Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:31, курсовая работа
Целью данной работы является анализ специфики национальной экономики и показателей ее развития. Для этого были поставлены следующие задачи:
исследовать понятие «национальная экономика» и дать ему определение, выделив ее особенности, цели и структуру и объяснив суть совокупного экономического потенциала национальной экономики;
проанализировать сущность и понятие экономических субъектов и операций в системе национальных счетов, методологию и принципы ее функционирования ;
рассмотреть основные аспекты обобщающих показателей объема национального производства в рыночной экономике, изучив формы и методы измерения ВВП и других макроэкономических показателей.
Введение
Национальная экономика и ее особенности…………………………..6
Понятие и цели развития национальной экономики……………………………………..………………….6
Совокупный экономический потенциал национальной экономики……………………………………………………….12
Структура национальной экономики………………………….14
Экономические субъекты и операции в системе национальных счетов………………………………………….………………………19
Сущность и понятие системы национальных счетов…………………….……………………………………...19
Методология и принципы функционирования……………….22
Обобщающие показатели объема национального производства в рыночной экономике………………………………………………….25
Запасы и потоки………………………………………………...25
ВВП, его формы и методы измерения………………………..27
Макроэкономические показатели развития национальной экономики……………………………………………………….32
Заключение
Список литературы
Увеличение свободного времени как основа гармоничного развития личности. Свободное время — один из обобщающих показателей уровня жизни страны, объема потребностей населения, поскольку в величине и структуре свободного времени отражаются все моменты, связанные с материальным благосостоянием и культурным уровнем людей. Важным является вопрос о целесообразном, рациональном использовании свободного времени. Оно выступает условием роста производства, так как свободная деятельность и развитие — основа для формирования высококвалифицированной рабочей силы.
Поддержание равновесного внешнеторгового баланса. Каждая страна, участвуя в международном разделении труда, экспортирует и импортирует продукцию и услуги. Для равновесия в макроэкономике необходим баланс между экспортом и импортом. Это возможно на основе свободной продажи на внутреннем рынке товаров других стран и отечественных товаров на рынке других стран. Такое равновесие обеспечивает стабильный обменный курс национальной валюты.
Таким образом, цели
макроэкономики определяют государственную
экономическую политику, которая
должна базироваться на четком выявлении
оптимальных приоритетов
1.2. Совокупный экономический потенциал национальной экономики
В научной литературе категория «совокупный экономический потенциал» рассматривается применительно к национальной хозяйственной системе страны в целом. Совокупный экономический потенциал характеризуется как сложное по структуре и многоаспектное по значению и содержанию понятие; его трактовки отличаются неоднозначностью. Однако, несмотря на различные подходы, наблюдается единство мнений по рассмотрению сущности, состава и роли совокупного экономического потенциала в национальном и мировом хозяйстве. До настоящего времени не завершены разработка единых международных стандартов и создание информационной системы для аналитического исследования совокупного экономического потенциала. Нет единых методических оснований к изучению этого потенциала, содержанию образующих его элементов (частей), принципов интегральной оценки, составу показателей и способов их измерения [14], стр. 27.
Содержание совокупного экономического потенциала образуют два компонента: объективный и субъективный. Объективный компонент характеризует совокупность трудовых, нематериальных, материальных и природных ресурсов, вовлеченных и не вовлеченных по каким-либо причинам в производство и обладающих реальной возможностью участвовать в нем. Субъективный компонент отражает способности работников, коллективов к использованию ресурсов и созданию максимального объема материальных благ и услуг, а также и способности управленческого аппарата предприятия, организации, отрасли, хозяйственной системы в целом к оптимальному использованию имеющихся ресурсов. Оценка совокупного экономического потенциала национальной хозяйственной системы страны может проводиться на основе ряда обобщающих и частных показателей, характеризующих количество и качество ресурсов, как вовлеченных в хозяйственный оборот, так и потенциальных. В число обобщающих показателей, рекомендуемых для использования при оценке совокупного экономического потенциала, входят национальное богатство и валовой внутренний продукт (ВВП). В качестве частных показателей для оценки совокупного экономического потенциала можно использовать следующие: общая численность населения; численность экономически активного населения; основные производственные и непроизводственные фонды; объемы минеральных, сырьевых, водных, энергетических и других ресурсов; объем выпуска промышленной продукции; объем сельскохозяйственного производства; показатели развития транспортных сетей. Возможные способы определения количественных и качественных характеристик совокупного экономического потенциала объединяют два общих принципиальных подхода. Первый состоит в оценке ресурсов (природных, трудовых, финансовых и других), которыми располагает национальная экономика. Второй предполагает определение возможного экономического результата от использования всей массы ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот в определенный период времени. Более глубоко разработанным методологически и вследствие этого достаточно обоснованным является первый — ресурсный — подход. Согласно данному подходу совокупный экономический потенциал рекомендуется определять размерами производства ВВП, количеством и качеством трудовых и финансовых ресурсов, доступом хозяйствующих субъектов к природным ресурсам, инновационным и образовательным заделом развития, рядом других запасов и источников простого и расширенного воспроизводства, необходимых для достижения заданного уровня экономического развития, высоких темпов роста национальной экономики. Таким образом, совокупный экономический потенциал — это синтетическая научная категория, базирующаяся на интеграции ряда взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Анализ имеющихся в экономических публикациях различных формулировок позволяет заключить, что наиболее приемлемой из них является определение совокупного экономического потенциала как обобщающей количественно-качественной характеристики наличия и использования всех видов ресурсов, которыми располагает государство для целей социально-экономического развития и прогресса [15], стр.77.
Обобщая изложенное, следует заключить, что термин «совокупный экономический потенциал» характеризует достигнутый уровень развития национальной хозяйственной системы, способности и возможности которой связаны прежде всего с характером и особенностями социально-экономических отношений и взаимодействий между людьми, предприятиями, государственными учреждениями, задействованными в процессе воспроизводства; цель этих отношений и взаимодействий заключается в формировании потребностей и максимальном их удовлетворении посредством производства товаров и услуг при оптимальном использовании ресурсов [14], стр.37.
Структура национальной
экономики может быть рассмотрена
с позиции следующих
• воспроизводственная
структура: критерий ее выделения
— особенности хозяйствования и
функции субъектов
• социальная структура: здесь структурные элементы объединяются по критериям различных форм собственности, видов труда и доходов, групп предприятий;
• отраслевая структура: критерий выделения — однородность выполняемых производственных функций, выпускаемых продуктов, услуг и других результатов;
• территориальная структура: выделяется по критерию размещения производительных сил;
• инфраструктура: критерий выделения — особенности обслуживания того или иного производства;
• структура внешнеэкономических связей: выделяется по критерию взаимодействия субъектов одной или нескольких стран.
Понятно, что устойчивость структуры национальной экономики весьма относительна. Многообразие внешних и внутренних факторов, воздействующих на нее, способствует непрерывной модификации этой структуры.
Выводы:
1. Продукт всегда
равен доходу. Стоимость произведенного
продукта обязательно
2. Расходы равны доходу.
где,
Y – национальный доход
С – потребительские расходы домашних хозяйств.
Эти выводы верны и в том случае, если в экономике производятся разные виды товаров с использованием разных факторов производства.
Усложним схему, введя государство и заграницу, а также учтя сбережения.
Тогда не все доходы домашних хозяйств превращаются в расходы на товары, произведенные в стране. Есть три способа использования денежных средств (национального дохода), не связанных с приобретением товаров и услуг произведенных национальными фирмами:
а) сбережения (S);
б) уплата налогов (Т);
в) импорт (М).
Эти способы расходования денежных средств называются утечками из кругооборота продукта и дохода.
Следовательно, национальный доход в процессе его использования распадается на потребительские расходы домашних хозяйств, включая расходы на импорт, сбережения домашних хозяйств и налоги:
где,
Y – национальный доход,
C – потребительские расходы домашних хозяйств,
S – сбережения,
T – налоги,
М – расходы на импорт.
С другой стороны существуют три вида расходов на отечественные товары, которые не являются расходами домашних хозяйств: а) инвестиционные расходы фирм (I); б) государственные расходы (G); в) экспорт (X). Такие расходы называются инъекциями, производимыми в кругооборот.
Совокупные расходы на национальный продукт, записанные в виде уравнения (1.3), называются основным макроэкономическим тождеством.
Y = C + I+G + X - M, (1.3)
где,
Y – национальный доход,
C – потребительские расходы домашних хозяйств,
I – инвестиционные расходы фирм,
G – государственные расходы,
X – экспорт,
М – импорт.
Выражение (Х-М) представляет собой чистый экспорт товаров и услуг. Допуская, что стоимость продукции первой отрасли совпадает с созданной с ней добавленной стоимостью, имеем совпадение. ВВП должен вычитаться из суммы личного потребления и «инъекций» во избежание повторного счета, поскольку переменные С, I и G включают расходы как на национальные, так и на импортные товары. Поскольку доходы равны расходам, то:
Y=C+S+ T=C+I+G+X-M (1.4)
Отсюда:
S+T+M=I+G+X. (1.5)
Следовательно, «утечки» равны «инъекциям». Однако в отдельных парах «утечек» и «инъекций» равенства может и не быть: сбережения домашних хозяйств S не обязательно равны инвестициям I, налоги Т не обязательно равны государственным расходам G, экспорт X не обязательно равен импорту М.
Поскольку государственные сбережения есть разница между налогами и государственными расходами SG=T-G, а сбережения иностранцев есть разница между импортом и экспортом (SF = M-X), то сумма сбережений домашних хозяйств, государства и иностранцев обязательно равна инвестициям:
I=S+SG+SF (1.6)
где,
I – инвестиционные расходы фирм,
S – сбережения,
SG – государственные сбережения,
SF – сбережения иностранцев.
Таким образом, из последнего уравнения (1.6) следует:
1. Дефицит госбюджета
(отрицательные сбережения
уменьшает инвестиции, поскольку для его покрытия государство вынуждено оттягивать на себя часть свободных ресурсов финансового рынка.
2. Отрицательный
чистый экспорт страны (положительные
сбережения иностранцев)
Эффективность функционирования
и регулирования
СНС — это комплекс таблиц, имеющих форму бухгалтерских счетов, в которых отражаются процессы производства, распределения и конечного использования общественного продукта и национального дохода. Фактически — это специальные балансы, в которых с одной стороны отражено наличие ресурсов, а с другой — их использование (принцип двойной записи). Они дают системную картину экономической деятельности страны. В СНС находят отражение все основные аспекты экономической и социальной политики государства — экономический рост, институциональная и отраслевая структура экономики, благосостояние населения, качество жизни, инфляция, проблемы дефицита бюджета и др. Значительна роль СНС в международном сотрудничестве — на ее основе определяются квоты той или иной страны в финансовых международных экономических организациях.
В разных странах
имеются свои модели национального
счетоводства. Так, британо-американская
модель ориентирована на учет прибыли
и предназначена для
Международная система
(международный стандарт учета) базируется
на учете затрат. Она ориентирована
на обеспечение международной
Основоположником
метода национального счетоводства
считается представитель школы
физиократов Ф. Кенэ. Он анализировал
общественное воспроизводство, установив
балансовые пропорции между национально-
Первая СНС была
создана для Палестины по данным
экономического развития за 1936 год. Новый
этап в развитии национального счетоводства
можно отнести к послевоенным
годам, когда необходимость
Первая попытка составления национальных счетов в официальной статистике США относится к 1947 году, Великобритании — к 1946 году, Франции — к 1949 году. С 1952 года стандартная система показателей, характеризующих результаты производства, стала применяться ООН. Это была взаимоувязанная система из шести счетов, характеризующих результаты основных процессов в экономике.
Система национальных счетов изменялась в течение последней половины XX века. В 1968 году статистическая комиссия ООН приняла новый вариант СНС, который воплощает идею интеграционных показателей производства и национального богатства и включает сводные счета, счета производства и потребления, счета доходов и расходов и др. С 1993 года действует третья модификация международного стандарта системы национальных счетов. СНС-93 — это система показателей, которая охватывает операции всех хозяйственных субъектов (с товарами, услугами, доходами, финансовыми инструментами) и все виды финансовых и товарных потоков.
Информация о работе Обобщающие показатели объема национального производства в рыночной экономике