Объекты, субъекты государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 12:47, реферат

Описание работы

Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые лишь в отдаленном будущем при помощи рыночных механизмов, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Файлы: 1 файл

6.docx

— 16.45 Кб (Скачать файл)

Объекты, субъекты ГРЭ

Государственное регулирование  экономики как системное явление  предполагает наличие объектов и  субъектов.

Объекты государственного регулирования  экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и  условия социально-экономической  жизни страны, где возникли или  могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или  разрешаемые лишь в отдаленном будущем  при помощи рыночных механизмов, в  то время как снятие этих проблем  настоятельно необходимо для нормального  функционирования экономики и поддержания  социальной стабильности.

Основные объекты государственного регулирования это:

  • экономический цикл;
  • секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;
  • условия накопления капитала;
  • занятость;
  • денежное обращение;
  • платежный баланс;
  • цены;
  • условия конкуренции;
  • социальные отношения, социальное обеспечение;
  • подготовка и переподготовка кадров;
  • окружающая среда;
  • внешнеэкономические связи.

Суть государственной  антициклитической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача регулирования - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности притормозить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов.

В области отраслевой и  территориальной структуры государственное  регулирование также играет значительную роль. Здесь при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, обеспечиваются привилегированные  условия отдельным отраслям и  регионам. В одном случае поддержка оказывается тем отраслям и единицам хозяйства, которые находятся в состоянии затяжного кризиса; в другом случае поощряется развитие новых отраслей хозяйства и видов производства, призванные привести к прогрессивным структурным сдвигам внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. Но также могут приниматься меры и по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.

Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной  деятельности в рыночной экономике. Создавая дополнительные стимулы и  возможности в разное время всем инвесторам или отдельным их группам  по отраслям и территориям, регулирующие органы положительно воздействуют на экономический цикл и структуру  экономики.

Регулирование занятости - это  поддержание нормального с точки  зрения рыночной экономики соотношения  между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это  должно удовлетворять потребность  экономики в квалифицированных  и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них  достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом  и предложением не должно вести к  чрезмерному росту заработной платы, которая может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательное резкое снижение занятости  ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых  поступлений, росту налогов ради выплаты пособий и опасным  социальным последствиям.

Особое внимание государство  уделяет денежному обращению. Основное направление регулирования денежного  обращения - это борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность  для экономики.

Состояние платежного баланса  является объективным показателем  экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство  постоянно осуществляет оперативное  и стратегическое регулирование  платежного баланса путем воздействия  на экспорт и импорт, движение капиталов, повышение и понижение курсов национальных валют, участие в международной  экономической интеграции.

Одним из главных объектов регулирования являются цены. Динамика и структура цен отражают состояние  экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты.

Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и  на другие объекты, например, заинтересовывать частные фирмы в развитии научных  исследований. Изучаются и совершенствуются законы по конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.

Объекты ГРЭ различаются  в зависимости от уровня решаемых ими задач. Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом; глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы).

Субъектами государственного регулирования экономики являются законодательные, исполнительные и  судебные органы власти. Государственную  власть в Российской Федерации осуществляют: Президент Российской Федерации, Федеральное  Собрание (Совет Федерации и Государственная  Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную  власть в субъектах Российской Федерации  осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение  предметов ведения и полномочий между органами государственной  власти Российской федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации осуществляется конституцией, федеральными и иными  договорами о разграничении объектов ведения и полномочий.

К государственному аппарату, регулирующему экономическое развитие страны, помимо трех ветвей власти, относится  Центральный Банк Российской Федерации (банк России).


Информация о работе Объекты, субъекты государственного регулирования экономики