Эмиссия ценных бумаг
За 2007 год в Финнадзоре было зарегистрировано
77 выпусков простых именных акций на сумму
2 117,2 млн сомов, что по объему выпусков
акций на 85,9 млн сомов больше по сравнению
с 2006 годом. За 2006 год зарегистрировано
73 выпуска ценных бумаг на сумму 2 031,3 млн
сомов.
Из числа зарегистрированных 36 выпусков
акций являются учредительными на сумму
640,2 млн сомов и 41 дополнительный выпуск
на сумму 1 477 млн сомов. За 2006 год было зарегистрировано
38 учредительных выпусков на сумму 64,9
млн сомов, а количество дополнительных
выпусков составило 35 на сумму 1 966,4 млн
сомов.
Из 77 выпусков ценных бумаг, зарегистрированных
в Финнадзоре в течение 2007 года, 36 выпусков
приходится на долю открытых акционерных
обществ на сумму 1 232 млн сомов, и 41 выпуск
осуществлен закрытыми акционерными обществами
на сумму 885,2 млн сомов.
Финнадзором зарегистрированы правила
интервальных паевых инвестиционных фондов
«Бай Булак» и «Алтын Капитал», также зарегистрированы
проспекты эмиссии их инвестиционных
паев. Наиболее крупная эмиссия была осуществлена
следующими акционерными обществами (табл.3). |
Рынок ценных бумаг
в Кыргызстане как основной механизм перераспределения
денежных ресурсов еще не сложился, являясь
одним из сдерживающих факторов развития
экономики. На сегодняшний день выявились
следующие недостатки отечественного
рынка ценных бумаг:
• Преимущественная ориентация участников
рынка на получение краткосрочного спекулятивного
дохода и отсутствие интереса к долгосрочным
вложениям;
• Отсутствие системы эффективного регулирования
и государственного контроля финансового
рынка;
• Несовершенство нормативно-правовой
базы регулирования финансового рынка
и слабый контроль исполнения действующих
законодательных актов и постановлений;
• Индивидуальные инвесторы практически
отстранены от операций на рынке ценных
бумаг.
Для создания эффективных механизмов
рынка ценных бумаг, обеспечивающих привлечение
инвестиций в реальный сектор экономики,
необходим комплекс мер нормативно-законодательного,
организационного, экономического, политического,
социально-психологического характера,
направленный на создание динамично развивающейся
устойчивой системы функционирования
фондового рынка.
Для решения вышеназванных задач, по нашему
мнению, необходимо следующее:
1. Повышение мотивации вложений инвесторов
в ценные бумаги. Здесь имеется ввиду следующее.
• Обеспечение привлекательности рынка
ценных бумаг. Для формирования рынка
капиталов нужны инвесторы, не только
иностранные (без денежного потока извне
развитие экономики невозможно), но и свои,
киргизские, институциональные и индивидуальные
инвесторы;
• Организация работы с иностранными
инвесторами в целях преодоления их недоверия
к национальному финансовому рынку;
• Информационная работа с населением,
предприятиями и финансовыми институтами
по разъяснению инвестиционных возможностей
рынка ценных бумаг;
• Преодоление недоверия национальных
инвесторов к рынку ценных бумаг, привлечение
средств, мелких и средних инвесторов
в качестве инвестиций в реальный сектор
экономики.
2. Усиление роли государственного регулирования
в деятельности участников рынка ценных
бумаг:
• Координация деятельности регулирующих,
контролирующих, правоохранительных,
судебных и налоговых органов путем создания
при Правительстве координационного совета,
в рамках которого будут согласовываться
решения государственных регулирующих
органов;
• Обеспечение эффективного взаимодействия
органов государственного регулирования
с целью минимизации рисков институциональных
и индивидуальных инвесторов, профессиональных
участников рынка ценных бумаг;
• Разъяснение государством полезности
совместных действий профессиональных
участников рынка ценных бумаг.
3. Эффективное использование механизма
законодательного регулирования, дальнейшее
развитие законодательной и нормативной
базы. Центральной задачей совершенствования
законодательства должна стать защита
прав инвесторов и акционеров. При этом
необходимым является достижение согласованности
различных нормативных актов, регулирующих
фондовый рынок. По данному направлению
необходимо развивать систему правового
анализа действующих законодательных
и нормативных актов, связанных с защитой
прав и законных интересов инвесторов
и акционеров, с тем, чтобы устранить существующие
недостатки в реализации механизмов претворения
в жизнь конкретных решений. Указанная
система должна быть в равной степени
направлена на повышение правосознания
широких масс населения;
4. Постоянного повышение квалификации
участников финансового рынка (эмитентов,
дилеров, брокеров, аналитиков и пр.). Уровень
квалификации участников рынка должен
быть максимально приближен к мировым
требованиям. В решении задач обучения
и повышения квалификации участников
фондового рынка и руководителей предприятий
должны принять участие отечественные
и зарубежные институты, накопившие большой
опыт работы на этом рынке, обладающие
достаточным потенциалом для разработки
и реализации соответствующих проектов
в Кыргызстане. В рамках данного направления
необходимо решение следующих задач:
• Выявление потребности в обучении; создание
учебных и профессиональных центров;
• Разработка концепции учебного центра
(включая проработку проблем обеспечения
учебными программами, методического
обеспечения, обеспечения оборудованием
и каналами связи, кадрового обеспечения)
по подготовке и повышению квалификации
кадров участников фондового рынка;
• Создание специальных обучающих компьютерных
программ;
• Проведение республиканских и международных
выставок, семинаров и конференций.
Подводя итоги, важно отметить следующие
моменты:
• Государственная политика в отношении
финансового рынка должна быть направлена
на стимулирование инвестиций в ценные
бумаги;
• Необходимо взаимодействие между элементами
инфраструктуры рынка ценных бумаг;
• Необходимо активизировать пенсионную
реформу. Для этого Правительству необходимо
оказать помощь Соцфонду в работе по эффективному
управлению государственным пакетом акций.
Требует совершенствования Закон «О негосударственных
пенсионных фондах (НПФ)». С помощью НПФ
можно охватить доходы граждан, превышающие
введенное ограничение по суммам, подлежащим
обложению обязательными страховыми взносами;
• Дальнейшее развитие страхового рынка
должно быть обеспечено директивами и
стандартами, включая отчетность, бухгалтерию,
аудит и административные нормы. Страховые
компании должны стать посредниками на
финансовом рынке.
Важным направлением урегулирования финансовой
ситуации является реформирование рынка
государственных ценных бумаг и придание
ему инвестиционной направленности. В
условиях, когда для оживления рынка акций
потребуется определенное время, рынок
государственных ценных бумаг может стать
одним из реальных источников инвестиций.
Однако проблема в том, что так и не была
разработана долгосрочная программа использования
средств, привлекаемых с данного рынка.
В этой связи в качестве основной меры
по обеспечению функционирования рынка
внутреннего государственного долга следует
рассматривать формирование государственной
политики использования средств, привлекаемых
на рынке государственных ценных бумаг,
вовлечения этих доходов в государственную
инвестиционную программу.
Значительную часть внутреннего долга
в период с 1993 г. по 1998 г. составляла задолженность
Правительства по кредитам Национального банка, которые являлись
источником покрытия бюджетного дефицита.
Национальный банк с 1.01.1998 г. прекратил
выдачу кредитов Правительству, а оставшиеся
долги были переоформлены в ОГРЗ.
В период с 1998 г. по 2002 г. наибольший удельный
вес составляли облигации государственного
республиканского займа (ОГРЗ). На их долю
приходилось 28–38% от общей суммы внутреннего
долга. В период с 2003 г. по настоящее время
в связи реструктуризацией ОГРЗ и других
ценных бумаг в казначейские обязательства,
эти бумаги составили более 50–60% суммы
внутреннего долга.
Согласно Постановлению Правительства
от 8.10.93 г. № 475 начался выпуск облигации
государственного 15%-го внутреннего, выигрышного
займа 1993 г. Этот заем был выпущен сроком
на 20 лет: с 1 ноября 1993 г. по 1 ноября 2013
г. денежным достоинством 5 и 10 сомов.
Целью выпуска этих государственных бумаг
была мобилизация временно свободных
денежных средств населения, предприятий
и банков для финансирования бюджетного
дефицита. Эмиссия облигаций была осуществлена
на сумму 30 млн сомов. Данный вид облигаций
был предназначен для обмена облигаций
Государственного займа СССР 1982 года выпуска.
В течение 20-летнего срока 36% облигаций
должны были быть выигрышными, а 64% займа
по окончании срока его действия должны
быть выкуплены государством по номинальной
стоимости. Предполагалось произвести
80 выигрышных тиражей, по 4 тиража в год.
В настоящее время долги по этим займам
выкупает МФКР. Эти займы были индексированы
согласно Закону «Об индексации сбережений».
Эти займы можно рассматривать в качестве
государственной задолженности. В настоящее
время эти займы погашаются по требованию,
в определенные сроки во всех расчетных
отделениях АООТ «РСК».
В структуре внутреннего долга эти займы
стали отражаться с 1993 г. и составляли
почти треть всего внутреннего долга в
объеме 30,7 млн сомов или 28,2%. За 1993 г. было
погашено займов на 0,5 млн сомов и на начало
1994 г. задолженность по ним составила 30,2
млн сомов. Но в связи с увеличением общей
суммы внутреннего долга по другим заимствованиям
в 1994 г., доля 5% займа в общем объеме долга
сократилась и составила только 2,9%, а к
1997 г. снизилась до 0,5% от общей суммы внутреннего
долга (рис.5). |