систему налогообложения, исходящую  из задач перехода к рыночной экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Налоги как  фактор развития единого общероссийского  рынка.

Развитие единого рынка  в любой стране объективно нуждается  в единой системе налогового законодательства. Отсутствие системности и единства налогообложения может не только затруднить становление российской рыночной экономики, но и привести к  разрушению единого рыночного пространства, налоговым и бюджетным асимметриям, зонам бегства капиталов. Некоторые  признаки таких противоречий существуют в современной российской действительности.

Единство налогового законодательства в принципе может быть обеспечено и без формального наличия  Налогового кодекса. Опыт России 1992-1995 гг. подтверждает это: на основе федеральных (республиканских) законов о налогах, находящихся в единой связке - налог  на прибыль, налог на добавленную  стоимость, акцизы и др., обеспечивалось единое налоговое поле, за исключением  некоторых субъектов Федерации (Якутия, Татарстан, Башкортостан), которые политическими  средствами добились некоторых существенных преференций, в том числе и  через раздел продукции (алмазов, нефти).

Поэтому очень важно, чтобы  были реализованы на практике положения, содержащиеся в законе о федеральном  бюджете на 1996 год: “Не подлежат применению налоговые льготы, предоставленные актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также договоры с Правительством Российской Федерации, устанавливающие особый порядок применения действующих законодательных норм и противоречащие единому подходу в финансово-бюджетных взаимоотношениях федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации (статья 30)”.

Налоговая асимметрия - это  проблема общей федеративной и бюджетной  политики, одобряемой или не одобряемой на верхнем законодательном уровне. Она может “вписываться” в  общероссийское рыночное пространство или противоречить ему. В условиях действующих договоров федеральных  органов исполнительной власти с  органами исполнительной власти субъектов  Федерации некоторые элементы финансовых соотношений о налогах противоречат законодательству и Конституционным  принципам поддержки конкуренции  и равных прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации, поскольку вне законодательного оформления облегчают одним и  утяжеляют другим бремя налогообложения  и нарушают равные условия конкуренции  капиталов и товаров. Налоговая  асимметрия может быть в едином рыночном пространстве без нарушения законов  обращения и конкуренции капиталов  и товаров, если она предоставляется  с соответствующими ограничительными условиями, носит компенсационный  характер и застрахована от использования  в качестве инструмента сепаратизма  системой санкций. Очевидно, что при  этом налоговая асимметрия, предоставляемая  центром какому-то субъекту Федерации, должна быть одобрена не менее 2/3 всех субъектов Российской Федерации  и прежде всего соседними субъектами Федерации, экономические интересы и ресурсы которых могут быть в той или иной степени в  первую очередь востребованы и использованы субъектом Федерации, получающим налоговые  преимущества.

В 1994-1995 гг. ситуация с проблемой  сохранения единого рыночного пространства, развития общероссийского рынка  стала коренным образом изменяться с началом действия новой налоговой  конституции и формированием  новых органов законодательной (представительной) власти субъектов Федерации. Во-первых, Конституция резко расширила  законодательные полномочия субъектов  Федерации в бюджетной и налоговой  областях, ввела институт современных  налоговых и экономических полномочий. Во-вторых, новые органы законодательной  власти субъектов Федерации (законодательные  собрания, областные думы, республиканские  парламенты, советы) стали проявлять  высокую активность в разработке и принятии республиканских, краевых  и областных законов о бюджете, бюджетном процессе и налоговых  льготах. Этот вал бюджетно-налогового законодательства необходимо упорядочить  и подчинить ценностям общего рынка, который только и может  создать условия прогресса для  всех субъектов Федерации без  ущемления их взаимных интересов  и тем более без возведения экономических, таможенных и других барьеров.

 

 

 

 

1.4 Недостатки  налоговой системы России.

Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования  социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

С самого начала построения налоговой системы России был  взят фискальный ориентир. Налоговая  система стала приобретать конфискационный характер. Через различные налоги у предприятий изымается 85-90% прибыли. Современная российская налоговая система лишена стимулирующего начала, которое в современных условиях развития должно осуществляться при реализации всех функций налогообложения - фискальной, распределительной и регулирующей.

Основной целью российской налоговой системы была определена, прежде всего, ликвидация дефицита бюджета. Это определялось не только преобладанием  монетаристского подхода к ее построению в его одностороннем  понимании без учета конкретных российских условий, но и требованиями международных финансово-кредитных  организаций, которые для предоставления кредитов поставили условия - стабилизация рубля и сокращение бюджетного дефицита.

Основной недостаток налоговой  системы России состоит в том, что она ориентирована на устранение дефицитности бюджета изъятием доходов  предприятий. Нет достаточной увязки налоговой системы с развитием  экономики и деятельностью непосредственных ее субъектов - предприятий. Потеря такой  взаимосвязи привела к тому, что  налоговая система развивается  сама по себе, а предприятия, испытывая  ее чрезмерное давление, - сами по себе. Многие поставлены на грань убыточности  и банкротства. При этом предприятия  заинтересованы в получении минимальной  прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Налоговая система должна быть повернута  к производству, стимулируя его рост и тем самым, увеличивая базу налогообложения.

Налоговая политика России строится пока исходя из принципа - “чем больше ставка, тем лучше для государства  и построения рыночной экономики”. В итоге - недобор налогов (как  минимум 20-30% налоговых сумм), сокращение производства товаров, падение инвестиционной активности и отсутствие какой-либо заинтересованности предприятия в  развитии производства.

Налоговая система должна базироваться на оптимальном сочетании интересов  всех социальных слоев общества - предпринимателей, работников, государственных служащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в получаемых доходах. Такая социальная функция налогов имеет большое  значение для обеспечения социального  равновесия в обществе.

Наша налоговая система  построена так, что налоговые  платежи возрастают по мере роста  цен. Это очень удобно с точки  зрения фискального содержания системы, но совершенно неприемлемо с позиций  обоснованности налогообложения. Создается  иллюзия роста доходности бюджета, тогда как на самом деле все  это обусловлено инфляционным фактором - идет процесс “накачивания” налоговой  массы, но в то же время увеличивается  дефицитность бюджета, так как инфляционный фактор еще в большей степени  влияет на его расходы.

Одним из наиболее существенных недостатков действующей налоговой  системы является то, что она почти  не стимулирует формирования в экономике  наиболее важных пропорций развития. Ядром такой пропорциональности является соотношение темпов роста  производительности труда и фонда  потребления, как на макро-, так и  на микро-уровне.

Пока же налоговая система  России не ориентирована на косвенное  поддержание указанного соотношения  налоговыми методами, хотя и была сделана  попытка через налогообложения  прибыли предприятий воздействовать на сокращение темпов роста фонда  потребления на предприятиях через  минимальный необлагаемый его размер. Но такой порядок налогообложения  не решает главнейшей проблемы - стимулирования роста производительности труда, вызывая  у предприятий желание, найти  всевозможные ухищрения для сокрытия фонда заработной платы, и, прежде всего  его распределения на большую  численность работников, то есть фактически стимулирует непроизводительный труд с минимальной оплатой, падение его производительности.

Все еще актуальной остается задача обеспечить формирования такой  системы налогообложения, которая  способствовала бы развитию экономики, формированию полноценных субъектов  рынка с одновременным постепенным  решением проблемы сокращения дефицитности бюджета и достижения финансовой стабилизации с последующим переходом  к экономическому росту. Понятно, что  взвешенной налоговой политике принадлежит  особая роль. Наряду с фискальной ролью  налоговая система в условиях становления рынка должна выполнять  активную стимулирующую функцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Основные налоги Российской Федерации.

  • 2.1 Налог на добавленную стоимость (НДС)
  • С 1992 г. в России одним  из двух основных федеральных налогов стал налог на добавленную стоимость (НДС)1. Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

    Облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) исходя из применяемых цен и тарифов без включения в них налога на добавленную стоимость. В облагаемый оборот включаются также суммы денежных средств, полученные предприятиями за реализуемые ими товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения или направленные в счет увеличения прибыли; суммы авансовых и иных платежей, поступивших в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг) на расчетный счет, и суммы, полученные в порядке частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары.

    При обмене товарами, при  их передаче безвозмездно или с частичной  оплатой, а также при их реализации по ценам не выше себестоимости облагаемый оборот определяется исходя из рыночных цен, определенных с учетом фактической себестоимости и прибыли, исчисленной по предельному уровню рентабельности, установленному Правительством РФ для предприятий-монополистов. При использовании внутри предприятия товаров собственного производства, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, за основу определения облагаемого оборота принимается стоимость этих или аналогичных товаров, исчисленная по применяемым ценам, а при их отсутствии — из фактической себестоимости. При изготовлении товаров из давальческого сырья и материалов облагаемым оборотом является стоимость их обработки.

    У предприятий розничной  торговли облагаемый оборот при реализации товаров определяется в виде разницы  между ценами их реализации и ценами, по которым они производят расчеты  с поставщиками, включая сумму  налога на добавленную стоимость. Аналогично определяется облагаемый оборот при аукционной продаже товаров. Для строительных, строительно-монтажных и ремонтных организаций облагаемым оборотом является стоимость выполненных работ, принятых заказчиком.

    В налогооблагаемую базу по импортируемым товарам включаются таможенная стоимость товара, таможенная пошлина, а по подакцизным товарам — и сумма акциза.

    Для расчета НДС из общего объема реализации продукции вычитается стоимость закупок у поставщиков. Сумма налога определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованную продукцию (товары, услуги), и суммами налога, уплаченными поставщикам за материальные ресурсы и услуги, стоимость которых относится на издержки производства. Подобная база обложения достаточно стабильна.

    Как видим, НДС является косвенным  налогом на потребление. Налог взимается в тот момент, когда совершается акт купли-продажи, и до тех пор, пока продукция (работы, услуги) не дойдет до конечного потребителя. В результате достигается сочетание обложения на всех стадиях производства и обращения с реальным участием каждого из звеньев в уплате налога. Технически механизм взимания НДС удобен и обеспечивает быстрое поступление налога в бюджет.

    Информация о работе Налоговая система России