Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 18:02, курсовая работа
Актуальность темы исследования и степень разработанности проблемы обусловили цель настоящей работы. Так, целью является рассмотреть НТП как определяющий фактор развития промышленности в мировой экономике.
Отсюда задачи исследования следующие:
1 выявление основной сущности научно-технического прогресса;
2 рассмотрение развития промышленности в мировой экономике;
3 произведение более детального анализа научно-технического прогресса.
Введение 3
1 Научно–технический прогресс: сущность, основные направления 5
1.1 Экономическое содержание и функции НТП 5
1.2 Основные направления НТП 9
2 Научно - техническая революция и ее последствия 12
3 Практическое применение и роль НТП в экономической деятельности 16
3. 1 Внедрение НТП 16
3.2 Регулирование НТП 18
Заключение 21
Список использованной литературы 22
3.2 Регулирование НТП
Меры воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования - с упором на рынок или на централизованное воздействие. Как правило, в период экономического спада характерно преобладание “кейнсианского” подхода к государственной экономической политике, пред-полагающего чрезвычайно активное вмешательство государства в экономическую жизнь общества; в период подъема экономики берет верх философия консерватизма, отдающего предпочтение игре рыночных сил.
В настоящее время экономисты по степени активности вмешательства государства в экономику выделяют три группы стран: в первой возобладала концепция необходимости активного вмешательства государства в управление экономикой (Япония и Франция); вторая характеризуется преобладающим упором на рыночные отношения (США, Великобритания); третья придерживается “промежуточного” варианта в экономической, в том числе и инновационной, политике: государственное регулирование сочетается с низкой степенью централизации государственного аппарата, используются косвенные методы воздействия при развитой системе согласования интересов правительства и бизнеса.
Прямые методы государственног
Административно-ведомственная
Программно-целевая форма госуд
Особое место в
системе “прямых” мер
Первая из них - “Промышленно-университетские кооперативные исследовательские центры” - реализуется с 1973 г. Она предусматривает создание кооперативных университетскопромышленных центров на базе разработки и реализации крупный исследовательской программы, в которой участвует несколько промышленных фирм и один университет. В 1984 г. в стране насчитывалось более 100 таких центров, причем 20 из них были организованы целиком на средства ННФ. В 1985 г. в рамках этой программы ННФ приступил к реализации новой формы кооперации. Возникли “Центры инженерных исследований”, основной целью которой является помощь в повышении их эффективности и конкурентоспособности. Характерно, что государство охотнее использует свою финансовую помощь в качестве стимула при создании совместных центров по изучению научно-технических проблем, которые в силу ряда причин не являются достаточно привлекательными для промышленности.
Вторая программа начата в 1978 г. и направлена на организацию кооперации промышленности с университетами в выполнении исследовательских проектов, финансируемых ННФ в интересующих правительство областях. Партнерам по совместной исследовательской работе ННФ предоставляет субсидии.
Третья программа
ставит своей задачей
Наконец, цель четвертой программы состоит в развитии фундаментальных знаний о процессе технологических нововведений и оценке механизма поддержки совместно ведущихся исследований промышленности и университетов.
Заключение
Рассмотрев вопросы, определенные задачами работы, можно сделать вывод, что научно – технический потенциал любой страны является основным двигателем экономик стран. В условиях экономической реформы, направленной на обеспечение стабилизации и перехода к экономическому росту, необходима разработка мероприятий по сохранению научно-технического потенциала, его развития и поддержки. Эти мероприятия должны разрабатываться при активной поддержке государства.
Для России сейчас особую значимость приобрело творческое использование опыта развитых стран по реализации мер государственной поддержки инновационных процессов в экономике, что в итоге позволит сформироваться отечественную систему стимулирования инновационной деятельности. Эффективность инноваций зависит от ряда факторов – это действенность какого – либо результата, получаемого в ходе вложения инвестиций и всех ресурсов (денежных, материальных, информационных, рабочей силы) в новый продукт или операцию (технологию).
Научно-технический потенциал является непрерывным и сложным процессом открытия и использования новых знаний и достижений в хозяйственной жизни. В результате научно – технического прогресса происходит развитие и совершенствование всех элементов производительных сил: средств и предметов труда, рабочей силы, технологии, организации и управления производством.
Научно – технический прогресс воплощается в периодических научно - технических революциях – НТР. Происходит сращивание науки и производства, их интеграция. Главные движущие силы материально – технической базы общества: научный интеллект; его реализация в новых поколениях техники.
Список использованной литературы
1 Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике: Учебник. – М.: Владос, 2002. – 280 с.
2 Бжилянская., Инновационная деятельность: тенденции развития и меры государственного регулирования.// Экономист. №3. 2008. – 126 с.
3 Малкова И.В. Мировая экономика. – М.: Проспект, 2007. – 249 с.
4 Экономика / Под ред. О.Ю. Мамедова – М.: «Издательство АСТ», 2009.- 195 с.
5 Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства. – М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2007. – 110 с.
Информация о работе НТП как определяющий фактор развития промышленности в мировой экономике