Натуральное хозяйство. Товарное производство. Товар и его свойства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 23:04, реферат

Описание работы

История развития общества свидетельствует, что на протяжении длительных периодов, охватывающих различные общественные способы производства, сохраняются некоторые общие формы экономической жизни. Социальная практика знает три формы общественного производства — натуральную, товарную и непосредственно общественную. В докапиталистических формациях господствовала натуральная форма производства, но уже в период распада первобытного строя зарождается товарная.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………2 стр.
1.Замкнутое (натуральное) хозяйство……………………………………………………4 стр.
2.Товарное производство………………………………………………………………………7 стр.
3.Товар и его свойства…………………………………………………………………………….11 стр.
Заключение……………………………………………………………………………………………..18 стр.
Литература…………………………………………………………………...………………………

Файлы: 1 файл

Экон.теория.docx

— 38.24 Кб (Скачать файл)

    Товарное  производство — это такая организация  общественного хозяйства, при которой  отдельные продукты изготавливаются  обособленными производителями и для удовлетворения общественных потребностей необходимы купля-продажа на рынке этих продуктов, превращающихся в товар. Отсюда следует, что основными чертами товарного производства являются: а) общественное разделение труда; б) обособление присвоения средств производства; в) производственно-хозяйственная и социально-экономическая обособленность собственников произведенного продукта; г) экономические связи между обособленными товаропроизводителями, реализуемые через обмен; д) стихийный характер экономического развития.

    Различают простое и капиталистическое  товарное производство. Простое товарное производство основывается на собственном  труде, капиталистическое — на использовании  наемного труда. Продукт труда в  простом товарном производстве принадлежит  товаропроизводителю, в капиталистическом  — собственнику средств производства. Простое товарное производство, как  правило, — мелкое, а конечная цель — удовлетворение личных потребностей товаропроизводителей. Капиталистическое  товарное производство предусматривает  совместный труд многих наемных работников, развитое единичное разделение труда. Его цель — получение прибыли. Простое товарное производство имеет  ограниченно рыночный характер (одна часть произведенных продуктов  идет непосредственно на личное натуральное  потребление, вторая — товарная —  на рынок), а капиталистическое полностью  подчинено рынку. Но у простого и  капиталистического товарного производства есть и общие черты: конкуренция  товаропроизводителей, разорение одних  и обогащение других, наконец, один тип собственности — частная, хотя и в различных ее формах.2

    В условиях административно-командной  системы бывшего СССР имело место  искусственное сужение сферы  функционирования товарно-денежных отношений, игнорирование требований экономических  законов рыночной организации производства. Это стало одной из причин неэффективности  советской экономики и ее затратного характера. Становление социально-ориентированной  рыночной экономики призвано решить эту проблему. Перейдём теперь к  самому товару.  
 

Товар и его свойства 

    Рассматривая  сущность товара, необходимо различать  его основные свойства. Анализ товара следует начинать с его потребительной стоимости. В данном отношении товар  представляет собой вещь, которая  благодаря своим свойствам удовлетворяет  определенные человеческие потребности. Потребительная стоимость прямо  зависит от потребительских свойств  вещей.

    Полезность  вещи или услуги, обусловленная их потребительскими свойствами, определяет их потребительную стоимость. При покупке  товара (как вещи или услуги) человек  производит «оценку» потребительных стоимостей, «исследует» их качество, сопоставляет объективную и субъективную стороны  потребительной стоимости различных  товаров и услуг. Таким образом, потребительная стоимость товара является более емкой категорией по сравнению  с его полезностью.

    Роль  потребительной стоимости в условиях товарного производства состоит  в том, что она является вещественной основой, материальным носителем общественных отношений и цели производства и  ее следует изучать как общественную потребительную стоимость, поскольку в условиях общественного разделения труда продукт изготавливается не для потребления самим производителем, а для других людей. Историческая тенденция эволюции потребительной стоимости заключается в значительном расширении количества потребительных стоимостей; в усложнении процесса их создания, росте полезных свойств традиционных товаров, повышении качества и долговечности большинства товаров; создании растущего количества потребительных стоимостей в форме товарных услуг и др.

    В процессе обмена товарами на первый взгляд кажется, что их обменные пропорции  устанавливаются случайно. Элемент  случайности при этом действительно  имеет место и обусловлен, прежде всего, соотношением спроса и предложения  на определенный товар в данный момент. Но в процессе систематического обмена устанавливается определенная закономерность: меновые пропорции на протяжении длительного времени тяготеют к  некоторому среднему уровню. Уже само сопоставление одного товара с другим, их количественное сравнение означает, что у них есть нечто общее. Таким общим не могут быть потребительные стоимости, ведь товары отличаются друг от друга различными потребительскими свойствами и качеством и несоизмеримы между собой, поэтому меновые  стоимости нельзя сводить к потребительным стоимостям. Меновая стоимость —  это свойство одного товара обмениваться на другой, в пропорции, в соответствии с которой систематически осуществляется такой обмен.3

    Всем  обмениваемым товарам присуще одно общее свойство: они являются воплощением  общественного труда, затраченного на их производство, который и делает их количественно сопоставимыми, формирует их стоимость. Кроме того, они обладают общественной потребительной стоимостью, в которой выражается не просто количество общественно необходимого труда, но и качество продукции, ее полезный эффект.

    Стоимость имеет качественную и количественную стороны. В первой выражаются производственные отношения между товаропроизводителями, во второй — величина воплощенного в товаре общественно необходимого труда товаропроизводителя и  общественная полезность товара. Стоимость  как общественное отношение товаропроизводителей — категория производства. Поскольку  обмен является существенным моментом определения стоимости товара, категория  стоимости становится и категорией обмена. Таким образом, внутреннее противоречие товара состоит в том, что как  потребительные стоимости все товары качественно разнородны и несоизмеримы, но как стоимости они есть воплощение общественно необходимого труда, потому соизмеримы.

    Двойственная  природа стоимости раскрывается в противоречивом единстве индивидуальной и общественной стоимости, возникающем  вследствие разницы индивидуальных и общественно необходимых затрат труда. Рабочее время, которое отдельный  товаропроизводитель тратит на производство товара, является индивидуальным рабочим  временем. Общественно необходимое  рабочее время — это время, необходимое для изготовления определенной потребительной стоимости с целью  удовлетворения потребностей общества при существующих общественно нормальных условиях производства и среднем  уровне умения и интенсивности труда. Оно тождественно индивидуальному  рабочему времени на тех предприятиях, где изготавливается основная масса  однородной продукции.

    Формирование  общественно необходимых затрат происходит в процессе конкуренции  товаропроизводителей. Затраты, превышающие  общественно необходимое рабочее  время, в условиях конкуренции не получают соответствующей оценки, не признаются обществом как необходимые. Кроме того, из многих субъективных оценок товара покупателями стихийно выводится приблизительная объективная  оценка, общественная стоимость товара. На рынке, когда спрос соответствует  предложению, покупатель не будет платить  больше денег за одинаковый по качеству товар, индивидуальные затраты на изготовление которого превышают общественно  необходимое рабочее время.

    В некоторых отраслях народного хозяйства (например, в сельском хозяйстве) формирование общественно необходимых затрат происходит в соответствии не со средними, а с предельными затратами, которые  имеют место на худших по качеству участках земли. Иначе на этих участках товаропроизводитель был бы не заинтересован  в производстве продукции, а потому не удовлетворялись бы общественные потребности в продуктах сельского  хозяйства. Их дефицит привел бы к  повышению рыночной стоимости, следовательно, к признанию этих затрат как общественно  необходимых.

    Таковы  особенности взаимодействия общественно  необходимого и индивидуального  рабочего времени при производстве товаров. Для невоспроизводимых  товаров (шедевров искусства и др.), по мнению Д. Рикардо, основой стоимости  является их невоспроизводимая уникальность.

      Рассмотрим производительность  и интенсивность труда. Простой  и сложный труд. Стоимость товара  изменяется в зависимости от  производительности труда. Производительность  труда — это количество продукции,  изготовленной за единицу времени.  С ростом производительности труда в каждой единице продукции воплощается его меньшее количество, поэтому ее стоимость уменьшается, а стоимость всей массы изготовленной продукции остается неизменной. Поскольку величина стоимости товаров определяется не индивидуальным, а общественно необходимым рабочим временем, для ее уменьшения должна расти производительность общественного труда в данной отрасли.

    Производительность  характеризует результативность конкретного  вида труда, так как выражается в  большем или меньшем количестве единиц продукции. Ее мера зависит от таких основных факторов, как уровень  развития науки и техники, масштабы внедрения их достижений в производство, от прогрессивности форм и методов  организации труда, уровня образования  и квалификации работников, природных  условий и т. п.

    Труд  характеризуется еще одним важным свойством — интенсивностью. Интенсивность  определяется величиной затрат труда  в единицу времени. Рост интенсивности  труда равноценен продлению времени  рабочего дня. Более интенсивный  труд создает за единицу времени  большую стоимость, чем менее  интенсивный. Таким образом, величина стоимости единицы товара находится  в обратно пропорциональной зависимости  от производительности труда и прямо  пропорциональной — от интенсивности.

    Труд, производящий товар, является простым, если он не требует соответствующего образования и квалификации. Для  выполнения сложного труда нужны  специальная подготовка, владение определенной профессией, что предусматривает  необходимость получения соответствующего образования. Поэтому сложный труд — это умноженный или возведенный  в степень простой труд, и за единицу времени он создает большую  стоимость.

    В условиях рыночной экономики имеет  место конкуренция между продавцами (за деньги покупателя), между покупателями (за товар продавца), между продавцами и покупателями (за условия сделки: цена, качество, ассортимент товаров). При этом на основе учета ряда свойств определенного товара выводится объективная оценка его стоимости, отражающая и его потребительские качества, на создание которых затрачено больше или меньше простого (сложного) труда. Общественная оценка рыночной стоимости устанавливается при равенстве спроса и предложения на данный товар и отражается в цене равновесия. Если спрос превышает предложение, то общественно необходимыми признаются затраты выше среднеобщественных, а конкуренция между покупателями обусловливает соответствующее повышение цены. Когда же предложение превышает спрос и, следовательно, растет конкуренция между производителями за деньги потребителя, стоимость определяется затратами ниже среднеобщественных, а цены понижаются.

    Необходимость такого синтеза обусловлена тем, что определение общественно  необходимых затрат труда, в том  числе на производство средств и  предметов труда, продуктов научной  деятельности (получение патентов, лицензий и т. д.), невозможно без  учета полезного эффекта. На рынке  происходит сопоставление спроса с  предложением и полезности с общественно  необходимыми затратами. Рынок определяет цену и количество товара, при которых, спрос и предложение совпадают, цена отвечает общественно необходимым  затратам (стоимости), а количество — общественно необходимым потребностям. Когда во внимание принимается вся  товарная масса, то потребность в  том или ином конкретном товаре и  спрос на него зависят от наличия  других товаров, а затраты производства — от всех альтернативных возможностей использования потребовавшихся  для производства данного товара ресурсов. При данном уровне развития производительных сил стоимость  определяется в точке равновесия между предельной общественной полезностью некоторого количества товаров (с учетом непрямого влияния на нее наличия и количества всех других товаров) и предельными общественными затратами на производство данного количества товаров. В такой ситуации на рынке устанавливается равенство спроса и предложения на все товары и услуги.

    Следует отметить, что концепция предельной полезности не лишена серьезных недостатков. Во-первых, она не согласуется с  практикой ценообразования. С точки  зрения американского экономиста и  историка Б. Селигмена: «Обычно используемая техника определения цен состоит  в том, что к полной величине средних  затрат добавляется умеренная, или  традиционная, накидка. Правильно это  или нет, но предприниматель делает именно так. Такое поведение предпринимателя, естественно, доводит до отчаяния экономистов-теоретиков. Предприниматель открыто признает, что он ничего не знает о своих  предельных затратах и неспособен оценить  эластичность спроса на его продукцию». Ученый делает вывод, что «маржиналистская теория» является чистой (абстрактной) системой, мало пригодной для практических целей. Так как же быть с трудом, который является неотъемлемым звеном товарного производства? 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Жизнь человеческого общества сложна, многообразна и противоречива.  Почти везде  в мире, чтобы выжить, человек  должен работать, ибо окружающие его  вещи в своем естественном состоянии, форме и местонахождении не могут  удовлетворить его потребности. Человек  преодолевает  опасности   и    неудобства    своего естественного    обитания,    изменяя    форму,    состояние    и местонахождение  объектов  природы,    занимаясь    производством материальных благ.

Информация о работе Натуральное хозяйство. Товарное производство. Товар и его свойства