О модернизации рынка ценных бумаг Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 14:12, статья

Описание работы

В статье рассмотрено состояние рынка государственных ценных бумаг как составной части финансового рынка Кыргызской Республики. Проанализирована динамика основных финансовых инструментов. Данный рынок рассмотрен как инструмент урегулирования государственной внутренней задолженности. Предложены меры по развитию рынка государственных ценных бумаг, превращения его в источник финансирования государственных инвестиционных проектов

Файлы: 1 файл

О модернизации рынка ценных бумаг Кыргызской Республики.docx

— 330.34 Кб (Скачать файл)

 
О модернизации рынка ценных бумаг Кыргызской Республики

 
 

В статье рассмотрено состояние рынка государственных ценных бумаг как составной части финансового рынка Кыргызской Республики. Проанализирована динамика основных финансовых инструментов. Данный рынок рассмотрен как инструмент урегулирования государственной внутренней задолженности. Предложены меры по развитию рынка государственных ценных бумаг, превращения его в источник финансирования государственных инвестиционных проектов

Ключевые слова: Кыргызская Республика, финансовый рынок, государственные ценные бумаги, инвестиции, государственное регулирование, государственная задолженность

 
На современном этапе развития экономики рынок государственных ценных бумаг (ГЦБ) в Кыргызской Республике представляет собой наиболее важную часть финансового рынка. Юридические и физические лица, профессиональные участники рассматривают вложения в государственные ценные бумаги как привлекательные, в отношении доходности, и надежные, гарантированные государством, вложения. Основным условием нормализации и оздоровления финансового рынка является снижение доходности по государственным ценным бумагам. Высокая доходность данного вида финансовых инструментов ведет к повышению уровня цен на заемные ресурсы, включая банковский кредит, который является важнейшим источником инвестиций. Все это еще более углубляет инвестиционный и общеэкономический кризис, ибо реальный сектор не получает столь необходимые капиталовложения. 
По состоянию на 1 января 2008 года профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг Кыргызской Республики осуществляли 103 юридических лица и действовали 147 лицензий по основным видам деятельности (табл.1).

 

Таблица 1 
Рынок ценных бумаг Кыргызской Республики

Организаторы торговли на рынке ценных бумаг 
В отчетном периоде осуществляли деятельность по организации торгов с ценными бумагами 3 лицензированных организатора торгов с ценными бумагами: 
— ЗАО «Кыргызская фондовая биржа»; 
— ЗАО «Биржевая торговая система»; 
— ЗАО «Central Asian Stock Exchange». 
Депозитарии 
Право на осуществление депозитарной деятельности имели: 
— ЗАО «Центральный депозитарий»; 
— ОсОО «Биржевая торговая система»; 
— Инвестиционный акционерный коммерческий банк «Иссык-Куль»
— ЗАО «Central Asian Stock Exchange». 
Брокерские и дилерские компании 
На рынке ценных бумаг Кыргызстана успешно работали 32 брокерских и 28 дилерских компаний. 
Регистраторы 
Лицензию на право ведения реестра владельцев ценных бумаг имели 18 компаний. 
Инвестиционные фонды 
Деятельность инвестиционных фондов осуществляли 5 компаний: ОАО АИФ «Элесинвест», ОАО АИФ «Жаштык-Инвест», ОАО АИФ «Ала-Тоо-Инвест», Специализированная инвестиционная компания «Нур-Инвест» и АООТ АИФ «Береке-Инвест». 
 
Торги с государственными ценными бумагами 
За 2007 год в торговых системах организаторов торговли на рынке ценных бумаг было совершено 7170 сделок на сумму 5 742 640 609 сомов против 4985 сделок на сумму 4 137 084 957 сомов, совершенных за 2006 год (табл.2).

 

Таблица 2 
Информация о сделках за 2006–2007 гг.

 
 

Рис. 1. Количество сделок

 
 

Рис. 2. Объем торгов (сомов)

 
 

Рис.3. Объем торгов и количество сделок, совершенных через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Кыргызской Республики, млн сомов

Эмиссия ценных бумаг 
За 2007 год в Финнадзоре было зарегистрировано 77 выпусков простых именных акций на сумму 2 117,2 млн сомов, что по объему выпусков акций на 85,9 млн сомов больше по сравнению с 2006 годом. За 2006 год зарегистрировано 73 выпуска ценных бумаг на сумму 2 031,3 млн сомов. 
Из числа зарегистрированных 36 выпусков акций являются учредительными на сумму 640,2 млн сомов и 41 дополнительный выпуск на сумму 1 477 млн сомов. За 2006 год было зарегистрировано 38 учредительных выпусков на сумму 64,9 млн сомов, а количество дополнительных выпусков составило 35 на сумму 1 966,4 млн сомов. 
Из 77 выпусков ценных бумаг, зарегистрированных в Финнадзоре в течение 2007 года, 36 выпусков приходится на долю открытых акционерных обществ на сумму 1 232 млн сомов, и 41 выпуск осуществлен закрытыми акционерными обществами на сумму 885,2 млн сомов. 
Финнадзором зарегистрированы правила интервальных паевых инвестиционных фондов «Бай Булак» и «Алтын Капитал», также зарегистрированы проспекты эмиссии их инвестиционных паев. Наиболее крупная эмиссия была осуществлена следующими акционерными обществами (табл.3).

 

Таблица 3 
Эмиссия акций, осуществленная наиболее крупными АО

* Эмиссия осуществлена  в USD

Налоговые поступления в бюджет страны от единовременных комиссионных сборов за эмиссии ценных бумаг составили 2 716 176 сомов. Инвестиции в ценные бумаги финансового сектора возросли и составили 78,4%, в промышленность — 9,4%. 
Иностранные инвестиции составили 1 969,5 млн сомов, из них инвестиции на 738 млн сомов из стран дальнего зарубежья, инвестиции на 1 231,5 млн сомов из стран СНГ.

 

Таблица 4 
Динамика эмиссии корпоративных акций по отраслям экономики с 2003 по 2007 годы (тыс. сомов)

 

Рис.4. Эмиссия корпоративных акций по отраслям экономики, тыс. сомов

 

Таблица 5 
Наиболее крупные иностранные инвестиции в 2007 году

Рынок ценных бумаг в Кыргызстане как основной механизм перераспределения денежных ресурсов еще не сложился, являясь одним из сдерживающих факторов развития экономики. На сегодняшний день выявились следующие недостатки отечественного рынка ценных бумаг: 
• Преимущественная ориентация участников рынка на получение краткосрочного спекулятивного дохода и отсутствие интереса к долгосрочным вложениям; 
• Отсутствие системы эффективного регулирования и государственного контроля финансового рынка; 
• Несовершенство нормативно-правовой базы регулирования финансового рынка и слабый контроль исполнения действующих законодательных актов и постановлений; 
• Индивидуальные инвесторы практически отстранены от операций на рынке ценных бумаг. 
Для создания эффективных механизмов рынка ценных бумаг, обеспечивающих привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, необходим комплекс мер нормативно-законодательного, организационного, экономического, политического, социально-психологического характера, направленный на создание динамично развивающейся устойчивой системы функционирования фондового рынка. 
Для решения вышеназванных задач, по нашему мнению, необходимо следующее: 
1. Повышение мотивации вложений инвесторов в ценные бумаги. Здесь имеется ввиду следующее. 
• Обеспечение привлекательности рынка ценных бумаг. Для формирования рынка капиталов нужны инвесторы, не только иностранные (без денежного потока извне развитие экономики невозможно), но и свои, киргизские, институциональные и индивидуальные инвесторы; 
• Организация работы с иностранными инвесторами в целях преодоления их недоверия к национальному финансовому рынку; 
• Информационная работа с населением, предприятиями и финансовыми институтами по разъяснению инвестиционных возможностей рынка ценных бумаг; 
• Преодоление недоверия национальных инвесторов к рынку ценных бумаг, привлечение средств, мелких и средних инвесторов в качестве инвестиций в реальный сектор экономики. 
2. Усиление роли государственного регулирования в деятельности участников рынка ценных бумаг: 
• Координация деятельности регулирующих, контролирующих, правоохранительных, судебных и налоговых органов путем создания при Правительстве координационного совета, в рамках которого будут согласовываться решения государственных регулирующих органов; 
• Обеспечение эффективного взаимодействия органов государственного регулирования с целью минимизации рисков институциональных и индивидуальных инвесторов, профессиональных участников рынка ценных бумаг; 
• Разъяснение государством полезности совместных действий профессиональных участников рынка ценных бумаг. 
3. Эффективное использование механизма законодательного регулирования, дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы. Центральной задачей совершенствования законодательства должна стать защита прав инвесторов и акционеров. При этом необходимым является достижение согласованности различных нормативных актов, регулирующих фондовый рынок. По данному направлению необходимо развивать систему правового анализа действующих законодательных и нормативных актов, связанных с защитой прав и законных интересов инвесторов и акционеров, с тем, чтобы устранить существующие недостатки в реализации механизмов претворения в жизнь конкретных решений. Указанная система должна быть в равной степени направлена на повышение правосознания широких масс населения; 
4. Постоянного повышение квалификации участников финансового рынка (эмитентов, дилеров, брокеров, аналитиков и пр.). Уровень квалификации участников рынка должен быть максимально приближен к мировым требованиям. В решении задач обучения и повышения квалификации участников фондового рынка и руководителей предприятий должны принять участие отечественные и зарубежные институты, накопившие большой опыт работы на этом рынке, обладающие достаточным потенциалом для разработки и реализации соответствующих проектов в Кыргызстане. В рамках данного направления необходимо решение следующих задач: 
• Выявление потребности в обучении; создание учебных и профессиональных центров; 
• Разработка концепции учебного центра (включая проработку проблем обеспечения учебными программами, методического обеспечения, обеспечения оборудованием и каналами связи, кадрового обеспечения) по подготовке и повышению квалификации кадров участников фондового рынка; 
• Создание специальных обучающих компьютерных программ; 
• Проведение республиканских и международных выставок, семинаров и конференций. 
Подводя итоги, важно отметить следующие моменты: 
• Государственная политика в отношении финансового рынка должна быть направлена на стимулирование инвестиций в ценные бумаги; 
• Необходимо взаимодействие между элементами инфраструктуры рынка ценных бумаг; 
• Необходимо активизировать пенсионную реформу. Для этого Правительству необходимо оказать помощь Соцфонду в работе по эффективному управлению государственным пакетом акций. Требует совершенствования Закон «О негосударственных пенсионных фондах (НПФ)». С помощью НПФ можно охватить доходы граждан, превышающие введенное ограничение по суммам, подлежащим обложению обязательными страховыми взносами; 
• Дальнейшее развитие страхового рынка должно быть обеспечено директивами и стандартами, включая отчетность, бухгалтерию, аудит и административные нормы. Страховые компании должны стать посредниками на финансовом рынке. 
Важным направлением урегулирования финансовой ситуации является реформирование рынка государственных ценных бумаг и придание ему инвестиционной направленности. В условиях, когда для оживления рынка акций потребуется определенное время, рынок государственных ценных бумаг может стать одним из реальных источников инвестиций. Однако проблема в том, что так и не была разработана долгосрочная программа использования средств, привлекаемых с данного рынка. В этой связи в качестве основной меры по обеспечению функционирования рынка внутреннего государственного долга следует рассматривать формирование государственной политики использования средств, привлекаемых на рынке государственных ценных бумаг, вовлечения этих доходов в государственную инвестиционную программу. 
Значительную часть внутреннего долга в период с 1993 г. по 1998 г. составляла задолженность Правительства по кредитам Национального банка, которые являлись источником покрытия бюджетного дефицита. Национальный банк с 1.01.1998 г. прекратил выдачу кредитов Правительству, а оставшиеся долги были переоформлены в ОГРЗ. 
В период с 1998 г. по 2002 г. наибольший удельный вес составляли облигации государственного республиканского займа (ОГРЗ). На их долю приходилось 28–38% от общей суммы внутреннего долга. В период с 2003 г. по настоящее время в связи реструктуризацией ОГРЗ и других ценных бумаг в казначейские обязательства, эти бумаги составили более 50–60% суммы внутреннего долга. 
Согласно Постановлению Правительства от 8.10.93 г. № 475 начался выпуск облигации государственного 15%-го внутреннего, выигрышного займа 1993 г. Этот заем был выпущен сроком на 20 лет: с 1 ноября 1993 г. по 1 ноября 2013 г. денежным достоинством 5 и 10 сомов. 
Целью выпуска этих государственных бумаг была мобилизация временно свободных денежных средств населения, предприятий и банков для финансирования бюджетного дефицита. Эмиссия облигаций была осуществлена на сумму 30 млн сомов. Данный вид облигаций был предназначен для обмена облигаций Государственного займа СССР 1982 года выпуска. 
В течение 20-летнего срока 36% облигаций должны были быть выигрышными, а 64% займа по окончании срока его действия должны быть выкуплены государством по номинальной стоимости. Предполагалось произвести 80 выигрышных тиражей, по 4 тиража в год. В настоящее время долги по этим займам выкупает МФКР. Эти займы были индексированы согласно Закону «Об индексации сбережений». Эти займы можно рассматривать в качестве государственной задолженности. В настоящее время эти займы погашаются по требованию, в определенные сроки во всех расчетных отделениях АООТ «РСК». 
В структуре внутреннего долга эти займы стали отражаться с 1993 г. и составляли почти треть всего внутреннего долга в объеме 30,7 млн сомов или 28,2%. За 1993 г. было погашено займов на 0,5 млн сомов и на начало 1994 г. задолженность по ним составила 30,2 млн сомов. Но в связи с увеличением общей суммы внутреннего долга по другим заимствованиям в 1994 г., доля 5% займа в общем объеме долга сократилась и составила только 2,9%, а к 1997 г. снизилась до 0,5% от общей суммы внутреннего долга (рис.5).


 


Информация о работе О модернизации рынка ценных бумаг Кыргызской Республики