Необходимость
инвестиций.
На общеэкономическом
уровне инвестиции требуются
для:
- расширения воспроизводства;
- структурных преобразований в стране;
- повышения конкурентоспособности отечественной продукции;
- решения социально-экономических проблем.
На микроуровне
инвестиции способствуют:
- развитию и упрочению позиции компании;
- обновлению основных фондов;
- росту технического уровня фирмы;
- стабилизации финансового состояния;
- повышению конкурентоспособности предприятия;
- повышению квалификации кадрового состава;
- совершенствованию методов управления предприятием.
Согласно
Закону «Об инвестиционной деятельности
в РФ, осуществляемой в форме капитальных
вложений» (далее – Закон «Об инвестиционной
деятельности…»), под инвестициями в общем
случае понимаются «денежные средства,
ценные бумаги, иное имущество, в том числе
имущественные права, имеющие денежную
оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской
и (или) иной деятельности в целях получения
прибыли и (или) достижения иного полезного
эффекта». Иными словами, чтобы любое имущество
(в том числе и деньги), а также имущественные
права стали инвестициями, необходимо,
чтобы владелец или пользователь этого
имущества (или имущественных прав) вложил
его в какой-либо объект с целью достижения
полезного эффекта, т. е. осуществил инвестирование,
инвестиционную деятельность.
Под последней,
согласно Закону «Об инвестиционной
деятельности…», понимают «вложение
инвестиций и осуществление практических
действий в целях получения прибыли и
(или) достижения иного полезного эффекта».
Итак, при
использовании инвестиционной терминологии
необходимо выделять понятия:
- инвестиции – это любой вид имущества и имущественных прав, вкладываемый в объекты инвестиционной деятельности ради извлечения прибыли или получения иного положительного эффекта, т. е. то, что вкладывается в инвестиционные объекты;
- инвестиционный объект – то, во что вкладываются инвестиции;
- инвестирование – непосредственный процесс вложения инвестиций;
- инвестиционная деятельность – процесс, включающий как собственно инвестирование, так и последующее осуществление иных действий с целью получения от инвестиций прибыли или иного положительного социального эффекта.
Необходимо отметить,
что при инвестировании всегда существует
определенный интервал времени –
так называемый холдинговый период
– между моментом вложения инвестиций
и получением прибыли (или иного
положительного эффекта). Поэтому в
самом общем смысле под инвестированием
понимают процесс вложения инвестиций
сегодня ради получения прибыли
по окончании холдингового периода.
Классификация инвестиций
Обоснованная
классификация инвестиций позволяет
учитывать и анализировать уровень
их использования, а также принимать
соответствующие решения как
на макро-, так и на микроуровне.
Инвестиции
можно классифицировать по следующим
критериям:
во-первых, по
объектам вложений:
- в реальные средства (например, земля, здания, станки, оборудование и иные основные средства). Подобные инвестиции принято называть капитальными вложениями;
- в финансовые средства (прежде всего в ценные бумаги, а также в валюту, страховые полисы и другие финансовые инструменты);
- в нефинансовые средства (например, драгоценные камни и металлы, предметы коллекционирования);
- в нематериальные ценности (в частности, интеллектуальная собственность, образование, переподготовка кадров, здравоохранение, научные разработки);
- во-вторых, по срокам вложений:
- краткосрочные (вложения на период не более 1 года);
- долгосрочные (вложения на период свыше 1 года);
- в-третьих, по стратегическим целям:
- стратегические (т. е. вложение в ценные бумаги с целью получения права управления фирмой-эмитентом, а также непосредственно в производство);
- портфельные (т. е. приобретение ценных бумаг для получения прибыли, но без права управления фирмой-эмитентом);
- в-четвертых, по формам собственности инвестора:
- государственные (т. е. вложения средств органами власти федерального, субфедерального и местного уровня, органами государственных бюджетных и внебюджетных фондов, государственными и муниципальными унитарными предприятиями);
- частные (т. е. вложения средств физическими лицами, а также организациями негосударственной формы собственности);
- иностранные (т. е. вложения, осуществляемые иностранными государствами, юридическими и физическими лицами).
Нормативно-законодательная
база инвестиционной деятельности
Надежное
функционирование экономической
системы страны возможно только
при условии надлежащего государственного
регулирования инвестиционной деятельности,
под которым понимаются определенные
в законодательном порядке формы
и методы административного и
экономического характера, используемые
органами управления всех уровней
для осуществления инвестиционной
политики.
Инвестиционная
деятельность в России регулируется
и общим государственным законодательством,
и системой специальных нормативных
актов. Так, в той или иной степени вопросы
инвестирования затрагиваются в Конституции
РФ, Гражданском и Налоговом кодексах,
Законах об акционерных обществах, о рынке
ценных бумаг, о собственности, приватизации,
внешнеэкономической деятельности, валютном
регулировании и др. Например, Гражданский
кодекс РФ определяет правовые основы
предпринимательства, регулирует договорные
отношения, устанавливает основания возникновения
имущественных и неимущественных прав
и т. п.
В нашей
стране также приняты специальные
законы и иные нормативные
акты, регулирующие непосредственно
инвестиционный процесс. К ним можно
отнести Законы «Об инвестиционной деятельности
в РСФСР» от 26.06.91г., «Об инвестиционной
деятельности, осуществляемой в форме
капитальных вложений» от 25.02.99г., «Об иностранных
инвестициях в РФ» от 09.07.99г., «О защите
прав и законных интересов инвесторов
на рынке ценных бумаг» от 05.03.99г., а также
«Методические рекомендации по оценке
эффективности инвестиционных проектов»
от 21.06.99г., отдельные постановления Правительства
РФ, иных государственных органов, в частности,
Федеральной комиссии по рынку ценных
бумаг (ФКЦБ).
Так, закон
«Об инвестиционной деятельности,
осуществляемой в форме капитальных
вложений» вводит законодательное
определение инвестиций, инвестиционной
деятельности и капитальных вложений,
дает понятие субъектов и объектов
капитальных вложений, устанавливает
систему государственной регулирования
инвестиционной деятельности и
защиты прав, интересов и имущества
субъектов инвестиционной деятельности
вне зависимости от форм собственности.
Этим же законом введена норма,
согласно которой все инвестиционные
проекты независимо от форм
собственности и источников финансирования
подлежат обязательной государственной
экспертизе.
«Методические
рекомендации по оценке эффективности
инвестиционных проектов» дают
развернутое определение инвестиционного
проекта (ИП), вводят понятие эффективности
ИП, формы и виды такой эффективности,
раскрывают основные методы оценки
эффективности ИП, в том числе
в условиях инфляции, неопределенности
и риска.
Закон
«Об иностранных инвестициях
в РФ» регулирует правоотношения,
возникающие при вложении иностранного
капитала в российские коммерческие
организации (за исключением кредитных
и страховых организаций, инвестиции
нерезидентов в которые регулируются
специальным законодательством
о банковской деятельности и
страховании). Данный закон вводит
понятие иностранной инвестиции,
субъектов и объектов инвестиционной
деятельности иностранцев на
территории РФ, указывает содержание
прямой иностранной инвестиции.
Он же устанавливает для иностранных
инвесторов определенные гарантии,
которые в основном применимы
для прямых иностранных инвестиций,
так как нормы о портфельных
инвестициях предусмотрены специальным
законодательством о ценных бумагах.
Отношения, возникающие в связи
с иностранными инвестициями, регулируются
также гражданским законодательством,
специальными федеральными законами,
а также самостоятельными законами
об иностранных инвестициях соответствующих
субъектов Федерации.
Регулирование
инвестирования в реальные активы
При регулировании
инвестиционной деятельности, осуществляемой
в форме капитальных вложений,
государство использует как административные,
так и экономические методы воздействия
на такую деятельность. Административные
(или прямые) методы предполагают прямое
воздействие государства на субъекты
инвестиционной деятельности путем использования
методов принуждения (например, введение
регламентов, запретов, ограничений, разрешений).
В качестве инструментов подобного воздействия
выступают нормативные акты. Экономические
методы предполагают воздействие государства
на субъекты инвестиционной деятельности
путем стимулирования принятия инвестиционных
решений, как в интересах самих субъектов,
так и в интересах всего общества. К таким
методам относятся:
- установление ставки рефинансирования;
- установление налоговых льгот и скидок;
- дифференциация налоговых ставок, тарифов и ставок платежей.
Закон «Об
инвестиционной деятельности, осуществляемой
в форме капитальных вложений»
Данный
закон предусматривает следующие
формы государственного регулирования
инвестиционной деятельности:
во-первых, создание
благоприятных условий для развития
инвестиционной деятельности путем:
- совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
- установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
- защиты интересов инвесторов;
- предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;
- расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
- создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтинговых оценок субъекта инвестиционной деятельности;
- принятия антимонопольных мер;
- расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
- развития финансового лизинга;
- проведения переоценок основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
создания возможностей
формирования субъектами инвестиционной
деятельности собственных инвестиционных
фондов.
во-вторых, прямое
участие государства в инвестиционной
деятельности путем:
- разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых в РФ совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней;
- формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;
- предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета и средств бюджета субъектов РФ;
- размещения на конкурсной основе средств федерального и регионального бюджетов для финансирования инвестиционных проектов. Размещение этих средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов, определяемых законами о бюджетах, либо на условиях закрепления за государством соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на РЦБ с направлением средств от реализации в соответствующие бюджеты;
- проведения экспертизы инвестиционных проектов;
- защиты российских организаций от поставок морально устаревших, материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций, материалов;
- разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля их соблюдения;
- выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;
- вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;