Обоснование объекта социально-экономического исследования модели экономического человека в свете марксизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 09:09, реферат

Описание работы

Стоимость производственного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ними, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые средства производства для получения в будущем еще большей прибавочной стоимости.

Файлы: 1 файл

Ekonomichesky_chelovek_v_svete_marxizma.doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ТЕОРИИ И ПРИКЛАДНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 РЕФЕРАТ

 

ОБОСНОВАНИЕ ОБЪЕКТА  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА В СВЕТЕ  МАРКСИЗМА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнили

студентки  1 курса Магистратуры

Очной формы  обучения                                       Е.А.Задоева, Е.А. Озерова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень 2013

 

 

1. Экономическое направление марксистской философии выделяет и раскрывает следующие основные понятия:

- прибавочная  стоимость;

- «человеческая  природа»;

- труд.

2.

Стоимость производственного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ними, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые средства производства для получения в будущем еще большей прибавочной стоимости [5, стр.371].

Понятие «человеческой природы» в марксизме – это не абстракция, а живое человеческое существо, которое проявляется в исторических формах своего существования. [3, стр.220].

Труд рассматривается как фундаментальный способ человеческой жизни, как «клеточка» всего многообразия форм отношения человека к миру [2, стр.175].

3. Маркс исходил  из мысли, что человек как  человек есть некая познаваемая  искомая величина; что человек  как человек должен получить  определение не только в биологическом, анатомическом и физиологическом, но также и в психологическом ракурсе [5, стр.370].

Разграничение истинных и ложных потребностей Маркс  делает на основе анализа особого  понятия «человеческой природы». Дело в том, что субъективно каждый человек даже ложные свои потребности ощущает как совершенно неотложные; и с субъективной точки зрения не существует критерия отличия истинных потребностей от ложных.  Более того, нередко человек сознает лишь свои ложные потребности и не сознает истинных       [7, стр.189].

Разумеется, Маркс  не думал, что «человеческая природа» прямо совпадает с тем человеческим типом, который случайно оказывается  господствующим в данном обществе.

 «Человеческое  существо – это не абстракт, присущий отдельному индивиду» – эти слова из «Капитала» свидетельствуют о постоянстве взглядов Маркса на понятие «человеческой природы», которые он изложил еще в «Экономическо-философских рукописях 1844 года».

Для Маркса человек  – это сырье, которое нельзя изменить в плане его структуры (например, устройство мозга с доисторического времени). И в то же время человек действительно изменяется в ходе истории, развивается, трансформируется, является продуктом истории, а так как историю творит он сам, то и себя самого он творит тоже сам [6, стр.365].

Для понимания  марксистской концепции человеческой деятельности очень важно вникнуть в его представления о взаимоотношениях субъекта и объекта. Они находятся  в неразрывной связи. Каждая вещь может служить усилению собственных  способностей субъекта.

Марксистское  понятие самореализации человека может  быть уяснено лишь в связи с  его понятием «труд». Для Маркса труд и капитал были не только экономическими категориями. Они были для него в значительной степени антропологическими и определялись его гуманистическими ценностями.

Накопление  капитала представляет собой прошлое; труд, с другой стороны (при условии его освобождения, т. е. свободный труд), – это выражение настоящего и будущего.

Маркс писал, что  в буржуазном обществе господствует прошлое над настоящим, в коммунистическом – настоящее над прошлым. В буржуазном обществе капитал имеет личную свободу и самостоятельность, в то время как деятельный индивид сам по себе и не личность и не свободен.

В труде человек  выражает себя, свою индивидуальность, свои физические и психические силы. Труд не только средство достижения цели (продукта), но и самоцель, это осмысленное приложение человеческой энергии. Поэтому труд предъявляет капитализму претензии не столько за несправедливое распределение богатств, сколько за то, что он превратил труд в принудительную, отчужденную, бессмысленную работу, а тем самым и человека – в ущербного калеку, монстра.

Марксистское  понятие труда как реализации человеческой индивидуальности выражено в его идее полной отмены векового подневольного труда. Цель развития человека – это формирование совершенного универсального человека, свободного от уродливой специализации. Как полагает Маркс, во все предшествующие эпохи человек был охотником, рыбаком, пастухом или критиком и должен был оставаться им, чтобы не потерять кусок хлеба, а в коммунистическом обществе человек сможет получить неограниченное образование в любой отрасли, где общество регулирует производство и тем самым дает возможность людям сегодня делать одно; а завтра – заняться другим (утром охотиться, после обеда ловить рыбу, а после ужина заниматься критикой).

Марксизм выделяет все существенные элементы социализма, то есть что человек участвует  в производстве, которое объединено, лишено конкуренции; что продукция  находится у него под контролем и не превращается в слепого идола, который подчиняет его себе. Такой взгляд категорически исключает возможность считать социализмом такое общество, в котором человек является объектом манипулирования со стороны бюрократии, даже если эта бюрократия правит всей государственной экономикой (а не одним каким-либо предприятием). Это означает, что каждый отдельный человек принимает активное участие в планировании и выполнении планов; это означает, короче говоря, воплощение в жизнь политической и экономической демократии.

4. Марксизм возник  в 40-е годы XIX в., во времена,  когда были сделаны важные  научные открытия, создана техническая  основа капитализма, мир пережил  при этом три экономических  кризиса (1825, 1836, 1847 гг.), имели место  выступления рабочих, выдвигавших политические требования (лионских и силезских ткачей), созданы чартистские организации в Англии. Источниками марксизма явились немецкая философия (Гегель, Фейербах), французский утопический социализм (Оуэн, Фурье, Сен-Симон), английская классическая политэкономия (Смит, Риккардо).

Основные представители:

  • Фридрих Энгельс родился в вестфальском городе Бармен (ныне район Вупперталя) 28 ноября 1820 г. в семье преуспевающего текстильного фабриканта.

Энгельс написал  свою первую статью в марте 1839, в возрасте 18 лет.

Начиная с сентября 1841 Энгельс проходил годичную военную  службу в Берлине, также он посещал  там лекции по философии в университете и сблизился с кружком младогегельянцев.

В ноябре 1843 года Энгельс пишет статьи в «The New Moral World» о коммунизме на европейском континенте, в феврале 1844-го появляются письма «Положение Англии» и «Наброски к критике национальной экономики» в «Немецко-французских ежегодниках».

В 1844 году Энгельс начал  писать первые статьи для Немецко-Французского Ежегодника.

в 1845 году Энгельс пишет  большую работу «Положение рабочего класса в Англии». С августа 1846 года Энгельс начинает также писать статьи для французской газеты «La Réforme», а начиная с середины 1847 также  для коммунистической «Немецко-брюссельской газеты» [4, стр.2].

  • Карл Маркс родился 5 мая 1818 года, в городе Трир (Германия) в семье адвоката. В 1835-41 учился на юридическом факультете Боннского, затем Берлинского университета. С 1842 редактор демократической «Рейнской газеты».

В период революционных событий в Европе 1848-49 Карл Маркс активно участвовал в работе международной организации «Союз коммунистов» и вместе с Энгельсом написал ее программу «Манифест Коммунистической партии» (1848). В июне 1848 — мае 1849 Маркс и Энгельс издавали в Кельне «Новую Рейнскую газету» (Маркс — главный редактор) [3, стр. 23].

 

 Первым политэкономическим  произведением марксизма считается  работа Фридриха Энгельса (1820 –  1895) «Наброски к критике политической  экономии». В ней рассматриваются  проблемы частной собственности как исходной базы капитализма; накопления капитала; концентрации и централизации капитала; экономические кризисы.

 «Экономико-философские  рукописи» Карла Маркса посвящены  проблемам соотношения труда  и капитала, динамики заработной  платы. Капитал Маркс характеризует  как накопленный чужой труд. Впервые  отмечается, что основу человеческого  общества составляет материальное производство.

 Положение  рабочих при капитализме на  примере наиболее развитой страны  очень подробно анализирует Энгельс  в работе «Положение рабочего  класса в Англии» (1845). Он показывает, что становление капиталистической  промышленности является результатом промышленного переворота, дает характеристику кризисов, хотя еще не дает полного представления о цикле и его фазах.

 В совместной  работе Маркса и Энгельса «Немецкая  идеология» (1845 – 1846) создается учение  об общественно – экономических  формациях, исторический процесс характеризуется как смена этих формаций революционным путем [4, стр.3].

 Работа «Нищета  философии» Маркса посвящена  экономическим категориям. В ней  Маркс пишет, что экономическое  понятие имеет основой не разум  человека, а отношения производства, является их отражением. Он формулирует закон соответствия производственных отношений характеру производительных сил, рассматривает развитие капиталистических производственных отношений.

 В этой  работе Маркс определяет стоимость  как результат труда рабочих.

 В целом  учение Маркса о стоимости,  механизме ее образования изложено  в «Наемном труде и капитале»  (1849). Маркс считал, что закон стоимости  действует через отклонения цен  от стоимости.

 Анализ простого  товарного и капиталистического  производства, стоимости, товара, денег, капитала (постоянного и переменного), прибыли Маркс проводит в первом варианте «Капитала» - рукописи 1857 – 1858 гг.; земельной ренты (дифференциальной и абсолютной) - во втором наброске «Капитала» (1861 – 1863 гг.). Эта рукопись содержит также анализ социально – экономических последствий применения машин, воспроизводства общественного капитала.

 Главный  труд Маркса «Капитал» состоит  из четырех томов. Первый том  этого произведения заключает  в себе определение понятий  стоимости, меновой стоимости, форм стоимости и их развития. Исследование форм стоимости, начиная с простой, кончая денежной, имело важное значение для изучения сущности и происхождения денег. Важным выводом Маркса было положение о том, что в условиях стихийного товарного производства экономические отношения людей проявляются через отношения вещей. Это порождает товарный фетишизм.

 Далее Маркс  анализирует процесс эксплуатации  наемной рабочей силы, формулирует  учение о прибавочной стоимости,  раскрывающее сущность рабочей силы как товара, общие ее черты с обычным товаром и специфические особенности как товара особого рода. Кроме того, Маркс рассматривает процесс производства прибавочной стоимости. Особо важное значение в исследовании Марксом механизма создания прибавочной стоимости имеет анализ постоянного и переменного капитала а также двух основных способов увеличения прибавочной стоимости: путем удлинения рабочего дня и путем сокращения необходимого рабочего времени. Основным выводом первого тома “Капитала” является идея о исторической тенденции капиталистического направления.

 Во втором  томе “Капитала” Маркс исследует  процесс обращения капитала. Он  рассматривает метаморфозы капитала  и их кругооборот, оборот капитала, воспроизводство и обращение  всего общественного капитала. Важное значение в разработке марксистского учения о капитале и его структуре имело деление капитала на основной и оборотный.

 В основу  анализа воспроизводства всего  общественного капитала Маркс  кладет его деление на два  подразделения - производство средств производства и производство средств потребления. Используя это разделение, Маркс конструирует свои схемы простого и расширенного воспроизводства. На основе анализа этих схем исследуется движение общественного продукта как внутри каждого подразделения, так и между ними.

 Третий том  “Капитала” содержит исследование  процесса капиталистического производства, взятого в целом. В нем раскрывается  диалектическое единство процесса  воспроизводства и обращения  капитала, рассматривается превращение  прибавочной стоимости в прибыль, прибыли - в среднюю прибыль, и стоимости - в цену производства. Кроме того в третьем томе исследуется ссудный каптал и процент. Маркс показывает, что ссудный капитал - это обособившаяся часть промышленного капитала, что в ссудном проценте фетешизация производственных отношений достигает своей высшей ступени.

Информация о работе Обоснование объекта социально-экономического исследования модели экономического человека в свете марксизма