Неравенство доходов. Социальная справедливость. Система социальной защиты и ее развитие в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – проанализировать влияние доходов на уровень жизни населения, рассмотреть проблему неравенства и подходы к его регулированию.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….4
1. Неравенство доходов как экономическая категория………………….6
1. Доходы населения и их роль в формировании уровня жизни……6
1.2 Факторы, определяющие неравенство доходов………………….7
2. Методические подходы к измерению и регулированию неравенства
доходов населения……………………………………………………………....11
2.1. Показатели неравенства доходов……………………………….11
2.2. Неравенство доходов населения в Республике Беларусь в сравнении с другими странами……………………………………..14
2.3. Необходимо ли сглаживать неравенство доходов?..................16
3. Общая характеристика системы социальной защиты населения в Республике Беларусь…………………………………………………………..18
3.1. Структура системы социальной защиты населения………….18
3.2. Основные направления совершенствования системы социальной защиты населения в Республике Беларусь………….24
Заключение……………………………………………………………......28
Список используемых источников…………………………………….29

Файлы: 1 файл

Neravenstvo doxodov.docx

— 132.88 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Методические  подходы к измерению и регулированию  неравенства доходов населения

 

2.1. Показатели  неравенства доходов

 

Для измерения неравенства в распределении доходов между различными группами населения используется множество методов.

Степень неравенства отражает кривая Лоренца (рис. 2.1). Суть заключается в следующем. Если совокупные доходы равномерно распределяются между единицами совокупности, то все точки на графике будут находиться на линии равенства ое (например, 1% населения получает 1% совокупного дохода, а на 10% населения – 10% совокупного дохода и т.д.). В жизни, естественно, такого не наблюдается. Чем более неравномерно распределение (т.е. чем выше концентрация доходов лишь у отдельных групп населения), тем дальше убывает кривая Лоренца от линии равества и становиться более выпуклой. При ее построении на оси бсцисс откладывается доля семей (% общего их числа) с соответствующим % дохода,  а на оси ординат – доля доходов рассматриваемых семей (% совокупного дохода) [1, С.79-80]. Затем путем расчетов пределяется степень неравенства доходов, их концентрация.

Рис. 2.1

Источник [1,с. 80].

Так же в настоящее время  в практических целях широко используется индекс Джини.

Данный индекс является статистическим показателем, свидетельствующим о степени расслоения общества данной страны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку.

Индекс Джини расчитывается на основе кривой Лоренца и определяется как отношение площади фигуры oabcde к треугольнику oef. [5,с.446]. Индекс  может принимать значения от нуля до единицы. Чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы, тем больше площадь фигуры  oabcde, и, следовательно, коэффициент Джини будет больше стремиться к 1.

Децильный коэффициент –  это число, показывающее, во сколько  раз доля доходов наиболее обеспеченных граждан общества превышает долю наименее обеспеченных. Для этого  все население разбивается на десять 10-процентных групп и сравниваются проценты доходов высшей и низшей групп.[4,c.205]. Рекомендуемое значение этого коэффициента – до 5.

 В практике анализа  используется и квинтильный коэффициент,  при применении которого все  население делиться на пять  групп. Это коэффициент показывает  различия в доходах 20% наиболее  и наименее обеспеченных групп  населения.

 

2.2. Неравенство доходов населения в РБ в сравнении с другими странами

 

Для того чтобы представить  себе жизнь людей в той или  иной стране, степень дифференциации их доходов, необходимо воспользоваться  рассмотренными ранее показатели неравенства  доходов. Для более наглядного изучения этой проблемы можно сравнить характер распределения доходов в Беларуси c другими странами мира.

Рассмотрим распределение  доходов между 20% группами населения, ранжированного по уровню дохода. [Приложение 1].

В таблице указано, какой  процент совокупности дохода нации  приходится на долю каждых 20 % населения, ранжированных в соответствии с уровнем доходов – от самой богатой семьи или индивида до самой бедной.

Итак, в Азербайджане 20% наиболее обеспеченного населения получает в 2,4 раза больше, чем 20% наимение обеспеченного. В то же время в Бразилии доля богатейших 20% населения приблизительно в 32,1 больше, чем доля беднейших. В Республике Беларусь разрыв в доходах между «верхними» и «нижними» 20% группами населения составил 3,9:1. Для сравнения отметим, что в развитых странах этот разрыв равен в среднем 6:1. В развивающихся странах данное соотношение варьирует по регионам: 4:1 в Южной Азии, 6:1 в Восточной Азии, на Ближнем Востоке и Северной Африке, 10:1 в Африке южнее Сахары и 12:1 в Латинской Америке.

Для более наглядного сравнения  уровня неравенства воспользуемся Кривой Лоренца (Рис. 2.2), которую построим на основании данных Приложения А.

.

Рис. 2.2

Чем сильнее изогнута кривая Лоренца страны, тем менее равномерным  является распределение доходов  в этой стране. На рисунке видно, что из пяти представленных стран в большей степени кривая Лоренца Бразилии отклоняется от линии абсолютного равенства. Кривая Лоренца же для Беларуси максимально приближена к абсолютному равенству.

Для того чтобы сопаставить  степень неравенства в распределении  доходов сразу во многих странах, еще более удобным будет применение индекса Джини. [Приложение В].

Исходя из полученных данных максимальный индекс Джини характерен для распределения доходов Намибии, минимальный – для Швеции.  Для Беларуси же характерен относительно низкий уровень этого показателя.

 

2.3. Необходимо ли сглаживать неравенство доходов?

 

Дифференциация доходов  населения существовала всегда, но какова ее оптимальная степень? Общепринятого ответа на этот вопрос нет. Существуют аргументы, как в пользу неравенства доходов, так и против него.

Для начала выясним, почему абсолютное равенство в доходах нежелательно и к чему оно приводит. Каждый человек уникален и наделен разными способностями.  Некоторые из них встречаются не так часто, как другие. По этой причине, на рынке труда спрос на редкие способности значительно превышает предложение, что ведет к росту доходов данной группы людей.

Впрочем, люди, имеющие одинаковые способности выполняют одни и те же обязанности также не одинаково - с разной производительностью труда и качеством продукции. Возникает вопрос: «как оплачивать разные результаты труда?» Если оплачивать в равном количестве - «по факту труда», то это несправедливо по отношению к людям, работающим с большей производительностью и наделенными особыми талантами. Многие из них не станут работать в полную силу (зачем прилагать усилия, если всем платят одинаково?). Это повлечет за собой снижение результативности их труда до уровня менее одаренных и трудолюбивых членов общества, как следствие, произойдет уменьшение возможностей экономического прогресса страны и замедление темпов роста благосостояния всех ее граждан. Выход в данной ситуации:  устанавливать заработную плату в размере, соответствующем его способностям и затраченным усилиям, также немало важными являются различия в приобретенной квалификации и опыте. Результатом наслоения выше перечисленных факторов становятся существенные различия в доходах. Исходя из этого, определенное неравенство доходов должно быть признанно нормальным.

Одним из аргументов против высокого неравенства доходов выступает  отрицательное воздействие его на здоровье. Объяснить это можно следующим образом: если при повышении общих доходов происходит и повышение цен, возможность обеспечения качественными продуктами питания и оплаты медицинской помощи сократиться. Осознание недостатка средств к существованию, может привести к стрессовому состоянию, депрессии. Для снятия этого напряжения люди могут начать злоупотреблять табакокурением, алкоголем, наркотиками, что в свою очередь пагубно отразится на них здоровье.

Неравенство влечет за собой  возникновение социальной напряженности, в силу того, что менее обеспеченные слои населения чувствуют себя ущемленными  по сравнению с богатыми, что вынуждает бедных каким быто ни было способом компенсировать это различие, включая преступления против и бедных и богатых.

Чрезмерное неравенство  также отрицательно сказывается  и на экономическом росте. Это может быть объяснено тем, что малообеспеченная часть населения не имеет возможности умножать свои материальный и человеческий капитал. Высокое неравенство сопровождается и социально-политической нестабильностью, как результат, уменьшается уровень инвестиций, это также приводит к снижению экономического роста. Основным институтом для регулирования неравенства доходов населения выступает государство. Его роль заключается в их перераспределении через бюджет с помощью дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат населению. [1,с.73].

Для проведения регулирования  неравенства доходов населения  существует множество методов, которые  можно распределить на две группы: прямые и косвенные.

К прямым методам относятся:

1. Социальные трансферты – это система выплат в денежной или натуральной форме малоимущим, не связанная с их участием в трудовой деятельности. Основную часть социальных трансфертов в РБ составляют: пенсии, пособия, стипендии.

2. Прожиточный минимум – включает такой набор товаров и услуг в стоимостной форме, который является предельно допустимым при достигнутом уровне экономического развития. С 1 ноября 2011 г. по 31 января 2012 г. в Беларуси бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения установлен в размере 574790 тыс. руб.

3. Индексация доходов – увеличение номинальных доходов в зависимости от уровня инфляции.

4.Минимальный размер оплаты  труда – норматив минимально допустимых выплат работнику нанимателем за выполненную работу, устанавливаемый государством. Размер минимальной зарплаты в августе 2011г. в Беларуси составил 687370 тыс. руб.

К косвенным методам относятся:

1. Налоги – это обязательные сборы с юридических и физических лиц проводимые государством на основе государственного законодательства. [2,с.155]. По способу их взимания подразделяются на:

косвенные налоги - налоги на товары и услуги. Они частично  или  полностью переносятся на цену товара или услуги;

прямые налоги взимаются  непосредственно с дохода или  имущества налогоплательщика;

2. Налоговые льготы. Законом предусмотрен довольно широкий перечень  доходов, не подлежащих налогообложению. Такими являются: государственные  пособия  по социальному страхованию и по социальному обеспечению, не облагаются налогом суммы, полученные физическими  лицами и перечисленные ими на благотворительные цели.

3. Государственное регулирование  цен. Предполагает установление государством на отдельных рынках товаров и услуг «минимума» и «максимума» цены.

Минимальная  установленная  или поддерживаемая государством цена – это цена, ниже которой нельзя продавать товар или услугу. Максимальная установленная государством цена –  это цена, выше которой нельзя продавать  товар или услугу. Устанавливается  на некоторые товары первой необходимости, для поддержания бедных семей.

4. Отчисления во внебюджетные  фонды.  Социальные внебюджетные фонды средства для реализации государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и т.д.

Итак, неравенство доходов населения является одной из серьезных проблем, которая беспокоит общество и является одной из основных тем для дискуссий среди ведущих экономистов, социологов и представителей других наук. Ни одной экономической система не удалость искоренить неравенства доходов и богатства семей. Но чрезмерный уровень различия  не допустим, он может привести к экономической и политической нестабильности, которая влечет за собой негативные последствия для страны. Поэтому так важно отслеживать, как возникает эта дифференциация, какие группы населения в результате изменения дохода вносят наибольший вклад в динамику неравенства.

 

 

 

3.Общая характеристика системы социальной защиты в РБ

 

3.1.Структура системы  социальной защиты населения

 

Потребность в социальной защите со стороны государства для  конкретно человека наступает в  случае, когда он в силу каких-либо обстоятельств теряет возможность  за счет труда извлекать доходы, достаточные для обеспечения основных жизненных потребностей. Социальная защита представляет собой защиту человека либо определенных  слоев населения от потери дохода; поддержание уровня жизни в случае, когда невозможно обеспечить достаточный для удовлетворения определенных жизненных потребностей доход.  Система социальной защиты включает в себя социальное страхование, социальную помощь и социальное обслуживание.

Социальное страхование - это система отношений, с помощью которой формируются и расходуются фонды денежных средств для материального обеспечения лиц, не обладающих физической трудоспособностью или располагающих таковой, но не имеющих возможности реализовать ее по различным причинам. [6, c.92].

В Республике Беларусь действуют  следующие виды социального страхования: пенсионное страхование; страхование по временной нетрудоспособности, в связи с беременностью и родами, рождением ребенка и уходом за ним до достижения возраста 3 лет, в связи со смертью застрахованного или члена его семьи; страхование от безработицы; страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Средства на эти виды страхования образуются за счет уплачиваемых работодателями обязательных страховых взносов. По первому виду страхования взносы платят также и работающие граждане.

Социальная помощь – это финансирование из бюджетных средств жизненно важных потребностей отдельных лиц или слоев населения, при котором в качестве ориентира выступает их индивидуальная нуждаемость.  Она направлена на поддержание уровня жизни беднейших слоев населения. Социальная помощь это не благотворительность со стороны государства, которая может предоставлять при наличии финансовых возможностей и не предоставляться при их отсутствии нуждающемуся в помощи гражданину или семье. Речь идет об обязанности государства оказывать помощь нуждающимся гражданам и  праве граждан на эту помощь. Для реализации этого права достаточно  обратиться с заявлением в соответствующие органы, которые занимаются назначением и выплатой социальной помощи. Право на получение социальной помощи имеют граждане и семьи, среднедушевой доход которых по объективным причинам не превышает установленный государством минимальный уровень. Независимо от дохода предоставляется инвалидам, в том числе инвалидам с детства, другим гражданам при отсутствии у них права на трудовую пенсию. Также социальная помощь, предоставляется гражданам без учета критерия нуждаемости на основе категориального подхода (пособия по беременности и родам; единовременные пособия в связи с рождением ребенка; пособия по уходу за больным ребенком до 14-летнего возраста).  Т.е. социальная помощь – это временная поддержка и осуществляется как в денежной, так и натуральной форме (например, обеспечение горячим питанием, лекарствами, помощь в уходе за детьми, оплата детского сада, оплата коммунальных услуг и квартирной платы, санаторно-курортное лечение).

Информация о работе Неравенство доходов. Социальная справедливость. Система социальной защиты и ее развитие в Республике Беларусь