Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:02, курсовая работа
Цель, которую я поставила в своей курсовой работе, - проинформировать читателей данной работы об основных проблемах процесса миграции.
Задачи, поставленные в моей работе, следующие: рассмотреть теории, направления, масштабы, виды, основные понятия, а также механизмы государственного регулирования миграции рабочей силы в России и зарубежных странах.
Введение
Моя работа касается такой
проблемы как миграция рабочей силы.
Это явление было известно еще в Х веке.
На протяжении всего времени оно претерпевало
изменения в связи с тем, что менялся общественный
строй, а следовательно и мировоззрение людей. Государства
уже тогда предпринимали попытки управления,
систематизации и фиксирования процессов
миграции. И только в наши дни эти попытки
приводят к положительным результатам.
На мой взгляд, проблема миграции очень
актуальна сейчас, потому что у многих
есть возможность беспрепятственного
въезда на территорию иностранных государств.
По большей части люди выезжают на территорию
другой страны (или города своей) в попытках
найти хотя бы временную или более высокооплачиваемую
работу. Активно происходящий во всем
мире процесс интернационализации производства
сопровождается интернационализацией
рабочей силы. Трудовая миграция стала
частью международных экономических отношений.
Миграционные потоки устремляются из
одних регионов и стран в другие. Порождая
определенные проблемы, трудовая миграция
обеспечивает несомненные преимущества
странам, принимающим рабочую силу и поставляющим
ее. Наблюдающаяся в последние десятилетия
интенсификация процессов миграции выражается
как в количественных показателях, так
и в качественных: изменяются формы и направления
передвижения трудовых потоков.
Цель, которую я поставила в своей курсовой работе, - проинформировать читателей данной работы об основных проблемах процесса миграции.
Задачи, поставленные в моей работе, следующие: рассмотреть теории, направления, масштабы, виды, основные понятия, а также механизмы государственного регулирования миграции рабочей силы в России и зарубежных странах.
Методы, которые я буду использовать для решения поставленных задач, такие: описание, сравнение, анализ и приведение статистических данных.
1.Направления,виды и составляющие миграции
Современная история межстрановой миграции рабочей силы позволяет выделить несколько важнейших ее направлений.
К ним следует отнести:
1.Миграция из развивающихся в промышленно развитые страны;
2. Миграция рабочей силы между развивающимися странами
3. Миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны.
4.Миграция рабочей силы из бывших социалистических стран в промышленно развитые страны (сходна с миграцией из развивающихся в промышленно развитые);
5. Миграция в рамках промышленно развитых стран;
Так, иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает для промышленно развитых стран обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда просто нормальная повседневная жизнь. В частности, во Франции эмигранты составляют 1/4 всех занятых в строительстве и 1/3 - в автомобилестроении; в Бельгии – 1/2 всех шахтеров, в Швейцарии – 2/5 строительных рабочих.
Современная межстрановая миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитой зоны, связана в большей мере с неэкономическими факторами, чем с экономическими.
Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Под эмиграцией понимается выезд из страны на постоянное место жительства, под иммиграцией - въезд в страну на постоянное место жительства. Международная миграция включает также процесс репатриации - возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан.
Международные мигранты подразделяются на пять основных категорий:
Во многих странах мира внешние миграции, т.е. эмиграции и иммиграции, оказывают большое влияние на численность населения и его состав (а, как следствие, и на экономическую и политическую ситуацию). Внешние миграции в современном мире, особенно в последние десятилетия, играли и играют важную и многостороннюю роль в развитии человечества.
Под внешними, или международными, миграциями населения принято понимать территориальные передвижения населения с пересечением государственных границы.
Современная наука выделяет по хронологическому признаку следующие виды международных миграций:
1.безвозвратная(мигранты, осевшие в чужой стране, получившие гражданство)
2.временно-постоянная (передвижение населения на срок от 1 до 6 лет), 3.сезонная (мигранты, приехавшие работать в другую страну на период одного сезона)
4.маятниковая (вызываемая ежедневным или еженедельным переездом в соседние страны, как правило, для работы).
Все без исключения международные миграции вызываются двумя видами причин: политическими и экономическими. Миграции по политическим причинам являются следствием существования (возникновения, падения) в некоторых странах определенных политических режимов, либо следствием вооруженных конфликтов, и зачастую порождают большое количество вынужденных мигрантов, беженцев, перемещенных лиц, и т.д. 1
2.Масштабы миграции
Согласно официальным данным, к началу 1995 г. в мире насчитывалось более 35 млн. трудящихся-мигрантов по сравнению с 3,2 млн. в 1960г. Если подсчитывать мигрирующую рабочую силу с сопровождающими ее иждивенцами, то численность перемещающихся работников с членами их семей может превышать к концу 90-х годов около 120 млн. человек. Можно выделить следующие страны и регионы, являющиеся точками притяжения мигрантов из других стран: США, Австралия, Россия, страны персидского залива.
Будучи наиболее экономически развитой страной, США является основным направлением миграции как низкоквалифицированной, так и высококвалифицированной рабочей силы. Каждый год туда приезжает больше иммигрантов. Чем во все остальные страны, вместе взятые. Основные потоки низкоквалифицированной рабочей силы направляются в США из близлежащих латиноамериканских стран - Мексики, стран Карибского бассейна. Высококвалифицированные работники иммигрируют в США практически из всех стран мира, включая Западную Европу, Латинскую Америку, Россию, Индию и т.д. Приток иммигрантов в США оценивается в 900 тыс. человек в год. В США легально иммигрируют 740 тыс. человек в год и эмигрируют 160 тыс. человек. Чистая иммиграция (миграционное сальдо) составляет 580 тыс. человек.2
В связи с бурным развитием государств Юго-Восточной Азии туда также значительно увеличился приток иммигрантов, нанимающихся на временные работы. Особенно это заметно в случае Южной Кореи и Малайзии.
Наиболее развитые западноевропейские страны, и, прежде всего страны, входящие в Европейский союз, притягивают рабочую силу из менее развитых западноевропейских стран (Португалии, Мальты, Испании), арабских стран северной Африки и Ближнего Востока. Миграции работников из африканских стран – бывших колоний западноевропейских государств способствуют общность языка, исторически сложившиеся традиционные торговые и иные связи. Притоки иммигрантов в Западную Европу в середине 90-х годов оценивались на уровне 180 тыс. человек в год. Более того, в рамках западноевропейской интеграции создан и развивается общий рынок рабочей силы, предполагающий свободу перемещения работников между странами Европейского союза и унификацию трудового законодательства.
Нефтедобывающие страны Ближнего Востока
привлекают дешевую иностранную рабочую
силу на тяжелые низкооплачиваемые работы.
Рабочие приезжают в основном из соседних
арабских стран, а также из Индии,
Пакистана, Бангладеш, Кореи, Филиппин.
Более половины рабочей силы
Саудовской Аравии, ОАЭ, Катара, Бахрейна,
Кувейта и Омана составляют иностранные
рабочие. Другие развивающиеся страны.
Новый феномен 90-х годов – интенсификация
трудовой миграции среди самих развивающихся
стран. Обычно потоки работников направляются
в те страны, которые быстрее продвигаются
по пути экономических реформ. Так, в Латинской
Америке сезонные рабочие и рабочие на
сборные предприятия направляются в Аргентину
и Мексику. В Африке к югу от Сахары на
Берег Слоновой Кости, Нигерию и ЮАР приходится
более половины притока всех иммигрантов.
В связи с бурным развитием государств
Юго-Восточной Азии туда значительно увеличился
приток иммигрантов, нанимающихся на временные
работы. Особенно это заметно в случае
Южной Кореи и Малайзии. Практически все
страны, в которые иммигрируют более 25
тыс. человек в год, - высокоразвитые государства
с ВНП более 6900 долл. на душу населения.
Россия вышла на второе место в мире после США по числу мигрантов намного опередив Германию. По данным Федеральной миграционной службы РФ, общий объём ежегодно прибывших на её территорию иностранных граждан составляет в среднем 21-23 млн.человек, преимущественно из сопредельных государств. 80% мигрантов - это граждане из стран СНГ. Большинство из них трудится, как правило, нелегально. В среднем на одного легально работающего мигранта приходится 10 незаконно работающих. Кол-во мигрантов определяется потребностями нашей экономики. Особенно остро ощущается их необходимость в строительстве и коммунальном секторах, сельском хозяйстве и некоторых других секторах экономики. Особенно остро ощущается их необходимость в строительстве и коммунальном секторах, сельском хозяйстве и некоторых других секторах экономики.
Места работы иностранных граждан в России
Строительство 37-38% |
Торговля 26% (неофициальные данные 35-40%) |
Транспорт 9% |
Лесное хозяйство 8% |
Сельское хозяйство 5-7% |
Прочие 6% (производство, сфера, услуг, интеллектуальная деятельность 15%) |
По экспертным оценкам, трудовых мигрантов только в Москве не менее 3-5 млн.человек. В их числе украинцев – 17%, армян – 15% , азербайджанцев – 8%, грузин – 7%,белорусов около 3%. Из дальнего зарубежья в Москве оседает не более 7% трудовых мигрантов. Самые многочисленные группы составляют выходцы из Китая, Турции, Афганистана, Вьетнама.
Россия занимает одно из первых мест в мире по объёмам денежных средств, как получаемых её гражданами из-за рубежа, так и отправляемых из неё в другие страны рабочими-мигрантами. Согласно данным Всемирного Банка, гостарбайтеры отправили домой за 2007 год из России 11,4 млрд.долл. Это пятый по величине показатель после США. Главный экономический эффект, который получает Россия – денежные переводы мигрантов, работающих за рубежом. По статистике Банка России, за 2007 год в РФ через системы денежных переводов и почту поступило 10,2млрд.долл.: из стран дальнего зарубежья поступило 8,2 млрд.долл., а из стран СНГ – около 2 млрд.долл. По числу трудовых мигрантов из России в последние годы выделяются Кипр, США, Япония, Мальта, Греция. Среди стран СНГ лидирует Казахстан, откуда в Россию пришло 835 млн.долл., Узбекистан (249 млн.долл.), Украина (196млн.долл.) Киргизия (132млн.долл.) Однако для России денежные переводы трудовых мигрантов из-за рубежа не играют принципиальной роли для развития экономики. Как правило, они тратятся домохозяйствами мигрантов на текущее потребление.3
3.Механизмы контроля миграции
В то время как большинство стран мира
продвигаются по пути либерализации своей
внешней торговли, практически все они
принимают меры, ограничивающие международную
миграцию. Миграция приводит к росту совокупного
объема производства, хотя распределение
экономических выгод от миграции далеко
не равномерно. Однако положительные экономические
эффекты миграции могут перекрываться
негативными эффектами, которые также
имеют место. Одно из них – финансовое
бремя, которое иммигранты возлагают на
бюджет более развитых стран. Особенно
четко это проявляется, когда развитые
страны близко расположены или даже граничат
с менее развитыми государствами. Типичным
примером является, с одной стороны, США,
Мексика и страны Карибского бассейна,
с другой стороны – Франция и страны Магриба,
Германия и Турция. Такое близкое соседство
приводит к наплыву не только легальных
иммигрантов, которые требуют финансовых
расходов либо для материальной поддержки,
либо для депортации. По оценкам, в США
постоянно находится около 4 млн., а в Западной
Европе – около 3 млн. нелегальных иммигрантов.
Проблемы, которые несет с собой международная
миграция рабочей силы, привели к созданию
широкой системы государственного и межгосударственного
регулирования. Вмешательство государства
в международное движение рабочей силы
началось значительно раньше, чем его
участие в регулировании международной
торговли. Уже в конце XVIII века в Англии
были приняты законы, запрещавшие промышленным
рабочим эмигрировать за границу. В течение
XIX века многие европейские страны принимали
законы, ограничивающие въезд нежелательных
лиц. Тогда же страны стали заключать двусторонние
конвенции, регулирующие миграцию, часть
из которых действует по настоящее время.
Законодательства большинства стран,
регулирующие въезд иностранцев, прежде
всего, проводят четкое различие между
иммигрантами – людьми, переезжающими
в страну на постоянное место жительства,
и не иммигрантами – людьми, приезжающими
в страну временно и (или) не претендующими
там на постоянное место жительства. Несмотря
на то, что не иммигранты зачастую могут
находиться и работать в принимающей стране
в течение продолжительного периода времени,
наиболее важным с экономической точки
зрения является регулирование трудовой
иммиграции. Обычно государственное регулирование
осуществляется через принятие финансируемых
из бюджета программ, направленных на
ограничение притока иностранной рабочей
силы (иммигрантов) либо на стимулирование
мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции).
Информация о работе Направления,виды и составляющие миграции