Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 14:34, курсовая работа
Целью настоящей работы является рассмотрение основных форм обеспечения возвратности кредита с учетом зарубежного и отечественного опыта, а также стремление обосновать пути и средства решения этой проблемы в условиях нашей страны.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. 6
1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА И СПЕЦИФИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА. 6
1.2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОЗВРАТНОСТИ КРЕДИТОВ. 10
ГЛАВА II. НАПРАВЛЕНИЯ И СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЗВРАТНОСТИ КРЕДИТА. 16
2.1 КРИТЕРИИ И ОЦЕНКИ ВОЗВРАТНОСТИ КРЕДИТА. 16
2.2 ФОРМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЗВРАТНОСТИ КРЕДИТА И ИХ ОСОБЕННОСТИ. 20
ГЛАВА III. ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЗВРАТНОСТИ КРЕДИТА. 84
3.1 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЗВРАТНОСТИ КРЕДИТА. 84
3.2 ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОТ ПРЕДЛОЖЕННЫХ РЕШЕНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВОЗВРАТНОСТИ КРЕДИТА. 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 102
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 119
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НЕЗАВИСИМЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ МОЛДОВЫ
КАФЕДРА БАНКИ И ФИНАНСЫ
Допустить к защите
Михай Патраш и.о. проф.
«___» _______________ 2001г.
Тема: Обеспечение возврата кредита в современных условиях
Научный руководитель
Валейко Владимир Павлович
Кишинэу - 2001
Введение
Глава I. Банковская система Республики Молдова и ее влияние на развитие экономических отношений.
1.1 Характеристика и специфика обеспечения развития кредитных отношений в Республике Молдова.
1.2 Методические подходы характеристики возвратности кредитов.
Глава II. направления и способы обеспечения возвратности кредита.
2.1 Критерии и оценки возвратности кредита.
2.2 Формы обеспечения возвратности кредита и их особенности.
Глава III. Пути дальнейшего совершенствования форм обеспечения возвратности кредита. 84
3.1 Зарубежный опыт банковской системы обеспечения возвратности кредита. 84
3.2 Пути дальнейшего совершенствования и экономическая эффективность от предложенных решений по обеспечению возвратности кредита. 91
Заключение 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 102
Список литературы 119
В связи с переходом Республики Молдова на рыночные отношения для успешного развития и поддержания стабильного уровня, экономика республики нуждается в постоянном кредитовании своей деятельности со стороны банков.
Кредитные операции составляют основу активной деятельности коммерческих банков, поскольку:
во-первых, их успешное осуществление ведет к получению основных доходов, способствует повышению надежности и устойчивости банков, а неудачам в кредитовании сопутствует их разорение и банкротство;
во-вторых, банки призваны аккумулировать собственные и привлеченные ресурсы для кредитования инвестиций в развитие экономики страны;
в-третьих, эта деятельности при ее успешном осуществлении приносит прибыль всем ее участникам: кредиторам, заемщикам и обществу в целом.
Кризис многих молдавских банков, проявляющийся, в частности, в росте просроченной задолженности по кредитам, обусловлен грубыми нарушениями в управлении балансами, рисками (ликвидности, кредитными, процентными, валютными и т.д.) Слишком «дорогой ценой» обходится акционерам и клиентам банков рискованная кредитная политика банкиров упрощенно понимающих специфику банковского кредитования и игнорирующих мировой опыт, накопленный в этой области.
Целью настоящей работы является рассмотрение основных форм обеспечения возвратности кредита с учетом зарубежного и отечественного опыта, а также стремление обосновать пути и средства решения этой проблемы в условиях нашей страны.
В работе уделено особо важное значение положениям экономической теории, законодательным материалам по разрабатываемым вопросам, а также специальной литературе по избранной теме, раскрывается социально-экономическая сущность, понятия и категории по всем вопросам.
В работе используются мнения авторов из различных источников, а также практические данные, изученные за период прохождения практики, которые были глубоко проанализированы, критически обработаны, систематизированы в динамике исследуемых явлений и в их взаимосвязи.
В данной работе была использована разнообразная литература, которая позволила рассмотреть данную тему с различных точек зрения.
В работе были использованы учебные пособия следующих российских и отечественных авторов: Колесников В.И., Ольшанный А.И., Лаврушин О.И., Рошка П.И., Валейко В.П., Старицына Л. и ряд других, а также законы и регламенты Республики Молдова, относящиеся к изучаемым вопросам.
Помимо этого использованы материалы периодических изданий отечественных и российских средств массовой информации, такие как: информационно-аналитические журналы «Финансы и рынки» (Республика Молдова) и «Деньги и кредит» (РФ) и ряд статей из газеты Экономическое обозрение «Логос Пресс». Данные источники придали работе реальный оттенок, вследствие приведения мнения о банковской системе Республики Молдова ряда управляющих АКБ.
Работа состоит из введения, трех глав, которые, в свою очередь, разбиваются на несколько вопросов, заключения и списка использованной литературы.
Во введении раскрывается актуальность разрабатываемой темы, сформулированы цены и задачи работы, а также раскрыто значение рассмотренных вопросов.
В первой главе проводится анализ банковской системы Молдовы, рассматриваются отношения НБМ с банками и их влияние на развитие экономических отношений в стране.
Во второй главе даются направления и способы обеспечения возвратности кредита. Здесь описываются перечень форм обеспечения возвратности кредита, их особенности, достоинства и недостатки, положительные и отрицательные стороны рассматриваемых как со стороны залогодержателя, так и со стороны залогодателя, а также ряд нюансов свойственных каждому виду обеспечения.
В третьей главе даются примеры зарубежного опыта банковских систем по формам обеспечения возвратности кредита, их отличия и преимущества в сравнении с банковской системой Молдовы, а также возможности использования этого опыта.
В заключении излагаются теоретические выводы и предложения, вытекающие из содержания выполненной работы, вскрываются недостатки действующей системы в Молдове и содержатся практические рекомендации по их устранению.
Определенную ясность внесет в работу комплект образцов договоров, применяемых в кредитно-банковских операциях и приведенных в приложении.
Банковская система нашего государства строится по двухуровневому принципу.
Подобное построение характерно для большинства государств. Первый уровень представлен Национальным банком, использующим роль центрального государственного банка и обладающим исключительными правами на осуществление определенных функций и операций, например, связанных с обращением национальной валюты, эмиссией денежных знаков, определение денежно-кредитной политики и другое.
Национальный банк наделен также функциями регулирования деятельности коммерческих банков. Он устанавливает «правила» создания и функционирования банков, а также контролирует их соблюдение. Второй уровень – это система коммерческих банков, являющихся поставщиками банковских услуг непосредственно их потребителям – предприятиям, организациям, гражданам.
Коммерческие банки создаются на базе акционерного капитала, независимо от государственных органов власти и управления имеют лицензии НБМ на осуществление банковских операций.
Оценивая состояние банковской системы Молдовы, сложившейся к настоящему времени, следует иметь в виду, что на тенденции ее развития влияют как внешние, так и внутренние факторы.
К числу внешних факторов, оказывающих дестабилизирующее воздействие на состояние банковской сферы, относится, прежде всего. Общеэкономическая ситуация в стране. Мощный импульс в своем развитии банковская система получила в период высокой инфляции и наибольшей неустойчивости всей макроэкономической среды, что временно позволила банкам наращивать объем своих активов и пассивов, однако неплатежеспособность многих предприятий ведущих отраслей, несвоевременное выполнение бюджетом своих обязательств перед предприятиями и организациями неизбежно привели к ухудшению финансового положения клиентов банков, и как следствие, к задержке возврата кредитов. Отставание общих законодательных основ, адекватных рыночной экономике и особенно банковского законодательства, от реальных потребностей банковской сферы также отрицательно сказалось на состоянии банковской системы.
Внутренними факторами, вызывающими неустойчивое положение многих банков, перед которыми встала угроза банкротства и ликвидации, являются рискованная кредитная политика, недостаточная доля ликвидных активов в результате несоблюдения кредитными организациями установленных экономических нормативов. Во многих случаях причинами неблагополучного положения отдельных банков оказались неквалифицированное управление, слабый менеджмент, отсутствие стратегического планирования, неумение грамотно формировать кредитный портфель и управлять кредитными рисками, слабые внутренний аудит и контроль за заемщиками, недостаточное обеспечение возвратности кредита. Отсутствие до последнего времени гибкой системы штрафных санкций за нарушение экономических нормативов также в определенной мере дестабилизировало банковскую сферу.
Кредитные операции составляют основу активной деятельности коммерческих банков.
Система кредитования базируется на «трех китах»:
- субъектах кредита;
- обеспечении кредита;
- объектах кредитования.
Базовые элементы системы кредитования неотделимы друг от друга. Успех в деятельности банка по кредитованию приходит только, в том случае, если каждый из них дополняет друг друга, усиливает надежность кредитной сделки. С другой стороны, попытка разорвать их единство неизбежно нарушает всю систему, подрывает ее, может привести к нарушению возвратности банковских ссуд.
Еще один элемент системы кредитования – это доверие. Он возникает из самого понятия кредит, что с латинского «credo» означает «верю». В кредите, как известно, две стороны – кредитор и заемщик. Между ними на началах возвратности совершает движение ссужаемая стоимость. Это движение неизбежно порождает отношение доверия между ссудополучателем, который верит, что банк вовремя предоставит кредит в необходимом размере, и ссудодателем, который верит, что заемщик правильно использует кредит, в срок и с уплатой ссудного процента возвратит ему ранее предоставленную ссуду. Кредит как экономическое отношение – это всегда риск и без доверия здесь не обойтись. Доверие, хотя и несет в себе определенный психологический оттенок, однако бесспорно основано на знании либо субъекта, либо объекта, либо обеспечения кредита. В конечном счете, можно сказать, что доверие, с одной стороны, возникает как необходимый элемент кредитного отношения, с другой стороны – как осознанная позиция двух сторон, имеющая вполне определенное экономическое основание.
Кредитование остается самым прибыльным, но и одновременно самым рискованным сектором. Задача банка, и соответственно его кредитного управления – максимум снизить риск. В первую очередь это значит – стремиться к тому, чтобы всякий кредит был возвратным.
По мнению первого заместителя Председателя Административного Совета АКБ «MOBIASBANK» Сергея Карташова: «…главное правило – кредит не должен быть обузой для клиента. Ни по размерам ставки, ни по срокам погашения процентов и основной суммы. Хороший кредит – только тот кредит, который служит инструментом для развития предприятия – заемщика и в установленные сроки возвращается банку».
Если условия кредитования составлены так, что они оказываются невыполнимыми по объективным причинам, то это проблема не только заемщика, но и, в не меньшей степени, кредитора.
«На практике сталкиваешься с тем, что клиенты, случается, готовы брать в долг на любых условиях. Но если кредитный работник не видит, за счет чего потенциальный заемщик будет погашать ссуду, деньги давать не следует. Для нас это главное правило».
Кредитная политика банка должна диверсифицировать риски и не замыкаться на какой-то отрасли.
Брать и предоставлять кредит на срок более продолжительный, чем это объективно необходимо, тоже своего рода ошибка. Здесь как раз и проявляется профессионализм кредитного работника. Он должен вместе с клиентом максимально точно, определить какой срок является оптимальным.
Председатель правления румынского банка BCR CHISINAU сказал следующее: «… большая часть экономики Молдовы работает в теневом секторе, предприятия не декларируют прибыль, и не платят налогов. Отношения же с банком строятся по принципу – сегодня взял миллион и появился через год, чтобы выплатить проценты. Банкир не знает, чем занимается клиент, в чем заключается его бизнес, и как идут у него дела. Подобное просто невозможно было бы в Румынии, где отношения банк-клиент предельно корректные и доверительные вплоть до того, что кредит надежному клиенту может быть выдан без залога и по телефону, естественно, на четко ограниченный срок».
Причина того, что молдавский бизнес работает в тени, не в высоких налогах считает Михай Хынку. Подоходный налог в Румынии превышает ставку налога в Молдове примерно в 2 раза. Но на теневой сектор в соседней стране приходятся не 60% ВВП, как в Молдове, а лишь 14%.[1]
По мнению банкира, хотя законодательство в Румынии намного строже, им гораздо легче пользоваться, оно четко сформулировано. К тому же гораздо лучше работают контролирующие органы.
Большинство клиентов, которые обращаются в банк, не соответствуют критериям, предъявляемым BCR CHISINAU. Первое, на что здесь обращают внимание – есть ли у потенциального клиента долг перед другими банками или поставщиками, уплачены ли налоги государству, выплачены ли зарплаты работникам.
Информация о работе Обеспечение возврата кредита в современных условиях