Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 22:06, реферат
Страны Западной Европы принято делить на ведущие страны, входящие в Большую семерку, и на относительно небольшие государства Западной Европы. К ведущим странам Западной Европы относятся:
• Германия;
• Франция;
• Великобритания;
• Италия.
Введение
Экономика германии
Общая характеристика страны
Немецкая модель социального рыночного хозяйства
Современная макроэкономическая политика Германии
Характеристика структуры и особенностей экономики Германии
Сельское хозяйство
Промышленность
Сфера услуг
Электроэнергетика
Внешнеэкономические связи
Заключение
Краткое описание документа Общая характеристика экономики Германии
Немецкая
модель социального рыночного
Общая характеристика экономики Германии
Оглавление
Введение
Экономика германии
Общая характеристика страны
Немецкая
модель социального рыночного
Современная макроэкономическая политика Германии
Характеристика структуры и особенностей экономики Германии
Сельское хозяйство
Промышленность
Сфера услуг
Электроэнергетика
Внешнеэкономические связи
Заключение
Введение
Страны Западной Европы принято делить на ведущие страны, входящие в Большую семерку, и на относительно небольшие государства Западной Европы. К ведущим странам Западной Европы относятся:
• Германия;
• Франция;
• Великобритания;
• Италия.
Данные государства
формируют костяк европейской экономики,
они располагают наиболее мощным
в регионе экономическим
Экономика германии
Общая характеристика страны
После объединения Западной и Восточной частей страны в 1990 г. Германия стала крупнейшей по экономическому потенциалу страной Европы. В мировой экономике Германия также является одним из лидеров, занимая третье после США и Японии место по объему производимого ей ВВП. В 1997 г. ВВП Германии составил почти 2,1 трлн. долл. На душу населения приходится почти 26 тыс. долл. ВВП в год. Площадь Германии - 357 тыс. кв. км.
Германия не слишком богата запасами полезных ископаемых. Можно отметить только каменный и бурый уголь, калийные соли. Очевидно, что такие полезные ископаемые не представляют сколь-либо значительную хозяйственную ценность. Тем не менее скудость естественных ресурсов породила знаменитую немецкую бережливость и определила специализацию страны на промышленном производстве и развитии наукоемких отраслей экономики.
Около 55% территории занимают сельскохозяйственные угодья, 30% приходится на леса. Среди водных ресурсов страны следует выделить сеть рек и каналов (Рейн, Эльба, Майн, Дунай, Кильский канал и др.). Такая густая внутренняя водная сеть способствует развитию речного судоходства, а Дуисбург-Рурорт является крупнейшим речным портом мира. Среди озер наиболее известным считается Боденское, находящееся на стыке Германии, Швейцарии и Австрии, что привлекает сюда множество туристов и отдыхающих.
Население Германии
- 82 млн. человек, это второе после
России место в Европе. Для страны
характерна достаточно высокая плотность
населения – 230 человек на кв. км.
Особенно высокая плотность населения
наблюдается в важнейшем
После вступления 3 октября 1990 г. Восточных земель (бывшей Германской Демократической Республики) в состав ФРГ в единой Германии стало 16 федеральных земель, столицей страны вновь стал Берлин. Главой правительства страны является федеральный канцлер Герхард Шредер.
Немецкая
модель социального рыночного
Экономической системой современной Германии является уже известное нам социальное рыночное хозяйство.
Для Германии во все времена ее развития всегда была характерная несоизмеримо большая роль государства в экономике, чем в США или Великобритании. Тоталитаризм гитлеровской эпохи вообще привел к прямому диктату государства в экономике, а в период восстановления народного хозяйства страны после окончания Второй мировой войны именно государство обеспечивало общественную стабильность и социальную защищенность. Опираясь на концепцию социального рыночного хозяйства, проводил свои знаменитые реформы в экономике и отец немецкого “экономического чуда” Людвиг Эрхард. Активная социальная политика государства характерна в Германии и по сей день.
Модель социального
рыночного хозяйства
На сегодняшний
день Германия испытывает из-за своей
модели социально-рыночной экономики
серьезные сложности. У ФРГ в
конце 1990-х гг. были довольно низкие
темпы роста ВВП, которые почти
втрое ниже, чем темпы роста
экономики США за этот же период.
Зарегистрирован невиданный с 1933 г.
уровень безработицы, который в
самый свой пик (в марте 1997 г.) составил
11,3% экономически активного населения.
Вплоть до лета 1999 г. продолжал снижаться
курс немецкой марки, достигнув уровня
1,92 марки за доллар США в конце
июля. Главным же объяснением столь
слабой динамики роста и кризиса
на рынке труда служит не только
влияние на Германию мирового валютно-финансового
кризиса (в мире в период развития
кризиса значительно снизился спрос
на немецкую продукцию), но и кризис
немецкой модели социально-рыночной экономики.
Причинами кризиса социального
рыночного хозяйства Германии является
ошибочная экономическая
Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40% чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда, на отчисления в социальные фонды, которые составляют немалую долю фонда оплаты труда. Из 100 марок чистой заработной платы, к примеру, в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды приходится 81 марка. Стоимость рабочей силы в Германии таким образом становится самой дорогой в мире и составляет около 20,5 марок в час. Достаточно велик и уровень пособий по безработице, что способствует иждивенчеству части немцев на шее государства и стимулирует безработицу. Для поддержания системы социальных гарантий используется мощный фискальный пресс на население и компании. Уровень налогообложения в стране к концу 1990-х гг. достиг невиданных размеров. Так, если в США на налоги идет около 32% нераспределенной прибыли, в Великобритании - 45%, то в Германии эта величина достигает 65%. Высокий уровень налогообложения заставляет многие немецкие компании развивать исключительно по налоговым соображениям свою производственную базу за рубежом, а физические лица с высокими доходами предпочитают перебираться на постоянное место жительства в другие страны мира.
Высокий уровень налогов и отсутствие программ по стимулированию иностранных инвестиций приводит к тому, что Германия не слишком привлекательна для зарубежного капитала. Высокая стоимость немецкой рабочей силы значительно снижает конкурентоспособность Германии как страны базирования производственных мощностей ТНК. Иностранные компании, по существу, лишены возможности производить в Германии и предпочитают заниматься здесь исключительно сбытом. Поэтому крайне невелика доля иностранных инвестиций и доля рабочих мест, создаваемых ими в экономике ФРГ. К примеру, в Нидерландах в общей величине вложений в экономику иностранные инвесторы составляют 35%, в Великобритании - 25%, и даже во Франции - 12%. В Германии, несмотря на утроение объема иностранных инвестиций в экономику страны за последние 10 лет до величины 58 млрд. марок в 1997 г., на долю иностранных инвестором приходится только 7,5% общей величины вложений. Наряду с незначительным притоком иностранного капитала в ФРГ наблюдается массовый отток за рубеж немецкого капитала. Немецкие ТНК выносят свою производственную базу в страны с более низким уровнем оплаты труда, а финансовые инвесторы предпочитают платить налоги на свои операции в странах с более либеральным налоговым климатом.
Незаинтересованность
иностранных инвесторов в создании
высокотехнологичных
Государство,
чтобы не вызывать массовых социальных
протестов населения, продолжает субсидировать
откровенно убыточные сектора немецкой
экономики. В результате Германия не
только сохраняет угольную, сталелитейную,
судостроительную промышленность, которые
неконкурентоспособны на мировом рынке,
но и тратит на такие убыточные
отрасли экономики в виде прямых
субсидий до трети расходов государственного
бюджета. Сравнивая такую политику
с селективной поддержкой государством
вполне конкурентоспособных
Сохраняя
высокооплачиваемые рабочие места
в базовых отраслях промышленности,
Германия не способна создавать новые
места в наиболее прогрессивных
секторах своей национальной экономики.
Неслучайно, что сфера услуг в
Германии, на которую приходится почти
на 10% меньше создаваемого продукта, значительно
проигрывает нематериальному
Государственное
регулирование, фактически, продолжает
регулировать рынок так, как то предписывала
кейнсианская экономика спроса. Социальное
рыночное хозяйство приводит к укреплению
позиций государства
Усложняет проблему
социального рыночного
Несомненно,
что Германия в конце 1990-х гг. достигла
определенного пика развития своей
социально-ориентированной
Современная макроэкономическая политика Германии
Избрание
федерального канцлера Г. Шредера 27 сентября
1998 г. символизировало “новый дух”
и “другой период” развития,
конец прежней эпохи