Новая экономическая политика и возрождение банковской системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 15:09, доклад

Описание работы

В марте 1921 года правительство Советской России принимает решение о немедленном переходе к Новой экономической политике (НЭП). Центральным звеном этого перехода явилась замена так называемой продразверстки продналогом. Промышленность переводилась на коммерческий расчет. Промышленным предприятиям предоставлялось право самостоятельно распоряжаться своими ресурсами и устанавливать условия оплаты труда работников в зависимости от качества и количества труда. Вся продукция должна была продаваться, а материальные ресурсы и рабочая сила оплачивались из вырученных денег. Вводились платные услуги населению. Предусматривались выпуски различных займов и ликвидация бюджетного дефицита.

Файлы: 1 файл

Новая экономическая политика и возрождение банковской системы.docx

— 21.05 Кб (Скачать файл)

Новая экономическая  политика и возрождение банковской системы

В марте 1921 года правительство Советской  России принимает решение о немедленном  переходе к Новой экономической политике (НЭП). Центральным звеном этого перехода явилась замена так называемой продразверстки продналогом. Промышленность переводилась на коммерческий расчет. Промышленным предприятиям предоставлялось право самостоятельно распоряжаться своими ресурсами и устанавливать условия оплаты труда работников в зависимости от качества и количества труда. Вся продукция должна была продаваться, а материальные ресурсы и рабочая сила оплачивались из вырученных денег. Вводились платные услуги населению. Предусматривались выпуски различных займов и ликвидация бюджетного дефицита.

Таким образом новые экономические отношения были непосредственно связаны с расширением и совершенствованием товарно-денежных отношений. Это диктовало необходимость создания Центрального банка и кредитной системы. В октябре 1921 года был воссоздан Государственный банк России, призванный способствовать кредитами и другими банковскими операциями развитию промышленности, сельского- хозяйства, торговли и прежде всего — созданию в стране нормального денежного обращения. Без этих условий Новая экономическая политика была бы неосуществима.

Проводившиеся в первый год существования  Госбанка кредитные операции лишь условно  можно считать таковыми. Это были операции двух видов: первые — так  называемые «долгосрочные ссуды», то есть учет банком бюджетных ассигнований, которые безвозмездно передавались промышленности; вторые — «целевые производственные кредиты», то есть предоставление сумм, безвозмездно вьщаваемых из бюджета под контролем Госбанка на специальные цели.

В стране в это время обращались постоянно обесценивавшиеся деньги, которые даже утратили это название, а именовались «советский расчетный знак» или «совзнак».

Специальный конъюнктурный институт делал попытки регулярного определения  курса совзнака к царскому золотому рублю, но расчеты курса носили условный характер и не могли использоваться в практической деятельности. Крестьяне отказывались продавать продукты за стремительно падавшие в цене деньги, что искусственно ограничивало развитие товарооборота. Необходимо было упорядочить денежную систему страны, ибо без этого не могли нормально развиваться товарно-денежные отношения. Правительство поручило Госбанку провести денежную реформу, исходя из возможности обращения в течение некоторого времени двух параллельных валют — твердой и подверженной обесцениванию. При этом вторая должна была постепенно изыматься из оборота.

В октябре 1922 года Госбанк, в распоряжение которого поступила большая часть  золотого запаса России—около 900 тонн золота, выпустил в обращение банковские билеты в 1,2,3,5,10,25 и 50 червонцев. Золотое  содержание одного червонца составляло 7,7423 грамма чистого золота. Эмиссия  червонцев производилась при  условии, что они были обеспечены на 25 процентов золотом, твердой  иностранной валютой и другими  драгоценностями и на 75 процентов  легко реализуемыми товарами. Эмиссия производилась путем предоставления ссуд под легко реализуемые товары, ссуды должны были возвращаться также червонцами. Одновременно декларировался свободный обмен червонцев на золото; были изготовлены соответствующие золотые монеты. Однако обмен практически не производился, ибо Госбанк проводил валютную интервенцию на черном рынке, поддерживая более высокий курс червонца. 

В течение 1922—1924 годов Госбанк  провел одну за другой три денежные реформы.

В 1922 году выпустили в обращение  рубль, который обменивался на 10000 ранее эмитированных денежных знаков. В 1923 году он, в свою очередь, был  заменен на рубль нового образца, который обменивался на 100 рублей образца 1922 года. В январе 1924 года в  обращение выпустили казначейские билеты достоинством в 1, 3 и 5 рублей. Десять рублей приравнивались к одному червонцу. Новый рубль в течение трех месяцев обменивался на 50000 рублей образца 1923 года. Таким образом за два года Госбанк уменьшил денежную массу в 50 триллионов раз. Новые деньги способствовали развитию товарно-денежных отношений и возрастанию роли Госбанка в экономике страны.

Значительно расширилась сеть его  учреждений. Так, в начале 1922 года он имел всего 21 филиал, а в 1925 году функционировали уже 473 учреждения Госбанка, в том числе в Ленинграде были созданы городская и областная конторы Госбанка с большой сетью отделений и агентств. При создании Госбанка в 1921 году предполагалось, что он будет единственным кредитным учреждением во всей стране, но свободное предпринимательство и развитие товарно-денежных отношений способствовали тому, что уже в 1925 году объем промышленного и сельскохозяйственного производства приблизился к уровню, сложившемуся в России накануне первой мировой войны. Доходы бюджета превысили его расходы. Динамичное экономическое развитие и усложнение хозяйственных связей,-обособление отдельных отраслей народного хозяйства диктовали необходимость создания новых кредитных учреждений.

Важнейшие из них учреждались как  акционерные коммерческие банки. В числе первых был организованный в конце 1922 года Торгово-промышленный банк (Промбанк СССР), ставший крупнейшим после Госбанка кредитным учреждением страны: его первоначальный капитал составлял 5 млн. золотых рублей (было выпущено

50000 акций по 100 рублей). Будучи по форме акционерным, Промбанк по существу являлся государственным, ибо все его акции находились в руках государственных организаций, то есть Наркоматов и Высшего Совета Народного Хозяйства.

Задачей Промбанка являлось кредитное  обслуживание государственной промышленности и государственной торговли. Крупнейшим филиалом этого банка была Петроградская  контора, обслуживавшая вместе с  конторой Госбанка все ведущие отрасли промышленности и многие торговые предприятия города.

Созданное в 1923 году акционерное общество Электрокредит в конце 1924 года было реорганизовано в акционерный банк по электрификации (Электробанк). Крупнейшим его акционером стала энергосистема Ленинграда. И если в деятельности Петроградской конторы Промбанка преобладало краткосрочное кредитование, то в деятельности Петроградской конторы Электробанка доминировали долгосрочные кредитные операции. В январе 1923 года был учрежден Всероссийский кооперативный банк. Но, несмотря на то, что он имел в 1924 году 63 филиала, кредитование кооперации в основном осуществляли Госбанк и Промбанк. В начале 1925 года начал свою работу банк Коммунального и жилищного строительства.

Возродились и общества взаимного  кредита. Первое из них было учреждено  в 1922 году в Петрограде. Здесь же в том же году открылось второе общество взаимного кредита—Петроградское торгово-промышленное. В1924 году кредитные операции проводили уже пять обществ.  

Начиная с 1924 года жесткие экономические  и административные меры привели  к свертыванию производства на предприятиях, принадлежавших частным лицам, и к постепенной ликвидации частной торговли. Так, например, если в 1922 году частная торговля обеспечивала 80 процентов внутреннего товарооборота, то в 1925 году ее удельный вес снизился до 25 процентов, а к 1930 году она была полностью ликвидирована. Удельный вес продукции частных предприятий в валовой продукции всей промышленности уменьшился с 24 процентов в 1924 году до 18 процентов в 1928 году.

Развертывание широкомасштабной индустриализации к началу 30-х годов требовало  от кредитной системы мобилизации всех денежных средств для последующего централизованного перераспределения на финансирование капитального строительства. Сложившаяся в период НЭПа кредитная система, включавшая в себя множество банков и банковских учреждений, так же как и система коммерческого кредитования, не могла решить эту задачу. Большинство банков осуществляли краткосрочное и долгосрочное кредитование, руководствуясь только коммерческими соображениями, не считаясь с политикой правительства.

Предприятия имели возможность  хранить свои деньги в разных банках и в разных же банках получать кредиты. Так, например, государственная торговая организация «Автопромторг» пользовалась кредитом в восьми банках, а Металлосиндикат — в шести.

Росла конкуренция между банками  за привлечение средств путем увеличения процентных ставок по депозитным и другим пассивным операциям, что в свою очередь вело к удорожанию банковских кредитов. Все эти обстоятельства не позволяли Народному комиссариату финансов и Государственному банку как органам централизованного управления денежными ресурсами направлять их на цели индустриализации.

Проведенная в 1930—1932 годах в СССР кредитная реформа повлекла за собой перестройку всей банковской системы. Прежде всего в ходе реформы было запрещено коммерческое кредитование, затруднявшее контроль со стороны государства за деятельностью отдельных предприятий. Единственным видом кредита становился банковский кредит. В централизованном порядке определялись цель и порядок выдачи ссуд, вводилась единая система безналичных денежных расчетов.

Банковская система страны сводилась  к двум звеньям, выполнявшим строго разграниченные функции. Основное звено  составлял единый Государственный  банк, осуществлявший краткосрочное  кредитование всех отраслей народного  хозяйства (кроме строительной индустрии), во второе звено входили специальные государственные банки — центры финансирования н долгосрочного кредитования капитальных вложений.


Информация о работе Новая экономическая политика и возрождение банковской системы