Норма́нская
тео́рия (норманизм) — направление
в историографии, развивающее концепцию
того, что народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансиивикингов, которых в Западной
Европе называли норманнами.
Сторонники норманизма
относят норманнов (варягов скандинавского происхождения) к
основателям первых государств восточных
славян — Новгородской, а затем Киевской
Руси. Фактически это
следование историографической концепции Повести
временных лет (начало XII века), дополненное идентификацией летописных варягов как скандинавов-норманнов.
Вокруг этнической идентификации разгорелись
основные споры, временами усиленные политической
идеологизацией. Именно эта «теория» была
поднята на щит фашистами в целях оправдания нападения в 1941 г. на нашу Родину и обвинения
России в неспособности к самостоятельному
развитию.
История развития
Впервые тезис о происхождении
варягов из Швеции выдвинул король Юхан III в дипломатической
переписке с Иваном Грозным[1]. Развить эту мысль
попытался в 1615 году шведский дипломат Пётр Петрей де Ерлезунда в своей книге «Regin Muschowitici Sciographia». Его
почин поддержал в 1671 году королевский историограф Юхан Видекинд в «Thet svenska i Ryssland tijo
åhrs krijgs historie». Большое влияние на последующих
норманистов оказала «История шведского
государства» Олафа Далина.
Широкую известность в России норманнская
теория получила в 1-й половине XVIII века благодаря деятельности
немецких историков в Российской Академии
наук Готлиба Зигфрида Байера (1694—1738), позднее Герарда Фридриха Миллера, Штрубе-де-Пирмонта и Августа Людвига Шлёцера. Против норманской теории, усмотрев
в ней тезис об отсталости славян и их
неготовности к образованию государства,
активно выступил М. В. Ломоносов, предложив иную,
не скандинавскую идентификацию варягов.
Ломоносов, в частности, утверждал, что
Рюрик был родом из полабских славян, которые
имели династические связи с князьями
ильменских словен (этим и было обусловлено
его приглашение на княжение). Один из
первых русских историков середины XVIII
века В. Н. Татищев, исследовав «варяжский
вопрос», не пришёл к определённому выводу
относительно этнической принадлежности
призванных на Русь варягов, но предпринял
попытку объединения противоположных
воззрений. По его мнению, основанному
на «Иоакимовской летописи», варяг Рюрик происходил от норманского
князя, правящего в Финляндии, и дочери
славянского старейшины Гостомысла..Норманскую
версию принял Н. М. Карамзин. В свою очередь, С. М. Соловьев, признавая происхождение
первых князей и дружины норманскими,
в целом оценивал их влияние как незначительное.
Двумя наиболее видными представителями
антинорманистского направления были С. А. Гедеонов и Д. И. Иловайский. Первый считал русов
балтийскими славянами — ободритами, второй, наоборот,
подчёркивал их южное происхождение.
Советская историография, после некоторого
перерыва в первые годы после революции, вернулась к норманнской
проблеме на государственном уровне. Основным
аргументом был признан тезис одного из
основоположников марксизма Фридриха Энгельса о том, что государство
не может быть навязано извне, дополненный
официально пропагандируемой в то время
псевдонаучной автохтонистской теорией лингвиста Н. Я. Марра, отрицавшей миграции и объясняющей эволюцию
языка и этногенез с классовой точки зрения. Идеологической
установкой для советских историков стало
доказательство тезиса о славянской этнической
принадлежности племени «русь». Характерные
выдержки из публичной лекции доктора
исторических наук Мавродина, прочитанной в 1949 году, отражают состояние
дел в советской историографии сталинского
периода. Историк и археолог Б. А. Рыбаков многие годы представлял советский антинорманизм.
С 1940-х годов он отождествлял русов и славян,
помещая первое древнеславянское государство,
предшественника Киевской Руси, в лесостепь
Среднего Поднепровья. В 1960-е годы «норманисты» вернули позиции, признавая
существования славянского протогосударства
во главе с русью до прихода Рюрика. И. Л. Тихонов называет одну из причин,
почему в 1960-е годы многие становились
норманистами .Предметом дискуссии
стала локализация объединения русов
с каганом во главе, получившего условное
название Русский каганат. Востоковед А. П. Новосельцев склонялся
к северному расположению .Русского каганата,
в то время как археологи (М. И. Артамонов, В. В. Седов) помещали
каганат на юге, в районе от Среднего Поднепровья
до Дона. Не отрицая влияния норманнов
на севере, они всё же выводят этноним Русь из иранских
корней.
Древнерусские летописи
В 862 г. для прекращения междоусобиц племена восточных
славян (кривичи и ильменские
словене) и финно
-угров (весь и чудь) обратились к варягам -русь с предложением
занять княжеский престол (см. статью Призвание
варягов, Русь
(народ) и Рюрик). Откуда призвали варягов, летописи
не сообщают. Можно примерно локализовать
местожительство руси на побережье Балтийского
моря («из-за моря», «путь к варягам по Двине»). Кроме того, варяги - русь ставятся
в один ряд со скандинавскими народами:
шведами, норманнами (норвежцами), англами
(датчанами) и готами (жители о. Готланд —
совр. шведы): И сказали себе словене: «Поищем себе князя, который бы владел
нами и судил по праву». И пошли за море
к варягам, к руси. Те варяги назывались
русью, как другие называются шведы, а
иные норманны англы, а ещё иные готландцы, —
вот так и эти.