Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 10:33, курсовая работа
Цель исследования – проанализировать влияние доходов на уровень жизни населения, рассмотреть проблему неравенства и подходы к его регулированию.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
-рассмотреть понятие доходов и факторы, определяющие их неравенство;
-описать методы количественной оценки дифференциации доходов;
-ознакомиться с применяемыми подходами к регулированию неравенства доходов;
-изучить систему социальной защиты населения в Республике Беларусь;
Введение…………………………………………………………………….4
1. Неравенство доходов как экономическая категория………………….6
1. Доходы населения и их роль в формировании уровня жизни……6
1.2 Факторы, определяющие неравенство доходов………………….7
2. Методические подходы к измерению и регулированию неравенства
доходов населения……………………………………………………………....11
2.1. Показатели неравенства доходов……………………………….11
2.2. Неравенство доходов населения в Республике Беларусь в сравнении с другими странами……………………………………..14
2.3. Необходимо ли сглаживать неравенство доходов?..................16
3. Общая характеристика системы социальной защиты населения в Республике Беларусь…………………………………………………………..18
3.1. Структура системы социальной защиты населения………….18
3.2. Основные направления совершенствования системы социальной защиты населения в Республике Беларусь………….24
Заключение……………………………………………………………......28
Список используемых источников…………………………………….29
Социальное обслуживание предназначено для удовлетворения социально-культурных, духовных, интеллектуальных потребностей человека, поддержания его нормальной жизнедеятельности. [6,с.93]. Система социального обслуживания населения представляет собой широкий спектр социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Социальное обслуживание представлено как государственными учреждениями, так и частым сектором.
Система социального обслуживания в РБ включает: центры социального обслуживания семей и различных категорий населения, нуждающихся в социальном обслуживании; социально-реабилитационные центры; специальные клиники для безнадежно больных людей (хосписы); социальные приюты; центры психолого-педагогической помощи; центры (отделения) социальной помощи на дому; центры временного (дневного и ночного) пребывания и патронажа; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для детей с особенностями психофизического развития, специальные дома для одиноких престарелых и др.); организации социального обслуживания, изготавливающие средства реабилитации (протезно-ортопедические изделия, инвалидную технику и т.п.); [9].
Перечисленные компоненты формируют сложную систему социальной защиты в Республике Беларусь, которая формировалась постепенно, по мере возникновения потребности в отдельных ее составляющих. В итоге сложилось, что каждый из вышеперечисленных компонентов имеет свои особенности и преимущества. Исходя из этого, высокая результативность системы социальной защиты будет достигнута при сбалансированном применении каждого из ее элементов.
С организационно-управленческой точки зрения система социальной защиты Республики Беларусь представлена широкой сетью государственных и негосударственных органов и организаций.
Осуществление государственной политики в области труда и социальной защиты населения на республиканском уровне поручено Министерству труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Деятельность министерства направлена на управление и контроль за соблюдением законодательства в области труда, занятости и социальной защиты населения, а также координацию деятельности по этим направлениям других республиканских органов государственного управления.
На областном, городском и районных уровнях Министерства труда и социальной защиты представляют службы занятости, инспекций труда, а также службы социальной защиты.
На областном уровне решающую роль в реализации государственной политики в области социальной защиты играют Комитеты по труду и социальной защиты облисполкомов и Минского горисполкома, региональные структуры Фонда социальной защиты.
Важное место принадлежит структурам городского и районного уровней. Здесь функционируют городские, районные управления по труду и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов.
Образованы и повсеместно
действуют Территориальные
В системе государственных учреждений активно работают Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов; дома-интернаты и специальные дома для ветеранов, престарелых и инвалидов.
В деятельности социальных
служб на местах выделяется 2 направления:
специализированное и комплексное
оказание социальных услуг. Специализированные
структуры осуществляют профилактическую
работу и прямое оказание помощи конкретным
социальным группам по разным направлениям.
Комплексные учреждения осуществляют
самую разнообразную
Структуру системы занятости образуют Управления областных служб занятости, Минский городской центр занятости, региональные, городские, районные центры занятости населения, центры профессиональной подготовки, повышение квалификации и переподготовки безработных и их филиалы и отделения, Республиканский, областные и региональные центры профессиональной ориентации молодежи.
Проблемами трудовой деятельности занимаются областные и Минское городское управление инспекций труда, межрайонные инспекции труда, областные и Минская городская экспертизы условий труда. [7,с.203].
Нельзя оставить без внимания деятельность негосударственной системы социальной помощи и поддержки населения, которая представлена благотворительными организациями, которые также имеют свои социальные программы, источники финансирования, формы и методы работы, комплексно подходит к решению социальных проблем населения, оказывая социальную помощь по многим направлениям – от материальной до психолого-педагогической.
Плодотворную работу ведут следующие организации:
Белорусский детский фонд (БДФ) - самый крупный из общественных организаций подобного рода. БДФ осуществляет множество программ социальной помощи. Одна из них - программа «Сироты в семьях», деятельность которой заключается в размещении детей‑сирот в опекунские семьи. Фондом был создан банк данных детей‑сирот, проводится регулярное обследование жилищных условий опекунских семей, а также БДФ занимается организацией оздоровления, лечения и отдыха сирот, не оставляет без внимания одаренных детей и «трудных» подростков.
Общественные организации проявляют инициативу в проведении различного рода круглых столов, семинаров, направленных на борьбу с последствиями аварии на ЧАЭС. Наиболее плодотворно работает в этом направлении комитет «Дети Чернобыля», который выступил инициатором в проведении международных конференций «Чернобыльская катастрофа: прогноз, профилактика, лечение и медико‑психологическая реабилитация пострадавших».
Белорусский детский Хоспис был создан с целью оказания помощи безнадежно больным детям. Осуществление деятельности этой организации обеспечивается средствами, представляющими собой благотворительные пожертвования коммерческих, государственных предприятий и частных лиц. Хоспис – это социальная служба, специалисты которой, зная, что дни больного сочтены, стремятся облегчить его душевные и физические страдания. Деятельность Хосписа ведется в разных направлениях: формируются команды специалистов которые выезжают на дом (психотерапевты, вященнослужители, медики, социальные работники), проводится подготовка квалифицированных сиделок для ухода за больными на дому. Психологическую поддержку получают и ближайшие родственники больных.
Международной благотворительной организацией «София», было оказано содействие в создании информационно‑образовательного центра для семей, воспитывающих детей с заболеваниями сердца и сосудов, который был основан на базе сада-яслей №367 санаторного типа в Минске. В этом центре работают как профессиональные медики, так и волонтеры. Ведется работа совместно с медицинскими учреждениями по созданию базы данных о возможностях диагностики, лечения и оздоровления детей с врожденными пороками сердца.
Также оказывается помощь белорусским детям такими международными благотворительными организациями как: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Всемирная организация здравоохранения, немецкие благотворительные организации «Жизненная помощь» и «Детская помощь», православные братства, евангелические общины, Международный фонд «Забота о детях».
Плодотворно работают такие организации как: Белорусское общество инвалидов, Белорусское товарищество инвалидов по зрению и Белорусское общество глухих, Белорусское Общество Красного Креста.
Также в Минске создан центр помощи бездомным «Ночлежка». В некоторых регионах республики действуют специальные «телефоны доверия» для этой категории людей.
Не оставлены без внимания лица, страдающие от алкогольной и наркотической зависимости. Благотворительное объединение Центр доверия «Надежда и исцеление», оказывает социально‑психологическою помощь таким людям, членам их семей, пропагандирует трезвый образ жизни среди всех слоев общества, изучает и распространяет опыт зарубежных стран в данной сфере.
Проводится работа по расширению социальной помощи освобожденным из мест заключения. В 1996 г. создано «Общество пенитенциарных учреждений», которое, решая задачи гуманизации содержания заключённых в тюрьмах, одновременно организует и центры социальной адаптации лиц, вернувшихся из мест заключения.
3.2.Основные направления
совершенствования системы
Сформировавшаяся к настоящему времени система социальной защиты населения представлена многообразными социальными программами, но несмотря на то, что постоянно ведется реформирование, существует еще достаточно предпосылок для совершенствования данной сферы.
В области совершенствования
системы социального
установление
В сфере социальной помощи для повышения ее эффективности в первую очередь, необходимо развитие применения принципа субсидиарности, когда в преодолении сложной жизненной ситуации должны оказать помощь члены семьи, коллектив по месту работы человека и только после этого – государственные органы по оказанию социальной помощи.
Говоря о применении адресной социальной помощи, основной проблемой являюся недостаточно разработанные механизмы и инструменты оценки малообеспеченности граждан и оценки трудной жизненной ситуации. Т.е. на данный момент, при предоставлении различных видов помощи сохраняются различные основания ее предоставления, методы оценки размеров доходов, используемых при определении среднедушевого дохода семьи, что создает сложности при назначении социальной помощи нуждающимся гражданам. Для преодоления сложившегося положения необходимо разработать и принять нормативный правовой акт, в котором на основе одинаковых подходов будут определены единые требования к видам, формам, условиям, размерам, порядку назначения и предоставления социальной помощи, перечень субъектов социальной помощи.
Увеличение продолжительности
жизни приводит к старению населения,
росту численности пожилых
Расширение круга участников
социального обслуживание позволит
усилить конкуренцию в
Сложности нынешнего периода, связанные с экономическим кризисом, вызывают необходимость разработки комплекса мер по снижению финансовой нагрузки на бюджет. Одной из таких мер может стать более активное привлечение к предпринимательской деятельности в сфере услуг негосударственных некоммерческих организаций. Для этого необходимо совершенствовать налоговое законодательство, то есть исключить ситуацию, при которой деятельность в сфере социальных слуг приравнивается к обычной коммерческой деятельности, что делает эту сферу непривлекательной для частной инициативы.
Частные организации не заинтересованы в оказании социальных услуг, так как они поставлены в более неблагоприятные условиями по сравнению с государственными организациями по оплате коммунальных услуг, аренде помещений и т.д.
Некоммерческие организации могли бы в случае финансирования их деятельности оказывать помощь нуждающимся в ней гражданам в малых городах и сельских поселениях, где не всегда доступна помощь госучреждений. Зная потребности нуждающихся в обслуживании граждан, эти организации более динамичны в предложении новых услуг. Это повлечет за собой развитие конкурентной среды между государственными, частными и общественными организациями в сфере обслуживания, что будет способствовать повышению качества обслуживания нуждающихся в помощи граждан.
Итак, система социальной защиты призвана создавать определенную социальную защищенность и безопасность социально уязвимых слоев населения. Которыми являются: одинокие пенсионеры и инвалиды, многодетные и неполные семьи, дети-сироты, дети-инвалиды, безработные, беременные и кормящие женщины, лица, попавшие в чрезвычайные ситуации.