Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 16:56, реферат
Современная экономическая наука – это результат напластований разных исторических эпох, каждая из которых привносила свои наблюдения, предлагала свои темы, формулировала свои понятия и теории. Обращаясь к науке, мы всякий раз соотносим её возможности со своими текущими проблемами. Из истории экономических знаний мы выделяем то, что считаем важным, оставляя все прочее в стороне. С течением времени многие знания тускнеют и забываются, их подлинный смысл утрачивается. В результате мы не замечаем сложности в тех явлениях, которые нам примелькались и потому кажутся простыми и банальными. И наоборот, придаем универсальный характер фактам и зависимостям, по природе своей частным и случайным
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Экономическая мысль античного мира и Средневековья. Предыстория экономической науки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Экономическая мысль Древней Греции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Экономическая мысль Древнего Рима. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Экономическая мысль в эпоху феодализма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Меркантилизм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Классическая политическая экономия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Маржинализм и неоклассическая школа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Кейнсианство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
Неолиберализм и неоконсерватизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Институциональная экономическая теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 28
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Используемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет
технологии и дизайна»
Кафедра общественных работ
Реферат
по дисциплине
«Методология научного познания».
на тему: «Наука и развитие экономики».
Выполнила:
студентка группы 4-ВД-4
Захарова Ю.А.
Проверил:
Профессор Манько Ю.В.
Санкт-Петербург
2012
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Экономическая мысль античного мира и Средневековья. Предыстория экономической науки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Экономическая мысль Древней Греции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Экономическая мысль Древнего Рима. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Экономическая мысль в эпоху феодализма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Меркантилизм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Классическая политическая экономия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Маржинализм и неоклассическая школа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Кейнсианство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
Неолиберализм и неоконсерватизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Институциональная экономическая теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 28
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Используемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Введение
Экономическая теория, как наука не могла не возникнуть еще с древних времен. Изначально считалось, что предметом науки являются причины роста материального благополучия людей. Но в дальнейшем представления о предмете экономической теории все больше начинают связывать с ограниченностью имеющихся в распоряжении людей ресурсов.
Действительно, все мы живем в мире ограниченных возможностей и редких ресурсов. Так, за исключением воздуха и солнечного света, все, что окружает человека и чем он пользуется количественно и качественно ограничено. Ограничено количество лекций в институте, использование полезных ископаемых, материалов, энергии и т.д. Редким ресурсом является и время – в сутках его всего 24 часа, в году 365 дней, а человеческая жизнь – это количество лет, отпущенных каждому из нас Богом. Конечно, ограниченность ресурсов достаточно относительна, поскольку прогресс не стоит на месте. Создаются новые материалы и технологии, осваиваются новые месторождения, делаются новые открытия. Однако все эти изменения, увеличивая объем доступных ресурсов, не могут сделать их безграничными.
Категория редкости ресурсов в экономической науке понимается как их недостаточность для достижения огромного множества различных целей, которые ставят перед собой люди. Но предмет экономической теории не включает в себя изучение самих редких ресурсов как таковых. Экономическая теория, являясь наукой гуманитарной, изучает экономическое поведение людей.
Существует много различных определений предмета экономической теории. Наиболее распространенной и общепризнанной является формулировка, данная английским экономистом Лайонелом Роббинсом: «Именно формы, которые принимает человеческое поведение, когда необходимо распорядиться редкими ресурсами, составляет единый предмет экономической науки… Экономическая наука – это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление».
Экономическая теория тесно связана со многими другими науками: философией, историей, психологией, статистикой, математикой, демографией, юриспруденцией и др. Дж. М. Кейнс так писал об этом: «Настоящий экономист, знаток своего дела, должен быть наделен разнообразными дарованиями, - в определенной степени он должен быть математиком, историком, государственным деятелем, философом… Он должен уметь размышлять о частностях в понятиях общего и обращать полет своей мысли в одинаковой степени к абстрактному и конкретному. Он должен изучать современность в свете прошлого – ради будущего. Ни одна черта человеческой натуры или созданных человеком институтов не должна оставаться за пределами его внимания».
Современная экономическая наука – это результат напластований разных исторических эпох, каждая из которых привносила свои наблюдения, предлагала свои темы, формулировала свои понятия и теории. Обращаясь к науке, мы всякий раз соотносим её возможности со своими текущими проблемами. Из истории экономических знаний мы выделяем то, что считаем важным, оставляя все прочее в стороне. С течением времени многие знания тускнеют и забываются, их подлинный смысл утрачивается. В результате мы не замечаем сложности в тех явлениях, которые нам примелькались и потому кажутся простыми и банальными. И наоборот, придаем универсальный характер фактам и зависимостям, по природе своей частным и случайным. Задача истории экономических учений – восстановить утраченные смыслы наших знаний. Вопреки распространенному мнению история науки – нечто большее, чем память о заблуждениях былых времен. Это способ полнее и глубже овладеть тем, что накоплено в современной науке.
Итак, экономическая теория изучает деятельность людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ в условиях альтернативности целей и возможностей использования редких ресурсов.
Экономическая мысль античного мира и Средневековья
«История экономической мысли начинается с письменных источников теократических государств Древнего мира… Но история экономического анализа начинается только с греков»
Йозеф А. Шумпетер
Предыстория экономической науки.
Когда возникла экономическая наука? Кого можно считать первым экономистом в истории? Дать точный ответ на этот вопрос, конечно, невозможно. Экономическая наука, как и любая другая наука, прошла длительный многовековой путь формирования, наблюдений и постепенного осмысления экономических процессов, сбора и систематизации сведений об экономическом устройстве общества. Далеко не сразу размышления людей о том, как устроена экономика, приняли вид теоретических обобщений. Поэтому, с одной стороны, можно утверждать, что экономическая мысль начала развиваться одновременно с возникновением экономических отношений между людьми, т.е. когда стало формироваться человеческое общество. С другой стороны, это была, конечно, лишь предыстория науки. Неслучайно среди дошедших до нас письменных источников Древнего мира нет ни одного экономического трактата.
Сведения об экономическом устройстве древнего общества мы черпаем из сводов законов (кодекс вавилонского царя Хаммурапи, XVIII в. До н. э.), литературных источников (древнеиндийской поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата», начало I тысячелетия до н.э.) или политических сочинений (древнекитайский трактат «Гуань-цзы», IV-III вв. до н.э.).
Из этих источников мы узнаем, какие экономические проблемы находились в центре внимания в странах Древнего Востока. Сохранялась крестьянская община; рабами становились неоплатные должники, поэтому проблема соотношения свободной общины и рабства занимают важное место в экономической мысли Древнего Востока. Необходимость строительства и поддержания крупных ирригационных систем приводила к усилению роли государства, что ставило вопрос о пределах вмешательства государства в экономическую жизнь. Темой обсуждения становились и такие проблемы, как торговля и ростовщичество, преимущества натурального и товарного хозяйства и др.
Эти исторические документы можно рассматривать как источники сведений о хозяйственном быте древних народов, в них есть понимание практических экономических проблем, но нет экономического анализа.
« Что касается экономической науки, то заявление, что её «основал» А. Смит, Ф. Кенэ, У. Петти или кто-нибудь другой и поэтому историческое исследование должно начинаться именно с него, можно объяснить лишь идеологическим предубеждением или невежеством. Однако следует признать, что изучение экономики представляет в этом отношении особенную трудность, поскольку здесь соотношение между обыденными и научными знаниями смещено в сторону первых гораздо больше, чем в областях научных исследований. Известно, что богатый урожай влечет за собой низкие цены на продовольствие, а разделение труда повышает эффективность производства. Эти знания, очевидно, являются преднаучными, и бессмысленно видеть в них, если они встречаются в старых книгах, научные открытия. …Научные достижения в данном случае настолько скромны, что различить здравый смысл и научное знание можно здесь только по субъективным критериям».
Экономическая мысль Древней Греции.
Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта (ок.444-ок.355 гг. до н.э.), Платона (427-348 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.).
Прежде всего, необходимо сказать, что само слово «экономика» пришло к нам из Древней Греции. «Экономия» происходит от древнегреческого ойкономиа (ойкос – дом, номос – правило, закон). В буквальном переводе «ойкономия» означает «искусство управлять домом», или «домоводство». Ксенофонт - представитель богатой афинской аристократии - в своем трактате «Домострой» (в русском переводе) выделил несколько ключевых экономических проблем: отношение к рабству и его моральное оправдание, пути повышения эффективности рабовладельческого хозяйства, соотношение натурального и товарного хозяйства, справедливость обмена и установление цены, роль денег в экономике.
Натурально-хозяйственная концепция была характерна и для экономических взглядов Платона. В своем проекте о государственном устройстве он отвел государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. По мнению Платона, частную собственность могли иметь лишь лица, не способные к политической деятельности, т.е. представители третьего сословия: земледельцы, ремесленники и торговцы. Философы, управляющие обществом, и стражи не должны иметь никакой собственности. С точки зрения экономического содержания «идеальное государство» Платонапредставляет собой жестко регламентируемое государством натуральное хозяйство. Фактически это был проект сохранения и защиты греческого полиса как рабовладельческой общины в условиях, когда эта экономическая система вступила в период кризиса.
Выдающийся древнегреческий философ Аристотель стал первым мыслителем, предпринявшим попытку теоретического анализа экономических явлений. Он разделяет потребительную и меновую ценность, ставит вопрос об основе меновой ценности товара и пытается связать её с трудом. При анализе экономических явлений у Аристотеля преобладает нормативный подход, разделение всех видов экономической деятельности на естественные и неестественные, присущие природе человека и противные ей. На этом подходе основано противопоставление Аристотелем экономики (производство и обмен в целях обеспечения разумного личного потребления) и хрематистики (увеличение богатства в денежной форме).
Экономическая мысль Древнего Рима.
Экономическая мысль Древнего Рима уделяла большое внимание проблемам сельского хозяйства. Эти проблемы нашли отражение в работах Катона (234-149 гг. до н.э.) «О земледелии», Варрона (116-27 гг. до н.э.) «Сельское хозяйство» и Колумеллы (4-70 гг. н.э.) «О сельском хозяйстве», которые защищали натуральное хозяйство, оправдывали рабство и предлагали пути повышения эффективности рабовладельческих латифундий (от слов «латус» - обширный и «фундус» - земля, поместье). Катон и Варрон рекомендовали сочетать жесткую регламентацию труда рабов с некоторыми материальными стимулами. Отражая особенности эпохи кризиса рабовладельческого общества, Колумелла предлагал шире использовать систему колоната (сдавать землю в аренду свободным колонам).
Экономическая мысль в эпоху феодализма.
Переход от рабовладельческого к феодальному строю в разных странах происходил по-разному и в разное время. В целом этот период занял несколько веков (V-X вв.). В эту эпоху основной вклад в развитие экономической мысли вносили католические богословы (теологи) и церковные юристы (канонисты). Они продолжали традиции Аристотеля и других античных философов, трактовали экономические явления с точки зрения их естественности и соответствия природе человека и формулировали свое отношение к ним с позиций христианской морали и справедливости.
Выдающимся мыслителем эпохи Средневековья был Фома Аквинский (1225 или 1226 – 1274 гг.). В своей знаменитой работе «Сумма теологии» он рассматривает проблему справедливой цены. Осуждая торговлю ради прибыли, мошенничество в обмене и использование монопольного положения, Фома Аквинский считает, что обмен должен быть эквивалентным, но допускает получение прибыли, если она используется для достижения благих целей (помощь бедным, общественное благо или поддержка семьи). Он также выступает против практики взимания процента предоставления кредита, поскольку это нарушает справедливость и устанавливает неравенство.
Эпоха феодализма, как и античный мир мало способствовали экономическим исследованиям. Экономическая мысль в этот период истории человечества еще не отделяется от других форм мышления об обществе. Лишь становление новой капиталистической экономической системы дало мощный толчок развитию экономической науки.
Меркантилизм.
Меркантилизм стал идеологией и политикой эпохи первоначального накопления капитала. Главную свою задачу представители меркантилизма видели в изыскании путей увеличения богатства страны, которое ассоциировалось ими с золотом и серебром. Источником богатства, по мнению меркантилистов, является торговля, причем прибыль и в целом богатство носят относительный характер. Они считали, что внутренняя торговля, приводя к обогащению одних целей за счет других, не увеличивает богатства нации в целом, а лишь перераспределяет его, поскольку количество золота и серебра в стране не меняется. Поэтому источником накопления капитала должна стать внешняя торговля. Ключевой тезис концепции меркантилизма – необходимость проведения политики протекционизма, направленной на защиту интересов национального капитала и экономики в целом и создание благоприятных условий для притока денег в страну.
В эпоху меркантилизма экономическая наука обрела самостоятельное название благодаря французскому дворянину Антуану де Монкретьену(1575-1621гг.), который выпустил свое сочинение под название «Трактат политической экономии». Словосочетание «политическая экономия», очевидно, было использовано Монкретьеном неслучайно: греческому слову «экономия» (правила ведения домашнего хозяйства), он придает иной смысл, соединяя его с другим греческим словом «политика» (искусство управления государством). Таким образом, на смену домашнему хозяйству как объекту исследования приходит государственное хозяйство.