Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 08:06, курсовая работа
Актуальность данной работы показывает, что одной из важнейших сфер деятельности российских предприятий на современном этапе является именно внешнеэкономическая.
Внешнеэкономическая деятельность предприятий представляет собой сферу хозяйственной деятельности, связанную с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом предприятия на внешний рынок.
Введение………………………………………………………………...................2
I ГЛАВА
1.Основы внешнеэкономической деятельности предприятия…………………4
1.1. Основные формы внешнеэкономической деятельности российских предприятий…...…………………………………………………………………..7
II ГЛАВА
2.Общая характеристика внешнеэкономической деятельности нефтяной компании «Татнефть»………………………………………………………...…11
2.1 Основные проблемы внешнеэкономической деятельности «Татнефть» и пути их решения…………………………………………………………………14
Заключение………………………………………………………………………19
Список использованной литературы…………………………………...………21
Среди прочих форм внешнеэкономической деятельности российских предприятий наиболее значительная роль принадлежит экспорту. Но, выходя на внешний рынок, руководство предприятия должно понимать, что в современном мировом хозяйстве обычная торговля все быстрее уступает место более сложным отношениям между продавцами и покупателями. Значительная часть сбыта промышленной продукции связана с различными формами промышленного сотрудничества. Речь идет о международной кооперации производства (МКП). Российские предприятия уже имели некоторый опыт развития таких отношений с бывшими странами СЭВ, но эта кооперация была, как правило, для них невыгодна в связи с устаревшим механизмом хозяйствования и навязывалась им «сверху».
«Международная кооперация производства – это скоординированная или совместная, обычно долговременная производственно-экономическая, и, как правило, научно-техническая деятельность партнеров из разных стран, основанная на разделении производственно-сбытовых программ, равноправном и взаимовыгодном сотрудничестве» [5,c.245].
Международная кооперация производства
имеет ряд особо важных преимуществ для
предприятий России в современных условиях.
Она позволяет:
- посредством небольшого увеличения
объема взаимных поставок комплектующих
между российскими и зарубежными партнерами
добиться значительного и быстрого увеличения
выпуска предприятиями конечной продукции
с последующей ее реализацией. Это достигается
благодаря тому, что к небольшой части
импортных комплектующих, которые в России
не производятся, наши предприятия могут
присоединить значительно больше компонентов
своего производства и живого труда;
- в наибольшей степени экономить валюту, что является первостепенным для российских предприятий в современных экономических условиях, когда обнаруживается отсутствие СКВ у многих наших производителей;
- быстрее повышать технический уровень производства благодаря совершенствованию организации производства и управления им, внедрению достижений мировой практики менеджмента и маркетинга, эффективному обмену технологиями с иностранными фирмами.
Международная кооперация производства – это скоординированная или совместная, обычно долговременная производственно-экономическая, и, как правило, научно-техническая деятельность партнеров из разных стран, основанная на разделении производственно-сбытовых программ, равноправном и взаимовыгодном сотрудничестве.
Глава 2. Внешнеэкономическая деятельность нефтяной компании «ТАТНЕФТЬ»
2.Общая характеристика
внешнеэкономической
Добыча и переработка нефти является одной из ведущих отраслей промышленности Татарстана. Место и роль, которую эта отрасль занимает в народном хозяйстве республики и в целом по России предопределяет во многом направление политики государства в области экономики. «Татнефть», создавая наиболее активную часть основных производственных фондов в значительной степени оказывает влияние на темпы и направления научно-технического прогресса, а также на другие экономические показатели в различных отраслях народного хозяйства Это и является его отличительной особенностью.
Внешнеэкономическая деятельность является одной из важнейших сфер деятельности компании «Татнефть». В последнее время компания действует достаточно активно на российских нефтедобывающих территориях за пределами Республики Татарстан. Все приоритетные для ОАО "Татнефть" зоны и регионы определены экономической деятельностью, целесообразностью ее расширения. Определены также основные показатели и критерии проектов для вовлечения ОАО "Татнефть" на новых территориях. С этой целью компания наладила связи с правительственными органами и нефтяными компаниями многих стран. ОАО "Татнефть" приняло участие в ряде тендеров по освоению нефтегазовых запасов на территории стран Ближнего Востока и Северной Африки.
Компания осуществляет реализацию своей продукции на трех рынках сбыта. Рынок экспортных поставок в страны дальнего зарубежья, рынок экспортных поставок в страны ближнего зарубежья, внутренний российский рынок.
Нефть, экспортируемая в страны дальнего зарубежья, поставляется «Татнефтью» по ценам мирового рынка с оплатой в твердой валюте. Средняя цена такого экспорта выше, чем цена экспорта в страны СНГ и на внутреннем рынке, однако, объем такого экспорта ограничен квотами, определяемыми Россией.
ОАО "Татнефть" в 2008 году уменьшило экспорт нефти по сравнению с 2007 годом на 1310 млн. тонн. В том числе реализация в страны дальнего зарубежья уменьшилась на 2007 млн. тонн и стала составлять 1616 млн. тонн, ближнего – увеличилась на 697 млн. тонн. В целом реализация нефти, добытой компанией уменьшилась до 7600 млн. тонн.
Около половины нефти, поставляемой компанией в страны за пределами СНГ отгружается через нефтепровод "Дружба" потребителям в Германии, Польше, Чешской Республике, Словакии и Венгрии, а остальная часть нефти экспортируется в другие страны через порты Вентспилса, Одессы и Новороссийска в основном потребителям во Франции и Германии.
Как и прежде, компания неуклонно стремилась увеличить объемы своих поставок на экспорт в дальнее зарубежье. При этом доля таких поставок в общем, объеме реализованной продукции в 2008 году составила 34%, что представляет рост по сравнению с 2007 годом в абсолютном выражении на 1,9 млн. тонн и в процентном - на 31%. Поставки нефти в страны ближнего зарубежья, прежде всего на Украину, составили 3% общего объема, а реализация внутри России 63%.
Исходя из принципов экономической целесообразности, «Татнефть» существенно сократила в 2008 году объемы сделок с российскими НПЗ в рамках давальческой схемы. В 2008 году такие операции были сокращены до 0,364 млн. тонн с 5,5 млн. тонн в 2007 года.
Привлекательность давальческих поставок по сравнению с продажей сырой нефти снизилась в связи с тем, что в 2008 г. существенно сократилась прибыль от переработки нефти, а срок оборачиваемости средств остался значительным, в то время как продажа сырой нефти, не требующая отвлечения дополнительных средств и обеспечивающая быструю отдачу, оказалась предпочтительнее.
Акционерное общество открытого типа «Татнефть» - пионер среди российских нефтяных компаний в деле продвижения акции на мировые рынки долгосрочных капиталов. Она стала единственной среди представителей российского топливно-энергетического комплекса, получившей листинг на Нью-йоркской фондовой бирже, и начала регулярные торги акциями в форме АДР второго уровня. Ни одна компания России, кроме «Татнефти», не представлена сразу в двух самых престижных финансовых центрах мира - Нью-Йорке и Лондоне.
За 2008 год курсовая стоимость акций ОАО «Татнефть» выросла с 0,0875$ до 0,375 $ за акцию или на 328,6%, капитализация на конец года составила 759 млн. $. На 31 декабря 2008 года сложилась следующая структура акционерного капитала: 18,45% принадлежит трудовому коллективу, 30,9% - ГКИ РТ, 27,78% - иностранным инвесторам и 22,87% - российским инвесторам.
Таким образом, внешнеэкономическая
деятельность является одной из важнейших
сфер деятельности компании «Татнефть». Компания
осуществляет реализацию своей продукции
на трех рынках сбыта. Рынок экспортных
поставок в страны дальнего зарубежья,
рынок экспортных поставок в страны ближнего
зарубежья, внутренний российский рынок.Все
приоритетные для ОАО "Татнефть"
зоны и регионы определены экономической
деятельностью, целесообразностью ее
расширения. Исходя из принципов экономической
целесообразности, «Татнефть» существенно
сократила в 2008 году объемы сделок с российскими
НПЗ в рамках давальческой схемы. Акции
ОАО «Татнефть» по ликвидности занимают
седьмое место в рейтинге среди крупнейших
российских компаний. Так же компания
«Татнефть» является главным инвестором
компаний.
2.1. Основные проблемы внешнеэкономической деятельности «Татнефть» и пути их решения.
В целом, ситуацию в области внешнеэкономической деятельности компании «Татнефть» в настоящее время можно охарактеризовать как сложную. И это связано, прежде всего, с экономическим кризисом в стране, падением уровня производства, неконкурентоспособностью продукции, недостаточностью средств.
В настоящее время компания «Татнефть» терпит большие убытки из-за сложившегося экономического кризиса в стране. Нефтеперерабатывающая компания стоит на грани утраты технологического потенциала. Чтобы уйти от этой грани, необходимо осуществить широкий комплекс внутригосударственных мер. Их эффект будет больше, а затраты на его достижение меньше, если удастся вовлечь предприятие в мирохозяйственный процесс промышленного сотрудничества и прежде всего научно-производственной кооперации.
В современных условиях к важнейшим перспективным целям развития экспорта продукции компании «Татнефть» следует отнести:
- восстановление объемов экспорта;
- расширение вывоза продуктов интеллектуального труда, таких как лицензии, «ноу-хау», результаты НИОКР, программное обеспечение;
- получение выгодных проектов на новых территориях;
- развитие кооперационного сотрудничества – налаживание поставок за рубеж и из-за рубежа узлов и деталей для добычи и переработки нефти;
- выполнение по заказам из-за границы прикладных научных исследований в целях совершенствования совместного производства;
- расширение технического содействия в строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов, а также в их техническом оснащении[2,c.20].
Весьма важным исходным пунктом для выработки внешнеэкономической стратегии компании является анализ рынков сбыта. Поэтому для предприятия весьма целесообразно проводить маркетинговые исследования для повышения эффективности от выхода на внешние рынки. Должен проводиться анализ географии, емкости, специфических особенностей и требований рынков сбыта, возможных изменений в величине и характере спроса. То есть определению экспортной политики предприятия должно предшествовать выявление перспектив реализации конкретной продукции на определенных рынках. Очевидно, что выдержать конкуренцию на внешнем рынке смогут лишь те производители, которые в состоянии чутко улавливать изменения в характере спроса, гибко приспосабливаться к нему. Такой подход представляется более продуктивным, по сравнению с традиционной подготовкой программ, исходя из производственных возможностей и финансовых потребностей российских предприятий.
Также, следует сказать, что дальнейшее развитие внешнеэкономической деятельности компании и ее интеграция в мировое хозяйство невозможно без наличия кооперационных связей с иностранными партнерами. анализ тенденций в мировом хозяйстве убеждает в необходимости приоритетного развития международной кооперации в производстве и экспорте наукоемкой, высокотехнологичной продукции. Кооперирование производства позволит предприятиям осваивать новые технологии, методы организации и управления в производстве[2,c.23].
Включение российских предприятий в мировой кооперационный процесс должно идти синхронно с налаживанием или поддержанием ранее сложившихся кооперационных связей внутри страны. Без этого трудно налаживать МКП с зарубежными партнерами. Такая кооперация представляет собой реальную интеграционную основу, на которой может лучше развиваться МКП, так как она имеет громадный интеллектуальный, научно-технический, производственный и природно-ресурсный потенциал.
Также компании «Татнефть» в мировом интеграционном процессе необходима двухрыночная ориентация, то есть одновременное изготовление продукции и на российский и на внешний рынок. Только таким путем можно постепенно заполнять отечественный рынок продукцией высокого качества, побудить наши предприятия к повышению конкурентоспособности своей продукции на внутреннем и внешнем рынках. Ведь включение в МКП выдвигает главным требование высокой конкурентоспособности.
Большинству предприятий требуется обновление основных производственных фондов, по причине их физического и морального устаревания, а также обновление технологического уклада и структуры производства. Все это требует существенного объема инвестиций. А так как в стране наблюдается дефицит собственных инвестиционных ресурсов, то возникает необходимость в привлечении иностранных. Для этого необходимо заинтересовать иностранного инвестора рациональным инвестиционным проектом.
При инвестиционном сотрудничестве предприятия должны осуществлять две по сути разные стратегические программы. Первая воплощает план сотрудничества с иностранным партнером и обязательно отражает его интересы. Вторая концентрирует меры для создания своего относительно независимого конкурентоспособного производства. Причем эти программы не являются взаимоотторгающими.
Нужно сказать, что эффективное осуществление внешнеэкономической деятельности компании «Татнефть» невозможно без государственной поддержки. В частности, для государства целесообразно финансировать конкурентоспособные отрасли и предприятия. Финансирование и кредитование может осуществляться из специально созданного фонда, формируемого за счет части доходов бюджета от внешнеэкономической деятельности государства, таких как таможенных платежей, а также зарубежных активов российских экспортеров и коммерческих банков, представляющих собой, по сути, кредит России Западу[2,c.24].