Новая экономическая политика: задачи, направления, последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 06:11, контрольная работа

Описание работы

Перед советским государством стояли проблемы финансовой стабилизации, а, значит, дефляции и достижения сбалансированного государственного бюджета. Стратегия государства, нацеленная на выживание в условиях кредитной блокады, определила первенство СССР в составлении балансов производства и распределении продуктов. Новая экономическая политика предполагала государственное регулирование смешанной экономики с использованием плановых и рыночных механизмов. В основе НЭПа лежали идеи работ В. И. Ленина, дискуссий о теории воспроизводства и денег, принципах ценообразования, финансов и кредита. НЭП позволил быстро восстановить народное хозяйство, разрушенное Первой мировой и Гражданской войнами.

Содержание работы

Введение____________________________________________________ 3
1. Новая экономическая политика: понятие_______________________ 5
2. Сельское хозяйство_________________________________________ 6
3. Промышленность и торговля_________________________________ 8
4. Денежная реформа__________________________________________ 10
5. Последствия и причины свертывания НЭПа_____________________ 15
Заключение__________________________________________________ 19
Список использованной литературы_____________________________ 20

Файлы: 1 файл

нэп.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

 

Кафедра экономики на предприятиях торговли

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «История Экономики»

на тему: «Новая экономическая политика: задачи, направления, последствия».

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка

группы ЭЭз-213

 

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж – 2014

 

Содержание.

Введение____________________________________________________

3

1. Новая экономическая политика: понятие_______________________

5

2. Сельское хозяйство_________________________________________

6

3. Промышленность и торговля_________________________________

8

4. Денежная реформа__________________________________________

10

5. Последствия и причины свертывания НЭПа_____________________

15

Заключение__________________________________________________

19

Список использованной литературы_____________________________

20


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В первой половине 20-х годов XX столетия наша страна переживала один из самых сложных этапов своего развития. Советская Россия, правопреемница Российской империи, находилась в состоянии ужасающегося социально-экономического и политического кризиса. Четыре года участия Росси в первой мировой войне, три года братоубийственной гражданской войны, как и, в целом, весь кровавый коммунистический эксперимент, осуществленный партией большевиков во главе с Лениным под названием «Великая Октябрьская социалистическая революция» - все это не могло пройти бесследно и породило невиданные проблемы для нашей страны. Лишь некоторые факты могут красноречиво свидетельствовать о масштабах трагедии, постигшей Россию. В результате военных действий, массовых политических репрессий, голода, эпидемий населения страны сократилось почти на 11 миллионов человек. Значительное число соотечественников, во многом представлявших цвет науки, оказались за границей. Фактически распалось единое Российское государство.

Экономические последствия затяжной войны, были еще более ужасающими. Пострадали важнейшие промышленные районы страны. Были разрушены или разграблены многие предприятия, шахты и рудники. Действующие заводы пострадали из-за нехватки топлива и сырья, в результате оттока промышленных рабочих из городов в деревню. На 30 железных дорогах прекратилось движение. Нарастала инфляция. Валовое производство сельхозпредприятий резко сократилось и составляло 25% довоенного уровня. В довершении всего из-за неурожая в 1921 году в страну охватил массовый голод. Нарастающие протесты населения вылились в вооруженные восстания. «Последним звонком» для большевистского руководства страны, свидетельствующим о том, что чаша народного терпенья переполнена, стали волнения в Петрограде и Кронштадское восстание в марте 1921 года. Было ясно: пора что-то менять. И этим чем-то оказалась политика.

Тема данной контрольной работы актуальна, так как опыт, полученный в период НЭПа может стать твердой основой для современных экономистов и политиков при угрозе или состоявшемся экономическом кризисе.

В контрольной работе будут изложены понятие НЭПа, ее задачи и направления, а так же итоги ее проведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Новая  экономическая политика: понятие.

Новая экономическая политика — экономическая политика, проводившаяся в Советской России и СССР в 1920-е годы. Была принята 14 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма»1, проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭПа – замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге — около 30 %), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922—1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой.

Перед советским государством стояли проблемы финансовой стабилизации, а, значит, дефляции и достижения сбалансированного государственного бюджета. Стратегия государства, нацеленная на выживание в условиях кредитной блокады, определила первенство СССР в составлении балансов производства и распределении продуктов. Новая экономическая политика предполагала государственное регулирование смешанной экономики с использованием плановых и рыночных механизмов. В основе НЭПа лежали идеи работ В. И. Ленина, дискуссий о теории воспроизводства и денег, принципах ценообразования, финансов и кредита. НЭП позволил быстро восстановить народное хозяйство, разрушенное  Первой мировой и Гражданской войнами.

 

 

 

2. Сельское  хозяйство.

Анализ, казалось бы, безнадежного хозяйственного положения, в котором оказалась Россия к исходу "военного коммунизма", пройдя через две войны (мировую и гражданскую) и две революции (февральскую и октябрьскую), позволили выделить действительно ту первоначальную задачу, решение которой дало основание наметить дальнейшие шаги по пути выхода из всеобщего экономического кризиса.

Решение "начать с сельского хозяйства" обосновывалось рядом положений. Был выдвинут тезис: "Самое слабое место - в кризисе крестьянского хозяйства". А именно "продовольственный фонд" составлял основу народного хозяйства. "За исходный пункт, - писал В.И. Ленин, - следует взять продовольствие, ибо именно в этом корень всей массы затруднений", "неотложнее всего теперь меры, способные поднять производственные силы крестьянского хозяйства немедленно".

Первой крупной реформой, означавшей глубокий перелом в экономической политике, представлявшей собою первый крупный финансово-экономический акт новой экономической политики, явилась замена продразверстки продналогом. Продразверстка изымала у крестьянина не только все излишки сельскохозяйственной продукции, но и часть необходимого продукта, оставляя лишь минимум для поддержания хозяйства. Она привела к падению крестьянского производства и полному отсутствию стимулов к его развитию. Кстати сказать, вводить его начало не Советское правительство, а еще Временное правительство летом 1917 года. Продналог же был примерно вдвое меньше, чем продразверстка; все, что оставалось в хозяйстве после уплаты налога, вся остальная продукция крестьянского хозяйства могла поступать в обмен на промышленные и кустарные изделия, продаваться за деньги. Были изменены самые основы экономической политики, хозяйственные отношения стали строиться на совершенно иных основаниях - от натуральных отношений стал осуществляться переход к товарно-денежным отношениям и связям. С 1 января 1924 г. продналог, преобразованный в единый сельскохозяйственный налог, взимался только в денежной форме.

До этого замершее в натуральных формах крестьянское хозяйство, сокращавшее размеры своего производства ввиду бесперспективности его упрочения и развития, т.к. оставлялась в распоряжение хозяйства только потребительская норма, существовала "рядом" с разрушенной промышленностью и "независимо" от нее в связи с отсутствием экономического оборота между ними. Экономический анализ устанавливал такую зависимость: без подъема крестьянского хозяйства "ни восстановление крупной промышленности, ни восстановление денежного обращения не может быть".

Возрождение сельского хозяйства рассматривалось как первоочередная, неотложная задача. Н.Д. Кондратьев предлагал "вспомнить старую истину, провозглашенную еще физиократами и Адамом Смитом2, что внеземледельческие отрасли страны не могут быть развиты больше, чем позволяют естественные ресурсы, которые дает ей сельское хозяйство. Мало говорить, что нужно развивать сельское хозяйство. Нужно это осуществлять на деле. Но это значит, между прочим, что одним из отправных положений политики необходимо признать положение о недопустимости подрыва сельского хозяйства путем непосильных повинностей. Нужно идти по пути сокращения государственных расходов, сокращения некоторых отраслей государственного хозяйства, которые питаются соками сельского хозяйства. Иначе мы обречены стоять на месте и даже идти назад в деле хозяйственного возрождения страны".

 

 

 

3. Промышленность  и торговля.

Были разрешены частная торговля, мелкое частное производство с использованием наемного труда. Государственная промышленность в соответствии с "Основными положениями к восстановлению крупной промышленности" (август 1921 г.) постепенно переводилась на хозяйственный и коммерческий расчет, должна была во все большей степени работать на рынок. Без оживления торговли нельзя было восстановить производительные силы города и деревни, дать стимулы для роста производства в крестьянском хозяйстве и в государственной промышленности.

4 октября 1921 г. был принят декрет3, разрешающий государственным предприятиям, производить закупки необходимых им товаров; 27 октября того же года последовал декрет о свободной продаже продуктов государственных предприятий, работающий на нужды широкого потребителя.

Часть национализированной промышленности, переданной в ведение местных властей (губсовнархозов), стала сдаваться в аренду частникам. Мельницы, крупорушки и кустарно-ремесленные предприятия выкупались прежними владельцами. Обанкротившиеся мелкие государственные предприятия распродавались. В Петрограде, например, к середине 1922 года для государственного производства было отобрано 291 предприятие, 435 закрыты, 90 сданы в аренду.

Декрет о продналоге, открывшиеся возможности развития крестьянских хозяйств вызвали немедленный пересмотр положений о кооперации, "оставшейся от капитализма", административно подчиненной Наркомату продовольствия, расширение свободы ее деятельности, восстановление и развитие сбытовых, снабженческих, кредитных кооперативов (декрет СНК от 16 августа 1921 г. и др.). Кооперация получает ряд преимуществ перед частной торговлей. Ей передается значительный товарный фонд, предоставляются широкие возможности производства заготовок и развития местной промышленности и оживления хозяйственной жизни. Поддерживаются кредитные операции кооперации. В дальнейшем происходит формирование специализированных центров по сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции, превращение кооперативной системы в крупный фактор народнохозяйственной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Денежная  реформа.

Одной из сильнейших преград развития хозяйственного оборота, подъема народного хозяйства вообще выступало состояние денежного обращения. По расчетам Конъюнктурного Института (директор Н.Д. Кондратьев4) в среднем за декабрь 1921 г. обесценение рубля произошло в 228 тыс. раз, за январь 1922 г. - в 491 тыс. раз, за первую неделю февраля - в 760 тыс. раз, за вторую неделю февраля - 923 тыс. раз, за третью - в 1.073 тыс. раз, что привело к колоссальному росту цен. На первое января 1923 г. средний уровень цен по России в сравнении с 1913 г. поднялся почти в 20 млн. раз.

Для восстановления торговли, коммерческого расчета финансов, необходима была устойчивая денежная единица. В 1922-24 гг. была проведена успешная денежная реформа.

Находившийся в обращении рубль ("совзнак") быстро обесценивался, государство продолжало выпускать в обращение огромные массы денег и покрывало за счет этого свои расходы бюджета.

Начиная с ноября 1922 г. Госбанк (учрежденный в 1921 г.) стал постепенно выпускать в обращение денежные знаки нового наименования - банкноты Государственного банка - червонцы. Одновременно продолжался выпуск совзнаков для покрытия расходов бюджета (до весны 1924 г.). Но если совзнаки быстро обесценивались, то червонцы были устойчивы. Между двумя денежными единицами не устанавливается определенной связи. Размер выпуска червонцев определялся потребностью торгового оборота в средствах обращения и платежа, а не потребностями бюджета; червонцы использовались Госбанком для кредитования промышленности и торговли. Внедрение червонцев в обращение происходило с большой постепенностью.

Начиная с декабря 1922 г. (и до начала 1924 г.) в стране существовали две валюты, из которых одна обесценивалась с чрезвычайной быстротой, а другая оставалась относительно устойчивой. Предприятия могли не только устанавливать цены и составлять балансы в червонцах, расплачиваться червонцами, но и держать их в своих кассах. Параллельное обращение имело и свои "в высшей степени тягостные стороны", как отмечал крупный экономист того времени Л.Н. Юровский5. Всякий держатель совзнаков стремился обменять их на банкноты, на этой почве при быстрых колебаниях курса развивалась повсеместная спекуляция, которая, в свою очередь, вносила неустойчивость в хозяйственные расчеты. Вместе с тем червонец постепенно оттеснял совзнак и ускорял его обесценение. Границей оттеснения служило то, что червонец был сравнительно крупной денежной единицей и сфера мелких платежей оставалась в полной мере за казначейскими бумажными деньгами ("совзнаками"). С осени 1923 г. темп обесценения совзнаков стал настолько быстрым, что невозможность сохранения системы параллельного обращения становилась очевидной. Поскольку червонцы были устойчивыми деньгами, владельцы червонцев не стремились немедленно превратить их в товары (как это делали владельцы обесценившихся совзнаков), следовательно, движение червонцев было значительно медленнее, чем движение совзнаков. Направляя червонцы через ссуды, предоставляемые предприятиям, Госбанк тем самым способствовал формированию их оборотных средств, расширению производства. Кредит также должен был погашаться в червонцах, т.е. был обеспечен возврат червонцев в кассы Госбанка. Устойчивость червонцев обеспечивалась, прежде всего, тем, что количество их, определялось, исходя их потребностей хозяйственного оборота, а не исходя их потребностей бюджета. Червонцы выпускались в обращение в процессе кредитования предприятий, а не в процессе финансирования ведомств, наркоматов и т.д. Соответствие массы выпущенных в обращение червонцев потребностям народного хозяйства в деньгах достигалась благодаря тому, что в 20-х годах широко распространенной формой расчетов между предприятиями служил расчет с помощью векселей. Вексель, являясь долговым обязательством, свидетельствовал о том, что в народном хозяйстве совершилась товарная сделка (иногда вексель несколько раз переходил в другие руки, обслуживая несколько сделок). Банковские ссуды открывались предприятиями, главным образом, в форме "учета векселей", т.е. в форме покупки векселей банками. Покупая ("учитывая") вексели предприятий, банк тем самым заменял их банкнотами (червонцами). Червонцы появлялись в обращении в соответствии с уже заключенными товарными сделками и, в принципе, не могли явиться излишними для обращения денежными знаками.

Информация о работе Новая экономическая политика: задачи, направления, последствия