МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ
ФГБОУ ВПО РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)
РЕФЕРАТ
На тему: «Общая
характеристика государственного бюджета»
Введение
Государственный бюджет — важнейший
финансовый документ страны. Он представляет собой
совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных
служб, правительственных программ и т. д.
В нём определяются потребности, подлежащие
удовлетворению за счёт государственной
казны, равно как указываются источники
и размеры ожидаемых поступлений в государственную
казну.
Государственный бюджет является
главным звеном финансовой системы государства.
Это крупнейший централизованный денежный
фонд, находящийся в распоряжении правительства.
Совокупность входящих в него организационных
структур образуют бюджетную систему.
Она формируется с учетом совокупности
социально-экономических, правовых, административных
особенностей.
Государственный бюджет состоит из двух
взаимосвязанных и взаимодополняющих
частей: доходной и расходной. Доходная
часть показывает, откуда поступают денежные
средства для финансирования деятельности
государства, какие слои общества отчисляют
на содержание государства больше всего
из своих доходов. Расходная часть показывает,
на какие цели направляются аккумулируемые
государством средства.
В каждой стране структура бюджета имеет
свои особенности. Она определяется экономическим
потенциалом страны, масштабностью задач,
решаемых государством на данном этапе
развития, ролью государства в экономике,
состоянием международных отношений и
рядом других факторов.
Источниками государственного бюджета
являются:
- прямые и косвенные налоги. В доходах
государства они составляют от 80 до 90 %. Самыми крупными из них являются:
- подоходный налог, налог на прибыль корпораций
и налог на добавленную стоимость;
- государственные займы. Осуществляются
они с помощью выпуска и реализации государственных
ценных бумаг (облигаций и казначейских
векселей). Их доля в государственном бюджете
составляет от 10 до 20 %;
- эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных
денег. К этому источнику правительства
прибегают в том случае, если располагаемыми
доходами нельзя обеспечить финансирование
производимых расходов, т. е. в условиях
превышения расходов над доходами.
- Государственный
бюджет Российской Федерации
Основное понятие бюджетной
системы дано в статье 6 Бюджетного Кодекса
РФ: “бюджетная система
Российской Федерации – основанная
на экономических отношениях и государственном
устройстве Российской Федерации, регулируемая
нормами права совокупность федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации, местных бюджетов и бюджетов
государственных внебюджетных фондов”.
Целенаправленное социально-экономическое
развитие государства обеспечивается
образованием различных централизованных
фондов, и, прежде всего, общегосударственного
фонда денежных средств – государственного
бюджета. Государственный бюджет – ведущее
звено финансовой системы страны.
Необходимо заметить, что государственный
бюджет по-разному может рассматриваться
с экономических и юридических позиций.
Так, с экономической точки зрения бюджет является совокупностью
экономических отношений, возникающих
в процессе создания, распределения и
использования государственного централизованного
фонда денежных средств.
Для России как федеративного
государства характерно трехуровневое
строение ее бюджетной системы, бюджетное
устройство включает в себя три уровня
бюджетного управления и бюджетной деятельности:
- федеральный — федеральный
(государственный) бюджет, федеральные внебюджетные
фонды;
- региональный — бюджеты субъектов
Федерации и региональные внебюджетные фонды;
- муниципальный — местные бюджеты.
- Функции государственного бюджета
Рассмотрим функции государственного
бюджета.
Государственному
бюджету, как и всей системе финансов,
присущи две функции — распределительная
(перераспределительная) и контрольная.
С помощью распределительной
функции бюджета происходит
распределение средств на производственную
и непроизводственную сферы, межтерриториальное
и межотраслевое распределение финансовых
ресурсов, формируются фонды специального
целевого назначения, происходят концентрация
денежных средств в руках государства
и их использование с целью удовлетворения
общегосударственных потребностей.
Межотраслевое и территориальное
распределение национального дохода осуществляется
в соответствии с потребностями экономического
и социального развития регионов и отраслей.
Непроизводственная
сфера не участвует в создании национального
дохода, но является активным его потребителем.
Из бюджета работникам этих отраслей выделяются
средства на заработную плату, техническое
оснащение и содержание учреждений непроизводственной
сферы (здравоохранение, просвещение и
др.).
Через расходы и налоги государственный бюджет выступает важным инструментом
распределения (регулирования) и стимулирования
экономики и инвестиций, повышения эффективности
производства. Через бюджет оказывается
государственная поддержка отдельным
отраслям хозяйства — авиастроению, космическим
программам, атомной промышленности, энергомашиностроению,
угольной промышленности и некоторым
другим. Такая поддержка зачастую связана
с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых
проектов. Для регулирования экономики
используются налоги.
Контрольная
функция государственного
бюджета осуществляется в процессе формирования
доходов бюджета и финансирования отраслей
народного хозяйства. В условиях становления
рыночных отношений значение бюджетного
контроля в процессе мобилизации ресурсов
и их использования усиливается.
Функции государственного
бюджета проявляются в процессе формирования
доходов и расходов на основе использования
бюджетного механизма, который является
реальным воплощением бюджетной политики
и отражает конкретную нацеленность бюджетных
отношений на решение экономических и
социальных задач.
Таким образом, основными
функциями государственного бюджета,
как основного финансового плана государства,
являются:
- перераспределение национального
дохода и ВВП, которое влияет на государственное
регулирование и стимулирование экономики,
финансовое обеспечение социальной политики;
- контроль за образованием и
использованием централизованного фонда
денежных средств;
- повышение эффективности расходования
бюджетных средств.
Заключение
Государственный бюджет, являясь основным
финансовым планом государства, главным
средством аккумулирования финансовых
средств, дает политической власти реальную
возможность осуществления властных полномочий,
дает государству реальную экономическую
и политическую власть. С одной стороны,
бюджет, являясь всего лишь комплексом
документов, разрабатываемых одной ветвью
власти и утверждаемых другой, выполняет
довольно утилитарную функцию - фиксирует
избранный государством стиль осуществления
управления страной. Бюджет по отношению
к осуществляемой властью экономической
политике является производным продуктом,
он полностью зависит от избранного варианта
развития общества и самостоятельной
роли не играет.
Однако именно бюджет, показывая размеры
необходимых государству финансовых ресурсов
и реально имеющихся резервов, определяет
налоговый климат страны, именно бюджет,
фиксируя конкретные направления расходования
средств, процентное соотношение расходов
по отраслям и территориям, является конкретным
выражением экономической политики государства.
Через бюджет происходит перераспределение
национального дохода и внутреннего валового
продукта. Бюджет выступает инструментом
регулирования и стимулирования экономики,
инвестиционной активности, повышения
эффективности производства, именно через
бюджет осуществляется социальная политика.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе
основные финансовые категории (налоги,
государственный кредит, государственные
расходы), является ведущим звеном финансовой
системы любого государства и играет как
важную экономическую, так и политическую
роль в любом современном обществе.
Список
использованной литературы:
- Финансы
и кредит: Расходы государственного бюджета.
- http://minfin.ru/ - официальный сайт Министерства Финансов РФ.
- Государственный
бюджет: доходы и расходы.
- Инструкция
по бюджетному учёту.
Ростов-на-Дону
2014 г.