Неоклассическая теория стоимости. Стоимость и цена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 14:49, контрольная работа

Описание работы

В объяснении ценности (стоимости) и цен только полезностью выдающийся английский экономист А. Маршалл, разработавший принципы теории неоклассического синтеза, увидел односторонность. С его точки зрения, спорить о том, регулируется стоимость полезностью или издержками производства, равносильно дискуссии о том, каким лезвием ножниц - верхним или нижним - разрезается кусок бумаги.
Именно с работами А. Маршалла связан отход от попыток создания монистической теории стоимости и цены.

Содержание работы

1
Неоклассическая теория стоимости. Стоимость и цена
3
2
Экономико-математические модели рыночной экономики. Модель В. Леонтьева: содержание и практическая ценность

9
3
Вопрос
13
4
Тестовое задание
15
Список использованных источников
16

Файлы: 1 файл

вариант 15.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

1

Неоклассическая теория стоимости. Стоимость и цена

3

2

Экономико-математические модели рыночной экономики. Модель В. Леонтьева: содержание и практическая ценность

 

9

3

Вопрос

13

4

Тестовое задание

15

Список использованных источников

16


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Неоклассическая теория стоимости. Стоимость и цена

В объяснении ценности (стоимости) и цен только полезностью выдающийся английский экономист А. Маршалл, разработавший принципы теории неоклассического синтеза, увидел односторонность. С его точки зрения, спорить о том, регулируется стоимость полезностью или издержками производства, равносильно дискуссии о том, каким лезвием ножниц - верхним или нижним - разрезается кусок бумаги.

Именно с работами А. Маршалла связан отход от попыток создания монистической теории стоимости и цены. Принцип монизма предполагает поиск единого источника (субстанции) стоимости, единого основания цены. Так, в теории К. Маркса таким источником признается живой труд. Для теоретиков австрийской школы это предельная полезность.

П. Самуэльсону, автору известного американского учебника, принадлежит афоризм: «Маркс слишком важен, чтобы оставить его марксистам».

В теории А. Маршалла определение стоимости и цены сводится к выяснению взаимодействия рыночных сил, лежащих как на стороне спроса (предельная полезность), так и предложения (издержки производства). Ценность товара в равной степени определяется полезностью и издержками производства[5].

Стоимость, таким образом, выступает как отношение: отношение продавца и покупателя. Взаимодействие сил спроса и предложения приводит к формированию рыночной цены. Поэтому интерес представляют факторы спроса и предложения.

Рыночный спрос связан с индивидуальным спросом. Понять его изменения позволяет теория поведения потребителя и субъективной полезности.

Предложение определяется в конечном счете поведением фирмы. Поэтому для его изучения необходима теория производства и теория издержек. Для ответа на вопрос о стоимости и цене товара важно обратить внимание на отношение людей к двум фундамен­тальным экономическим явлениям - потребностям и ресурсам - в их соотношении и взаимодействии, не ограничиваясь только сферой производства или только сферой потребления.

Стоимость как отношение между производителем и потребителем товара устанавливается обычно с помощью денег, а значит, в форме цены товара. В определении цены участвуют и продавец, и покупатель. Каждый из них руководствуется собственными представлениями о приемлемом уровне цены, поэтому сначала появляются цена предложения и цена спроса, иначе говоря, цена продавца и цена покупателя. Однако взаимодействие сил спроса и предложения приводит к формированию «цены согласия» - рыночной цены, по которой реально осуществляется купля-продажа товара.

Величина стоимости товара, таким образом, определяется на основе равноправного отношения между расходами продавца (производителя) и доходами покупателя (потребителя), в котором каждая сторона оценивает, т. е. выражает в деньгах, эту величину по-своему, руководствуясь предельно возможными уступками друг другу.

Трудовая теория стоимости раскрыла экономические связи, которые можно схематически отразить в формуле "товаропроизводитель – общественный труд – товар – общественная стоимость – рыночная цена". Заметно, что здесь представлен взгляд на товарно-рыночные отношения лишь с одной стороны – с позиции товаропроизводителя и продавца продукта.

В противоположность трудовой теории стоимости уже в середине прошлого века появились новые теории. К ним относятся: теория предельной полезности, теория спроса и предложения, теория издержек производства, теория трех факторов производства.

Теория предельной полезности появилась во второй половине XIX века и наибольшее развитие получила в трудах представителей австрийской школы – Ю. Менгера, Ф. Визера, О. Бем-Бавека. Эта теория дала объяснение стоимости (ценности) и цены благ и услуг с позиции экономической психологии покупателя, потребителя полезных вещей. Основные положения их теории таковы[7].

1. Полезность  нельзя отождествлять с объективными  свойствами блага. Сам покупатель дает свою субъективную оценку роли определенного блага в удовлетворении его личных потребностей. Ценность блага сводилась к пониманию человеком значения потребляемой вещи для его жизни и благосостояния.

В этом утверждении имеется определенная доля истины. Даже в одной семье люди придают тому или другому благу разную ценность для их жизни и благосостояния. Ведь не случайно сложились поговорки: «О вкусах не спорят», «На вкус и цвет товарища нет».

2. Полезные  блага подразделяются на два  вида:

а) имеющиеся в безграничном количестве (вода, воздух и т. п.). Эти вещи люди не считают полезными для себя, поскольку они имеются в таком избытке, который не нужен для удовлетворения человеческих потребностей;

б) являющиеся относительно редкими и недостаточными для насыщения сложившихся потребностей в них. Именно этим благам хозяйствующие лица приписывают ценность.

На практике, пожалуй, важно, что сравнительная редкость благ должна приниматься в расчет при установлении цен. Именно так это происходит, например, при ценообразовании на продукцию земледелия, где имеется сравнительно мало хороших по качеству земельных участков. Еще в большей мере уникальность некоторых благ оказывает воздействие на цены, когда на аукционах продаются раритеты.

3. В  процессе личного потребления  действует закон убывающей полезности. Согласно этому закону степень удовлетворения потребности одним и тем же продуктом, если мы непрерывно продолжаем им пользоваться, постепенно уменьшается, так что наконец наступает насыщение. Известно, что проголодавшийся человек с большим аппетитом съедает первый ломоть хлеба. Затем с каждым новым куском утрачивается полезность хлеба до тех пор, пока пропадает желание есть этот продукт. Все съеденное количество хлеба образует величину насыщения.

4. Ценность  благ определяет предельная полезность, то есть субъективная полезность «предельного экземпляра», удовлетворяющего наименее настоятельную потребность в продукте данного рода.

Предельная полезность, а следовательно, и ценность блага, зависит от «запаса» (наличного количества) данного продукта и потребности в нем. Если при неизменной величине потребности увеличивается «запас», то предельная полезность вещи снижается. Когда «запас» уменьшается, то предельная полезность и ценность возрастают. Все это сказывается на величине рыночной цены продукта, которая прямо зависит от его предельной полезности. Похоже, что рыночная практика подтверждает данную зависимость. Так, в условиях относительной недостаточности какого-то продукта (уменьшения его «запаса») цена устанавливается на более высоком уровне, что, по существу, оправдывает покупку «предельного продукта».

Как видно, основные положения теории предельной полезности отражают экономические связи, которые можно представить в формуле «потребитель— потребность— полезность блага — его ценность — цена». Так, по-видимому, можно оценивать товар и рыночные отношения со стороны покупателя, потребителя. Речь идет о том, что главное в экономике – не объем затрат на производство товара, а конечный результат, который оценивает потребитель, руководствуясь собственным субъективным представлением о полезности блага.

Однако теория предельной полезности имеет ряд слабых сторон.

Во-первых, эта теория исходит из примата потребления над производством, рассматривает людей не как производителей материальных благ, а только как потребителей, абстрагируется от анализа труда, являющегося действительным источником богатства всякого общества. Во-вторых, она носит субъективно-психологический характер, поскольку выводит объективную экономическую категорию товарного производства - меновую стоимость из психологических ощущений отдельных людей и их субъективной оценки полезности тех или иных благ. В-третьих, определяя ценность материальных благ предельной полезностью, которая, в свою очередь, прямо зависит от их обилия или "редкости", сторонники этой теории смешивают причину со следствием. Не "редкость" благ определяет величину их ценности, а, наоборот, редкими оказываются те товары, воспроизводство которых требует больших затрат человеческого труда.

В итоге можно сделать вывод, что марксова теория трудовой стоимости и теория предельной полезности не противоречат, а дополняют друг друга. Если в первой наиболее глубоко разработан научный аппарат обоснования стоимости в соответствии с трудовыми затратами, то во второй — теоретически обосновано наиболее эффективное использование основных факторов производства — труда, капитала и земли.

Теория спроса и предложения (Ж. Б. Сэй, Г.Д. Маклеод) сводится к отождествлению стоимости с меновыми пропорциями, или ценами, которые якобы всецело определяются соотношением спроса и предложения того или иного товара в каждый данный момент. Эта теория не считает производство главной сферой экономических отношений. Решающее значение она придает отношениям обмена. Эта теория, однако, не в состоянии дать ответ на вопрос: чем же определяются цены товаров при равенстве спроса и предложения? Кроме того, известно, что спрос и предложение сами зависят от уровня цен. Понижение рыночных цен вызывает рост спроса, тогда как повышение цен на тот или иной товар стимулирует рост его производства, а следовательно, и величины предложения. Таким образом, получается порочный круг: движение цен объясняется изменением соотношения спроса и предложения, а изменение спроса и предложения колебанием цен.

Теория издержек производства (Р.Торренс, Дж. Мак-Куллох, Дж.С.Милль) утверждает, что при данном соотношении спроса и предложения цены товаров определяются издержками производства. При этом различные авторы этой теории понимали издержки производства по-разному. Р.Торренс, Джон Стюарт Милль и другие трактовали их как сумму денежных затрат капиталиста на покупку средств производства и труда (рабочей силы), израсходованных при производстве товара. Но такие издержки представляют собой не что иное, как сумму цен закупленных капиталистом факторов производства (машин, сырья, материалов, рабочей силы и т.п.). В итоге получается бессодержательная тавтология: цены определяются ценами, кроме того, цена товара наряду с издержками производства должна включать в себя еще и прибыль. В противном случае оказался бы бессмысленным сам капиталистический бизнес.

Некоторые экономисты этой школы искали другие пути объяснения стоимости товара. Так, Джеймс Милль утверждал, что новая стоимость создается не только живым, но и прошлым трудом, т.е. овеществленным трудом. А Дж.Мак-Куллох считал, что в создании стоимости наравне с человеческим трудом участвует "труд" рабочего скота, машин, сил природы. Здесь теория издержек производства вплотную примыкает к теории трех факторов производства[1].

Родоначальником теории трех факторов производства был французский экономист Ж.Б.Сэй. Согласно этой теории, в создании стоимости участвуют три фактора: труд, капитал (под которым понимаются средства производства) и земля. Каждый фактор создает соответствующую часть стоимости, и владельцу каждого из них "вменяется" своя доля дохода: рабочему — заработная плата, владельцу капитала — прибыль, а землевладельцу — земельная рента. В этой теории общественные отношения между людьми подменяются отношениями факторов производства, а процесс производства потребительных стоимостей смешивается с процессом создания стоимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Экономико-математические модели рыночной экономики. Модель В. Леонтьева: содержание и практическая ценность

 

Экономико-математические модели - модели экономических объектов или процессов, при описании которых используются математические средства. Цели создания экономико-математических моделей разнообразны: они строятся для анализа тех или иных предпосылок и положений экономической теории, логического обоснования экономических закономерностей, обработки и приведения в систему эмпирических данных.

Экономико-математические модели создаются и изучаются так проводить эксперименты с экономикой очень сложно, а зачастую и просто невозможно. При отсутствии предварительного анализа экономической ситуации такие эксперименты могут привести к негативным последствиям (как экономических, так и социальных)[6].

К наиболее известным экономико-математических моделей относятся модели межотраслевого баланса (статические и динамические), при которых широко используются системы линейных уравнений. Идеи метода межотраслевого баланса используются для построения систем матричных моделей предприятий. В экономической науке широко применяются также линейно-программные модели для решения задач рационализации перевозки грузов, выбора лучших решений в сельскохозяйственном производстве, эффективного развития отрасли и отдельного предприятия. Если задача в силу сложности объекта не может быть решен с помощью линейного программирования, используют методы нелинейного (выпуклого) программирования.

Информация о работе Неоклассическая теория стоимости. Стоимость и цена