Общая характеристика рыночной экономики. Роль государства в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 15:08, контрольная работа

Описание работы

Рыночная экономика является самой распространенной экономической системой в мире на рубеже ХХ-ХХI вв. и самой эффективной с точки зрения долгосрочного экономического развития. В направлении к рыночной экономике развиваются как страны с переходной экономикой нового типа, так и переходные экономики традиционного типа в развивающихся странах.
Рыночная экономика - это такая экономическая система, в которой фундаментальные экономические проблемы - что, как и для кого производить - решаются главным образом через рынок, в центре которого находится конкурентный механизм формирования цен на продукты и факторы производства...

Содержание работы

1. Общая характеристика рыночной экономики………………………2
2. Роль государства в рыночной экономике……………………………6
3. Заключение……………………………………………………………..12

Файлы: 1 файл

контрольная экономика.docx

— 31.92 Кб (Скачать файл)

Возникновение и развитие монополий, ограничение конкуренции. Конкуренция - важнейшее условие  существования рыночной экономики. Свободная конкуренция наиболее эффективно распределяет ресурсы и  определяет, что производить и  для кого производить с учетом потребностей общества. Но в ходе конкурентной борьбы слабые неэффективные производители  уходят с рынка, а сильные, наиболее производительные, остаются и расширяют  свое производство. Постепенно они  начинают влиять на рынок, обретают рыночную власть, возникают монополии. Возникновение  и развитие монополий сопровождается тем, что монополисты влияют на цены, ограничивают производство, в некоторых  случаях препятствуют внедрению  более совершенной технологии. Потребители  платят более высокие цены за получаемую продукцию, их реальные доходы уменьшаются, а доходы монополий растут, но не за счет повышения эффективности  производства, а за счет перераспределения  доходов через механизм высоких  цен. В целом это означает, что  конкуренция ограничивается и рыночная система начинает неэффективно использовать ограниченные ресурсы.

Государство в целях поддержки  конкуренции проводит антимонопольную  политику. Во многих странах существует антимонопольное законодательство, а также существуют государственные  органы по его исполнению. В соответствии с этим законодательством государство  ограничивает слияния крупных производителей, отслеживает долю рынка, контролируемой крупной фирмой. Кроме этого, общество влияет на цены на продукцию естественных монополий, которые действуют в  сфере производственной инфрастуктуры (компании по водоснабжению, предприятия в области энергетики, газоснабжения, железнодорожные компании и др.).

В общем плане в механизме  экономической политики можно выделить следующие важнейшие этапы и  элементы:

процесс ее формирования,

механизм реализации,

оценка и обратная связь, предполагающая корректировку политики в зависимости от ее результатов.

Основные звенья механизма  формирования экономической политики состоят из многочисленных общественных сил, в том числе:

электората,

политических партий,

научно-исследовательских  организаций,

различных объединений по социальным и профессиональным признакам,

общественных движений,

системы лоббизма,

средств массовой информации,

законодательных и исполнительных органов государственной власти.

В процессе формирования экономической  политики определяются ее важнейшие  цели и направления. Среди целей  экономической политики выделяются общие и особенные. Общие цели экономической политики в рыночной экономике мало меняются с течением времени или со сменой правительств.

Этими целями являются:

формирование благоприятных  условий для социально-экономического развития общества,

рост уровня жизни всех слоев населения страны;

повышение эффективности  национальной экономики;

повышение конкурентоспособности  национальной экономики в мировом  хозяйстве.

Реализация всех направлений  экономической политики предполагает достижение этих общих целей. Вместе с тем существуют и более конкретные специальные цели экономической  политики, определяемые особенностями  данного этапа экономического развития, особенностями развития данной страны.

В частности, к ним относятся:

поддержание высоких и  стабильных темпов экономического роста,

снижение безработицы  и достижение полной занятости,

снижение инфляции и достижение стабильности цен,

снижение уровня незагруженных  производственных мощностей, полное использование  производственного аппарата,

модернизация производственного  аппарата в соответствии с требованиями современной научно-технической  революции (НТР),

стимулирование научно-технического прогресса, развития науки и техники,

реформирование рыночной инфраструктуры,

поддержка конкуренции и  предпринимательства,

справедливое распределение  и перераспределение доходов,

сокращение дефицита внешнеторгового  и платежного балансов.

В современных условиях выделяются следующие основные направления  экономической политики правительства  в рыночной экономике:

бюджетно-финансовая (фискальная),

денежно-кредитная (монетарная),

внешнеэкономическая,

структурная.

Экономические методы регулирования экономики условно можно объединить в несколько групп:

бюджетно-финансовые методы регулирования экономики, включая  налоговые и бюджетные методы, например изменение налога на прибыль  корпораций и государственных расходов на приобретение вооружения;

денежно-кредитные методы регулирования экономики, например изменение ставки процента по кредитам, которые государственный центральный  банк предоставляет коммерческим банкам;

планирование и программирование экономического развития, в частности  разработка планов развития экономики  и целевых программ развития отраслей, регионов, программ технической модернизации промышленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Модель свободной рыночной экономики является идеальным способом организации экономических процессов в обществе.

В то же время модель свободной  рыночной конкуренции основывается на ряде предположений, которые в  реальности встречаются достаточно редко:

количество покупателей  и продавцов на рынке должно быть настолько большим, чтобы никто из них не мог произвольно повлиять на цену;

покупатели и продавцы не должны сотрудничать друг с другом;

покупатели должны иметь  надежную информацию о рынке. Они  должны знать, где наиболее низкие цены, чтобы незамедлительно уйти от продавцов, пытающихся продавать по неоправданно высоким ценам;

для новых предприятий  должна существовать возможность свободно и быстро утвердиться на рынках;

не должно существовать преимуществ крупномасштабного производства, которое позволяет снижать цену товаров по мере роста объемов производства. Это разоряет малые предприятия, что ведет к монополии (контролю рынка со стороны одного предприятия) или олигополии (контролю со стороны нескольких предприятий). Тем самым происходит рыночная дискриминация множества малых предприятий, которые теряют возможность влияния на величину устанавливаемых цен;

одинаково сильные позиции всех потребителей. Для этого необходимо соблюдать условия более или менее равномерного распределения доходов.

Существует ряд «товаров», как, например, национальная оборона, которым  нельзя дать цену и продать на рынке. Поэтому государство должно брать на себя ответственность за производство этого, как принято говорить, «коллективно­го» товара. Финансирование должно осуществляться иначе, чем при продаже обычных товаров.

Из всего этого следует, что хотя ни одна из существовавших в истории экономических систем не обеспечивала такую эффективность распределения ресурсов, как рыночная, все же существует целый ряд случаев, когда рынок не в состоянии этого сделать. Этим и объясняется тенденция к регулированию рынка и росту значения государственных интервенций в рыночной экономике.


Информация о работе Общая характеристика рыночной экономики. Роль государства в рыночной экономике