Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 19:09, реферат
Методологические изъяны новой исторической школы особенно наглядно проступают в предложенной Брюхером схеме периодизации экономической истории человечества. Он различал в ней три этапа:
"ступень замкнутого домашнего хозяйства" (производство для собственного потребления, хозяйство без обмена),
"ступень городского хозяйства" (производство на внешнего потребителя или ступень непосредственного обмена)
АННОТАЦИЯ
Чусовитина В.С. Новая историческая школа в Германии.
Нижневартовск: ЮУрГУ (филиал), 21с, библиогр.-7.
Цель реферата - Исследовать возникновение новой исторической школы Германии.
Задачи реферата - Рассмотреть общие характеристики новой
исторической школы. Раскрыть экономические воззрения основных
представителей искомой школы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Одной из самых влиятельных школ второй половины XIX – начала XX века явилась новая историческая школа в Германии, сформировавшаяся к 70-м годам XIX века. Её представителями были: Густав фон Шмоллер (1838-1917), Луи Брентано (1844-1931), Карл Брюхер (1847-1930).
Шмоллер развивал теорию “социального мира” в условиях рыночного хозяйства. По его инициативе в Германии был создан «Союз социальной политики».
Брентано – автор теории« организованного капитализма», стоящий на позициях преодоления кризисов с помощью монополий, разработавший программу достижения социального мира с помощью профсоюзов, рабочих кооперативов жилищного строительства.
Методологические изъяны новой исторической школы особенно наглядно проступают в предложенной Брюхером схеме периодизации экономической истории человечества. Он различал в ней три этапа:
Другими отличительными особенностями подхода представителей новой исторической школы были акцент на изучении конкретных хозяйственных объектов и учреждений, а не хозяйства в целом, а также акцент на взаимопереплетение экономических, моральных и психологических факторов.
1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОВОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ГЕРМАНИИ
Возникновению новой исторической школы Германии в экономическом смысле предшествовали реальные исторические события, в частности 1871 год, когда Пруссия победила Францию. Это привело к объединению всей Германии посредством отторжения промышленно развитых территорий Франции к Германии (Эльзас и Лотарингия). По отношению ко всем остальным странам Европы, Германию в то время можно было охарактеризовать как полукапиталистическую, полусельскохозяйственную. Но капитализм в ней всё развивался, а после победы над Францией стал развиваться ещё быстрее. Безусловно, всех в стране волновало рабочее движение.
В этих условиях не могло не возникать непротиворечивых теорий. Возникает новая экономическая школа Германии. Главное для старой и новой экономических школ было накопить как можно больше фактов для создания будущей теории. Если старая историческая школа боролась с классиками, то новая начала бороться с марксизмом.
В центре внимания молодой школы - практические проблемы, а не теоретические обобщения.
Давая общую характеристику новой экономической школы Германии, можно отметить следующие моменты:
1) У нее нет определённых исторических законов.
Нет традиций, обычаев в экономике и повторяющихся связей. Например, Бpентано считал, что нет закона по которому можно определить зарплату. В разных местах она будет разная. Шмоллеp говорил, что “в попытке найти закон ценообразования в условиях Германии вы наткнётесь на баронский антисемитизм, который заставляет немецких баронов переплачивать за товар, но не покупать его в еврейских лавках”.
2) Попытка найти локальные черты развития (присущие лишь Германии).
Новая историческая школа имела два направления. В 1872 году в Германии был создан “союз социальной политики”. Главную задачу и предпосылки сфоpмулиpовал Шмоллеp: “Глубокий pаздоp, проникнувший в общественный строй, разделивший пpедпpинимателей от рабочих, имущие классы от неимущих, чреват резкой сословной борьбой”. Поэтому в этих условиях ставится задача pефоpмиpовать строй. Правое крыло было представлено самим Шмоллеpом. Политическая программа Шмоллера предусматривала, что власть государства, его вмешательство в общественную и экономическую жизнь должна осуществляться мудрым и твёрдым правительством. Следовательно нужно было сохранить монаpхию.
Пpогpамма правого крыла называлась катедеp-социализм. Её основные положения:
Шмоллеp предлагал слегка реформировать строй сверху, пойти на некоторые уступки.
Левое крыло “Союза социальной политики” представлял Луи Бpентано. Главная цель левых – классовый мир (цель та же, что и у правых), но полученный не реформированием сверху, а объединением снизу. Книга-двухтомник Бpентано – на богатом опыте тpедюнионов в Англии, делает вывод: просвещённые организации рабочих могут изменить существующий строй.
Программа левого крыла:
1) Основная теория – “Теория труда - товара”.
Труд является особым товаром. Его особенность: он неотделим от продавца. Цитируя Брентано, можно указать: “Рабочий вынужден следовать за своим трудом за своим трудом - товаром. Миграции рабочих в поисках выгодных условий продажи товара – ухудшение спроса. Положение можно улучшить, если вместо одного рабочего выступают профсоюзы. Благодаря профсоюзам устраняется вредное влияние труда как товара, а рабочего как продавца”.
2) Рост зарплаты и сокращение рабочего времени.
Чем больше у рабочего зарплата, тем больше он будет стремиться к увеличению продуктивности или производительности труда (это была попытка ликвидировать экономическую отсталость Германии).
3) Плановость производства.
Именно в крупнейших предприятиях существует плановость производства, что препятствует возникновению кризисов.
Картели – суть союза производителей, которые стараются планомерно приравнивать производство к спросу с целью избежать перепроизводств и всех связанных с ним последствий (падение цен, обесценивание капитала, безработица, голодовки).
4) Мелкое крестьянское
производство в сельском
Делая вывод по данной главе, можно сказать, что новой исторической школой Германии предусматривалось два пути развития для этой страны: правый (консервативный), основанный на монархизме, сильной руке в экономике и национализме (следующий этап правого консерватизма – фашизм) и левый, либеральный (мирное улаживание социальных конфликтов), “классовый мир”, постепенное реформирование строя снизу.
2.ПРЕДСТАВИТЕЛИ НОВОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ГЕРМАНИИ И ИХ ВОЗЗРЕНИЯ
Г. Шмоллер, Л. Брентано, К. Бюхер выступали, прежде всего, против марксизма, распространявшегося с необычайной быстротой среди немецкого пролетариата.
В этом заключалось главное отличие новой исторической школы от старой, которая противостояла в первой половине XIX в.
2.1 ГУСТАВ ФОН ШМОЛЛЕР КАК ЯРКИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НОВОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ГЕРМАНИИ
Самой яркой фигурой XIX века в сфере альтернативной экономики был, без сомнения, Густав фон Шмоллер, глава Младо-Исторической Школы, возникшей в 1870 году.
Густав фон Шмоллер (родился 24 июня 1838 года в Хайльбронне – умер 27 июня 1917 года в Бад - Гарцбурге) – немецкий экономист, историк, государственный и общественный деятель, ведущий представитель так называемой новой (молодой) исторической школы в политической экономии. Профессор университетов в Галле (с 1864 года), Страсбурге (с 1872 года), в Берлине (с 1882 года), член прусского государственного совета (с 1884 года), один из основателей (1872 год) и представителей (с 1890 года) “Союза социальной политики”.
Как и все представители новой экономической школы Германии, Шмоллер полагал, что объективные экономические законы можно вывести, но не абстрактно-дедуктивными методами, а за счёт конкретно-исторических, а также статистических исследований .
Другими отличительными особенностями подхода Шмоллера как представителя новой исторической школы Германии, были акцент на изучении конкретных хозяйственных объектов и учреждений, а не хозяйства в целом, а также акцент на взаимопереплетении экономических, моральных и психологических факторов.
Итак, основываясь на идеях исторической школы, Шмоллер выступал с критикой формально-дедуктивных построений классической буржуазной политэкономии. Согласно Шмоллера созданию экономической теории должно предшествовать конкретно-историческое исследование, так как только генетический подход позволяет установить причинные связи социальных явлений. Поскольку поведение экономических субъектов (индивидов и групп), по Шмоллеру, есть результат взаимодействия различных факторов, объектом исследования в экономической науке оказываются намерения хозяйственных индивидов, уровень развития техники, характер существующих социальных институтов, природные и прочие условия.
Шмоллер полагал, что политэкономия как основная общественная наука включает в себя психологию, социологию, географию и тому подобное, поэтому она имеет нормативный характер и открывает возможность этических оценок и практических рекомендаций. Критикуя марксизм с позиции катедер-социализма, Шмоллер защищал активное государственное вмешательство в хозяйственную жизнь с целью поощрения национальной экономики и смягчения классовых противоречий. Наличие социальных классов (возникновение которых Шмоллер связывал с расовыми признаками, разделением труда и неравномерным распределением доходов) и борьбу между ними он считал необходимым условием общественного прогресса. Однако цель классовой борьбы Шмоллер видел не в революционном преобразовании общества, а в достижении компромисса между борющимися сторонами, которые не должны нарушать общих этических норм.
Шмоллеру принадлежит ряд исследований по социально-экономической и политической истории стран Западной Европы. Шмоллер подверг резкой критике сами принципы экономического либерализма, особенно подчёркивая при этом несостоятельность механицистских упрощений в концепциях Локка и Адама Смита. Шмоллер разоблачал подмену, заключенную в утверждении либералов о том, что основным мотивом человеческой деятельности является эгоизм. Шмоллер прекрасно показал, что в случае либеральных экономических теорий мы имеем дело не только с отдельной наукой – экономикой – но и с особой идеологией, которую он назвал “экономизмом”. Фактически Шмоллер впервые ясно показал, что экономические теории суть не что иное, как приложение “метафоры часов” или “метафоры дерева” к экономической сфере, и что, следовательно, экономическая наука не может претендовать на статус автономной и изолированной дисциплины, совершенно не зависимой от других политических, философских и религиозных доктрин.
Показывая основные особенности экономических воззрений Густава фон Шмоллера, можно подчеркнуть, что лидер новой исторической школы Шмоллер делал особый акцент на роли хозяйственного “этоса” (от греческого “ethos” – обычай, нрав), то есть на моральных и правовых рамках, в которых функционирует экономика. Согласно его мнению, процесс экономического (и в целом общественного) развития заключается в постепенном подчинении правовым и моральным нормам всех естественно сложившихся общественных отношений между людьми. Примерами таких норм являются право частной собственности, запрет рабства и расовой дискриминации и так далее. Наличие хозяйственного этоса является необходимым условием для существования свободного обмена денежного обращения, разделения труда и других характеристик рыночной экономики. Все экономические отношения являются производными от этических и правовых аспектов: например, спрос на товар представляет собой частицу конкретной истории этических отношений у данного народа в данный момент времени
Шмоллер критиковал классическую политическую экономию прежде всего за игнорирование её представителями этического характера хозяйственных явлений и повышения роли правовых и моральных норм по мере экономического развития. Особенно важным элементом подхода Густава фон Шмоллера является его учение о роли государства. По его мнению, это учреждение, находящееся как бы “над” интересами различных социальных групп и классов. Именно государство создаёт значительную часть хозяйственного этоса (особенно то, что связано с правовой системой). Во всем учении о хозяйственном этосе можно усмотреть зачатки концепций старого и особенно нового институционализма. Так, само понятие хозяйственного этоса близко неоинституциональному термину “институциональная среда”, а описание роли государства похоже на трактовку некоторых новых институционалистов этого учреждения как организации, отвечающей прежде всего за спецификацию и защиту прав собственности.
Большую известность Г. Шмоллер получил и как участник “спора о методе” с представителем австрийской школы маржинализма К. Менгером в 1883-1884 годах. Густав фон Шмоллер отстаивал конкретно-исторические методы исследования и значимость индукции, приоритет социального целого, культуры, социума над действиями отдельных людей, в которых неистребимо ценностное, этическое начало. Он противопоставлял все эти аспекты приоритету дедукции, принципу методологического индивидуализма и идее об универсальности человеческой природы – эти тезисы отстаивались К. Менгером.
2.2 ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ ЛУИ БРЕНТАНО