Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 17:15, доклад

Описание работы

В современной практике регулирования внешней торговли нетарифные меры играют очень важную роль. Большинство стран мира активно применяют такие меры. В данном докладе мною рассмотрены многочисленные методы, связанные с понятием нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Меры нетарифного регулирования в РФ, ограничения на ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров и транспортных средств, установлены исходя из соображений:
- экономической политики РФ; - выполнения международных обязательств РФ; - защиты экономической основы суверенитета РФ; - защиты внутреннего потребительского рынка; - в качестве ответной меры на дискриминационные (или другие ущемляющие интересы российских лиц) акции иностранных государств и их союзов.

Содержание работы

Оглавление
1. Цели и задачи введения нетарифных мер 3
2. Классификация нетарифных методов 3
2.2 Меры прямого ограничения 4
2.3 Специальные защитные меры 5
2.4 Административные и таможенные формальности 6
Заключение……………………………………………………………………...7
Библиографический список……………………………………………………………..8

Файлы: 1 файл

Нетарифные меры учителю.docx

— 27.51 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное государственное  бюджетное образовательное 
учреждение высшего профессионального образования

«петербургский государственный 
университет путей сообщения»

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Кафедра «Логистика и коммерческая работа»

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

«Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности»

 

 

 

Выполнил студент            Ю. Д. Черненко

  

Группа УПК-104

 

Руководитель  доцент            А. И. Гончаров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

ПГУПС

2013

Оглавление

1. Цели и задачи введения нетарифных мер 3

2. Классификация нетарифных методов 3

2.2 Меры прямого ограничения 4

2.3 Специальные защитные меры 5

2.4 Административные и таможенные формальности 6

        Заключение……………………………………………………………………...7

        Библиографический список……………………………………………………………..8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нетарифные методы регулирования  внешнеэкономической деятельности — совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования.

  1. Цели  и задачи введения нетарифных мер

В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются  в виде исключения из общего правила  свободной торговли в следующих  случаях:

    • Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка
    • Реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений
    • Выполнение международных обязательств
    • Введение исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров;
    • Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
    • Защита общественной морали и правопорядка;
    • Защита культурных ценностей;
    • Обеспечение национальной безопасности.
  1. Классификация нетарифных методов

Нетарифные меры государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности отличаются большим разнообразием. По данным П. Х. Линдерта1 насчитывается более 50 различных способов нетарифного регулирования. В соответствии с классификацией ЕЭК ООН всё многообразие нетарифных методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно разделить на три группы.2

    1. Меры  прямого ограничения

  2.2.1 Лицензирование

Лицензирование как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности применяется в России (СССР) с 1989 г. Лицензирование предполагает, что на экспорт и/или импорт отдельных  товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное  разрешение (лицензию).

Лицензирование в сфере  внешней торговли товарами устанавливается  в следующих случаях:

    • Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;
    • Реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;
    • Предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (например, вооружения, военной техники);
    • Выполнение Российской Федерацией международных обязательств.

  2.2.2 Квотирование

Квота — это ограничение  в стоимостном или физическом выражении, вводимое на импорт или экспорт  конкретных товаров на определенный период времени (например, год, полугодие и другие периоды).

В эту категорию входят глобальные квоты, квоты, действующие  в отношении отдельных стран, сезонные и так называемые «добровольные» ограничения экспорта. Добровольные ограничения экспорта означает обязательство одного из государств-партнеров, или взаимное обязательство, ограничить торговлю путем введения квот на экспорт товаров. Специфика этого вида торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны.

Например, в феврале 1995 года было подписано соглашение РФ с ЕОУС (Европейское объединение угля и стали) , содержащие такое обязательство по некоторым изделиям из стали. В 1994 году, например, были введены «добровольные» ограничения по поставке в ЕС карбида кремния, алюминия, текстильных товаров.

Меры прямого ограничения  экспорта и импорта могут вводиться  в исключительных случаях Правительством Российской Федерации. Как сказано  в ст. 21 закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «Импорт и экспорт товаров  осуществляется без количественных ограничений».

  2.3 Специальные защитные меры

В качестве отдельной группы мер можно рассматривать специальные  защитные, антидемпинговые и компенсационные  меры при импорте товаров. Применение таких мер предусмотрено федеральными законами «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»  и «О специальных защитных, антидемпинговых  и компенсационных мерах при  импорте товара». К ним относятся:

    • Импортные квоты (вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств.);
    • Специальные пошлины (защитная мера от ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях, наносящих, или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров);
    • Антидемпинговые пошлины (предназначаются для защиты внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым3 ценам, что подразумевает более высокую стоимость их на рынке страны-экспортёра, чем страны-импортёра);
    • Установление барьера по минимальным ценам на рынке страны-импортера;
    • Компенсационные пошлины (вводятся на импортируемые товары, на которые в стране их производства с целью развития экспорта или замещения импорта используются государственные субсидии, что приводит к искусственному снижению затрат на производство, а следовательно и стоимости таких товаров).

 

2.4 Административные  и таможенные формальности

2.4.1 Импортные налоги и сборы

К ним относятся:

  1. Импортные налоги:
    • пограничный налог, которым облагаются товары за факт пересечения границы;
    • сборы, связанные с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товара, проверкой его качества;
    • другие сборы (портовые, статистические, фитосанитарные и т. п.).
    1. Импортные депозиты - беспроцентный залог, который импортеру надлежит внести на депозит в конвертируемой валюте перед закупкой товара за рубежом.

  2.4.2 Сертификация

Одной из разновидностей административных и таможенных формальностей является сертификация ввозимых товаров и  услуг. Ввозимые на территорию Российской Федерации товары должны соответствовать  техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ. Запрещается ввоз товаров, которые не соответствуют указанным выше стандартам и требованиям, не имеют сертификата, маркировка или знака соответствия в предусмотренных законодательством случаях, запрещены к использованию как опасные потребительские товары, имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей. Порядок сертификации ввозимых товаров регулируется законом РФ № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и иными правовыми актами.

2.4.3 Предотгрузочная инспекция

В целях защиты прав и  интересов потребителей, противодействия  недобросовестной практике искажения  сведений об импортируемых в Российскую Федерацию товарах, в том числе  занижения их стоимости, Правительство  РФ вправе вводить предотгрузочную  инспекцию, включая выдачу сертификата  о прохождении предотгрузочной  инспекции, в отношении отдельных  товаров, импортируемых в РФ.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современной практике регулирования  внешней торговли нетарифные меры играют очень важную роль. Большинство стран  мира активно применяют такие  меры.

В данном докладе мною рассмотрены многочисленные методы, связанные с понятием нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Меры нетарифного регулирования в РФ, ограничения на ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров и транспортных средств, установлены исходя из соображений:

- экономической политики РФ; 

- выполнения международных обязательств  РФ;

- защиты экономической основы  суверенитета РФ; 

- защиты внутреннего потребительского  рынка; 

- в качестве ответной меры  на дискриминационные (или другие  ущемляющие интересы российских  лиц) акции иностранных государств  и их союзов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1.  Линдерт П. Х. Экономика мирохозяйственных связей М: Изд. «Прогресс», 1992, с. 514
  2. Стровский Л. Е., Казанцев С.К, Неткачев А. Б. и др. Внешнеэкономическая деятельность предприятия/ Под ред. проф. Л. Е. Стровского 4-е изд., перераб и доп. — М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007,c.799

1 Линдерт П. Х. Экономика мирохозяйственных связей стр.150

2 Стровский Л. Е., Казанцев С.К, Неткачев А. Б. и др. Внешнеэкономическая деятельность предприятия,

cтр 476—502

3 Де́мпинг— продажа товаров по искусственно заниженным ценам.

 


Информация о работе Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности