Налоговая система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - раскрыть сущность налогов и налоговой системы в современных условиях. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение налогов и налоговой системы
раскрыть принципы и функции налогообложения
дать характеристику налоговой системе РФ

Содержание работы

Введение……………………………………………...……………………………3
1. Сущность налогов и их роль в экономике государства ………...…………...5
2. Принципы построения налоговой системы ……….……….……………….10
3. Налоговая система Российской Федерации …………...……………………11
Заключение…………………………………………………….…………………25
Список использованной литературы……………………….………………….26

Файлы: 1 файл

Kursovaya_po_finansam_1.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Основные направления  совершенствования налоговой системы  России в этом общем контексте видятся следующими:

1) ослабление налогового  бремени и упрощение

налоговой системы путем  отмены низкоэффективных налогов и отчислений во внебюджетные фонды;

2) расширение налоговой  базы благодаря отмене ряда

налоговых льгот, расширению круга плательщиков налогов и  облагаемых доходов в соответствии с принципом “налоговой справедливости”;

3) постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на физических лиц;

4) решение комплекса проблем, связанных со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства.

На данный момент целесообразно:

- резко увеличить налогооблагаемую  базу и ставки ресурсных платежей  как

основной составляющей дифференциальной ренты, которая должна поступать в доход государства;

- расширить права местных  органов при установлении ставок  налогов на

имущество юридических  лиц (но исключить налогообложение  оборотных средств) и граждан;

- расширить меры по  налоговому стимулированию инвестиционного процесса и преимущественного направления предприятиями средств на развитие, совершенствование и расширение производства, развитие малого бизнеса, поддержку аграрного сектора;

- усилить социальную  направленность налогов. Для этого нужно постоянно

увеличивать, с одной  стороны, необлагаемый минимум доходов  граждан, а с

другой - ставку подоходного  налога лиц с очень высокими доходами, а также

расширить круг подакцизных  предметов роскоши и повысить ставки акцизов на них.

В перспективе, когда будет обеспечена финансовая стабилизация и в полную силу

задействованы рычаги рыночной саморегуляции экономики, можно  ставить вопрос о формировании сбалансированной (с изменением некоторых акцентов) системы взимания налогов, выполняющей не только фискальную (для обеспечения потребностей государства), но и в должной мере стимулирующую и регулирующую функции.

Реформирование действующей  налоговой системы должно осуществляться в

направлениях создания благоприятных налоговых условий  для

товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств в

инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для

иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения  приоритетных задач

развития российской экономики. Эти направления имеют  непосредственное

отношение практически  ко всем федеральным и региональным налогам. Среди них ключевое значение получают налоги на прибыль и на добавленную стоимость, которые в решающей мере определяют налоговое бремя на товаропроизводителей и благодаря этому способны либо подавить производство, либо стать мощным рычагом его стимулирования.

 

 

 

5.1 Проблемы  налоговой системы РФ

 

Уплачиваемые  налоги представляют собой особую форму  инвестиций в социальную среду и  носят возвратный характер. Их нельзя рассматривать как акцию по конфискации части собственности, так как они должны вернуться предпринимателю в форме расширения потребительского спроса, в виде новых технологий, товаров, более развитой инфраструктуры услуг, более благоприятным условиям ведения бизнеса и, что немаловажно, возросшим доверием граждан.

Главной проблемой  налоговой системы РФ является уклонение  налогоплательщиков от уплаты налогов.  

По оценкам  специалистов, в хозяйственной практике присутствует четыре основных мотива уклонения то уплаты: моральные, политические, экономические и технические.

Одной из главных  причин уклонения от уплаты налогов  является нестабильное финансовое положение  налогоплательщика, и чем оно  неустойчивее, тем сильнее намерение  скрыть налоги.

Еще одна из причин уклонения от налогов – сложность и противоречивость налогового законодательства. Результаты собираемости налогов напрямую зависят от четкости изложения методик налогообложения, технической оснащенности налоговых инспекций, профессиональной подготовленности их работников, а также от уровня знаний граждан и организаций в области налогового законодательства.

Налоговая практика выработала два основных метода воздействия  на поведение налогоплательщиков: предупреждение нарушений (превентивные меры) и наказание (репрессивные меры). В настоящее время, к сожалению, наиболее распространены последние. Однако тезис, согласно которому соблюдение налоговой дисциплины можно добиться только путем ее ужесточения, представляется, по меньшей мере, ошибочным, так как применение таких мер вызывает в отношениях с налогоплательщиками враждебность и ведет к противоборству. А отношения противостояния крайне негативно отражаются на результатах собираемости налогов и требуют значительных усилий для ее повышения. Совершенствование налогового законодательства, безусловно, важная составляющая комплекса предупредительных мероприятий, но не единственная и не самая сложная. Гораздо более серьезной является задача создания конструктивной налоговой культуры, основы которой составляло бы добровольное соблюдение налоговых законов большинством налогоплательщиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение   

 Экономические  преобразования в современной  России и реформирование отношений  собственности существенно повлияли  на реализацию государством своих  экономических функций и закономерно  обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.  

 Однако, как  показывает опыт развития благополучных  стран, успех национальной реформы  прежде всего зависит от надежности  государственных гарантий свободы,  обоснованности и стабильности  правоотношений, Отсутствие или неэффективность таких гарантий, как правило, создает угрозу экономической безопасности государства, о реальности которой в условиях российской действительности свидетельствуют кризис неплатежей, падение объемов производства, инфляция и др.  

 Особенность  реформирования экономики в России  такова, что налоги и налоговая  система не смогут эффективно  функционировать без соответствующего  правового обеспечения. При этом  речь идет не только о защите  бюджетных интересов, но и об  обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика.

 

Подводя итоги,  определим  основные  цели  современной  налоговой политики  государств с рыночной экономикой.  Они ориентированы на следующие основные требования: - налоги,  а  также затраты на их взимание должны быть по возможности минимальными.  Это условие  наиболее  тяжело дается законодателям и правительствам в их стремлении сбалансировать бюджеты.  Но так очень легко свести  налоговую систему лишь к чисто фискальным функциям, забыв о необходимости расширения налоговой базы,  о функциях стимулирования производственной и предпринимательской деятельности,  поддержки свободной конкуренции;

- налоговая  система должна соответствовать  структурной  экономической

политике,  иметь  четко  очерченные  экономические цели;

- налоги должны  служить более справедливому   распределению доходов,  не

допускается двойное  обложение налогоплательщиков;

- порядок   взимания налогов должен предусматривать  минимальное вмешательство в частную жизнь налогоплательщика;

- обсуждение  проектов законов о налогообложении  должно носить открытый и гласный характер.

Этими основными   принципами  необходимо  руководствоваться  и нам при

создании  новой  налоговой  системы.  При  этом,  разумеется, речь идет не о

механическом  копировании,  а о творческом осмыслении, опирающемся на глубокое изучение истории развития и современного состояния российской экономики.

Таким образом, существует огромный, причем теоретически обобщенный и

осмысленный, опыт взимания и использования налогов  в странах Запада. Но

ориентация  на их практику весьма затруднена,  поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных  и  политических условий сегодняшней России,  ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

Но выше  сказанное  не говорит о том,  что надо вообще игнорировать

теоретическое наследие многих  поколений  ученых-экономистов. Уже

сформированы  важнейшие требования, которым должны отвечать налоговые системы вне зависимости  от  развитости в стране рыночных отношений,  уровня зрелости ее  производительных сил и производственных отношений. Эти требования всесторонне  подтверждены  практикой  и  безусловно должны учитываться и нами.  Они,  кстати,  не исключают,  а  напротив, предполагают  отличия между  разными странами по структуре, набору налогов,  способам их взимания, ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговым льготам и другим важным элементам.

Но при  этом  любая  налоговая система,  где  бы она ни  применялась и какими конкретными чертами ни  характеризовалась, должна  отвечать определенным кардинальным требованиям. Первое и важнейшее из них - это соблюдение принципа равенства  и справедливости.  Это прежде всего означает:  тяжесть налогового бремени должна распределяться между  всеми в равной  (не  одинаковой) мере, и каждый налогоплательщик обязан вносить свою справедливо определенную долю в  казну государства.

Вторым непременным  требованием,  которому должна отвечать налоговая система, является эффективность налогообложения. Реализация этого требования предполагает, во-первых, что налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений,  либо оно должно быть минимальным;  во-вторых, что налоговая система обязана содействовать проведению политики стабильности  и успешного развития экономики страны. Понятно, что по отношению к нашей стране, экономика которой находится в глубоком кризисе, это обстоятельство имеет исключительно важное значение. Обязательным условием эффективности налоговой

системы является и то,  чтобы она не  допускала произвольного толкования, была понятна налогоплательщикам и принята большей частью общества. К сожалению ни одно из выше перечисленного не имеет  место  быть  в  нашей стране. И последнее условие реализации требования эффективности налогообложения:  административные расходы,  которые нужны для управления налогами и соблюдения налогового законодательства, надлежит минимизировать

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Конституция Российской  Федерации / принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. М., БЕК, 1993. 61с.

2. Налоговый кодекс Российской  Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая  от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ - офиц. Текст  на 15 марта 2003 года. М., Инфра, 2003, 669 с

3. Федеральный закон РФ  «О внесении изменений и дополнений  в

4. Письмо МНС РФ от 14 июня 2002 г. N АС-6-12/832 О Методических  указаниях по проверке организации  работы налоговых органов по  контролю за правильностью исчисления  и своевременностью уплаты налога на добавленную стоимость

5. Письмо МНС РФ от 27 февраля 2001 г. N ВТ-6-04/168@ "Методические  рекомендации по проверке организаций  и предпринимателей по вопросу  правильности исчисления и внесения  в бюджет платежей за пользование  водными объектами"

6. Бобоев. М. Важнейшие вопросы налоговой реформы в России.// Финансы. 2002. № 7. с. 28-33.

7. Васильева С. Упрощенная  система налогообложения.// Налоги. 2003. № 6. с. 6-7.

8. Волошина А.Н. Упрощенная  система налогообложения. // Налоговый  вестник. 2004. № 3. с. 54-61.

9. Гнеденко В.А. Физические  лица могут быть участниками  бюджетного процесса.// Российская  юстиция. 2002. № 12. с. 29.

10. Еваленко М. Региональное  преломление общих проблем развития  малого предпринимательства в  России.// РЭЖ. 2003. № 2. с. 66.

11. Емельянов С.В., Микулич Д.О. Особенности декларационной кампании 2003 года.// Налоговый вестник. 2003. № 1. с. 41-49.

12. Колчин С.П. Налоги  в Российской Федерации  М., Финансы, 2002. 254с.

13. Левадная Т.Ю. Налогообложение  физических лиц и индивидуальных предпринимателей.// Налоговый вестник. 2002. № 4. с. 59.

14. Маржуков А.В. Концептуальные  основы совершенствования налоговой  системы.// Сб. науч. ст. преподавателей  и аспирантов (Чеб. кооп. ин-т МУПК). Чебоксары, 2001. вып. 15, ч. 1 с.197-201.

15. Муравьев Б.В., Доход как объект налогообложения физического лица // Законодательство. 2001. N 8

16. Налоги: Учеб. пособие./ Под  ред. Д.Г. Черника. М., Экономика, 2002. 656с.

 


Информация о работе Налоговая система Российской Федерации