Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 09:09, реферат
Стоимость производственного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ними, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые средства производства для получения в будущем еще большей прибавочной стоимости.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРИКЛАДНОЙ ЭКОНОМИКИ
РЕФЕРАТ
ОБОСНОВАНИЕ ОБЪЕКТА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА В СВЕТЕ МАРКСИЗМА
Выполнили
студентки 1 курса Магистратуры
Очной формы обучения Е.А.Задоева, Е.А. Озерова
Тюмень 2013
1. Экономическое направление марксистской философии выделяет и раскрывает следующие основные понятия:
- прибавочная стоимость;
- «человеческая природа»;
- труд.
2.
Стоимость производственного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ними, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые средства производства для получения в будущем еще большей прибавочной стоимости [5, стр.371].
Понятие «человеческой природы» в марксизме – это не абстракция, а живое человеческое существо, которое проявляется в исторических формах своего существования. [3, стр.220].
Труд рассматривается как фундаментальный способ человеческой жизни, как «клеточка» всего многообразия форм отношения человека к миру [2, стр.175].
3. Маркс исходил
из мысли, что человек как
человек есть некая
Разграничение
истинных и ложных потребностей Маркс
делает на основе анализа особого
понятия «человеческой природы»
Разумеется, Маркс
не думал, что «человеческая природа»
прямо совпадает с тем
«Человеческое существо – это не абстракт, присущий отдельному индивиду» – эти слова из «Капитала» свидетельствуют о постоянстве взглядов Маркса на понятие «человеческой природы», которые он изложил еще в «Экономическо-философских рукописях 1844 года».
Для Маркса человек – это сырье, которое нельзя изменить в плане его структуры (например, устройство мозга с доисторического времени). И в то же время человек действительно изменяется в ходе истории, развивается, трансформируется, является продуктом истории, а так как историю творит он сам, то и себя самого он творит тоже сам [6, стр.365].
Для понимания
марксистской концепции человеческой
деятельности очень важно вникнуть
в его представления о
Марксистское понятие самореализации человека может быть уяснено лишь в связи с его понятием «труд». Для Маркса труд и капитал были не только экономическими категориями. Они были для него в значительной степени антропологическими и определялись его гуманистическими ценностями.
Накопление капитала представляет собой прошлое; труд, с другой стороны (при условии его освобождения, т. е. свободный труд), – это выражение настоящего и будущего.
Маркс писал, что в буржуазном обществе господствует прошлое над настоящим, в коммунистическом – настоящее над прошлым. В буржуазном обществе капитал имеет личную свободу и самостоятельность, в то время как деятельный индивид сам по себе и не личность и не свободен.
В труде человек выражает себя, свою индивидуальность, свои физические и психические силы. Труд не только средство достижения цели (продукта), но и самоцель, это осмысленное приложение человеческой энергии. Поэтому труд предъявляет капитализму претензии не столько за несправедливое распределение богатств, сколько за то, что он превратил труд в принудительную, отчужденную, бессмысленную работу, а тем самым и человека – в ущербного калеку, монстра.
Марксистское понятие труда как реализации человеческой индивидуальности выражено в его идее полной отмены векового подневольного труда. Цель развития человека – это формирование совершенного универсального человека, свободного от уродливой специализации. Как полагает Маркс, во все предшествующие эпохи человек был охотником, рыбаком, пастухом или критиком и должен был оставаться им, чтобы не потерять кусок хлеба, а в коммунистическом обществе человек сможет получить неограниченное образование в любой отрасли, где общество регулирует производство и тем самым дает возможность людям сегодня делать одно; а завтра – заняться другим (утром охотиться, после обеда ловить рыбу, а после ужина заниматься критикой).
Марксизм выделяет все существенные элементы социализма, то есть что человек участвует в производстве, которое объединено, лишено конкуренции; что продукция находится у него под контролем и не превращается в слепого идола, который подчиняет его себе. Такой взгляд категорически исключает возможность считать социализмом такое общество, в котором человек является объектом манипулирования со стороны бюрократии, даже если эта бюрократия правит всей государственной экономикой (а не одним каким-либо предприятием). Это означает, что каждый отдельный человек принимает активное участие в планировании и выполнении планов; это означает, короче говоря, воплощение в жизнь политической и экономической демократии.
4. Марксизм возник
в 40-е годы XIX в., во времена,
когда были сделаны важные
научные открытия, создана техническая
основа капитализма, мир
Основные представители:
Энгельс написал свою первую статью в марте 1839, в возрасте 18 лет.
Начиная с сентября
1841 Энгельс проходил годичную военную
службу в Берлине, также он посещал
там лекции по философии в университете
и сблизился с кружком
В ноябре 1843 года Энгельс пишет статьи в «The New Moral World» о коммунизме на европейском континенте, в феврале 1844-го появляются письма «Положение Англии» и «Наброски к критике национальной экономики» в «Немецко-французских ежегодниках».
В 1844 году Энгельс начал писать первые статьи для Немецко-Французского Ежегодника.
в 1845 году Энгельс пишет большую работу «Положение рабочего класса в Англии». С августа 1846 года Энгельс начинает также писать статьи для французской газеты «La Réforme», а начиная с середины 1847 также для коммунистической «Немецко-брюссельской газеты» [4, стр.2].
В период революционных событий в Европе 1848-49 Карл Маркс активно участвовал в работе международной организации «Союз коммунистов» и вместе с Энгельсом написал ее программу «Манифест Коммунистической партии» (1848). В июне 1848 — мае 1849 Маркс и Энгельс издавали в Кельне «Новую Рейнскую газету» (Маркс — главный редактор) [3, стр. 23].
Первым политэкономическим
произведением марксизма
«Экономико-философские
рукописи» Карла Маркса
Положение
рабочих при капитализме на
примере наиболее развитой
В совместной
работе Маркса и Энгельса «
Работа «Нищета
философии» Маркса посвящена
экономическим категориям. В ней
Маркс пишет, что
В этой
работе Маркс определяет
В целом
учение Маркса о стоимости,
механизме ее образования
Анализ простого
товарного и
Главный труд Маркса «Капитал» состоит из четырех томов. Первый том этого произведения заключает в себе определение понятий стоимости, меновой стоимости, форм стоимости и их развития. Исследование форм стоимости, начиная с простой, кончая денежной, имело важное значение для изучения сущности и происхождения денег. Важным выводом Маркса было положение о том, что в условиях стихийного товарного производства экономические отношения людей проявляются через отношения вещей. Это порождает товарный фетишизм.
Далее Маркс
анализирует процесс
Во втором
томе “Капитала” Маркс
В основу анализа воспроизводства всего общественного капитала Маркс кладет его деление на два подразделения - производство средств производства и производство средств потребления. Используя это разделение, Маркс конструирует свои схемы простого и расширенного воспроизводства. На основе анализа этих схем исследуется движение общественного продукта как внутри каждого подразделения, так и между ними.
Третий том
“Капитала” содержит