Оборотные средства предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Оборотные средства сами по себе, то есть не вложенные в дело, не могут принести дохода, получение которого как можно в больших размерах является основной целью деятельности любого хозяйствующего субъекта, осуществляющего коммерческую деятельность. В то же время при осуществлении хозяйственной деятельности всегда необходимо иметь определенную величину свободных оборотных средств. В силу этой противоречивости для осуществления успешной финансово-хозяйственной деятельности становится весьма актуальным эффективное управление оборотными средствами, для чего необходимо владеть знаниями о природе оборотных средств, методами управления ими.

Файлы: 1 файл

курсовая.оборотные средства предприятия.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

Целевой установкой управления оборотным капиталом является определение  объема и структуры оборотного капитала, источников их покрытия и соотношения между ними, достаточного для обеспечения долгосрочной производственной и эффективной финансовой деятельности предприятия.

Сформулированная целевая  установка имеет стратегический характер; не менее важным является поддержание оборотного капитала в размере, оптимизирующем управление текущей деятельностью. С этих позиций важнейшей финансово-хозяйственной характеристикой предприятия является его ликвидность, т. е. возможность «обратить активы в наличность и погасить свои платежные обязательства». Для любого предприятия достаточный уровень ликвидности является одной из важнейших характеристик стабильности хозяйственной деятельности. Потеря ликвидности чревата не только дополнительными издержками, но и периодическими остановками производственного процесса.

При низком уровне оборотного капитала производственная деятельность не поддерживается должным образом, отсюда - возможная потеря ликвидности, периодические сбои в работе и  низкая прибыль. При некотором оптимальном уровне оборотного капитала прибыль становится максимальной. Дальнейшее повышение величины оборотных средств приведет к тому, что предприятие будет иметь в распоряжении временно свободные, бездействующие текущие активы, а также излишние издержки финансирования, что повлечет снижение прибыли.

Таким образом, стратегия  и тактика управления оборотным  капиталом должна обеспечить поиск  компромисса между риском потери ликвидности и эффективностью работы. Это сводится к решению двух важных задач.

1. Обеспечение платежеспособности. Предприятие, не имеющее достаточного уровня оборотного капитала, может столкнуться с риском неплатежеспособности.

  1. Обеспечение приемлемого объема, структуры и рентабельности активов. Известно, что различные уровни разных текущих активов по-разному воздействуют на прибыль. Например, высокий уровень производственно-материальных запасов потребует соответственно значительных текущих расходов, в то время как широкий ассортимент готовой продукции в дальнейшем может способствовать повышению объемов реализации и увеличению доходов.

Риск потери ликвидности  или снижения эффективности, обусловленный  объемом и структурой оборотного капитала потенциально несет в себе следующие явления:

1. Недостаточность  денежных средств.

2. Недостаточность собственных кредитных возможностей. Этот риск связан с тем, что при продаже товаров в кредит покупатели могут оплатить их в течение нескольких дней или даже месяцев, в результате чего на предприятии образуется дебиторская задолженность.

3. Недостаточность производственных запасов. Предприятие должно располагать достаточным количеством сырья и материалов для проведения эффективного процесса производства; готовой продукции должно хватать для выполнения всех заказов и т.д. Неоптимальный объем запасов связан с риском дополнительных издержек или остановки производства.

4. Излишний  объем оборотного капитала. Поскольку его величина прямо связана с издержками финансирования, то поддержание излишних активов сокращает доходы. Возможны различные причины образования излишних активов: неходовые и залежалые товары, привычка «иметь про запас» и др.

 

5.Управление текущими активами.

 

Управление активами - деятельность коммерческой организации по прибыльному (с минимальным риском) размещению собственных и привлеченных средств, т.е. сохранность и эффективность использования оборотных средств.

Выделяют:

  • управление текущими активами
  • управление оборотными средствами
  • превращение ликвидных активов в факторы производства
  • управление фиксированными активами (основными средствами)
  • управление нематериальными активами.

Главная цель системы  управления активами - добиться наивысших конечных результатов при рациональном использовании всех видов активов.

Основные задачи и принципы управления активами предприятия:

  1. Увеличение активов. Любое увеличение активов означает использование фондов.
  2. Уменьшение пассивов. Пассив предприятия включает все, что оно должно другим: банковские займы, выплата поставщикам и налоги. Фонды, получаемые предприятием, могут пойти на уменьшение пассива, например, возврат банковских займов.
  3. Текущие активы используются в качестве оборотного капитала. Фонды, используемые в качестве оборотного капитала, проходят определенный цикл. Ликвидные активы используются для покупки исходных материалов, которые превращают в готовую продукцию; продукция продается в кредит, создавая счета дебиторов; счета дебитора оплачиваются и инкассируются, превращаясь в ликвидные активы.
  4. Эффективное использование оборотного капитала. Любые фонды, не используемые для нужд оборотного капитала, могут быть направлены на оплату пассивов. Кроме того, они могут использоваться для приобретения основного капитала или выплачены в виде доходов владельцам. Один из способов экономии оборотного капитала заключается в совершенствовании управления материально-техническими ресурсами (запасами) посредством:
  5. планирования закупок необходимых материалов;
  6. введения жестких производственных систем;
  7. использования современных складов;
  8. совершенствования прогнозирования спроса;
  9. быстрой доставки.

Второй путь сокращения потребности в оборотном капитале состоит в уменьшении счетов дебиторов путем ужесточения кредиткой политики, в оценке ненужных фондов, которые могли бы быть использованы для других целей, в оценке счетов, предъявляемых к оплате.

Третий путь сокращения издержек оборотного капитала заключается в лучшем использовании наличных денег. По банковским счетам, на которых фирмы держат свои ликвидные активы, процент не уплачивается. Однако другие ликвидные активы (краткосрочные государственные ценные бумаги, депозитные сертификаты, разновидность единовременного займа, называемая перекупочным соглашением) приносят доход в виде процентов.

- Одним из основных  моментов управления является  выбор варианта использования  имеющихся фондов: на приобретение  основного капитала или увеличение текущих активов, или сокращение пассива, или на уплату собственникам. При принятии решения необходимо сравнить стоимость нового капитала с дополнительной стоимостью или с размерами сокращения расходов, к которому приведет его использование. Решение о приобретении основного капитала складывается в процессе составления сметы капиталовложений и их окупаемости. Это сложный процесс, поскольку “плюсы” добавочных основных активов обычно проявляются по прошествии нескольких лет. То обстоятельство, что главным для финансистов является основной капитал, не должно отвлекать их от необходимости эффективного управления недвижимостью.

Капитал в денежной форме  представляет собой пассивы фирмы, а в производственной форме - активы фирмы. Активы отражают в стоимостном выражении все имеющиеся у организации материальные и нематериальные (интеллектуальная собственность) и денежные ценности, а также имущественные права с точки зрения их состава и размещения или инвестирования.

 

Если рассматривать  актив баланса предприятия, то текущими активами являются:

1.Товарно-материальные  запасы - это:

Товары, находящиеся в  распоряжении предприятия, которые  используются или перерабатываются с целью изготовления готовой  продукции . К ним могут относиться сырье и материалы, незавершенное производство и готовая продукция

2.Дебиторы - это:

Лица, которые должны предприятию деньги; обычно - это  покупатели, которые приобрели товары в кредит.

3.Наличные средства - это:

Денежные средства, хранящиеся в банке или на краткосрочном  депозите

4.Кредиторы - это:

Лица, которым предприятие  должно деньги; обычно это поставщики, которые продали товары в кредит

Собственный оборотный капитал = товарно-материальные запасы + дебиторская задолженность + наличные средства - кредиторская задолженность

Производственно-коммерческий цикл предприятия

Производственно-коммерческий цикл -это период времени от принятия предприятием на себя обязательств по оплате производственных расходов до поступления наличных средств, вырученных от продажи продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Установление потребности в оборотных активах

 

Определение потребности  предприятия в собственных оборотных  средствах осуществляется в процессе нормирования, т.е. определения норматива  оборотных средств.

Целью нормирования является определение рационального размера оборотных средств, отвлекаемых на определенный срок в сферу производства и сферу обращения.

Порядок нормирования

Потребность в оборотных средствах  определяется предприятием при составлении финансового плана.

Величина норматива не является постоянной. Размер собственных оборотных  средств зависит от объема производства, условий снабжения и сбыта, ассортимента производимой продукции, применяемых  форм расчетов.

Нормирование  оборотных средств осуществляется в денежном выражении. В основу определения потребности в них положена смета затрат на производство продукции (работ, услуг) на планируемый период. При этом для предприятий с несезонным характером производства за основу расчетов целесообразно брать данные IV квартала, в котором объем производства, как правило, наибольший в годовой программе. Для предприятий с сезонным характером производства - данные квартала с наименьшим объемом производства, поскольку сезонную потребность в дополнительных оборотных средствах обеспечивают краткосрочные ссуды банка.

Для определения  норматива принимается во внимание среднесуточный расход нормируемых элементов в денежном выражении. По производственным запасам среднесуточный расход рассчитывается по соответствующей статье сметы затрат на производство; по незавершенному производству -- исходя из себестоимости валовой или товарной продукции; по готовой продукции -- на основании производственной себестоимости товарной продукции.

В процессе нормирования устанавливаются частные и совокупный нормативы.

Процесс нормирования состоит из нескольких последовательных этапов. Вначале разрабатываются нормы запаса по каждому элементу нормируемых оборотных средств.

Норма - это относительная величина, соответствующая объему запаса каждого элемента оборотных средств. Как правило, нормы устанавливаются в днях запаса и означают длительность периода, обеспечиваемого данным видом материальных ценностей. .

К частным относятся нормативы оборотных средств в производственных запасах: сырья, основных и вспомогательных материалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива, тары, малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП); в незавершенном производстве и полуфабрикатах собственного производства; в расходах будущих периодов; готовых изделиях.

И наконец, определяется совокупный норматив путем сложения частных нормативов. Таким образом, норматив оборотных средств представляет собой денежное выражение планируемого запаса товарно-материальных ценностей, минимально необходимых для нормальной хозяйственной деятельности предприятия.

Методы нормирования

Применяются следующие основные методы нормирования оборотных средств: прямого счета, аналитический, коэффициентный.

Метод прямого счета предусматривает обоснованный расчет запасов по каждому элементу оборотных средств с учетом всех изменений в уровне организационно-технического развития предприятия, транспортировке товарно-материальных ценностей, практике расчетов между предприятиями. Этот метод, будучи очень трудоемким, требует высокой квалификации экономистов, привлечения к нормированию работников многих служб предприятий (снабжения, юридической, сбыта продукции, производственного отдела, бухгалтерии). Но это позволяет наиболее точно рассчитать потребность предприятия в оборотных средствах.

Аналитический метод применяется в том случае, когда в планируемом периоде не предусмотрено существенных изменений в условиях работы предприятия по сравнению с предшествующим. В этом случае расчет норматива оборотных средств осуществляется укрупненно, учитывая соотношение между темпами роста объема производства и размером нормируемых оборотных средств в предшествующем периоде. При анализе имеющихся оборотных средств их фактические запасы корректируются, излишние исключаются.

При коэффициентном методе новый норматив определяется на базе норматива предшествующего периода путем внесения в него изменений с учетом условий производства, снабжения, реализации продукции (работ, услуг), расчетов.

Аналитический и коэффициентный методы применимы на тех предприятиях, которые функционируют более года, в основном сформировали производственную программу и организовали производственный процесс и не располагают достаточным количеством квалифицированных экономистов для более детальной работы в области планирования оборотных средств.

На практике наиболее распространен метод прямого  счета. Преимуществом этого метода является достоверность, позволяющая сделать наиболее точные расчеты частных и совокупного нормативов.

 

 

 

 

 

 

Нормирование  материалов

Норматив оборотных  средств по запасам сырья, основных материалов и покупных полуфабрикатов исчисляется на основании их среднего однодневного расхода (Р) и средней нормы запаса в днях.

Однодневный расход определяется путем деления затрат на определенный элемент оборотных средств на 90 дней (при равномерном характере производства -- на 360 дней).

Информация о работе Оборотные средства предприятия