Анализ ситуации в
сфере занятости в России показывает,
что с точки зрения коллективной характеристики
безработицы есть основание говорить
о трех ее уровнях - естественном, приемлемом
и массовом.
В каждой стране складывается
свой естественный уровень безработицы, обусловленный ее географическими
размерами, системой коммуникаций, темпами
развития экономики и т.п.
Международный опыт позволяет
убеждать, что безработица в пределах 5 - 7% от экономически активного
населения не только неизбежна, но и вполне
приемлима, поскольку совместима с поддержанием
нормальной социально-экономической жизни
в стране. Другое дело - массовая безработица,
которая может привести к дестабилизации
социально-экономической жизни в стране.
Речь не идет о каком-то едином уровне
безработицы, который постоянно может
рассматриваться как общественно опасный.
Изменения, происходящие в жизни общества,
могут повышать или понижать критический
порог. Задача состоит в том, чтобы правильно
оценивать и учитывать его при реализации
программы конкретных действий.
3. Особенности
формирования российского рынка труда
В нашей стране формирование
рынка рабочей силы находится
на первом этапе, ведь еще совсем недавно рабочая сила в России
не рассматривалась в качестве товара.
При этом миллионы людей вступали и вступают
в отношения найма.
Главное отличие нашего
рынка труда – это наличие
множества административных, правовых
и экономических ограничений, препятствующих
свободной продаже рабочей силы на наиболее выгодных
условиях для работников. К таким ограничениям
относят: монополию на многие товары и
услуги, немалый дефицит некоторых товаров,
инфляцию, слабую экономическую мотивацию
движения рабочней силы и многие другие.
К этому можно добавить отсутствие рынка
жилья, низкий уровень заработной платы,
супермонополизацию роизводства, неразвитость
социальной инфраструктуры во многих
регионах страны, острый дефицит бюджета
и др. Рынок руда в России в значительной
степени дисбалансирован. Отмечу лишь
основные его черты:
- существуют трудоизбыточные регионы и регионы, испытывающие хроническую нехватку трудовых ресурсов;
- ощущуается острая нехватка рабочих испециалистов в определенных отраслях экономики, в то же время существует скрытая безработица;
- значительная доля рабочей силы занята в сфере материального производства;
- высока доля безработных среди лиц с высшим образованием, низкая трудовая мобильность женщин;
- страна обособлена от мирового рынка рабочей силы.
Для успешного формирования рынка труда политика занятости правительства
должна включать в себя следующие направления:
Во-первых, это создание
эффективной рабочей инфраструктуры,
включающей информационные биржы труда,
автоматизированные системы сбора
и обработки информации о спросе и предложении рабочих мест и многие
другие;
Во-вторых, рынок труда
должен быть ориентирован на те сферы
труда и экономических отношений,
которые наиболее подвержены изменениям
(например, сфера услуг);
В-третьих, должна быть создана
региональная система стимулирования труда для закрепления
кадров и эффективного привлечения их
из других регионов;
В-четвертых, создаваемые
биржы труда должны ориентироваться
на социальную защиту работников на основе
применеия контрактной системы
найма.
Таким образом, рынок
труда воплощает в себе множество отношений
по поводу формирования спроса на рабочую
силу и ее предолжение, реализуемых через
действующую систему воспроизводства,
распределения, перераспределения и трудоустройства
работников. Произведенный анализ реального
состояния российского рынка труда, сопоставление
его основных характеристик и тенденций
с изложенными представлениями о сущности
и слагаемых рыночного механизма распределения
и пререраспределения рабочей силы дают
основания для ряда выводов, которые нельзя
не учитывать при выборе модели современного
рынка труда, политики и инструментов
его регулирования.
- Российский рынок труда – с учетом многих его характеристик – не может быть отнесен к числу развитых и цивилизованных. Отечественный рынок труда сильно деформирован и функционирует с устойчивым нарушением таких стихийных регуляторов занятости, как стоимость и цена рабочей силы, свобода перемещения труда и капитала, конкуренция. Гипертрофия скрытого рынка труда (скрытой безработицы) в России – отличительная черта переходного периода, когда ослаблены или даже разрушены старые организационно-управленческие и институционные структуры, но еще не созданы новые;
- В ближайшее время для рынка труда будет характерно превышение предложения труда над спросом на него. В то же время дальнейший переход экономики на рыночные отношения будет связан с массовым высвобождением работников в результате реорганизации и ликвидации малорентабельных и убыточных предприятий, неэффективных рабочих мест, структурной перестройки производства и т.л. Поэтому рынок труда на современном этапе должен формироваться в пределах жесткой системы внеэкономических ограничителей и амортизаторов, обоснование и учет которых необходимы для того, чтобы не произошло выхода социальных потрясений за пределы допустимого. Функции гаранта предельно допустимых параметров последствий социально-экономического переустройства общества должно взять на себя государство, используя для этого всю совокупность правовых, экономических и других средств, имеющихся в его распоряжении.
- Российский рынок труда пока не может быть назван и «напряженным». Усиление разбалансированности спроса и предложения рабочей силы – это скорее показатель несоответствия качества и пропускной способности служба занятости оперативному обслуживанию нормального для рыночной экономики межотраслевого и территориального перелива рабочей силы. Вместе с тем узость потребительского рынка и товарный дефицит ведут к формированию нового монополистического рынка, где государственная монополия заменяется монополией новых хозяйственных субъектов. А монополистический рынок не может решить проблему занятости населения. Общая тенденция снижения спроса на рынке труда не может быть преодолена частно-коммерческими структурами в ближайшее время, поэтому государство обязано регулировать ситуацию на рынке труда. Бесспорно, что развитие рынка должно повлечь за собой разработку системы мер его регулирования в целях ограничения отрицательных стихийных проявлений.
4.Пути государственного
регулирования занятости и снижения
безработицы
Формирование механизма
регулирования занятости предусматривает
специальные меры, способные контролировать
процессы, происходящие в сфере труда, и осуществлять
оперативные и взаимосвязанные действия,
позволяющие добиваться устранения диспропорций
между спрсом и предложением рабочей силы,
а также предотваратить обострение проблем
занятости. С одной стороны, - это проведение
сбалансированной инвестиционной и налоговой
политики, стимулирующей более полное
использование имеющихся рабочих мест,
развитие малых предприятий, направление
капитальных вложений как в перспективно
развивающиеся отрасли, так и в отрасли
традиционной занятости, введение системы
стимулирования развития предпринимательства
малого и среднего бизнеса, индивидуальной
трудовой деятельности. С другой стороны,
- изменение структуры спроса на рабочую
силу путем сохранения имеющихся и создания
новых рабочих мест, регулирование предожения
и повышение качества рабочей силы путем
ее профподготовки, переподготовки, переквалификации,
перемещения и трудоустройство экономически
активных и трудоспособных, а с третьей
– обеспечение социальной защищенности
и материальной поддержки оставшихся
без работы. В целях реализации политики
занятости в Российской Федерации разрабатываются
и реализуются Программы по формированию
новых рабочих мест как в государственном,
так и в негосударственном секторе экономики,
содействия занятости населения, борьбы
с безработицей и помощи безработным.
Ведущую роль в регулировании рынка труда
занимает служба занятости. Основными
направлениями ее деятельности являются
трудоустройство граждан, квотирование
рабочих мест для слабо защищенных категорий
граждан, организация сезонных или общественных
работ, профориентация и профессиональное
обучение, выплата пособоий по безработице.
Трудоустройством экономически активных
и трудоспособных граждан, оставшихся
без работы занимаются и биржи труда, в
чьи функции входит изучение рынка труда,
а также определение, какие специалисты
пользуются спросом в настоящее время
и какие изменения в конъюктуре рынка
труда возможны в будущем.
Напрвления
государственной политики на рынке
труда
При рассмотрении задач регулирования рынка
труда на региональном уровне,
следут заметить, что основные направления
этого регулирования определены на общегосударственном,
или макроуровне. Во-первых, регулирование
рынка труда и здесь не может не входить
в число основных приоритетов всей региональной
политики, но должно осущетвляться, и это
понятно, в рамках своей компетенции при
установленном Конституцией Российской
Федерации порядке разграничения полномочий
между федеральными и местными органами.
Во-вторых, в регионах субъектами регулиования
выступают теперь не высшие, а муниципальные
органы законодательной и исполнительной
власти. В-третьих, поскольку региональный
уровень регулирования в иерархии занимает
среднее положение между макро-и микроуровнями,
то устанавливаемые ими правила регулирования
не только взаимосвязаны с ними в порядке
соподчинения, но идет противоречивый
процесс взаимодействия этих уровней
по корректиировке предпринимаех мер
при столкновении интересов. В усилении
процессов регионализации просматривается
и другая сторона, нежелательная для развития
рынка труда. В конце 90-х годов одновременно
с регионализацией происходит «размывание»
централизованных основ национального
рынка и становится реальным фактом изолированность
основ региональных. Ослабляется действие
принципа федерализма в регулировании.
Происходит ломка вертикальной связи
в управлении рыночными процессами. Это
является своего рода следствием усиления
неравномерности социально-экономического
уровня развития регионов. В случае успешного
решения этих проблем политика занятости
на российском рынке труда может постепенно
трансформироваться в форму, свойственную
высокоразвитым странам.
Состав элементов регулирования
рынка труда на уровне регионов уже,
чем на общегосударственном уровне.
Часть названных выше направлений регулирования
осуществляется преимущественно властями
федерального уровня: такова в основном
демографическая политика, многие аспекты
внешнеэкономической политики (курс рубля,
уровни пошлин, лицензии и квоты). В значительной
степени на федеральном уровне регулируются
основные направления финанасово-кредитной
политики. Принципиально по сравнению
с федеральным уровнем регионы могут регулировать
доходы, трансфертные платежи и через
уровень жизни – уровень предложения
рабочей силы в регионе; могут регулировать
демографическое качество населения (снижение
заболеваемости, травматизма, пьянства
и, в конечном счете, смертности трудоспособного
населения), миграционные процессы. На
региональном уровне в интересах рынка
труда осуществляются программы жилищного,
транспортного и производственного строительства,
государственных (в том числе муниципальных
и др.) закупок продукции предприятий всех
форм собственности; целевое предоставление
предприятиям дотаций, кредитов и налоговых
льгот (региональные налоги), направленных
на поддержание и развитие производства
(и рабочих мест) в приоритетных отраслях.
На региональном уровне во многих случаях
более эффективны, чем на общегосударственном,
меры поддержки фермерства, индивидуального
и малого бизнеса. Подобно тому, как на
федеральном уровне проблемы рынка труда
должны стать наивысшими приоритетами
наравне с ведущими направлениями реформ,
региональное регулирование должно не
просто учитывать интересы рынка труда,
а сделать их равными с другими приоритетами
региональной политики.
В число задач данного
блока на региональном уровне входят
информационное обеспечение, повышение
эффективности трудоустройства, в
том числе за счет развития временных
и общественных работ, развитие систем
подготовки и переподготовки рабочей силы, совершенствование социальной
поддержки безработных, самой структуры
органов регулирования. Региональный
уровень регулирования рынка труда в отличие
от государственного устанавливает местные
специфические особенности.
Несмотря на различное
социально-экономическое положение и состояние
региональных рынокв труда сохраняется
множество проблем в обеспечении занятости.
К ним относятся:
- недостаточная реформированность трудовой сферы, приведшая к преобладанию неэффективной занятости, к наличию значительного числа неформально занятых, к отсутствию экономически обоснованной зависимости доходов работника от его трудового вклада;
- снижение трудового потенциала квалифицированных кадров за счет сокращения производства в оборонно-промышленном, аграрном коплексах, сельхоз-машиностроении и станкостроении, науке и научном обслуживании;
- продолжающееся падение спроса на рабочую силу, дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда области;
- медленное наращивание новых рабочих мест, особенно в производственных отраслях;
- недостаточность инвестиций в новые технологии усугубляется негибкостью налоговой системы, серьезными недостатками в механизме ценообразования;
- система государственного, профессионального образования медленно перестраивается, а у работодателей нет заинтересованности во внутрифирменном переобучении и повышении квалификации персонала;
- недостаточность рынка жилья и низкие доходы населения ограничивают мобильность рабочей силы;
- недостаточен конртоль государственных органов за соблюдением отдельными работодателями норм трудового законодательства о режиме, охране и оплате труда;
- трудоустройство отдельных социально-демографических групп населения (инвалидов, матерей-одиночек, лиц пенсионного возраста, граждан, вернувшихся из мест лишения свободы и т.д.) остается чрезвычайно сложным;
- усиление дифференциации локальных рынков труда.
И в заключение я хочу
еще раз подчеркнуть приоритетные
направления регулирования рынка
труда. В первую очередь, - это трудоустройство
незанятых граждан, во-вторых, их
подготовка или переподготовка к современным
видам деятельности и, в-третьих, материальная
поддержка безработных и нетрудоспособных
граждан.
Объективная реальность,
таким образом, обязывает пересмотреть
не только основные позиции в регулировании
рынка труда, но и найти такие решения, которые позволили
бы привести в действие формы экономической
активности в сфере занятости:
- предпринимательство и самозанятость как высшие формы активности населения предпочтительнее с точки зрения развитости и регулирования рынка труда;
- наемный труд, как рыночная категория, касается преобладающей части населения, которая на сегодня, в основном, и является объектом регионального регулирования;
- безработица – это промежуточная форма экономической активности, выражающаяся в активном поиске и готовности работать и требующая от государственного регулирования самого пристального внимания и организации.
Заключение
Важнейшим показателем
– индикатором социально-демографической
безопасности выступает уровень
безработицы. Возникновение безработицы в России связано с развитием
рыночных отношений и, прежде всего, рынка
труда. В качестве материальной предпосылки
безработицы выступают спад производства
и структурные преобразования в экономике.
Масштабы безработицы оцениваются по
ряду критериев: регистрация безработных
в службе занятости; незанятость и активный
поиск работы независимо от факта регистрации
(по методологии МОТ); отсутствие работы,
независимо от наличия официального статуса
занятости (в случае отпусков и неполного
рабочего дня по инициативе нанимателя).
Показательно, что в нашей стране безработица
измеряется не с помощью обследования,
а количеством безработных, зарегистрированных
государственной службой занятости.
Опыт прибалтийских стран свидетельствует,
что такое прямое измерение приводит к
недооценке действительного уровня безработицы,
поскольку из-за низких пособий по безработице,
люди не спешат регистрироваться. Если
западные страны обеспокоены щедростью
социальных пособий по безработице, что
может снижать стимулы к поиску нового
рабочего места и увеличивает продолжительность
безработицы, то в России нищенские пособия
способствуют сохранению невысокого официального
уровня безработицы. Таким образом, низкий
уровень безработицы в большей мере связан
с действующей системой регистрации безработицы,
чрезвычайно низким пособием по безработице,
ограниченными возможностями переподготовки
безработных и низкой вероятностью последующего
трудоустройства, предложением, как правило,
низкооплачиваемых рабочих мест, которое
сдерживает поступление квалифицированной
рабочей силы на рынок труда.