Неолиберализм. Теория социального рыночного хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 00:38, контрольная работа

Описание работы

 Возникновение либерализма
 Теория социального рыночного хозяйства
 Германский неолиберализм

Файлы: 1 файл

неолиберализм. теория социального рыночного хозяйства.docx

— 26.64 Кб (Скачать файл)

    Неолиберализм. Теория социального  рыночного хозяйства. 

Вопросы:

  • Возникновение либерализма
  • Теория социального рыночного хозяйства
  • Германский неолиберализм
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Возникновение либерализма

    Стремление  к личной свободе было свойственно  представителям всех народов во все  века. Яркими примерами являются города-полисы от Древней Греции до европейских с принципом — «воздух города делает свободным», политическая система которых включала многие элементы правового государства и демократии в сочетании со свободой частного предпринимательства. 
         Либерализм упирается своими корнями в гуманизм, который в период Ренессанса бросил вызов власти католической церкви (следствием чего стали революции: Нидерландская буржуазная революция), английскую Славную революцию (1688 г.), во время которой Виги утвердили своё право выбирать короля, и др. Последнее стало предтечей воззрения, что верховная власть должна принадлежать народу. Полноценные либеральные движения возникли в эпоху Просвещения во Франции, Англии и колониальной Америке. Их противниками были абсолютная монархия, меркантилизм, ортодоксальные религии и клерикализм. Эти либеральные движения также первыми сформулировали концепцию прав личности на основе конституционализма и самоуправления посредством свободно выбранных представителей. 
           В континентальной Европе развитием доктрины о всеобщем равенстве граждан перед законом, которому должны подчиняться даже монархи, занимался Шарль Луи Монтескьё. Основными инструментами ограничения государственной власти Монтескьё считал разделение властей и федерализм. Его последователи, экономисты Жан-Батист Сэй и Дестют де Траси, были страстными популяризаторами «гармонии рынка» и принципа невмешательства государства в экономику. Из мыслителей эпохи Просвещения наибольшее влияние на либеральную мысль оказали две фигуры: Вольтер, который выступал за конституционную монархию, и Жан Жак Руссо, который развил учение о естественной свободе. Оба философа в разной форме отстаивали идею, что естественную свободу личности можно ограничивать, но нельзя уничтожать её суть. Вольтер подчёркивал важность религиозной терпимости и недопустимость пыток и унижения человеческого достоинства.

 Основные  принципы либерализма

  • Идеи
  • Свобода
  • Капитализм
  • Рынок
  • Права человека
  • Господство права
  • Общественный договор
  • Равенство
  • Нация
  • Плюрализм
  • Демократия

Внутренние  течения:

  • Либертарианство
  • Неолиберализм
  • Социал-либерализм

Идеалом либерализма  является общество со свободой действий для каждого, свободным обменом  политически значимой информацией, ограничением власти государства и  церкви, верховенством права, частной  собственностью и свободой частного предпринимательства. Либерализм отверг многие положения, бывшие основой предшествующих теорий государства, такие как божественное право монархов на власть и роль религии как единственного источника познания. Фундаментальные принципы либерализма включают признание 
- данных от природы естественных прав (включая право на жизнь, личную свободу и собственность), а также других гражданских прав; 
равноправия и равенства перед законом; 
-рыночной экономики; 
- ответственности правительства и прозрачности государственной власти.

          Функция государственной власти при этом сводится к минимуму, необходимому для обеспечения этих принципов. Современный либерализм также отдаёт предпочтение открытому обществу, основанном на плюрализме и демократическом управлении государством, при условии защиты права меньшинства и отдельных граждан. 
          Некоторые современные течения либерализма более терпимы к государственному регулированию свободных рынков ради обеспечения равенства возможностей добиться успеха, всеобщего образования и уменьшения разницы в доходах населения. Сторонники таких взглядов полагают, что политическая система должна содержать элементы социального государства, включая государственное пособие по безработице, приюты для бездомных и бесплатное здравоохранение. 
           Согласно взглядам либералов, государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и политическое руководство страной должно осуществляться на основе согласия большинства руководимых. На сегодняшний день политической системой, которая наиболее созвучна убеждениям либералов, является либеральная демократия.
 

Теория  социального рыночного  хозяйства

    Для формирования рыночной экономики в  России необходимо создание институциональных условий, аналогичных “социальному рыночному хозяйству” в Германии. Методологические основы ее были созданы ордо-либеральной “теорией порядка” (В.Ойкен, Ф.Бем, В.Репке, А.Рюстов, Л.Микш, А.Мюллер-Армак). Основными элементами концепции социального рыночного хозяйства являются:

• личная свобода;

• социальная справедливость;

• экономическая дееспособность.

    Немецкие  экономисты на себе испытали пагубность милитаризации экономики и подавления гражданских свобод. Им предстояло решить дилемму невозможности спонтанного порядка и неприемлемости всепроникающего государственного вмешательства. Необходимо было определить разумные границы и эффективные методы государственного вмешательства в экономику, с одной стороны, и активно защитить свободную рыночную экономику от чрезмерного вмешательства государства, с другой.

    Концепция социального рыночного хозяйства  формировалась в атмосфере всеобщего хаоса в стране, где старый тоталитарный режим - “централизованно-управляемое хозяйство” - рухнул, а “меновое хозяйство” уже успело предстать в форме анархии и “черного рынка”. Германия потеряла четверть своей довоенной территории, была разделена на оккупационные зоны. Производство в начале 1948 г. едва достигало половины уровня 1936 г. Огромные людские потери, деморализованное войной и разрухой население, 12 млн. беженцев, изношенный реальный капитал, разрушенная инфраструктура, карточная система и сохранение элементов нацистской системы управления - вот далеко не полный перечень бедствий послевоенной Германии.

    Произошла поистине “потеря старого мира без  приобретения нового”. Чувство апатии и безысходности толкало к пренебрежению установленными нормами. Порядок был настоятельно необходим. Без него было бы немыслимо никакое возрождение страны.

    Неудивительно поэтому, что появившаяся в 1930-40-е годы “теория порядка” послужила методологической основой социального рыночного хозяйства в ФРГ.

    Социальное  рыночное хозяйство возникло как особый тип общественного устройства. Ещё Вильгельм Рёпке (1899-1966) выступил не столько против господства государства как такового, сколько против его тоталитарных тенденций (будь то в социалистических или капиталистических одеждах).

    Поэтому он резко критиковал «фискальный социализм» кейнсианства, считая, что граждане, которые не принадлежат к мощным союзам, оказываются отделёнными от принятия судьбоносных решений, то есть от государства. 

Германский  неолиберализм

    Германский  неолиберализм представляет собой  своеобразный вариант теории государственного регулирования, но с большим, чем  в кейнсианстве, акцентом на поддержании  конкурентного рыночного механизма. 
         Основоположником неолиберализма в Германии стал Вальтер Ойкен (1891-1950). В обобщающей работе "Основы национальной экономической теории" (1940) Ойкен на базе веберовской методологии "идеальных типов" выдвинул положение о существовании двух типов хозяйства - "свободного рыночного" и "центрально-управляемого". Первая форма, по Ойкену, более совершенная: экономика управляется рынком посредством механизма свободных цен. Во втором типе хозяйство выступает в виде абсолютной командной экономики, исключающей действие рыночного механизма. 
         Однако ни один тип хозяйства не может существовать "в чистом виде", они выступают лишь в качестве определяющего принципа реальной экономики. Всякое конкретное хозяйство состоит из одного и того же набора элементов (разделение труда, кредит, прибыль, процент, зарплата и т.д.), но эти элементы сочетаются всякий раз по-новому в зависимости от господствующего принципа (децентрализации или централизации) и от исторических обстоятельств. Ойкен высказывается в пользу преимущественно децентрализованных рыночных форм хозяйствования. 
             Неолиберальная методология Ойкена отчасти родственна неоклассической, так как центрально-управляемое хозяйство осуждается в ней с позиции "протестантской этики", следования традициям западной культуры. С точки зрения Ойкена, любая форма хозяйства возникает не стихийно, а формируется сознательными действиями при ведущей роли государства. Основу неолиберальной методологии Ойкена составляет концепция немецкой исторической школы о "национальном хозяйстве" как воплощении "национального духа". Основные положения теории Ойкена обобщаются в виде концепции экономического порядка. Этот порядок представляет собой те реальные формы, в которых протекает деятельность фирм, организаций, отдельных участников. 
             В работе "Основные принципы экономической политики" (1950) рассматривается "политика порядка", политика регулирования экономического процесса. Самым обширным полем деятельности для экономической политики является "правовой и социальный порядок". Искусство экономической политики, его основное правило - "подготовка и оформление общехозяйственных условий применительно к экономике в целом". 
             Главную проблему Ойкен видел в обуздании монополий, устранении жесткой системы государственного регулирования. Он подвергает критике политику централизованного управления и обосновывает политику "среднего пути". 
             Ойкен и другие экономисты фрайбургской школы различают две сферы экономической политики: политику порядка и политику регулирования. Первое - сфера создания и совершенствования хозяйственного порядка, его организации; вторая - собственно политика воздействия на процесс экономического развития и хозяйственного роста. 
             Конкурентный порядок, обоснованный Ойкеном, выводится из исторически сложившихся тенденций. "Мы не изобретаем конкурентного порядка, а находим его элементы в конкретной действительности", - говорит он. 
             Концепция Ойкена явилась мощным средством формирования нового мировоззрения, ориентированного на свободный и организованный рынок. Она подготовила проведение новой политики Л. Эрхардом. Людвиг Эрхард (1897-1977) был крупным представителем германского неолиберализма. При непосредственном его участии Западная Германия в конце 40-х гг. была выведена из кризисного состояния и в ней были проведены реформы. Эрхард - "конструктор" нового хозяйственного порядка, осуществлявший в Германии экономическую реформу и структурную перестройку. Успехи преобразований определились результатом комбинаций двух компонентов - валютной реформы и политики рыночной экономики. 
             Денежная реформа была тщательно подготовлена, проводилась решительно и последовательно, так что рост цен был остановлен примерно через полгода. К началу 1950 г. был превзойден довоенный уровень производства. Главная причина успеха - осуществленный Эрхардом поворот курса экономической политики в сторону рыночного хозяйства, развитие конкуренции. Реформа, проведенная Эрхардом и его сподвижниками, создала предпосылки для экономического возрождения Германии. Хотя обоснование реформы осуществлялось с позиции неолиберальной теории, на практике существенно усиливалась регулирующая роль государства. 
            Эффективная экономическая политика Эрхарда, обеспечившая высокие темпы роста, ориентировалась на формирование социального рыночного хозяйства. Отличительные черты его следующие. 

    1. Особая роль государства. В  основе хозяйственной системы  находится свободная рыночная  экономика, конкурентный рынок.  Но экономический порядок не  устанавливается сам по себе, его способно установить государство.  Оно должно утвердить правила  поведения и активно проводить  их в жизнь, а не заниматься  хозяйственно-производственной деятельностью.

          2. Важной функций государства является выработка и проведение специфической социальной политики. Эта политика направлена на установление экономического, социального и политического порядка, ибо они тесно взаимосвязаны и взаимопереплетены. По мере развития социальная политика выдвигала проблемы обеспечения занятости, преодоления региональных различий в уровнях доходов, более полной социальной обеспеченности, совершенствования форм участия рабочих в управлении предприятиями.

           3. Всемерное развитие конкуренции как фактора системы порядка. Для этого необходимы борьба с монополизмом, содействие мелкому и среднему предпринимательству, создание каждому человеку условий для появления способностей и скрытых возможностей. Конкуренция обеспечивает экономический прогресс, рост производительности, является инструментом обеспечения самостоятельности хозяйствования. По убеждению Эрхарда, "подлинное, не подтасованное соревнование представляет собой лучший, самый благотворный принцип отбора". 

            Таким образом, теория социального рыночного хозяйства предусматривает сознательное конструирование конкурентного механизма путем введения четкого законодательства, трудовых и социальных гарантий, проведения разумной внешней экономической политики.

Информация о работе Неолиберализм. Теория социального рыночного хозяйства