Новая историческая школа Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 19:09, реферат

Описание работы

Методологические изъяны новой исторической школы особенно наглядно проступают в предложенной Брюхером схеме периодизации экономической истории человечества. Он различал в ней три этапа:
"ступень замкнутого домашнего хозяйства" (производство для собственного потребления, хозяйство без обмена),
"ступень городского хозяйства" (производство на внешнего потребителя или ступень непосредственного обмена)

Файлы: 1 файл

Istoria_referat_2.docx

— 48.66 Кб (Скачать файл)

 

АННОТАЦИЯ

 

 

Чусовитина В.С. Новая историческая школа в Германии.

Нижневартовск: ЮУрГУ (филиал),  21с, библиогр.-7.

                                       

 

 

 

 

 

        Цель реферата - Исследовать возникновение новой исторической школы Германии.

 

         Задачи реферата - Рассмотреть общие характеристики новой

исторической школы. Раскрыть экономические воззрения основных

представителей искомой школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одной из самых влиятельных школ второй половины XIX – начала XX века явилась новая историческая школа в Германии, сформировавшаяся к 70-м годам XIX века. Её представителями были: Густав фон Шмоллер (1838-1917), Луи Брентано (1844-1931), Карл Брюхер (1847-1930).

Шмоллер развивал теорию “социального мира” в условиях рыночного хозяйства. По его инициативе в Германии был создан «Союз социальной политики».

Брентано – автор теории« организованного капитализма», стоящий на позициях преодоления кризисов с помощью монополий, разработавший программу достижения социального мира с помощью профсоюзов, рабочих кооперативов жилищного строительства.

Методологические изъяны новой исторической школы особенно наглядно проступают в предложенной Брюхером схеме периодизации экономической истории человечества. Он различал в ней три этапа:

    1. "ступень замкнутого домашнего хозяйства" (производство для собственного потребления, хозяйство без обмена),
    2. "ступень городского хозяйства" (производство на внешнего потребителя или ступень непосредственного обмена)
    3. "ступень народного хозяйства" (когда, товары  проходят целый ряд хозяйств, прежде чем они доходят до потребителя)

 Другими отличительными особенностями подхода представителей новой исторической школы были акцент на изучении конкретных    хозяйственных объектов и учреждений, а не хозяйства в целом, а также акцент на взаимопереплетение экономических, моральных и психологических факторов.

1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОВОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ГЕРМАНИИ

Возникновению новой исторической школы Германии в экономическом смысле предшествовали реальные исторические события, в частности 1871 год, когда Пруссия победила Францию. Это привело к объединению всей Германии посредством отторжения промышленно развитых территорий Франции к Германии (Эльзас и Лотарингия). По отношению ко всем остальным странам Европы, Германию в то время можно было охарактеризовать как полукапиталистическую, полусельскохозяйственную. Но капитализм в ней всё развивался, а после победы над Францией стал развиваться ещё быстрее. Безусловно, всех в стране волновало рабочее движение.

В этих условиях не могло не возникать непротиворечивых теорий. Возникает новая экономическая школа Германии. Главное для старой и новой экономических школ было накопить как можно больше фактов для создания будущей теории. Если старая историческая школа боролась с классиками, то новая начала бороться с марксизмом.

В центре внимания молодой школы - практические проблемы, а не теоретические обобщения.

Давая общую характеристику новой экономической школы Германии, можно отметить следующие моменты:

1) У нее нет определённых исторических законов.

Нет традиций, обычаев в экономике и повторяющихся связей. Например, Бpентано считал, что нет закона по которому можно определить зарплату. В разных местах она будет разная. Шмоллеp говорил, что “в попытке найти закон ценообразования в условиях Германии вы наткнётесь на баронский антисемитизм, который заставляет немецких баронов переплачивать за товар, но не покупать его в еврейских лавках”.

2) Попытка найти локальные  черты развития (присущие лишь  Германии).

Новая историческая школа имела два направления. В 1872 году в Германии был создан “союз социальной политики”. Главную задачу и предпосылки сфоpмулиpовал Шмоллеp: “Глубокий pаздоp, проникнувший в общественный строй, разделивший пpедпpинимателей от рабочих, имущие классы от неимущих, чреват резкой сословной борьбой”. Поэтому в этих условиях ставится задача pефоpмиpовать строй. Правое крыло было представлено самим Шмоллеpом. Политическая программа Шмоллера предусматривала, что власть государства, его вмешательство в общественную и экономическую жизнь должна осуществляться мудрым и твёрдым правительством. Следовательно нужно было сохранить монаpхию.

Пpогpамма правого крыла называлась катедеp-социализм. Её основные положения:

  1. Государственное регулирование труда детей и женщин;
  2. Государственное страхование рабочих;
  3. Выплата пенсии за счёт удержаний из зарплаты;
  4. Обязательное начальное образование;
  5. Образование рабочих кооперативов (жилищных и потребительских);
  6. Конфликты между рабочими и капиталистами должны решаться третьими лицами, назначаемыми государством (незаинтересованными лицами);

Шмоллеp предлагал слегка реформировать строй сверху, пойти на некоторые уступки.

Левое крыло “Союза социальной политики” представлял Луи Бpентано. Главная цель левых – классовый мир (цель та же, что и у правых), но полученный не реформированием сверху, а объединением снизу. Книга-двухтомник Бpентано – на богатом опыте тpедюнионов в Англии, делает вывод: просвещённые организации рабочих могут изменить существующий строй.

Программа левого крыла:

1) Основная теория –  “Теория труда - товара”.

Труд является особым товаром. Его особенность: он неотделим от продавца. Цитируя Брентано, можно указать: “Рабочий вынужден следовать за своим трудом за своим трудом - товаром. Миграции рабочих в поисках выгодных условий продажи товара – ухудшение спроса. Положение можно улучшить, если вместо одного рабочего выступают профсоюзы. Благодаря профсоюзам устраняется вредное влияние труда как товара, а рабочего как продавца”.

2) Рост зарплаты и сокращение  рабочего времени.

Чем больше у рабочего зарплата, тем больше он будет стремиться к увеличению продуктивности или производительности труда (это была попытка ликвидировать экономическую отсталость Германии).

3) Плановость производства.

Именно в крупнейших предприятиях существует плановость производства, что препятствует возникновению кризисов.

Картели – суть союза производителей, которые стараются планомерно приравнивать производство к спросу с целью избежать перепроизводств и всех связанных с ним последствий (падение цен, обесценивание капитала, безработица, голодовки).

4) Мелкое крестьянское  производство в сельском хозяйстве  под защиту.

 

Делая вывод по данной главе, можно сказать, что новой исторической школой Германии предусматривалось два пути развития для этой страны: правый (консервативный), основанный на монархизме, сильной руке в экономике и национализме (следующий этап правого консерватизма – фашизм) и левый, либеральный (мирное улаживание социальных конфликтов), “классовый мир”, постепенное реформирование строя снизу.

 

2.ПРЕДСТАВИТЕЛИ НОВОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ  ГЕРМАНИИ  И ИХ ВОЗЗРЕНИЯ

Г. Шмоллер, Л. Брентано, К. Бюхер выступали, прежде всего, против марксизма, распространявшегося с необычайной быстротой среди немецкого пролетариата.

В этом заключалось главное отличие новой исторической школы от старой, которая противостояла в первой половине XIX в.

 

2.1 ГУСТАВ ФОН ШМОЛЛЕР КАК ЯРКИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НОВОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ГЕРМАНИИ

Самой яркой фигурой XIX века в сфере альтернативной экономики был, без сомнения, Густав фон Шмоллер, глава Младо-Исторической Школы, возникшей в 1870 году.

Густав фон Шмоллер (родился 24 июня 1838 года в Хайльбронне – умер 27 июня 1917 года в Бад - Гарцбурге) – немецкий экономист, историк, государственный и общественный деятель, ведущий представитель так называемой новой (молодой) исторической школы в политической экономии. Профессор университетов в Галле (с 1864 года), Страсбурге (с 1872 года), в Берлине (с 1882 года), член прусского государственного совета (с 1884 года), один из основателей (1872 год) и представителей (с 1890 года) “Союза социальной политики”.

Как и все представители новой экономической школы Германии, Шмоллер полагал, что объективные экономические законы можно вывести, но не абстрактно-дедуктивными методами, а за счёт конкретно-исторических, а также статистических исследований .

Другими отличительными особенностями подхода Шмоллера как представителя новой исторической школы Германии, были акцент на изучении конкретных хозяйственных объектов и учреждений, а не хозяйства в целом, а также акцент на взаимопереплетении экономических, моральных и психологических факторов.

Итак, основываясь на идеях исторической школы, Шмоллер выступал с критикой формально-дедуктивных построений классической буржуазной политэкономии. Согласно Шмоллера созданию экономической теории должно предшествовать конкретно-историческое исследование, так как только генетический подход позволяет установить причинные связи социальных явлений. Поскольку поведение экономических субъектов (индивидов и групп), по Шмоллеру, есть результат взаимодействия различных факторов, объектом исследования в экономической науке оказываются намерения хозяйственных индивидов, уровень развития техники, характер существующих социальных институтов, природные и прочие условия.

Шмоллер полагал, что политэкономия как основная общественная наука включает в себя психологию, социологию, географию и тому подобное, поэтому она имеет нормативный характер и открывает возможность этических оценок и практических рекомендаций. Критикуя марксизм с позиции катедер-социализма, Шмоллер защищал активное государственное вмешательство в хозяйственную жизнь с целью поощрения национальной экономики и смягчения классовых противоречий. Наличие социальных классов (возникновение которых Шмоллер связывал с расовыми признаками, разделением труда и неравномерным распределением доходов) и борьбу между ними он считал необходимым условием общественного прогресса. Однако цель классовой борьбы Шмоллер видел не в революционном преобразовании общества, а в достижении компромисса между борющимися сторонами, которые не должны нарушать общих этических норм.

Шмоллеру принадлежит ряд исследований по социально-экономической и политической истории стран Западной Европы. Шмоллер подверг резкой критике сами принципы экономического либерализма, особенно подчёркивая при этом несостоятельность механицистских упрощений в концепциях Локка и Адама Смита. Шмоллер разоблачал подмену, заключенную в утверждении либералов о том, что основным мотивом человеческой деятельности является эгоизм. Шмоллер прекрасно показал, что в случае либеральных экономических теорий мы имеем дело не только с отдельной наукой – экономикой – но и с особой идеологией, которую он назвал “экономизмом”. Фактически Шмоллер впервые ясно показал, что экономические теории суть не что иное, как приложение “метафоры часов” или “метафоры дерева” к экономической сфере, и что, следовательно, экономическая наука не может претендовать на статус автономной и изолированной дисциплины, совершенно не зависимой от других политических, философских и религиозных доктрин.

Показывая основные особенности экономических воззрений Густава фон Шмоллера, можно подчеркнуть, что лидер новой исторической школы Шмоллер делал особый акцент на роли хозяйственного “этоса” (от греческого “ethos” – обычай, нрав), то есть на моральных и правовых рамках, в которых функционирует экономика. Согласно его мнению, процесс экономического (и в целом общественного) развития заключается в постепенном подчинении правовым и моральным нормам всех естественно сложившихся общественных отношений между людьми. Примерами таких норм являются право частной собственности, запрет рабства и расовой дискриминации и так далее. Наличие хозяйственного этоса является необходимым условием для существования свободного обмена денежного обращения, разделения труда и других характеристик рыночной экономики. Все экономические отношения являются производными от этических и правовых аспектов: например, спрос на товар представляет собой частицу конкретной истории этических отношений у данного народа в данный момент времени

Шмоллер критиковал классическую политическую экономию прежде всего за игнорирование её представителями этического характера хозяйственных явлений и повышения роли правовых и моральных норм по мере экономического развития. Особенно важным элементом подхода Густава фон Шмоллера является его учение о роли государства. По его мнению, это учреждение, находящееся как бы “над” интересами различных социальных групп и классов. Именно государство создаёт значительную часть хозяйственного этоса (особенно то, что связано с правовой системой). Во всем учении о хозяйственном этосе можно усмотреть зачатки концепций старого и особенно нового институционализма. Так, само понятие хозяйственного этоса близко неоинституциональному термину “институциональная среда”, а описание роли государства похоже на трактовку некоторых новых институционалистов этого учреждения как организации, отвечающей прежде всего за спецификацию и защиту прав собственности.

Большую известность Г. Шмоллер получил и как участник “спора о методе” с представителем австрийской школы маржинализма К. Менгером в 1883-1884 годах. Густав фон Шмоллер отстаивал конкретно-исторические методы исследования и значимость индукции, приоритет социального целого, культуры, социума над действиями отдельных людей, в которых неистребимо ценностное, этическое начало. Он противопоставлял все эти аспекты приоритету дедукции, принципу методологического индивидуализма и идее об универсальности человеческой природы – эти тезисы отстаивались К. Менгером.

2.2 ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ ЛУИ  БРЕНТАНО

Информация о работе Новая историческая школа Германии