Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 13:43, курсовая работа
Актуальность, цели и задачи данной курсовой работы обусловлены следующими положениями. Переходная экономика настоящего периода в России неотъемлема от движения к рынку. Рынок в свою очередь - одно из величайших достижений человеческой цивилизации .0н прошел испытание временем и доказал свою огромную жизненную силу. Это подтверждено всем мировым опытом и зафиксировано наукой. Есть основания утверждать, что новейшая история не знает ни одного примера высокоразвитой, гибкой, эффективно функционирующей экономики без рынка.
Введение.
Актуальность, цели и задачи данной курсовой работы обусловлены следующими положениями. Переходная экономика настоящего периода в России неотъемлема от движения к рынку. Рынок в свою очередь - одно из величайших достижений человеческой цивилизации .0н прошел испытание временем и доказал свою огромную жизненную силу. Это подтверждено всем мировым опытом и зафиксировано наукой. Есть основания утверждать, что новейшая история не знает ни одного примера высокоразвитой, гибкой, эффективно функционирующей экономики без рынка. Однако имеется в виду
современный рынок, рынок как
атрибут сложившейся социально- Предмет курсовой работы-
роль государства в становлении
и регулировании такого рынка. Нет
и не может быть эффективной, базирующейся
на современных научно- При этом неверно определять роль государства на основе каких-либо однозначно выраженных параметров, например, связывать ее с удельным весом государственной собственности, или с долей ВВП, распределяемой через государственный бюджет, или с объемом закупок по контрактации или в форме государственного заказа. Это важные показатели, но механизм государственного регулирования тоньше, сложнее, многообразнее и часто регулирующая роль государства может быть более значительной при относительно меньших показателях, скажем, доли государственной собственности или величины распределяемого через бюджет ВВП. Сами направления, формы, методы и механизм государственного регулирования не остаются неизменными. Конечно, за государством всегда сохраняются классические функции, такие, как: защита прав собственности; обеспечение свободы предпринимательства, стимулирование деловой активности и борьба с монополистическими тенденциями; обеспечение законности и правопорядка в хозяйственной сфере; регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости национальной валюты; регулирование взаимоотношений между трудом и капиталом, между предпринимателями и наемными работниками; контроль за внешнеэкономической деятельностью, включая организацию таможенной системы; обеспечение экономической безопасности страны и так далее. Ни одна из этих функций не исчезает и не утрачивает своей роли. Перемены касаются механизмов, методов, способов осуществления государством этих функций и своего предназначения в экономике.
Глава 1. Необходимость государственного регулирования. Концепции регулирования экономики. Во всех экономических системах, без исключения, государство регулирует экономику. В современной рыночной экономике такое регулирование осуществляется в меньших масштабах, чем, к примеру, в административно-командной системе, но экономическая роль государства все-таки велика. Государственное регулирование экономики -- это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Как известно, возможность государственного регулирования экономики появляется по достижению определенного уровня развития экономики, концентрации производства и капитала. Это необходимо, так как нарастают проблемы, трудности, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики. Государственное регулирование экономики направленно на решения различных задач, например стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогресса развития в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером экономических и социальных проблем в той или иной стране в данный конкретный период. В государственном регулировании
рыночной экономики проявляется
два различных аспекта. Во-первых,
это необходимое для самого рынка,
упорядочивающее воздействие. Оно
проявляется при формировании в
государстве свода правил и ограничений
рыночной деятельности, и контроле
за их соблюдением. Государственное
регулирование рынка Макроэкономическая теория
объясняет необходимость 1. Несовершенство конкуренции,
выражающееся в том, что на
некоторых отраслевых рынках
могут возникать (и возникают)
монополии, которые, если 2. Существование многочисленных
товаров, необходимых обществу, которые
либо не предлагаются рынком,
либо, если и предлагаются, то
в недостаточном количестве. Таких
товаров много в сферах 3. Наличие внешних эффектов, типичный пример которых – загрязнение окружающей среды, нанесение хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам. 4. Неполнота рынков, типичным примером которых является рынок медицинских и пенсионных страховых услуг. 5. Несовершенство информации,
во многих отношениях 6. Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов и депрессий. 7. Неравномерное 8. Существование товаров и услуг обязательного плана (например, начальное образование), потреблять которые индивидов может заставить только государство, а никак не рынок. Из указанных выше, а также других проявлений несовершенства рынка вытекает не только сама по себе необходимость государственного регулирования, но еще и экономические функции государства, которые и реализуются посредством такого регулирования. В качестве основных методов
влияния на экономику для достижения
необходимых обществу результатов
государство использует методы прямого
и косвенного воздействия. Использование
этих методов предполагает применение
характерных для них приемов
и средств. Так, метод прямого
воздействия на экономику реализуется
средствами административного и
экономического влияния. Косвенный
метод регулирования Сегодня общепризнанны разнообразные формы и методы государственного регулирования экономики. Однако в каждой конкретной стране и в каждое конкретное время могут существовать либо преобладать конкретные формы и методы регулирования в зависимости от специфики страны, ее исторически сложившихся экономических, политических, правовых, национальных, культурных и других особенностей. Это определяет национальную модель государственного регулирования. Так, в японской разновидности рыночной экономики имеет место активное государственное регулирование с применением методов прямого вмешательства, хотя в последнее время здесь усиливается роль рыночных регуляторов. Для американской разновидности
характерна «неактивная» модель государственного
регулирования, когда государство
гибко используется там и тогда,
где и когда рынок дает «осечку».
Здесь государственное В европейской разновидности рыночной экономики роль государственного регулирования велика, по преимуществу используются методы прямого вмешательства с ориентиром на его социальную направленность. В целом соотношение рыночных и государственных механизмов управления зависит:
В экономической науке существуют на этот счет две теоретические концепции: классическая и кейнсианская. Классическая теория и ее представители (физиократы, А. Смит, Д. Рикардо, Ж.Б. Сэй и неоклассики австро-американский экономист Фридрих Хаек, а также А. Маршалл) считали, что рыночная система без вмешательства государства способна обеспечить эффективное развитие экономики, что человечество не может сознательно управлять экономическими процессами лучше, чем это обеспечивается свободным функционированием рынка, конкуренцией. Более того, они полагали, что любые попытки ограничения человеческих свобод вредны для общества. Рыночный механизм автоматически регулирует равновесие спроса и предложения, доходов и расходов при полной занятости и полном объеме производства. Сам процесс производства, по их мнению, создает доход, равный стоимости произведенных продуктов. Даже сбережения не могут привести к недостаточности спроса, ибо каждый сбереженный доллар будет инвестирован предпринимателями. Инвестиции же заполняют пробел в потреблении. Классики утверждали, что равенство сбережений и инвестиций устанавливается через денежный рынок. Денежный рынок через ставку процента будет следить за тем, чтобы доллары, выходящие их потока доходов и расходов, автоматически вновь появлялись как доллары, затраченные на инвестиционные товары. Домохозяйства, предпочитающие потреблять, будут сберегать, когда в качестве вознаграждения за бережливость будут получать ставку процента. Платить же им будут инвесторы, которые за счет кредитов будут обновлять производство. Следовательно, общее неравновесие невозможно, рынок сам исправит дисбалансы в масштабе национальной экономики, и никакое вмешательство государства не потребуется. Кейнсианская теория в лице Дж. Кейнса, П. Самуэльсона и неокейнсианцы считали, что капитализм не может быть саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию. Время от времени равновесие совокупного спроса и совокупного предложения нарушается, возникают инфляция и безработица, ибо синхронности в принятии решений о сбережении и инвестициях быть не может, ставка процента не уравнивает сбережения и инвестиции, соотношение цен и заработной платы автоматически не устанавливается. Анализируя состояние
экономики капиталистических Сегодня страны развитой рыночной
экономики постоянно ищут оптимальное
сочетание государственного регулирования
и саморегулирующегося
Глава 2. Новая роль государства в переходной экономике Только государство в
силах начать демонтаж старой системы
и заложить основы новой. Здесь имеется
ввиду упразднение прежних Именно государство способно через активную законодательную деятельность, либерализацию хозяйственных связей, создание адекватной рыночной системе инфраструктуры, изменение основ налоговой системы, приватизацию госсобственности и т. д., дать первоначальный толчок движению экономики в рынок. Да и по мере этого движения экономики к рынку роль государственного регулирования не снижается, а напротив, как показывает мировой опыт, увеличивается. Жизнь выдвигает все новые и новые задачи — переход к экономическому росту и поддержание макроэкономической стабилизации, повышение конкурентоспособности на мировых рынках, поддержание в равновесии социальной сферы и т. д., в решении которых ведущая роль так же отводится государству. Кроме того, в обществе есть
целые сферы, которые не связаны
с мерами финансового стимулирования
и материальной заинтересованности
или штрафными санкциями, которые
всегда базируются на силе и материальной
поддержке государственной С другой стороны, государство в лице своего аппарата управления в сложившейся экономической и политической ситуации недостаточно владеет инструментами экономической политики, адекватной рыночной системе. К тому же на их действия существенно влияют проводившаяся прежняя политика, прошлые решения, имеющие долговременные последствия. Речь идет о таких решениях, которые касаются уровня оплаты труда в госсекторе, пенсионного возраста и пенсионного обеспечения, налоговых льгот и субсидий конкретным группам (северные надбавки, коэффициенты подземным рабочим, пособия многодетным и малоимущим, инвалидам войны и труда и т. д.) В плановой экономике государственное
управление играет решающую роль в
определении всех экономических
пропорций. Через систему директивных
адресных заданий государственные
органы определяют основные хозяйственные
связи и параметры деятельности
каждого предприятия; объем и
основной ассортимент производимой
продукции, цены, поставщиков средств
производства и потребителей готовой
продукции. До предприятий доводятся
директивные задания по повышению
производительности труда и снижению
себестоимости продукции, по внедрению
новой техники и формированию
фонда оплаты труда и т.п. При
построении системы государственного
регулирования экономики здесь
господствует принцип "максимальной
возможности": все экономические
процессы, которые в принципе поддаются
централизованному В рыночной экономике основным
регулятором хозяйственных Разумеется, представления
различных экономистов и Изменение основополагающего принципа формирования системы государственного регулирования - одно из главных стартовых условий перехода к рыночной экономике. На переходном этапе эта система характеризуется двумя определяющими тенденциями. С одной стороны, государственное регулирование экономических процессов теряет здесь всеобъемлющий характер. Степень государственного вмешательства в экономику уменьшается. С другой стороны, происходит изменение форм и методов государственного регулирования. На этапе перехода к рынку роль государственного регулирования более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. Это связано с двумя основными причинами. Во-первых, на переходном этапе
рынок находится в стадии становления
и его регулирующие возможности
недостаточно высоки, что обусловливает
необходимость более Во-вторых, переход от планового
хозяйства к рыночному Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. В зависимости от характера этой связи, можно выделить 2 группы регулирующих функций государства. Во-первых, это функция по созданию условий эффективного функционирования рынка. Во-вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов. К первой группе относятся
функции обеспечения правовой базы
функционирования рыночного хозяйства,
а также функция стимулирования
и защиты конкуренции как главной
движущей силы в рыночной среде. Названные функции характерны как для переходной, так и для развитой рыночной экономики. Однако на этапе перехода к рынку реализация каждой из этих функций характеризуется рядом особенностей. Если в сформировавшемся рыночном хозяйстве обеспечение правовой базы функционирования экономики реализуется в основном путем контроля за применением действующего хозяйственного законодательства и внесения в него частичных корректировок, то на переходном этапе необходимо заново создавать всю правовую базу хозяйствования. Новое хозяйственное законодательство должно четко определять права собственника и гарантии соблюдения контрактов, регламентировать деятельность развивающихся институтов рыночного хозяйства: коммерческих банков, бирж, инвестиционных фондов и т.п., содержать правовые основы антимонопольного регулирования. Необходимы новые, адекватные условиям рынка налоговое законодательство, система законов по защите прав потребителя и социальному обеспечению и т.д. Кроме того, требуется правовое обеспечение такого специфического процесса переходного этапа, как массовая приватизация государственной собственности.
Глава 3. Особенности государственного
регулирования экономики в В начале рыночных преобразований в России были выработаны различные программы реформ:
Эти реформы позволяют выделить следующие экономические этапы переходной экономики в РФ:
Особо остановимся
на наиболее проблемных этапах переходного
периода. Либерализация цен – обязательный
и неизбежный этап переходной экономики.
Вполне оправдано, что цены на энергоресурсы,
коммунальные услуги, транспорт и многое
другое не освобождены полностью и по
сей день. Неконтролируемый отпуск цен,
ранее абсурдно низких, привёл бы к параличу
российской экономики и российской жизни.
Намеренное отставание темпов роста цены
рабочей силы (заработной платы и пенсий)
логически увязывается с политикой финансовой
стабилизации. Но отказ властей индексировать
сбережения населения и финансовые средства
предприятий в соответствии с динамикой
цен – серьёзная стратегическая ошибка.
Многолетние сбережения, накопленные
в стране, были конфискованы государством
и просто испарились. Дополнительно предпринимались меры по искусственному созданию тончайшего слоя крупных собственников:
Финансовая стабилизация предусматривала в первую очередь борьбу с галопирующей инфляцией, которая перерастала в гиперинфляцию. Генеральным направлением финансовой политики было всемерное сокращение денежной массы. На практике это означало – не платить никому (по выполненным государственным заказам, по бюджетным обязательствам, трансфертам). В период 1992-1999 гг. обеспеченность
потребностей российской экономики
деньгами снизилась в 12 раз. Только
20% хозяйственных операций осуществлялось
посредством живых денег, остальные
– посредством денежных суррогатов
(бартер, взаимозачёты). По экспертным
оценкам 1 руб., невыплаченный из консолидированного
бюджета, порождал 6-7 руб. неплатежей по
всей цепи экономических отношений:
неуплата налогов, невозврат кредитов,
взаимные неплатежи предприятий и т.д.
Всеобщий кризис неплатежей почти парализовал
российскую экономику вплоть до 1999 г. За
это время в два раза ВВП сократился. Негативную
роль сыграло и сверхвысокое налогообложение,
которое вытолкнуло до 50% производства
«в теневую» экономику. Вторая длительная
акция – искусственное Итогом этих акций стал государственный дефолт в августе 1998 г. Ущерб выражается в массовом разорении отечественных фирм, компаний и банков, очередной потере сбережений, во внезапном резком падении доходов населения. Самым существенным и долгосрочным фактором российской экономической действительности стала утрата доверия населения и инвесторов к властям. При потребности страны в производственных инвестициях порядка 100 млрд. долл. в год, покрываемых сегодня лишь на 40 %, население продолжает хранить вне банковского оборота не менее 60 млрд. наличных долл. Уже более десятка лет происходит бегство капитала за границу в масштабах 20-25 млрд. долл. в год. В этих условиях может вызвать удивление лишь та быстрота, с которой экономика России преодолевает последствия кризиса:
Все это признаки того, что Россия прошла нижнюю точку своего падения. Принято считать, что позитивные результаты последних лет обеспечены главным образом действием двух факторов: во-первых, резкий взлет мировых цен на нефть и газ; во-вторых, эффект от овальной (в 4 раза) девальвации рубля, которая ощутимо повысила доходы российских экспортёров и защитила отечественных производителей от чрезмерной иностранной конкуренции. Улучшение экономической ситуации во многом связано с деятельностью послекризисного правительства Е. Примакова. Отказ от режима валютного управления и проведение расширенной денежной эмиссии создали необходимые предпосылки для скорого преодоления всеобщего кризиса платежей. После дефолта количество денег в обращении увеличилось более чем вдвое, денежная масса в стране выросла до 21-22% ВВП, соотношения квазиденег (включая бартер) и нормальных денег приближается сегодня к соотношению 20:80. Среди позитивных послекризисных действий необходимо отметить: далеко идущую по своим последствиям налоговую реформу; повышение внимания к нуждам мелкого и среднего бизнеса – главного средства оживления российской экономики и решения проблемы занятости; принятие Трудового Кодекса и ряда других законодательных актов, сокращение видов деятельности, подлежащих лицензированию; попытки обуздать коррупцию и криминалитет. |
Заключение.
В данной курсовой работе рассмотрен основной круг проблем, порожденных преобразованием плановой социалистической экономики в рыночную капиталистическую. Подводя итоги, отмечу наиболее существенные моменты:
- социализм как экономическая
система в полной мере выявил
свою несостоятельность с
- движение к рыночной
экономике носит необратимый
характер, что вполне соответствует
интересам всех слоев
- высокая социальная цена
рыночных преобразований
- государство в меру
своих ограниченных
- государство переходного
периода все в большей мере
позиционирует себя в качестве
носителя общенациональных
- экономический рост, в
ходе которого преодолеваются
структурные и технологические
дисбалансы предшествующего
- по мере укрепления
хозяйственного
Преждевременно пока говорить
о завершении переходного периода
в большинстве
Список использованной литературы:
Информация о работе Необходимость государственного регулирования. Концепции регулирования экономики