Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 16:38, курсовая работа
Государство должно гарантировать надежное соблюдение законов, дать гаран¬тии своей стабильности и предсказуемости, сделать практику принятия решений прозрачной. В свою очередь, бизнес должен гарантировать прозрачность для власти финансовых потоков, дать социальные гарантии работникам. Только это сможет существенно улучшить положение в рыночной экономике. Целью анализа роли государства в рыночной экономике является выяснение причин, целей и границ вмешательства государства в рыночную экономику.
Введение …………………………………………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы государственного регулирования……………………………5
1.1. Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику ……..6
1.2. Границы вмешательства государства в рыночную экономику …..…………...9
2. Содержание государственного регулирования ………………….………………………12
2.1. Принципы и цели государственного регулирования …………………..………….12
2.2. Функции государства в рыночной экономике.……………………………..……......14
Заключение……………………………………………………………………………………………………...23
Список использованных источников ……………………………………………………………...25
Например, одно из наиболее распространенных несовершенств - недостаточная занятость населения. Эту проблему государство можно решить созданием новых рабочих мест, развитием малого бизнеса, потому что, как показывает опыт, наибольшее число рабочих мест обеспечивает именно мелкое предпринимательство (индивидуальная трудовая деятельность, увеличение числа кооперативов, фермерских (крестьянских) хозяйств).
Частью социальной функции (подфункцией)
является социально-
Стабилизационная функция
государства. Эта функция предполагает обеспечение
сохранности рыночного механизма и условий
его нормальной работы. Во всех странах
с давними рыночными традициями это достигается
путём осуществления комплекса мер по
борьбе с монополизацией, инфляцией и
безработицей. Как показывает практика
всех развитых стран, рыночный механизм
не содержит в себе иммунитет против этих
болезней, резко снижающих эффективность
экономических процессов, вплоть до их
полной дезорганизации. Чтобы снизить
монополизацию рыночной экономики государство
должно проводить антимонопольную политику,
а именно: 1) разработать и принять специальное
антимонопольное законодательство; 2)
сформировать системы органов, осуществляющих
антимонопольное регулирование и контролирующих
соблюдение антимонопольного законодательства,
используя административно-
К сожалению, Казахстан, который только приступила к созданию рыночного механизма, уже испытывает в полной мере воздействие инфляции и монополизации. Безработица также постоянно растёт.
Использование имеющегося мирового опыта по стабилизации экономики в Казахстана затруднено, а часто невозможно по двум основным причинам: во-первых, в Казахстане отсутствует достаточная конкурентная среда рынка с его инфраструктурой; во-вторых, инфляция в российской экономике сочетается с общим кризисом существующей общественно-экономической системы, что в мировой практике встречается редко. Чтобы подавить инфляцию государство вводит временное замораживание цен и доходов, устанавливаются верхние пределы их роста и др. Иногда государство ставит задачу удерживать динамику заработной платы на уровне, не превышающем темп роста производительности труда.
В целях стабилизации экономики государство должно иметь свою чрезвычайную программу выхода из кризиса, которая была бы нетривиальной и специфичной, как, например, программа «Новый курс» Ф. Рузвельта. Также государство должно решать такие задачи, как: создание рынка и его инфраструктуры, рыночных механизмов саморегулирования; формирование эффективно работающего негосударственного сектора экономики; создание самого государственного сектора, использующего принципы рыночного механизма, вместо тотально огосударствлённой рыночной экономики, действующей в административно-командном режиме. [13]
Распределительная функция. Среди функций, выполняемых государством во всех без исключения странах с рыночной экономикой, большое место занимает распределительная функция. Она направлена на ликвидацию большого разрыва в доходах различных социальных групп населения, который может возникать, и возникает в результате действия механизмов саморегуляции, присущих рыночной экономике. Специфика действия этих механизмов такова, что часть населения вообще не может обеспечить достойный уровень существования, сложившийся на данный период времени и учитывающий традиции данного общества. Законы рынка довольно жестки и жестоки. При этом, как известно, они заставляют страдать не обязательно и не всегда виноватых. Для обеспечения всем членам общества достойной жизни, а тем самым для поддержания в обществе атмосферы спокойствия и равновесия и недопущения социальных конфликтов и потрясений государство выполняет распределительную функцию. Изымая часть доходов различными, достаточно хорошо отработанными методами, государство затем распределяет их в пользу нуждающихся. В частности, повышает доходы малоимущим слоям населения, выдает беднякам продовольственные талоны, выплачивает пособия безработным и многодетным семьям, создает систему обучения и переквалификации безработных, обязывает предпринимателей выплачивать работникам заработную плату не ниже определенного минимума, предоставляет бесплатные услуги здравоохранения и обучения. В результате ослабляется социальная напряженность и экономическое неравенство. Но государство ни в коем случае не должно добиваться уравнивания доходов, т.к. неравенство доходов – это обязательное условие эффективного функционирования рыночной экономики. А государство, в свою очередь, средства для выплаты этих самых пособий черпает из взимания налогов, например, в США, около 60% федеральных доходов от акцизного налогообложения дают всего три товара – алкоголь, табак и бензин. Благотворительные фонды имеют бесспорное преимущество перед другими способами, т.к. решение богатого поделиться с бедным продиктовано лишь его желанием, а не навязано извне. Этим благотворителем может выступить и государство. [15]
Контролирующая функция - это государственный контроль за выполнением законов и нормативных актов, экономических, экологических и социальных стандартов
Фискальная функция заключается в изъятии части доходов
предприятий и граждан для формирования
финансовых ресурсов государства, необходимых
для его жизнедеятельности. С ее помощью
образуются государственные денежные
фонды и создаются материальные условия
для функционирования государства. Фискальная
функция определяется самой природой
налогов. Она характерна для всех государств
во все периоды их развития.
Эта функция, способствующая огосударствлению
части национального дохода в денежной
форме, создает объективные предпосылки
для государственного регулирования экономики.
Регулирующая и фискальная функции
связаны друг с другом, вытекают одна из
другой и находятся во внутреннем единстве.
Увеличение значения фискальной функции
позволяет расширить налоговую базу, создать
объективные предпосылки для более глубокого
воздействия на процесс воспроизводства.
В то же время, успешное регулирование
налогами обеспечивает экономический
рост, повышает благосостояние населения,
что, в свою очередь, создает благоприятную
базу для фискальной функции.
В обязанности государства входит обеспечение
прогрессивного развития общества, и оно
должно гибко использовать, как фискальную,
так и регулирующую функции .[15]
Стимулирующая функция - формирование регуляторов, способных эффективно влиять на деятельность хозяйствующих субъектов (их интересы) и стимулировать экономические процессы в нужном для общества направлении.
Регламентирующая (нормативная) функция - государство с помощью законов, законодательных актов и нормативов устанавливает определенные правила деятельности для субъектов экономики, определяет правовое поле.
Функция корректирования сводится к распределению ресурсов в экономике с целью развития прогрессивных процессов, минимизация и ликвидация негативных экстерналий и обеспечения нормальных социально-экономических условий жизни общества.
Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую политику. Осуществление контрольной функции зависит от налоговой дисциплины, суть которой в том, чтобы налогоплательщики своевременно и в полном объеме уплачивали налоги. Для более эффективного действия контрольной функции необходимо усиливать качество контрольной работы налоговых органов, которая должна быть направлена на формирование у налогоплательщиков понимания неотвратимости выявления нарушения и взыскания в бюджет полной суммы причитающихся к уплате налогов. Налоговые органы должны не просто выявлять факты сокрытия доходов и ухода от налогообложения, но и выдвигать свои предложения по совершенствования нормативно - правовой базы, оперативного перекрытия возможных каналов возникновения налоговых нарушений. [4]
Таким образом, государственное
регулирование экономики - воздействие
государства в лице
Основной целью
Государственное регулирование обусловлено появлением новых экономических потребностей, с которыми рынок по своей природе не может справиться.
Взгляды представителей отдельных школ и направлений экономической науки на экономическую роль государства различны. При всей их противоречивости и несовпадении можно определенно отметить: различия касаются форм и доли государственного вмешательства в экономику. Современный рынок невозможен без вмешательства государства. Рынку присущи антисоциальные действия и тенденции, приводящие к нарушению не только микро-, но и макропропорций, а следовательно, к финансовым, экономическим, энергетическим и другим кризисным явлениям и процессам. Опыт показал, что их во многом ограничивают государственные регуляторы.
Современная экономика представляет синтез рыночного механизма и элементов государственного регулирования.
Государство является основным институтом экономической и политической системы, который организует, направляет и контролирует совместную деятельность людей и их отношения между собой. Оно обладает особым статусом, который позволяет занимать особое место среди хозяйственных агентов.
Государство обладает высшей и неограниченной властью на своей территории, поэтому оно выступает единственным субъектом рыночной экономики, требования которого обязательны для всех других участников рынка; государство имеет монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для исполнения всем населением, а также монопольное право на взимание налогов и сборов с населения и предпринимательского сектора. Доход государства возникает как результат неэкономических действий (за исключением ограниченной сферы государственного предпринимательства), т.е. как перераспределение части доходов домохозяйств и фирм в пользу государства. Государство обладает правом регулирования.
Роль государства в рыночной экономике – одна из основных проблем экономической теории, что связано с постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих форм и инструментов государственного регулирования. Задача здесь состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы вмешательства государства в функционирование экономической системы.
Место и роль государства во многом определяются
его функциями, отражающими основные направления
деятельности (правовой, воспроизводственно-
Государственное регулирование экономики – система мер законодательного, исполнительного и контрольного характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями, нацеленная на повышение эффективности производства и удовлетворение потребностей общества.
Сегодня справедливо подчеркивается необходимость совершенствования системы государственного регулирования рыночной экономики. Ныне действующая система сложилась в чрезвычайных обстоятельствах ломки отживших экономических и социальных отношений. Она оказалась неэффективной. Её слабость и порочность связаны с утверждением криминально - бюрократического режима, недемократического по существу и нуждающегося в реформировании в направлении, отвечающем стоящим перед обществом задачам и особенностям положения, сложившегося в Казахстане.
После почти 10 лет радикальных рыночных преобразований стала призна-ваться необходимость усиления экономической роли государства. Но это усиле¬ние должно идти не в направлении продолжения прежнего экономического курса и усиления деформации рыночных отношений, а в направлении кардинальной корректировки рыночных преобразований.
В работе были рассмотрены основные формы и методы государственного регулирования рыночных отношений.
Среди основных форм прежде всего выделяют планирование, программирование и прогнозирование. Эти формы тесно связаны между собой и основаны преимущественно на научном предвидении тенденций развития экономики.
Методами регулирования рыночной экономики являются: правовое регулирование (особое место в этой сфере деятельности государства занимают антимонопольное законодательство и дефляционная политика); финансовое регулирование (включает в себя фискальную, денежно-кредитную, инвестиционную политику). Регулирующими инструментами являются и государственное предпринимательство, основанное на управлении государственной собственностью, а также социальная политика государства, направленная на развитие социальной сферы общества. [7]