Необходимость государственного регулирования. Концепции регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность, цели и задачи данной курсовой работы обусловлены следующими положениями. Переходная экономика настоящего периода в России неотъемлема от движения к рынку. Рынок в свою очередь - одно из величайших достижений человеческой цивилизации .0н прошел испытание временем и доказал свою огромную жизненную силу. Это подтверждено всем мировым опытом и зафиксировано наукой. Есть основания утверждать, что новейшая история не знает ни одного примера высокоразвитой, гибкой, эффективно функционирующей экономики без рынка.

Файлы: 1 файл

для паши.docx

— 44.06 Кб (Скачать файл)

Введение.

Актуальность, цели и задачи  данной курсовой работы обусловлены  следующими положениями. Переходная экономика  настоящего периода в России неотъемлема  от движения к рынку. Рынок в свою очередь - одно из величайших достижений человеческой цивилизации .0н прошел испытание временем и доказал свою огромную жизненную силу. Это подтверждено всем мировым опытом и зафиксировано наукой.  Есть основания утверждать, что новейшая история не знает ни одного примера высокоразвитой, гибкой, эффективно функционирующей экономики без рынка.

Однако имеется  в виду современный рынок, рынок как  атрибут сложившейся социально-экономической  модели, а не как ее всеохватывающая  характеристика. Сам же рынок рассматривается  как социально ориентированный, эффективно регулируемый и органически вписанный в соответствующие социально-экономические модели, весьма многообразные и не исключающие друг друга. Такие, например, как англо-саксонская модель рынка, романская, скандинавская, восточно-азиатская и, возможно, российская.

Предмет курсовой работы-  роль государства в становлении  и регулировании такого рынка. Нет  и не может быть эффективной, базирующейся на современных научно-технических  достижениях социально ориентированной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства. Таких примеров в мире нет. В то же время последствия ухода государства из сферы регулирования рыночных отношений в переходном периоде всем хорошо известны.

При этом неверно определять роль государства на основе каких-либо однозначно выраженных параметров, например, связывать ее с удельным весом государственной собственности, или с долей ВВП, распределяемой через государственный бюджет, или с объемом закупок по контрактации или в форме государственного заказа. Это важные показатели, но механизм государственного регулирования тоньше, сложнее, многообразнее и часто регулирующая роль государства может быть более значительной при относительно меньших показателях, скажем, доли государственной собственности или величины распределяемого через бюджет ВВП.

Сами направления, формы, методы и механизм государственного регулирования не остаются неизменными. Конечно, за государством всегда сохраняются классические функции, такие, как: защита прав собственности; обеспечение свободы предпринимательства, стимулирование деловой активности и борьба с монополистическими тенденциями; обеспечение законности и правопорядка в хозяйственной сфере; регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости национальной валюты; регулирование взаимоотношений между трудом и капиталом, между предпринимателями и наемными работниками; контроль за внешнеэкономической деятельностью, включая организацию таможенной системы; обеспечение экономической безопасности страны и так далее. Ни одна из этих функций не исчезает и не утрачивает своей роли. Перемены касаются механизмов, методов, способов осуществления государством этих функций и своего предназначения в экономике.

 

 

 

 

Глава 1. Необходимость  государственного регулирования. Концепции  регулирования экономики.

Во всех экономических  системах, без исключения, государство  регулирует экономику. В современной  рыночной экономике такое регулирование  осуществляется в меньших масштабах, чем, к примеру, в административно-командной  системе, но экономическая роль государства  все-таки велика.

Государственное регулирование  экономики -- это система типовых  мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями  в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической  системы к изменяющимся условиям.

Как известно, возможность  государственного регулирования экономики  появляется по достижению определенного  уровня развития экономики, концентрации производства и капитала. Это необходимо, так как нарастают проблемы, трудности, с которыми и призвано справиться государственное регулирование  экономики.

Государственное регулирование экономики  направленно на решения различных  задач, например стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения  прогресса развития в отраслевой и региональной структурах, поддержки  экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования  экономики определяются характером экономических и социальных проблем  в той или иной стране в данный конкретный период.

В государственном регулировании  рыночной экономики проявляется  два различных аспекта. Во-первых, это необходимое для самого рынка, упорядочивающее воздействие. Оно  проявляется при формировании в  государстве свода правил и ограничений  рыночной деятельности, и контроле за их соблюдением. Государственное  регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через  государственное планирование, на основе выпускаемых правительством нормативных  актов.Во-вторых, государственное влияние  на рынок проявляется посредством  изъятия части прибыли и дохода, с помощью действия системы налогообложения, путём обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для  нужд государства определённым образом  распределяя их, правительство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние  на рынок и рыночные отношения.

Макроэкономическая теория объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. Речь идет о следующих  проявлениях:

1. Несовершенство конкуренции,  выражающееся в том, что на  некоторых отраслевых рынках  могут возникать (и возникают)  монополии, которые, если этому  не противодействует государство, наносят ущерб благосостоянию общества.

2. Существование многочисленных  товаров, необходимых обществу, которые  либо не предлагаются рынком, либо, если и предлагаются, то  в недостаточном количестве. Таких  товаров много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры и др.

3. Наличие внешних эффектов, типичный пример которых – загрязнение окружающей среды, нанесение хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам.

4. Неполнота рынков, типичным  примером которых является рынок медицинских и пенсионных страховых услуг.

5. Несовершенство информации, во многих отношениях представляющей собой общественный товар, который не может быть произведен без активного участия государства в более или менее достаточном количестве.

6. Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов и депрессий.

7. Неравномерное перераспределение  доходов, которое, если государство  не принимает мер, ставит под  угрозу общественную стабильность.

8. Существование товаров  и услуг обязательного плана  (например, начальное образование), потреблять которые индивидов может заставить только государство, а никак не рынок.

Из указанных выше, а  также других проявлений несовершенства рынка вытекает не только сама по себе необходимость государственного регулирования, но еще и экономические функции государства, которые и реализуются посредством такого регулирования.

В качестве основных методов  влияния на экономику для достижения необходимых обществу результатов  государство использует методы прямого  и косвенного воздействия. Использование  этих методов предполагает применение характерных для них приемов  и средств. Так, метод прямого  воздействия на экономику реализуется  средствами административного и  экономического влияния. Косвенный  метод регулирования реализуется  только экономическими средствами. Особенностью прямого метода государственного регулирования является прежде всего то, что он основан на авторитете государственной власти и не связан с созданием дополнительных материальных стимулов для его осуществления. Важная специфическая его черта состоит еще в том, что им предполагаются меры запрета, разрешения, принуждения (законотворческая деятельность, лицензирование и др.), а также предусматривает организацию управления предприятиями государственного сектора, государственной собственностью. Косвенный метод государственного регулирования хозяйственной жизни характеризуется опосредованным способом влияния на социально-экономические процессы и хозяйственные объекты.

Сегодня общепризнанны разнообразные  формы и методы государственного регулирования экономики. Однако в  каждой конкретной стране и в каждое конкретное время могут существовать либо преобладать конкретные формы  и методы регулирования в зависимости  от специфики страны, ее исторически  сложившихся экономических, политических, правовых, национальных, культурных и  других особенностей. Это определяет национальную модель государственного регулирования.

Так, в японской разновидности  рыночной экономики имеет место  активное государственное регулирование  с применением методов прямого  вмешательства, хотя в последнее  время здесь усиливается роль рыночных регуляторов.

Для американской разновидности  характерна «неактивная» модель государственного регулирования, когда государство  гибко используется там и тогда, где и когда рынок дает «осечку». Здесь государственное регулирование  осуществляется по «остаточному» принципу, то есть регулируются те аспекты, которые  не поддаются эффективному воздействию  рыночного механизма.

В европейской разновидности  рыночной экономики роль государственного регулирования велика, по преимуществу используются методы прямого вмешательства  с ориентиром на его социальную направленность.

В целом соотношение рыночных и государственных механизмов управления зависит:

  1. от силы государства;
  2. от степени зрелости рыночных институтов;
  3. от выбранной теоретической концепции государственного вмешательства в экономику.

В экономической науке  существуют на этот счет две теоретические  концепции: классическая и кейнсианская.

Классическая теория и  ее представители (физиократы, А. Смит, Д. Рикардо, Ж.Б. Сэй и неоклассики  австро-американский экономист Фридрих  Хаек, а также А. Маршалл) считали, что рыночная система без вмешательства  государства способна обеспечить эффективное  развитие экономики, что человечество не может сознательно управлять  экономическими процессами лучше, чем  это обеспечивается свободным функционированием  рынка, конкуренцией. Более того, они  полагали, что любые попытки ограничения  человеческих свобод вредны для общества. Рыночный механизм автоматически регулирует равновесие спроса и предложения, доходов  и расходов при полной занятости  и  полном объеме производства. Сам  процесс производства, по их мнению, создает доход, равный стоимости  произведенных продуктов. Даже сбережения не могут привести к недостаточности  спроса, ибо каждый сбереженный доллар будет инвестирован предпринимателями. Инвестиции же заполняют пробел в  потреблении.

Классики утверждали, что  равенство сбережений и инвестиций устанавливается через денежный рынок. Денежный рынок через ставку процента будет следить за тем, чтобы  доллары, выходящие их потока доходов  и расходов, автоматически вновь  появлялись как доллары, затраченные  на инвестиционные товары. Домохозяйства, предпочитающие потреблять, будут сберегать, когда в качестве вознаграждения за бережливость будут получать ставку процента. Платить же им будут инвесторы, которые за счет кредитов будут обновлять  производство. Следовательно, общее  неравновесие невозможно, рынок сам  исправит дисбалансы в масштабе национальной экономики, и никакое вмешательство  государства не потребуется.

Кейнсианская теория в  лице Дж. Кейнса, П. Самуэльсона и  неокейнсианцы считали, что капитализм не может быть саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию. Время от времени равновесие совокупного  спроса и совокупного предложения  нарушается, возникают инфляция и  безработица, ибо синхронности в  принятии решений о сбережении и  инвестициях быть не может, ставка процента не уравнивает сбережения и инвестиции, соотношение цен и заработной платы автоматически не устанавливается.

Анализируя состояние  экономики капиталистических стран  в конце 20-х и начале 30-х годов 20 века, последствия «великой депрессии» в США и Англии, Кейнс обосновал  необходимость активной роли государства  в поощрении развития экономики  и спроса, используя денежные инструменты. Тем самым, полагал он, государство  сможет справиться с экономическими кризисами, ибо деньги- это «бодрящий  напиток», стимулирующий активность экономической системы. Государство  должно способствовать умеренному росту  цен и доходов, расширяя границы  рынка, наращивая объем производства и сокращая безработицу. Кейнс рекомендовал активное вложение государственных средств в экономику для стимулирования ее развития через повышение «эффективного спроса», причем без роста государственного сектора.

Сегодня страны развитой рыночной экономики постоянно ищут оптимальное  сочетание государственного регулирования  и саморегулирующегося рыночного  механизма, ибо главная цель этого- не разрушая рыночный механизм, корректировать его с помощью гибкого государственного вмешательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Новая роль государства  в переходной экономике

Только государство в  силах начать демонтаж старой системы  и заложить основы новой. Здесь имеется  ввиду упразднение прежних органов  управления и всей системы социально-производственной инфраструктуры, создание правовых и  социально-экономических основ рыночной экономики, ее социальной среды.

Именно государство способно через активную законодательную  деятельность, либерализацию хозяйственных  связей, создание адекватной рыночной системе инфраструктуры, изменение  основ налоговой системы, приватизацию госсобственности и т. д., дать первоначальный толчок движению экономики в рынок. Да и по мере этого движения экономики к рынку роль государственного регулирования не снижается, а напротив, как показывает мировой опыт, увеличивается. Жизнь выдвигает все новые и новые задачи — переход к экономическому росту и поддержание макроэкономической стабилизации, повышение конкурентоспособности на мировых рынках, поддержание в равновесии социальной сферы и т. д., в решении которых ведущая роль так же отводится государству.

Кроме того, в обществе есть целые сферы, которые не связаны  с мерами финансового стимулирования и материальной заинтересованности или штрафными санкциями, которые  всегда базируются на силе и материальной поддержке государственной власти. Это экологическая среда, социальная сфера, национальная оборона, фундаментальная  наука, охрана памятников истории и  культуры, информационная сфера и  другие. В развитии этих сфер и решении  их многочисленных проблем роль государства  достаточно велика.

С другой стороны, государство  в лице своего аппарата управления в сложившейся экономической  и политической ситуации недостаточно владеет инструментами экономической политики, адекватной рыночной системе. К тому же на их действия существенно влияют проводившаяся прежняя политика, прошлые решения, имеющие долговременные последствия. Речь идет о таких решениях, которые касаются уровня оплаты труда в госсекторе, пенсионного возраста и пенсионного обеспечения, налоговых льгот и субсидий конкретным группам (северные надбавки, коэффициенты подземным рабочим, пособия многодетным и малоимущим, инвалидам войны и труда и т. д.)

В плановой экономике государственное  управление играет решающую роль в  определении всех экономических  пропорций. Через систему директивных  адресных заданий государственные  органы определяют основные хозяйственные  связи и параметры деятельности каждого предприятия; объем и  основной ассортимент производимой продукции, цены, поставщиков средств  производства и потребителей готовой  продукции. До предприятий доводятся  директивные задания по повышению  производительности труда и снижению себестоимости продукции, по внедрению  новой техники и формированию фонда оплаты труда и т.п. При  построении системы государственного регулирования экономики здесь  господствует принцип "максимальной возможности": все экономические  процессы, которые в принципе поддаются  централизованному регулированию, должны управляться государственными органами.

В рыночной экономике основным регулятором хозяйственных пропорций  является рынок. Государственное регулирование  играет вспомогательную роль. Оно  строится на основе принципа "необходимости": только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно  государственное регулирование.

Разумеется, представления  различных экономистов и политиков  о том, какие именно экономические  процессы могут эффективно регулироваться государством и какие - рынком, не совпадают. Поэтому в отдельных странах с плановой экономикой могут наблюдаться существенные различия в степени экономической самостоятельности предприятий. Точно так же степень государственного вмешательства в экономику неодинакова в разных странах с рыночным хозяйством. Так, например, в Швеции или Голландии государство намного активнее влияет на экономические процессы, чем в США. Но общим для всех стран с плановой экономикой является то, что система государственного управления предстает как основной регулятор хозяйственных пропорций, тогда как в странах с рыночной экономикой она всегда выполняет вспомогательные функции.

Изменение основополагающего  принципа формирования системы государственного регулирования - одно из главных стартовых  условий перехода к рыночной экономике. На переходном этапе эта система  характеризуется двумя определяющими тенденциями. С одной стороны, государственное регулирование экономических процессов теряет здесь всеобъемлющий характер. Степень государственного вмешательства в экономику уменьшается. С другой стороны, происходит изменение форм и методов государственного регулирования.

На этапе перехода к  рынку роль государственного регулирования  более значима, чем в сложившемся  рыночном хозяйстве. Это связано  с двумя основными причинами.

Во-первых, на переходном этапе  рынок находится в стадии становления  и его регулирующие возможности  недостаточно высоки, что обусловливает  необходимость более интенсивного вмешательства государства в  экономические процессы.

Во-вторых, переход от планового  хозяйства к рыночному происходит автоматически, стихийно. Государство  призвано регулировать процесс перехода, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий для его нормального функционирования.

Роль государства в  экономике конкретизируется в его  функциях. Все функции государства  в переходной экономике связаны  со становлением и развитием рыночных отношений. В зависимости от характера  этой связи, можно выделить 2 группы регулирующих функций государства. Во-первых, это функция по созданию условий эффективного функционирования рынка. Во-вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.

К первой группе относятся  функции обеспечения правовой базы функционирования рыночного хозяйства, а также функция стимулирования и защиты конкуренции как главной  движущей силы в рыночной среде. 
Ко второй группе относятся функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста.

Названные функции характерны как для переходной, так и для  развитой рыночной экономики. Однако на этапе перехода к рынку реализация каждой из этих функций характеризуется  рядом особенностей. Если в сформировавшемся рыночном хозяйстве обеспечение  правовой базы функционирования экономики  реализуется в основном путем  контроля за применением действующего хозяйственного законодательства и  внесения в него частичных корректировок, то на переходном этапе необходимо заново создавать всю правовую базу хозяйствования. Новое хозяйственное  законодательство должно четко определять права собственника и гарантии соблюдения контрактов, регламентировать деятельность развивающихся институтов рыночного  хозяйства: коммерческих банков, бирж, инвестиционных фондов и т.п., содержать  правовые основы антимонопольного регулирования. Необходимы новые, адекватные условиям рынка налоговое законодательство, система законов по защите прав потребителя и социальному обеспечению и т.д. Кроме того, требуется правовое обеспечение такого специфического процесса переходного этапа, как массовая приватизация государственной собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Особенности государственного регулирования экономики в Российской Федерации

В начале рыночных преобразований в России были выработаны различные программы реформ:

    • экономическая программа перехода к рынку (Абалкин, Рыжков – 1989);
    • программа«500дней» (Явлинский–1990);
    • «Стратегия России в переходном периоде» (Чубайс, Васильев, Улюкаев, Шохин, Глазьев, Гайдар – сентябрь - октябрь 1991).

Эти реформы позволяют выделить следующие экономические этапы переходной экономики в РФ:

    1. создание политических и институциональных предпо¬сылок (1991);
    2. либерализация экономики (1992);
    3. приватизация (1992-1994);
    4. этап инфляционистской, протекционистской политики (1994-1995);
    5. реструктуризация предприятий, остановка падения производства (1996-1997);
    6. финансовый кризис и его последствия (1998-1999);
    7. выход на траекторию экономического роста (2000 – по настоящее время).

Особо остановимся  на наиболее проблемных этапах переходного  периода. Либерализация цен – обязательный и неизбежный этап переходной экономики. Вполне оправдано, что цены на энергоресурсы, коммунальные услуги, транспорт и многое другое не освобождены полностью и по сей день. Неконтролируемый отпуск цен, ранее абсурдно низких, привёл бы к параличу российской экономики и российской жизни. Намеренное отставание темпов роста цены рабочей силы (заработной платы и пенсий) логически увязывается с политикой финансовой стабилизации. Но отказ властей индексировать сбережения населения и финансовые средства предприятий в соответствии с динамикой цен – серьёзная стратегическая ошибка. Многолетние сбережения, накопленные в стране, были конфискованы государством и просто испарились. 
«Приватизация по-российски» – наиболее болезненная в экономическом и моральном плане стратегическая ошибка. Она вылилась в ускоренную раздачу государственной (общенародной) собственности лицам, приближённым к власти, директорскому корпусу и предприимчивым авантюристам. 
В начале 1992 г. основные фонды российской экономики оценивались примерно в 2 трлн. руб. Во всех кредитных учреждениях страны на тот момент находилось на счетах предприятий около 600 млрд. руб. и на счетах физических лиц – около 300 млрд. руб. Этих денег в качестве «стартовых» было достаточно для начала постепенной приватизации «за выкуп», т.е. естественным путём.

Дополнительно предпринимались  меры по искусственному созданию тончайшего слоя крупных собственников:

  • административная раздача квот на экспорт, в основе которой лежала разница внутренних и внешних цен на товар, достигавшая десятки раз;
  • выборочное освобождение привилегированных структур от таможенных пошлин (табак, лекарства, автомобили и т.п.);
  • выдача государственных кредитов частным банкам под нулевой, а с учётом инфляции – под отрицательный процент;
  • проведение «залоговых аукционов», в результате которых крупные прибыльные государственные предприятия переходили к частным владельцам по символическим ценам или бесплатно;
  • передача спиртового оборота в руки подпольных производителей.

 
Анархия и тотальный произвол, опасения конфискаций, криминализация, сопровождавшие переход российской экономики к  рынку, привели к бегству капиталов  из страны. Начиная с 1990 г. до сегодняшнего дня на 1 долл. притока всех ресурсов из-за рубежа, включая государственную  и международную помощь, приходится 3-4 долл. оттока российских средств за границу.

Финансовая стабилизация предусматривала в первую очередь  борьбу с галопирующей инфляцией, которая  перерастала в гиперинфляцию. Генеральным  направлением финансовой политики было всемерное сокращение денежной массы. На практике это означало – не платить  никому (по выполненным государственным  заказам, по бюджетным обязательствам, трансфертам).

В период 1992-1999 гг. обеспеченность потребностей российской экономики  деньгами снизилась в 12 раз. Только 20% хозяйственных операций осуществлялось посредством живых денег, остальные  – посредством денежных суррогатов (бартер, взаимозачёты). По экспертным оценкам 1 руб., невыплаченный из консолидированного бюджета, порождал 6-7 руб. неплатежей по всей цепи экономических отношений: неуплата налогов, невозврат кредитов, взаимные неплатежи предприятий и т.д. Всеобщий кризис неплатежей почти парализовал российскую экономику вплоть до 1999 г. За это время в два раза ВВП сократился. Негативную роль сыграло и сверхвысокое налогообложение, которое вытолкнуло до 50% производства «в теневую» экономику. 
Сокрушительное действие на экономику оказали две специфические акции. Первая – это строительство с середины 1990-х гг. государственной финансовой пирамиды. Государственные краткосрочные обязательства (ГКО) предназначались для замены денежной эмиссии на менее инфляционный государственный долг. Фактически ГКО создали мощный источник быстрого обогащения владельцев крупных денежных средств. Следствием этого стал уход из реального сектора основной массы потенциальных инвестиций.

Вторая длительная акция – искусственное поддержание  курса рубля на неизменном, резко  завышенном уровне по отношению к  доллару. Десятки млрд. долл., занятых  у МВФ и других зарубежных источников, были потрачены на поддержание нереального  курса. Число российских предприятий  и отраслей, задушенных искусственно дешевым импортом, невозможно подсчитать.

Итогом этих акций  стал государственный дефолт в августе 1998 г. Ущерб выражается в массовом разорении отечественных фирм, компаний и банков, очередной потере сбережений, во внезапном резком падении доходов  населения. Самым существенным и  долгосрочным фактором российской экономической  действительности стала утрата доверия  населения и инвесторов к властям. При потребности страны в производственных инвестициях порядка 100 млрд. долл. в  год, покрываемых сегодня лишь на 40 %, население продолжает хранить  вне банковского оборота не менее 60 млрд. наличных долл. Уже более  десятка лет происходит бегство капитала за границу в масштабах 20-25 млрд. долл. в год.

В этих условиях может  вызвать удивление лишь та быстрота, с которой экономика России преодолевает последствия кризиса:

    • ежегодный прирост ВВП на 5-6%;
    • оживление перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства;
    • ликвидация бюджетного дефицита (правда, не столько за счет роста его доходов, сколько за счет сокращения расходов);
    • более или менее своевременные выплаты зарплаты и пенсий, скромное опережение темпов их роста над темпами инфляции;
    • рост валютных резервов страны;
    • нормализация обслуживания внешнего долга (за три года выплачено около 25 млрд. долл. или почти 1/6 всей внешней задолженности);
    • возрождение инвестиционной активности.

Все это признаки того, что Россия прошла нижнюю точку  своего падения. Принято считать, что  позитивные результаты последних лет  обеспечены главным образом действием  двух факторов: во-первых, резкий взлет  мировых цен на нефть и газ; во-вторых, эффект от овальной (в 4 раза) девальвации рубля, которая ощутимо  повысила доходы российских экспортёров  и защитила отечественных производителей от чрезмерной иностранной конкуренции.

Улучшение экономической  ситуации во многом связано с деятельностью  послекризисного правительства  Е. Примакова. Отказ от режима валютного управления и проведение расширенной денежной эмиссии создали необходимые предпосылки для скорого преодоления всеобщего кризиса платежей. После дефолта количество денег в обращении увеличилось более чем вдвое, денежная масса в стране выросла до 21-22% ВВП, соотношения квазиденег (включая бартер) и нормальных денег приближается сегодня к соотношению 20:80.

Среди позитивных послекризисных действий необходимо отметить: далеко идущую по своим последствиям налоговую  реформу; повышение внимания к нуждам мелкого и среднего бизнеса –  главного средства оживления российской экономики и решения проблемы занятости; принятие Трудового Кодекса  и ряда других законодательных актов, сокращение видов деятельности, подлежащих лицензированию; попытки обуздать коррупцию  и криминалитет.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В данной курсовой работе рассмотрен основной круг проблем, порожденных  преобразованием плановой социалистической экономики в рыночную капиталистическую. Подводя итоги, отмечу наиболее существенные моменты:

- социализм как экономическая  система в полной мере выявил  свою несостоятельность с точки  зрения обеспечения прогресса  общества, измеряемого, в конечном  счете, ростом благосостояния  населения, а потому и не  подлежит реанимации, что, однако, не исключает временного отступления,  движения вспять, что и находит  выражение в призывах и даже  в фактическом пересмотре итогов  приватизации;

- движение к рыночной  экономике носит необратимый  характер, что вполне соответствует  интересам всех слоев населения,  а отнюдь не только собственников,  как это представляется на  первый взгляд. Именно собственники  прежде всего призваны обеспечить  возрождение национальной экономики,  так как это торжественно воспроизводству  их социального статуса в качестве  таковых;

- высокая социальная цена  рыночных преобразований неизбежна  в условиях, когда экспроприации  подлежит собственность всего  народа, а вместе с ней упраздняются  экономические формы ее реализации, среди которых наиболее осязаемыми  являются всеобщая гарантированная  занятость и фактически бесплатное  предоставление общественно значимых  благ и услуг через общественные  фонды потребления, утрата которых  воспринимается населением особенно  болезненно;

- государство в меру  своих ограниченных возможностей  небезуспешно сглаживает негативные  социальные последствия радикальных  институциональных преобразований, что и позволило избежать крайних  форм социальных конфликтов, подобных гражданской войне, последовавшей за революцией 1917 года;

- государство переходного  периода все в большей мере  позиционирует себя в качестве  носителя общенациональных интересов,  усиливая социальную политику, ужесточаю  борьбу с коррупцией, повышая  эффективность контроля за частнопредпринимательской  деятельностью, направляя ее в  русло реализации вышеуказанных  интересов;

- экономический рост, в  ходе которого преодолеваются  структурные и технологические  дисбалансы предшествующего развития, решается проблема макроэкономического  равновесия в соответствии с  рыночными критериями, приобретает  и в российской экономик устойчивый  характер;

- по мере укрепления  хозяйственного законодательства  все более цивилизованные формы  приобретает конкурентная борьба, хотя криминализация экономической  деятельности все еще остается  высокой.

Преждевременно пока говорить о завершении переходного периода  в большинстве постсоциалистических стран, в России- в том числе. Промышленный капитал не получит всеобщего  распространения, по-прежнему сохраняется  в тех или иных масштабах нерыночный сектор, не завершено формирование нового класса собственников, продолжается раздел и передел объектов собственности  и становление корпоративного управления, полным ходом идут институциональные  преобразования, включая преобразование деятельности государственных институтов в соответствии с законами смешанной  рыночной экономики. И тем не менее  в исторически кратчайший срок Россия сделала гигантский шаг на тернистом  пути формирования национальной модели современной рыночной экономики.

 

Список использованной литературы:

  1. Баликоев В. З. Общая экономическая теория: учебник для экон. вузов./ В.З. Баликоев.- 10-е изд., испр.- М.: Омега-Л; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2007.- 732 с.
  2. Красникова Е. В. Экономика переходного периода: учеб. для экон. вузов./Е. В. Красникова.- М.: Омега-Л, 2005.- 296 с.
  3. Курс экономической теории: Учебник / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И Плотницкого. – Мн.: «Интерпрессервис», 2003.- 496 с.
  4. Ливишц В. Н. Загадки современной экономики России и политика его государственного регулирования.: учеб. для вузов. / В. Н. Ливишц – М.:Экономика и математические методы,2007.- 403с.-
  5. Лобачева Е.Н. Экономическая теория: учебник / под ред. Е. Н. Лобачевой.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Высшее образование, 2008.- 524с.
  6. Микро- и макроэкономика: Учеб. пособие / М.И. Плотницкий, Л.В. Воробьева, Н.Н. Сухарева и др.; Под. ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: Мисанта, 2004.- 437с.
  7. Симгина Л. С. Экономическая теория: учеб. для вузов./ Л. С. Симгина.- Спб.: Питер, 2007.- 384 с.
  8. Экономическая теория (политэкономия): Учеб. /Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. – 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 640с.
  9. Экономическая теория. Курс лекций: Учебное пособие / Отв. ред. проф. К. И. Вахитов, доц. Т. С. Ванеркина.- Чебоксары: Руссика, 2000.- 353с.
  10. Яремчук Н.В.  Экономическое развитие современной России: учеб./ Н.В Яремчук- М.: Премьера, 2005.-328 с

 


Информация о работе Необходимость государственного регулирования. Концепции регулирования экономики