Нефтяная промышленность России и экологические последствия, вызванные ее развитием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время больше половины прибыли, получаемой от экспорта нефти, сосредотачивается в руках крупных нефтяных магнатов, которые, желая получить больше доходов, увеличивают добычу нефти и расширяют производство нефтепродуктов, зачастую забывая об охране окружающей среды. Поэтому в настоящий период времени возникает острая необходимость в поисках новых методов по ее охране и внедрении новых технологий в производство.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………
3
I.
Основные аспекты нефтяной промышленности России…………………….
4
1.1.
История развития отрасли (исторический аспект)……………………….…..
4
1.2.
Сырьевая база России (географический аспект)………………………….….
5
1.3.
Экономические особенности отрасли (экономический аспект)…………….
7
II.
Экологические проблемы, вызванные развитием отрасли и их последствия………………………………………………………………….….

9
2.1.
Влияние на литосферу…………………………………………………………
9
2.2.
Влияние на атмосферу…………………………………………………………
10
2.3.
Влияние на гидросферу……………………………………………….…….…
11
III.
Пути решения проблемы………………………………………………………
15
Заключение……………………………………………………………………………
17
Список использованной литературы………………………………………………..
18

Файлы: 1 файл

02032.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

В феврале 1976 г. на танкере  „Сан-Петер", совершавшем под  либерийским флагом плавание из Перу в Колумбию с 33 тыс. т нефти на борту, вспыхнул пожар. Судно затонуло, нефть вылилась в море. Десять дней моряки колумбийских ВМС вели безуспешную борьбу по очистке вод в районе бедствия, охватившего прибрежную полосу протяженностью около 30 км.

Подобные катастрофы часто происходят и в России. С февраля по октябрь 1994 г. вследствие разрыва трубопровода тысячи тонн сырой нефти вылились на нетронутые пространства арктической тундры в Республике Коми. По оценкам специалистов, количество вылившейся нефти колеблется между 60 000 и 280 000 т. В результате катастрофы нефтяная пленка покрыла участок длиной 18 км.

За последнее десятилетие  увеличилось число аварий на нефтяных объектах. В 2001 г. произошла авария на нефтепроводе "Оса-Пермь". Разлив нефти составил более 8 т. Причина аварии - разрушение сварного шва нефтепровода. В 2002 г. - прорыв нефтепровода "Пермь – Андреевка -Альметьевск" в районе деревни Ключики, неподалеку от реки Северной, впадающей в Юго-Камский пруд. Разлив - 120 т дизельного топлива.

Печальный список танкерных аварий можно было бы продолжить, но их доля в нефтяном загрязнении моря сравнительно невелика. В 3 раза больше поступает нефти в акватории за счет промывки цистерн танкеров и сброса этой воды; в 4 раза интенсивнее загрязняют моря и океаны отбросы нефтехимических заводов, почти столько же нефти поставляют и аварии морских буровых скважин.

Печальный рекорд по загрязнению  морских вод принадлежит нефтяной скважине „Иксток-1" (Мексика), пробуренной  у берегов п-ова Юкатан в Мексиканском заливе. Авария случилась в июне 1979 г. и ежедневно в акваторию выливалось более 4 тыс. т нефти. Скважина фонтанировала более месяца, выплеснув из недр почти 0,3 млн. л „черного золота". Ликвидация фонтана обошлась в 131,6 млн. долларов.

Встает угрожающий вопрос: что делать с этими „черными океанами"? Как спасти их обитателей от гибели?

Строятся различные  планы. Во Франции создана специальная  центрифуга марки „Циклонет". Она  устанавливается на самоходной портовой барже вместе с группой насосов, которые собирают с поверхности воду вместе с пленкой нефти. Попадая затем во вращающиеся барабаны устройства, смесь быстро разделяется.

Шведские и английские специалисты для очистки морских  вод от нефти предлагают использовать старые газеты, куски обертки, обрезки  с бумажных фабрик. Все это измельчается на тонкие полосы длиной 3 мм. Брошенные на воду, они способны впитать в себя 28-кратное количество нефти по сравнению с собственной массой. Затем топливо из них легко извлекается прессованием. Такие полоски бумаги предлагается использовать для сбора нефти в море на месте катастрофы танкеров.

Имеются и другие планы. Хорошие результаты дает применение диспергаторов - особых веществ, связывающих  нефть, и обработка нефтяных пленок железным порошком с последующим  собиранием „опилок" магнитом. Большие надежды возлагаются на биологическую защиту: в лабораториях фирмы „Дженерал электрик" (США) создан микроб, способный расщеплять молекулы углеводородов.

Русские ученые установили, что некоторые жители морей вовсе  не страдают от нефтяного загрязнения. В Каспии, например, живет моллюск - кардиум. Это крошечное существо, получившее свое название за сердцевидную форму раковинки, играет важную роль в очистке морской воды. Природа „планировала" необходимость очистки морей и океанов, ведь известно и естественное поступление нефти в эти водоемы. Проникновение ее из-под земли зафиксировано, например, у берегов Калифорнии, Австралии, Канады, Мексики, Венесуэлы, в Персидском заливе. Но при упоминавшейся уже аварии танкера „Торри Каньон" в океан вылилось столько же нефти, сколько просачивается в воду из калифорнийских месторождений за 28 лет. Такие количества не под силу живым санитарам моря, человек же пока существенной помощи им оказать, к сожалению, не в состоянии.

Варварское отношение  к природе при освоении нефтяных месторождений проявляется и в нашей стране. По различным причинам при добыче и транспорте „черного золота" часть сырья выливается на земную поверхность и в водоемы. Достаточно сказать, что только за 1988 г. при порывах нефтепроводов на Самотлорском месторождении в одноименное озеро попало около 110 тыс. т нефти. Известны случаи слива мазута и сырой нефти в реку Обь (нерестилище ценных пород рыб) и другие водные артерии страны. Создается впечатление, будто человек забывает о том, что вода - основа жизни.

 

 

    1. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ.

 

Одним из наиболее перспективных  путей ограждения среды от загрязнения  является создание комплексной автоматизации  процессов добычи, транспорта и хранения нефти. В нашей стране такая система  впервые была создана в 70-х гг. и применена в районах Западной Сибири. Потребовалось создать новую унифицированную технологию добычи нефти. Раньше, например, на промыслах не умели транспортировать нефть и попутный газ совместно по одной системе трубопроводов. С этой целью сооружались специальные нефтяные и газовые коммуникации с большим количеством объектов, рассредоточенных на обширных территориях. Промыслы состояли из сотен объектов, причем в каждом нефтяном районе их строили по-своему, это не позволяло связать их единой системой телеуправления. Естественно, что при такой технологии добычи и транспорта много продукта терялось за счет испарения и утечки. Специалистам удалось, используя энергию недр и глубинных насосов, обеспечить подачу нефти от скважины к центральным нефтесборным пунктам без промежуточных технологических операций. Число промысловых объектов сократилось в 12-15 раз.

По пути герметизации систем сбора, транспорта и подготовки нефти идут и другие крупные нефтедобывающие  страны земного шара. В США, например, в прибрежной зоне курортного городах Лонг-Бич (Калифорния) построено четыре искусственных острова, где производится разработка морских площадей. С материком эти своеобразные промыслы связаны сетью трубопроводов длиной свыше 40 км и электрокабелем протяженностью 16,5 км. Площадь каждого острова 40 тыс. м2, здесь можно разместить до 200 эксплуатационных скважин с комплектом необходимого оборудования.

Все это говорит о  том, что использование нефти  и нефтепродуктов должно быть весьма аккуратным, продуманным и дозированным. Нефть требует к себе внимательного отношения.

В настоящее время  нефтяная отрасль является главной  для мировой экономики. В нашей  стране эта зависимость особенно высока.

Каковы же перспективы  развития нефтяной отрасли в России?

Если продолжать хищническую эксплуатацию месторождений вкупе с большими потерями при транспортировке и нерациональной нефтепереработкой, то будущее нефтяной промышленности представляется весьма мрачным. Уже сегодня сокращение темпов производства составляет в среднем 12 - 15% в год, что чревато полным развалом стратегически важной для державы отрасли. Дальнейшее экстенсивное развитие нефтяной промышленности уже невозможно. Например, большие объемы нефти Восточной Сибири труднодоступны из-за сложного геологического строения и требуют огромных инвестиций в добычу. Следовательно, будут прирастать слабо. Эффект от геологоразведки выше в Западной Сибири, однако в этом регионе высокопродуктивные месторождения уже значительно истощены.

По этим и другим причинам России необходимо реформировать нефтяную промышленность. Для этого в первую очередь нужно:

  1. Пересмотреть систему налогообложения, существенно снизив налоги на нефтепроизводителей, однако установить высокие штрафы за нерациональное использование природных богатств и нарушение экологических норм.
  2. Найти четкую и продуманную программу инвестиций в нефтяную промышленность.
  3. Организовать единый Российский банк нефти и газа, государственную внешнеторговую фирму, включающую представителей предприятий, добывающих, перерабатывающих и транспортирующих нефть и газ. Это позволит приостановить хаотичные бартерные сделки, подрывающие интересы государства.
  4. Создать необходимую систему нормативных актов, обеспечивающую твердую законодательную базу для работы с иностранными компаниями по совместной разработке наиболее сложных месторождений.
  5. Стабилизировать объемы геологоразведочных работ с целью восполнения запасов нефти и газа.

Реализация предлагаемых мер даст стимул к развитию не только нефтяной промышленности, но и машиностроительным предприятиям, нефтехимической, химической, металлургической и другим отраслям.

Таким образом, положение  в нефтяной промышленности достаточно сложное, но выход существует - реформирование отрасли. После чего она, конечно, не станет "локомотивом", который  потянет всю экономику, однако сможет внести весьма значительный вклад в развитие экономики России.

Сегодня важнейшей задачей  является воспитание у Россиян экологического сознания. Отсутствие очистных сооружений конечно можно объяснить нехваткой  денег (и в этом есть большая доля правды), но даже если деньги и есть, их предпочитают тратить скорее на расширение нефтепроизводства и увеличение добычи нефти, нежели на экологию. Основной задачей человечества в современный период является полное осознание важности экологических проблем и кардинальное их решение в короткие сроки. Человечество как единое целое должно взяться за решение этих проблем, ведь иначе Земля скоро прекратит свое существование как планета, пригодная для обитания живых организмов.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Сплошь и рядом загрязнение окружающей среды осуществляется непроизвольно, без определенного умысла. Большой вред природе наносится, например, от потери нефтепродуктов при их транспортировке. До последнего времени считалось допустимым, что до 5 % от добытой нефти естественным путем теряется при ее хранении и перевозке. Это означает, что в среднем в год попадает в окружающую среду до 150 млн. т нефти, не считая различных катастроф с танкерами или нефтепроводами. Все это не могло не сказаться отрицательно на природе. Своей неразумной деятельностью человек может поставить природу на грань биологической катастрофы, которая отзовется, прежде всего, на нем самом.

 От каждого из  нас зависит судьба живой и  неживой природы. Проблема охраны  окружающей среды должна стать государственной проблемой в каждой стране. Рациональное использование ресурсов биосферы, минеральных ресурсов Земли, бережное отношение к природе - единственно возможный путь спасения живой среды и самого человечества…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Агесс П. Ключи к экологии. Л.: Гидрометеоиздат, 1982, 96с. с илл.
  2. Батлук В.А. Основы экологии и охрана окружающей природной среды: Учебное пособие. Львов.: Афиша, 2001, 336с.
  3. Битюкова В.Р., Волкова И.Н., Глушкова В.Г., Зайонц И.Л., Куртеев В.В., Мухин Г.Д., Низовцев В.А., Ратанова М.П., Родзевич Н.Н. Москвоведение: Экология Московского региона: Пособие для учащихся 8-9кл. г. Москвы и Московской области. М.: Экопрос, 1996, 208с.
  4. Гирусова Э.В., Лопатина В.Н. Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002, 519с.
  5. Ратанова М.П., Сиротин В.И. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды: Пособие для учащихся. – М.:Мнемозина, 1995, 144с. с илл.
  6. Ром В.Я., Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. 9кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000, 400с. с илл., карт.
  7. www.yandex.ru///Влияние нефтяной промышленности на окружающую среду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ.

 

Приложение 1.

 

Влияние нефтедобывающей промышленности на окружающую среду.

 



 

 


 

 

 

 

 


 

 


 

 

 

 

Приложение 2.

 

Влияние нефтеперерабатывающей  промышленности на окружающую среду.

 



 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

 

Схема распределения  отходов нефтепродуктов в окружающей среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Нефтяная промышленность России и экологические последствия, вызванные ее развитием