Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 09:07, курсовая работа
Задачами данной работы являются:
1.Определить факторы и причины неравенства доходов в РБ.
2.Найти возможные способы выравнивания доходов в процессе организации государственной политики.
3.Провести анализ статистики распределения доходов в РБ.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты неравенства доходов и проблемы их выравнивания
1.1 Сущность и классификация доходов населения
1.2 Источники формирования доходов населения
1.3 Неравенство доходов: причины и показатели. Кривая Лоренца и коэффициент Джини
1.4 Факторы и причины неравенства доходов
Глава 2. Особенности неравенства доходов в РБ
2.1 Факторы и причины неравенства доходов в РБ
2.2 Возможности выравнивания доходов в процессе организации государственной политики
2.3 Анализ статистики распределения доходов в РБ
Заключение
Список используемой литературы
• Метод кривой Лоренца и коэффициента Джини в деле исследования неравномерности распределения доходов среди населения имеет дело только с денежными доходами, меж тем некоторым работникам заработную плату выдают в виде продуктов питания и т. п.; также широкое распространение получает практика выдачи заработной платы работникам в виде опционов на покупку акций компании-работодателя.
• Различия в методах сбора статистических данных для вычисления коэффициента Джини приводят к затруднениям (или даже невозможности) в сопоставлении полученных коэффициентов.
Реально общество всегда живет в области между абсолютным равенством и абсолютным неравенством. По кривой Лоренца хорошо видно, к чему ближе фактическое распределение доходов – к абсолютному равенству или неравенству
Денежные доходы распределяются между людьми неравномерно, что характерно для всех стран мира. Данное явление известно как закон Парето, согласно которому между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость: 80 % созданного ВВП присваивается 20 % населения, а оставшиеся 20 % распределяются между 80 % населения, причем соотношение 80 к 20 достаточно устойчиво и наблюдается во всех странах, независимо от политических и экономических реалий.
Для Беларуси можно выделить такие факторы, как:
Коэффициент дифференциации доходов, или коэффициент фондов (Kg), — это соотношение между средними доходами 10 % наиболее богатого населения (d10)и 10 % наименее обеспеченного (d1):
Чем выше коэффициент фондов, тем больше неравенство в доходах и выше степень дифференциации населения.
В Республике Беларусь коэффициент фондов составляет 6,9, тогда как в соседних странах — России, Украине, Литве и Польше — соответственно 20,3; 6,9; 7,9 и 7,8.
В современном мире наименьшая дифференциация доходов наблюдается в Норвегии, где 10 % самых обеспеченных лишь в 5,3 раза богаче самых бедных, а коэффициент Джини равен 0,258. На другом «полюсе» находится Бразилия, в которой соотношение доходов последней и первой децильных групп составляет 65,8, коэффициент Джини — 0,607. Для Республики Беларусь данные показатели составляют соответственно 6,9 и 0,304.
В первом полугодии 2009 г. Правительством принимались последовательные меры по поддержанию уровня жизни населения в целях противодействия последствиям мирового финансово-экономического кризиса.
Целенаправленная государственная политика позволила обеспечить рост реальных денежных доходов населения, не допустить повышения их необоснованной дифференциации и уровня малообеспеченности, сохранить минимальные социальные гарантии уязвимым категориям граждан в потреблении социальных благ и услуг. В целях выведения из «теневого сектора» скрытой заработной платы с 1 января 2009 г. установлена единая шкала подоходного налога на физических лиц в размере 12%. Начата реализация мер по стимулированию труда руководителей и высококвалифицированных специалистов на основе внедрения механизма снятия ограничений по вознаграждению их труда. Упрощен порядок применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь для коммерческих организаций.
Реализованы многие намеченные социальные проекты по поддержанию социально уязвимых категорий граждан, в том числе программы, направленные на повышение уровня и качества жизни ветеранов, пожилых людей, инвалидов, семей с детьми, повышен критерий нуждаемости для предоставления адресной социальной помощи с 60 до 100% бюджета прожиточного минимума, что позволило расширить охват нуждающихся. Размер пособий при рождении ребенка и по уходу за ребенком в возрасте до трех лет составляет 80% БПМ. В административных районах развиваются территориальные центры социального обслуживания населения по обеспечению нуждающихся нетрудоспособных граждан, включая жителей села, социальными услугами, в том числе на дому, в соответствии с их индивидуальными потребностями. На учете в центрах состоит более 1,6 млн чел.
В соответствии с законодательством в феврале и мае 2009 г. были проиндексированы минимальные трудовые и социальные пенсии, а также надбавки и повышения к пенсиям в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Однако трудовые пенсии не пересчитывались с августа 2008 г.
Президентской программой «Дети Беларуси» и Национальной программой, демографической безопасности в 2009 г. предусмотрено увеличить размер пособий по уходу за ребенком в возрасте до трех лет до 100% бюджета прожиточного минимума. Подготовлен соответствующий проект Указа Президента Республики Беларусь, принятие которого в реальных экономических условиях усилит социальную поддержку семей с детьми.
В соответствии с новым законодательством в первом полугодии 2009 г. для многодетных семей установлены льготные кредиты на строительство или приобретение жилых помещений в размере 1% годовых (вместо 3%). Кроме того, предусматривается предоставление в 2009-2010 гг. малообеспеченным гражданам кредитов на потребительские нужды для приобретения товаров длительного пользования. Государство за счет средств республиканского бюджета возьмет на себя обязательства по компенсации потерь банков от выдачи льготных кредитов. Они будут выдаваться в белорусских рублях сроком до трех лет с уплатой 10% годовых за пользование.
В целях предотвращения негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса па доходы населения необходимы следующие мероприятия:
Необходимость дальнейшего увеличения денежных доходов населения предусматривает разработку мер по поддержанию реального уровня заработной платы и других доходов граждан; недопущению необоснованной дифференциации населения по доходам, прежде всего на основе совершенствования государственного регулирования оплаты труда по отраслям экономики и видам экономической деятельности; снижению уровня малообеспеченности путем последовательного приближения уровня минимальной заработной платы к величине минимального потребительского бюджета, размеров социальных пособий - к бюджету прожиточного минимума. Совершенствование пенсионной системы должно быть направлено на обеспечение ее устойчивости в условиях роста численности получателей пенсий относительно работников-плательщиков страховых взносов. В частности, намечены меры по увеличению требований к пенсионному и страховому стажу, изменению возрастного критерия для обращения за пенсией. Не менее актуальными задачами являются развитие программ добровольного дополнительного пенсионного страхования, повышение заинтересованности граждан в их участии. Необходимы меры по расширению спектра социальных услуг, оказываемых пожилым гражданам, инвалидам, другим социально уязвимым категориям населения.
Несмотря на принимаемые меры, общемировые кризисные тенденции замедлили темпы роста денежных доходов белорусских граждан. В январе-мае 2009 г. денежные доходы населения составили 33,9 трлн руб. и по сравнению с январем-маем 2008 г. увеличились на 21,2%, реальные денежные доходы выросли на 5,5% при годовом прогнозе 11 5%. Денежные доходы в расчете на душу населения составили 702,1 тыс. руб. в месяц и повысились по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. в реальном выражении на 5.6%.
Продолжилась тенденция снижения доли оплаты труда в структуре доходов в январе-мае 2008 г. - 58,7%, в январе-мае 2009 г. - 56,5%. Незначительно сократилась также доля социальных трансфертов в общей сумме доходов в январе-мае 2008 г. - 21,6%, в аналогичном периоде 2009 г. - 20,7%.Одновременно происходил стабильный рост доходов от собственности (в январе-мае 2008 г. - 2%, в рассматриваемом периоде - 2,7%), от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, от продажи продукции в январе-мае 2009 г. составило более 2 п.п. по сравнению с январем-маем 2008 г. (рис. 18).
Рост доходов от собственности, предпринимательства и продажи продукции сельского хозяйства свидетельствует о результативности мер по улучшению делового климата и условий предпринимательской деятельности, о поддержке развития личных подсобных и фермерских хозяйств, предпринимаемых в Республике Беларусь в рамках общегосударственных мер по либерализации экономики с целью предотвращения последствий мирового финансово-экономического кризиса. Однако при этом наиболее пристальное внимание необходимо по прежнему уделять обеспечению роста заработной платы как базового источника формирования доходов населения страны.Реальная заработная плата в среднем по республике увеличилась за январь-июнь 2009 г. к уровню соответствующего периода 2008 г. на 2,1% (годовой прогноз - 117%). Замедление темпов ее реального роста по сравнению с прогнозируемыми требует разработки эффективных мер по усилению поддержки экономически активного населения.
В январе-июне 2009 г. среднемесячный размер пенсии по возрасту равнялся 409,3 тыс. руб. и в сравнении с соответствующим периодом 2008 г. увеличился более чем на 12%. Средняя минимальная пенсия по возрасту повысилась до 230,8 тыс. руб., т.е. на 14,5%. Соотношение среднемесячного размера минимальной пенсии по возрасту и бюджета прожиточного минимума пенсионера в январе-июне 2009 г. составило 111 %.
Негативным явлением в анализируемом периоде является снижение реального размера пенсии по возрасту: в первом полугодии 2009 г. по отношению к аналогичному периоду 2008 г. он составил 98,8% (годовой прогноз -114%).
Рис.5. Изменение структуры денежных доходов населения в январе-мае 2008-2009 гг.. % к итогу.
Пособия семьям с детьми в январе-июне 2009 г. по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. увеличились на детей в возрасте до трех лет на 7,4%, на детей старше трех лет - на 17,4% и составили 188,7 и 70,7 тыс. руб. соответственно. Однако темп роста пособий семьям с детьми в первом полугодии 2009 г. не достиг величины, прогнозируемой на текущий год.
Мировой опыт показывает, что эффективная социально-ориентированная рыночная экономика немыслима без демократической системы распределения доходов граждан. Распределительные отношения лежат в основе создания системы стимулов для участия в производственном процессе. Доходы населения определяют социальное положение в обществе, также уровень доходов каждого человека зависит от экономики страны, в которой он проживает. Таким образом, реализация результативного перераспределения доходов должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования доходов граждан, справедливого налогообложения и совершенствования системы социальной защиты граждан.
В целом, общепринятым является мнение, что в соответствии со спецификой Республики Беларусь целесообразно проведение политики доходов исходя из сочетания экономической эффективности и социальной справедливости. Таким образом, реализация результативного перераспределения доходов в Белоруссии должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования трудовых доходов граждан, справедливого налогообложения и совершенствования системы социальной защиты граждан. В настоящее время произошли следующие изменения в использовании вышеназванных направлений перераспределения доходов:
Информация о работе Неравенство доходов и проблема их выравнивания в рыночной экономике