Неопределенность в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - разработка оптимальной стратегии деятельности организации в условиях неопределённости. Разработка управленческих решений в условиях неопределённости является предметом данной работы.
В связи с этой целью необходимо решить следующие задачи:
 описать сущность и виды управленческих решений;
 изучить этапы принятия управленческих решений различными школами управления;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..………. 3
1. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ РЫНОЧНОЙ СРЕДЫ……………….....………… 5
1.1.Сущность и источники неопределённости ……………..……………….. 5
1.2.Правила и критерии принятия решений в условиях неопределённости…………………………………….………………..……….... 7
2. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ РИСКОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ………………………………………………….....…. 10
2.1. Классификация рисков…………………………………………………... 10
2.2. Способы оценки степени риска………………………………….............. 15
2.3. Управление и принятие управленческих решений в условиях риска…………..……………………………………………………………….… 20
3. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ОАО «Усадьба»……...……...………………………………………………………… 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………...…………………........... 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………….. 41 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………..………..…… 43

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 180.79 Кб (Скачать файл)

Вероятность наступления события может быть определена с помощью:

  • объективного метода, основанного на вычислении частоты, с которой происходит данное событие.

Например, если известно, что при  вложении капитала в какое-либо мероприятие  прибыль в сумме 25 тыс. руб. была получена в 120 случаях из 200, то вероятность  получения такой прибыли составляет 0,6 (120: 200).

  • субъективного метода, основанного на использовании субъективных критериев, которые базируются на различных предположениях.

К таким предположениям могут относиться: суждение оценивающего, его личный опыт, оценка эксперта, мнение финансового  консультанта и т.п. Когда вероятность  определяется субъективно, то разные люди могут устанавливать разное ее значение для одного и того же события и  делать различный выбор.

Важное  место при этом занимает прием  экспертной оценки, т.е. проведение экспертизы, обработка и использование ее результатов при обосновании  значения вероятности. Прием экспертной оценки представляет собой комплекс логических и математико-статистических методов и процедур, связанных с деятельностью эксперта по переработке необходимой для анализа и принятия решений информации. Этот прием экспертной оценки основан на использовании способности специалиста (его знаний, умения, опыта, интуиции и т.п.) находить нужное, наиболее эффективное решение [7, c. 37-39].

Величина  риска (степень риска) измеряется двумя критериями:

  • среднее ожидаемое значение;
  • изменчивость (колеблимость) возможного результата.

Среднее ожидаемое значение – это средневзвешенное для всех возможных результатов, где вероятность каждого результата используется в качестве частоты или веса соответствующего значения. Среднее ожидаемое значение измеряет результат, который мы ожидаем в среднем.

Например, если известно, что при вложении капитала в мероприятие А из 120 случаев прибыль 25 тыс. руб. была получена в 48 случаях (вероятность 0,4), прибыль 20 тыс. руб. была получена в 36 случаях (вероятность 0,3) и прибыль 30 тыс. руб. была получена в 36 случаях (вероятность 0,3), то среднее ожидаемое значение составит 25 тыс. руб. (25 х 0,4 + 20x0,3 + 30x0,3).

Аналогично  можно вычислить, что при вложении капитала в мероприятие Б средняя прибыль составила 30 тыс. руб. (40 х 0,3 + 30 х 0,5 + + 15 х 0,2).

Сравнивая две суммы ожидаемой прибыли  при вложении капитала в мероприятия А и Б, можно сделать вывод, что при вложении в мероприятие А величина получаемой прибыли колеблется от 20 до 30 тыс. руб. и средняя величина составляет 25 тыс. руб.; при вложении капитала в мероприятие Б величина получаемой прибыли колеблется от 15 до 40 тыс. руб. и средняя величина составляет 30 тыс. руб. [7, c. 39].

Таким образом, средняя величина представляет собой обобщенную количественную характеристику и не позволяет принять решения в пользу какого-либо варианта вложения капитала. Изменчивость возможного результата представляет собой степень отклонения ожидаемого значения от средней величины [15]. Риском можно управлять, т.е. использовать различные приемы, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска. Эффективность организации управления риском во многом определяется классификацией риска.

 

 

2.3.Управление и принятие управленческих  решений в условиях риска

 

При принятии управленческих решений в  условиях неопределенности и риска  необходимо проводить анализ рисков. Анализ рисков подразделяется на два  взаимно дополняющих друг друга  вида: качественный, главная задача которого состоит в определении  факторов риска и обстоятельств, приводящих к рисковым ситуациям, и  количественный, позволяющий вычислить  величину отдельных рисков и риска  проекта в целом [17, c. 231].

Исследование  риска целесообразно проводить  в следующей последовательности:

  • выявление объективных и субъективных факторов, влияющих на конкретный вид риска;
  • анализ выявленных факторов;
  • оценка конкретного вида риска с финансовых позиций, определяющая либо финансовую состоятельность проекта, либо его экономическую целесообразность;
  • установка допустимого уровня риска;
  • анализ отдельных операций по выбранному уровню риска;
  • разработка мероприятий по снижению риска при принятии управленческого решения.

После проведения анализа рисков в процессе разработки управленческого решения  используются специальные приемы управления риском.

Вопросами теории управления риском занимается риск-менеджмент. Риск-менеджмент – специальная форма предпринимательской деятельности. Осуществляют ее профессиональные институты специалистов, страховые компании, финансовые менеджеры.

Схема «риск-менеджмента» представлена на рис.1. Инструментарий снижения влияния риска. (Приложение А) Одна из основных сфер «риск-менеджмента» – страховой рынок, где объектом купли-продажи выступают страховые услуги, предоставляемые организациям и отдельным гражданам преимущественно страховыми компаниями и негосударственными пенсионными фондами [11, c. 23].

Основные  приемы «риск-менеджмента» при принятии управленческих решений:

  • избежание риска – уклонения от мероприятия, связанного с риском;
  • удержание риска – оставление риска за инвестором (предполагая покрытие возможных убытков за счет резервных средств инвестора);
  • передача риска – передача ответственности за риск, например, страховой компании;
  • снижение степени риска – уменьшение вероятности потерь и сокращение ожидаемого их объема.

Наиболее распространенные приемы для снижения степени риска:

  • диверсификация;
  • получение дополнительной информации о ситуации принятия решения;
  • лимитирование за счет установления предельных сумм расходов, продажи, кредита;
  • самострахование за счет создания натуральных и денежных резервных (страховых) фондов;
  • страхование.

Кроме того, в условиях неопределенности и риска менеджеру необходимо использовать специальные приемы и  методы разработки и принятия решений  [11, c. 40].

Одно  из главных правил управленческой деятельности гласит: не избегать риска, а предвидеть его, стремясь снизить до возможно более  низкого уровня. Это требует грамотного управления рисками, т.е. своевременного предвидения, заблаговременного выявления  неопределенностей и их последствий  на деятельность организации для  разработки и реализации управленческих решений по их уменьшению. Организация процесса управления риском и снижением неопределенностей представлена на Рисунке 2. Схема управления рисками. (Приложение Б)

  Для анализа риска нужна прежде всего, быстрая и достоверная информация. В условиях более жесткой конкуренции, вызванной глобализацией рынков, победу будут одерживать не крупные предприятия над малыми, а динамичные над медленно реагирующими на изменение обстановки.     

Второй  этап управления риском – выявление  риска. Для того чтобы выявить, оценить  риск и принять соответствующее  решение по его снижению, необходимо собрать исходную информацию об объекте  – носителе риска.

Эта стадия включает два этапа: отбор  информации о структуре объекта  и выявление опасностей или инцидентов [14, c. 271].

Основные  методы получения исходной информации об исследуемых объектах:

  • стандартизированный опросный лист;
  • рассмотрение и анализ первичных документов отчётности;
  • анализ данных ежеквартальных и годовых финансовых отчетов;
  • составление и анализ диаграммы организационной структуры;
  • составление и анализ карт технологических процессов;
  • инспекционные посещения;
  • консультации специалистов;
  • экспертиза документации внешними аудиторами.

С целью исключения возможности провала  либо предупреждения значительного ущерба при принятии решений необходимо анализировать риск и определять его последствия[22, c. 37].

Назначение  анализа риска – дать руководителям  и потенциальным партнерам необходимые  данные о целесообразности участия  в проекте и предусмотреть  меры по защите от возможных финансовых потерь.

Таким образом, в процессе разработки и  принятия управленческих решений в  условиях неопределенности и риска  менеджер сталкивается с необходимостью проведения анализа существующих рисков, а также осуществления мероприятий, связанных с избежанием, удержанием, передачей рисков или снижения их степени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ

ОАО «УСАДЬБА»

 

ОАО «Усадьба» представляет собой предприятие среднего размера, расположенное по адресу: Приморский край, Чугуевский район, село Чугуевка с., 50 лет Октября ул., 107, телефон: 8(42372) 21-1-03. Занимается реализацией молочной продукции населению в пределах Приморского края. На рынке существует 45 лет. В связи с тем, что уровень платежеспособности потребителей носит характер неопределенности, на данный момент ОАО «Усадьба» имеет два, волнующих руководство компании, вопроса:

  • определение оптимальной стратегии оптовых закупок;
  • определение оптимальной стратегии сбыта.

Для решения этих вопросов мною были выбраны следующие методы:

  • правило минимакс (критерий Севиджа);
  • правило Гурвица [3, c.37-39].

Принятие  управленческого решения по выбору оптимальной стратегии оптовых  закупок в условиях неопределенности.

Целью является определение объема оптовых закупок у поставщиков в зависимости от вероятных колебаний платежеспособного спроса населения в районах реализации товара на основе минимаксных стратегий.

Основной  целью деятельности ОАО «Усадьба», также как и целью любого коммерческого  предприятия является получение  прибыли. В связи с этим предприятие занимается следующими видами финансово-хозяйственной деятельности:

  • заготовка, переработка, производство и реализация молочной продукции;
  • реализация промышленных и продовольственных товаров через собственную и арендуемую торговую сеть;
  • маркетинг, коммерческая, посредническая деятельность, в т.ч. внешняя торговля;
  • производство и реализация товаров народного потребления.

Уставный  капитал общества составляет 130 тыс. руб. Все акции общества являются именными, все размещенные акции  являются обыкновенными, при этом 51% акций распределен среди коллектива работников завода, 49% среди сельхозпроизводителей  Чугуевского района. Ассортимент выпускаемой продукции - 32 вида молочной продукции, в т. ч. 6 видов твердых сыров.

Основные  виды производимой продукции: масло  животное и спрэды, цельномолочная продукция, (молоко и кефир 2,5% жирности, молоко 3,2% жирности, молоко топленое 4% жирности, творога жирные и обезжиренные, творожные изделия), сыры твердые 50% и 45% жирности, сыры плавленые, сыры мягкие.

Учетная политика предприятиям соответствует  нормативным актам РФ в области  бухгалтерского учета и закреплена отдельным приказом по предприятию, в котором выручка определяется по методу отгрузки и по такому же методу определяются финансовые результаты деятельности. С целью равномерного формирования издержек в течение отчетного  периода предприятие может создавать  резервы: на ремонт основных фондов, на выплату вознаграждений по итогам года и другие аналогичные резервы  в соответствии с действующим  законодательством. Все структурные подразделения молокозавода занимают земельный участок площадью 1,6 га. Организация электроснабжения осуществляется от поселковой электрической сети, резервного питания нет. На предприятии завода находится собственная котельная, которая работает на природном газе и обеспечивает предприятие теплом. Вода поступает от поселкового водозабора. Проектная мощность по переработке молока 60 тонн в сутки.

Согласно  Устава предприятия, молокозавод занимается переработкой молока, как натурального, основными поставщиками которого являются сельхозпредприятия сел Булыга-Фадеево, Новомихайловка и Соколовка, так и сухого закупаемого в других районах Приморского края. Выработанную молочную продукцию завод реализует населению Приморского края. В селе Чугуевка расположено 3 магазина: 2 магазина в аренде и 1 в собственности ОАО «Усадьба». Кредиторская задолженность предприятия 3 млн. руб., стоимость всего завода - 16 млн. руб.

Информация о работе Неопределенность в экономике