Объект, предмет и функции истории экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 20:46, реферат

Описание работы

Истинные исторические герои - люди, внесшие вклад в развитие ремесел, науки, экономики в государстве, но не военачальники, завоеватели, ибо первые - это созидатели, помогающие людям жить, творить, вторые же - разрушители, уничтожающие людей и созданные ими материальные и культурные ценности. Эту истину познали уже в древние времена. Именно поэтому древние греки считали величайшим героем Прометея, давшего людям ценой своей жизни огонь знаний. Именно поэтому во все времена о величии народа, о его вкладе в цивилизацию судили и судят не потому, сколько он выдвинул из своей среды завоевателей, известных военачальников, а сколько дал миру великих изобретателей, архитекторов, музыкантов, художников, писателей, то есть творцов, каков вклад этого народа в экономическое развитие планеты.

Файлы: 1 файл

economika.docx

— 31.95 Кб (Скачать файл)

Объект, предмет и функции истории экономики

История человечества - это история экономики. Историческое наследие народов заключается не в том, сколько они провели войн, завоевали чужих территорий, а в том, что внесли они в цивилизацию, что построили, создали, изобрели.

Истинные исторические герои - люди, внесшие вклад в развитие ремесел, науки, экономики в государстве, но не военачальники, завоеватели, ибо первые - это созидатели, помогающие людям жить, творить, вторые же - разрушители, уничтожающие людей и созданные ими материальные и культурные ценности. Эту истину познали уже в древние времена. Именно поэтому древние греки считали величайшим героем Прометея, давшего людям ценой своей жизни огонь знаний. Именно поэтому во все времена о величии народа, о его вкладе в цивилизацию судили и судят не потому, сколько он выдвинул из своей среды завоевателей, известных военачальников, а сколько дал миру великих изобретателей, архитекторов, музыкантов, художников, писателей, то есть творцов, каков вклад этого народа в экономическое развитие планеты.

Да и знаменитые военачальники не могли появиться в стране, где не было сильной армии. В свою очередь сильная армия может быть лишь в государстве, которое имеет достаточно мощный экономический потенциал, позволяющий обеспечить армию необходимым вооружением. Особенно верна эта аксиома в современном мире, где армия без экономического потенциала государства - ноль и годна лишь для парадов, ибо современная война это не борьба армий и военных интеллектов, а противостояние экономических потенциалов и научных интеллектов государств.

При сравнении характеристик народов и государств чашу весов перевешивает та, на которой находятся материальное благосостояние и культурный уровень народа и государства. Так было всегда. И сейчас свидетельством величия государства, народа является не огромная армия, а число лауреатов Нобелевской и других международных премий, полученных представителями этого государства, народа. Любой образованный человек на планете знает автора периодической таблицы химических элементов Д.И. Менделеева, композитора П.И. Чайковского, писателя Л.Н. Толстого. И в мировую историю Петр I вошел не как воин, а как реформатор, организатор экономического и культурного развития России. В истории человечества государства и народы оставляют память о себе именно такими людьми.

Экономика государства в известной мере связана с экономическим мышлением, менталитетом жителей этого государства. Общество, в менталитете которого преобладают лишь потребление ресурсов, разрушение окружающей среды, обеспечение главным образом военных целей и потребностей в ущерб гражданским - такое общество не имеет перспектив развития и рано или поздно уходит с арены истории.

С тех пор как на планете, образовались государства, существуют армии. Эти армии создавались как для обороны, но чаще всего для захвата чужих земель. Экономика всех государств несла на себе нагрузку содержания армий и производства вооружения. Это вынуждало людей либо увеличивать добычу полезных ископаемых и развивать промышленность внутри страны, либо закупать вооружение у других государств. Милитаризация всегда вела к непроизводительным расходам, отвлекая на вооружение материальные и финансовые ресурсы. Оглядываясь назад, с высоты прошедших тысячелетий можно увидеть, что все это было напрасно. Все эти затраты не дали результатов, ибо империи, созданные силой оружия, за счет благосостояния и жизни миллионов людей, рано или поздно распадались.

 

На развитие экономики в разных странах оказывали влияние объективные и субъективные факторы. Объективные факторы - это природная среда, соседство с другими народами. Субъективные факторы включают экономическую активность народа, его обычаи, социальное положение большинства членов общества. Ни один из факторов в отдельности не является решающим, но при благоприятном или неблагоприятном сочетании они определяли темпы развития разных народов и государств.

 

Большую роль в экономическом развитии страны играет социальный фактор, социальное положение населения. Труд подневольного человека малопроизводителен. Чем раньше народ освобождался от рабства, крепостной зависимости, тем быстрее шло экономическое развитие страны. Это связано с тем, что наиболее экономически активны свободные люди.

 

Изучая историю экономики, мы изучаем историю человеческого труда.

 

История экономики - наука междисциплинарная, она возникла на стыке исторических и экономических наук. Экономическая история связана с рядом конкретных экономических дисциплин (экономикой и организацией промышленности, сельского хозяйства, экономической статистикой и т.д.). Конкретно - экономические исследования часто невозможны без изучения истории той или иной хозяйственной формы или процесса. Вместе с тем некоторые результаты и выводы, полученные в ходе экономического анализа, могут быть использованы в трудах по истории народного хозяйства.

 

Первые произведения, посвященные отдельным сторонам развития экономики, появились еще в эпоху позднего Средневековья. Так, в 1514 г. во Франции был издан «Трактат об ассе» Гильома Бюде.

 

Вопросы экономической истории разрабатывались в экономико-статистических произведениях У. Петти («Трактат о налогах и сборах», 1662), в многочисленных трудах французских авторов XVIII в., в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776) А. Смита. В XVIII в. в разных странах были осуществлены специальные исследования по истории экономики и хозяйственного быта. Поэтому XVIII век признают начальным этапом зарождения экономической истории как науки. С наступлением капитализма исследования историко-экономического направления стали более регулярными и основательными. А в середине XIX в. эта наука сформировалась в самостоятельную.

 

Предметом изучения истории экономики является хозяйственная жизнь различных стран в различные исторические эпохи, т.е. в ее исторической эволюции (от первобытнообщинного строя до современности).

 

Хозяйственная жизнь многообразна, поэтому экономическая история - многоуровневая наука. Структурными уровнями науки являются:

 эволюция способов производства;

история хозяйственных механизмов;

 история отраслей народного  хозяйства;

история отдельных экономических процессов (урбанизация, промышленный переворот, интеграция и др.);

 история экономических институтов (налоги, цены, кредит и др.).

Таким образом, история экономики может изучать экономику в целом, а может - отдельные ее части (например, историю промышленности, историю сельского хозяйства, историю транспорта и т. д., то есть историю конкретных экономик).

 

В системе обществознания в целом экономическая история выполняет ряд важных, социально значимых функций:

 

1 - аккумулирующая, заключающаяся в сборе, изучении и обобщении хозяйственного опыта человечества;

- пропедевтическая (подготовительная), заключающаяся в том, что на  конкретных фактах и примерах  из истории мировой экономики (народного хозяйства) осваивается  содержание базовых экономических  терминов (производительные силы, производственные  отношения, способы производства, собственность, хозяйственный механизм, формы хозяйства, формы организации производства, обмена, распределения, потребления) и  т.д.;

- мировоззренческая, заключающаяся  в формировании экономической  историей научной картины мирового  процесса хозяйственной эволюции  человечества, показывая непрерывную  смену форм собственности, хозяйственных  механизмов, форм производства, управления, социальной структуры общества  и т. д., а также их различия  по странам, регионам, эпохам;

4 - формирования реализма экономического  мышления. Это возможно потому, что история народного хозяйства изучает, анализирует не только положительный опыт хозяйственного развития стран и народов, но и ошибки, просчеты и несостоятельность экономической политики государств, обусловившие ухудшение жизненного уровня народа, стагнацию и снижение темпов экономического роста и в конечном итоге - отставание той или иной страны на определенном историческом этапе;

- методологическая, выполняемая историей народного хозяйства для экономической теории, заключающаяся в:

иллюстративной роли - примерами из экономической истории подтверждается действие выведенных экономической теорией законов;

критической роли - экономической историей проверяются научность, правдивость политико-экономического анализа; факты и материалы из экономической истории определяют хронологические границы действия тех или иных экономических законов;

 

функции научного обоснования новых экономических теорий - выведение «всемирных законов экономического развитая» без исторического метода невозможно (здесь он является фундаментальным).

История экономики начинается с появления товара и рыночных отношений, с выделения групп людей, занимающих разное положение в процессе производства и обмена, в частности с появлением людей, которые сами уже не занимаются материальным производством, то есть, с появлением экономических отношений.

2. Проблемы периодизации истории  экономики

К числу центральных проблем историко-экономической науки относится проблема периодизации экономической истории (истории мировой экономики).

Периодизация - это установление определенных хронологически последовательных этапов в экономическом развитии общества.

Установление этапов развития является важнейшей научной проблемой, поскольку в основу их выделения должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих. На начальном этапе развития историко-экономической науки большинство ученых однозначно отвергли периодизацию, разработанную гражданскими историками, поскольку в ней в качестве критериев периодизации принимались факторы, лежащие вне производственной сферы. И только постепенно в установлении этапов развития историки-экономисты стали учитывать показатели, связанные с социально-экономическим прогрессом, формами хозяйства, стадиями развития, различающимися достигнутым уровнем производительных сил, и т.д.

Существует великое множество подходов к периодизации истории экономического развития, то есть к делению истории хозяйства на отдельные отрезки - периоды.

В настоящее время существуют три основных подхода к этой проблеме:

 экономическая история человечества  трактуется как восхождение от  низшего к высшему;

 теории исторического круговорота;

 теории цивилизаций.

 

К первой группе теорий относится, в частности, концепция русского просветителя XVIII в. С.Е. Десницкого, который, исходя из идеи о постоянном усложнении форм хозяйственной жизни, выделил стадии:

 

собирательства, скотоводства, земледелия, коммерческого состояния общества.

Русский ученый Л.И. Мечников установил периодизацию экономической истории по степени развития водных путей сообщения:

речной период (период древности), средиземноморский период (Средневековье), океанический период (Новое и Новейшее время).

Германский ученый К. Бюхер, проанализировав длину пути, который проходит продукт (услуга) от производителя до потребителя, выделил:

стадию замкнутого домашнего хозяйства, где каждый производит сам для себя все необходимое;

стадию городского хозяйства, где производитель работает на заказ;

стадию народного хозяйства, где производитель работает на неизвестный рынок.

Б. Гильдебранд, используя явления обмена, купли, продажи, выделил три последовательные стадии: натуральное, денежное, а затем кредитное хозяйства.

Американский ученый У. Ростоу - автор концепции «стадий экономического роста», которую он разработал в 60-е годы XX в. Он считает, что вся история укладывается в пять фаз:

 традиционное общество, для  которого характерно применение  ручного труда, развитие сельского  хозяйства как основы экономики, низкая производительность труда, медленные темпы технико-экономической  эволюции;

 период создания условий  для сдвига. Движущими силами, подготовившими  общество к сдвигу, было развитие  науки, рынка и свободной конкуренции, а также накопление капитала  и рост капиталовложений в  народное хозяйство;

 

3) стадия сдвига, или промышленного  переворота, с быстрым развитием  отдельных отраслей промышленности  и заменой ручного труда на  машинный;

 

 стадия зрелости, когда был достигнут быстрый и постоянный прогресс всех отраслей хозяйства;

 стадия, обеспечивающая высокий  уровень массового потребления.

Однако в 70-е годы Ростоу дополнил свою схему шестой стадией, на которой общество занято поиском путей качественного улучшения жизненных условий человека. Этот ученый считает, что он дал теорию экономической истории в целом, которая является современной альтернативой марксизма.

К. Марксом во второй половине 19 века была разработана формационная теория. Формация - это социально-экономическая система хозяйства и общества. В системе за основу был взят тезис о том, что все народы в принципе развиваются одинаково и рано или поздно проходят одни и те же стадии общественно-экономического развития.

В России единственно правильным 75 лет считался так называемый  политический (или марксистский) подход, перекочевавший затем в работы Ленина и официально утвержденный Сталиным в 1933 году. В соответствии с этим подходом выделяются пять общественно-политических формаций, в зависимости от господствующего вида собственности на основе средства производства. Вид собственности на средства производства определяет характер способа производства и всего общественного строя.

Общинный (или первобытнообщинный) строй ( от возникновения человека до IV тыс. до н. э.) Уровень экономического развития низкий, обеспечивающий потребление на грани физического выживания. Нет частной собственности на землю - основное средство производства, следовательно, нет эксплуатации. Основное общественное отношение - внутриобщинный дарообмен. Принуждение к труду носит объективно - физиологический характер - кто не добывает себе пропитания, умирает от голода. Классов не существует.

Информация о работе Объект, предмет и функции истории экономики