Общий спрос и его детерминанты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 02:04, реферат

Описание работы

Вместе с этими обобщенными определениями спрос характеризуется рядом свойств и количественных параметров, из которых прежде всего следует выделить объем или величину спроса. Из позиций количественного измерения спрос на товар, понимается как объем спроса, значит количество данного товара, которое покупатели (потребители) желают, готовые и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период по определенным ценам.

Содержание работы

ОБЩИЙ СПРОС И ЕГО ДЕТЕРМИНАНТЫ…………………….3
МОДЕЛЬ ЖИЗНЕНОГО ЦИКЛА И ЕЁ ПРИМЕНЕНИЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭВОЛЮЦИИ СПРОСА…....……………………………………..….10
2.1. Фазы жизненного цикла...…………………………………..…..12
3. СТРУКТУРА И ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО СПРОСА……....14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТИРЕТУРЫ…………………..…..16

Файлы: 1 файл

REFERAT_STRATEGIChESKIJ_MARKETING.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

При определении объекта  анализа - класса рынков товара - возникает  еще один вопрос: следует ли рассматривать жизненный цикл как независимую переменную, определяемую неконтролируемыми факторами, или как зависимую переменную, определяемую маркетинговой активностью компании. Это важный вопрос. В первом случае именно ЖЦТ определяет, какую стратегию принять на каждой фазе жизненного цикла; во втором случае, наоборот, принятые стратегии формируют ЖЦТ. Ответ на этот вопрос для случаев анализа категории товаров или одной марки различен.

Для рынка товара, или  для товарного класса, ведущей движущей силой является первичный спрос, основные детерминанты которого - это, с одной стороны, неконтролируемые переменные среды, с другой, маркетинговое давление отрасли. Главными из неконтролируемых факторов являются прежде всего эволюция технологии, которая способствует разработке новых, более совершенных товаров и делает устаревшими существующие товары, а также эволюция устойчивых навыков потребления или производства, которая обусловливает несоответствие некоторых товаров требованиям рынка и требует появления новых товаров.

Эти факторы проявляются  во всех областях, что никоим образом  не исключает существования очень  длительных жизненных циклов для  определенных категорий товаров, имеющих  лучшую защиту. Однако ни одна из отраслей промышленности не защищена от технологических или других изменений, подобных наблюдаемым в часовой промышленности, в текстильной и кожевенной отраслях, в металлургии и т. д. В дополнение к этим неконтролируемым факторам суммарное маркетинговое давление соответствующего промышленного сектора также влияет, как мы видели выше, на первичный спрос, особенно на первых стадиях его формирования, когда он является расширяемым. Именно динамизм фирм приводит к возникновению рынка и развивает, его, обеспечивая возможность повторного роста путем выпуска новых модификаций Таким образом, профиль ЖЦТ не является фиксированным. Эмпирические исследования в этой области, имевшие целью проверить пригодность модели ЖЦТ, действительно, демонстрируют существование большого разнообразия реальных циклов.

 

 

2.1. Фазы жизненного  цикла

 

 

В фазе введения товара модель предсказывает довольно медленную  эволюцию продаж товара, что объясняется  воздействием четырех групп факторов, присущих среде. Перед фирмой могут  возникнуть проблемы технологии, которая  на этой стадии еще недостаточно освоена. Кроме того, может сохраняться неопределенность в выборе производственного процесса. Поэтому фирма не может или не хочет подпитывать рынок в требуемом ритме. Данная фаза характеризуется очень высокой степенью неопределенности, поскольку технология еще в стадии развития, конкуренты неизвестны, рынок плохо определен и остро ощущается отсутствие информации. Чем революционнее инновация, тем выше неопределенность.

В момент выпуска товара критичной проблемой является оценка длительности фазы введения товара, поскольку на этой стадии денежные потоки существенно отрицательны. Маркетинговые расходы, направленные на то, чтобы стимулировать сбыт и информировать рынок, велики и составляют значительную долю объема продаж. Издержки производства также очень высоки в связи с малым объемом выпуска. Тяжелым грузом на рентабельность ложатся амортизация капиталовложений и расходы на НИОКР. Чем короче эта фаза, тем лучше для фирмы. Ее длительность будет функцией восприимчивости покупателя.

Если товар успешно выдерживает испытание первой фазой, он переходит в фазу роста, характеризуемую быстрым развитием продаж. Важной характеристикой этой фазы является систематическое снижение производственных издержек в связи с ростом объема выпуска и эффектом опыта, который уже начинает проявляться. Цены имеют тенденцию к снижению, что позволяет постепенно охватить весь потенциальный рынок. Благодаря этому маркетинговые расходы распределяются на быстро возрастающие объемы продаж. Денежные потоки становятся положительными. Рост первичного спроса продолжает замедляться, вплоть до совпадения с темпом реального роста ВНП или прироста населения. Товар вступает в фазу зрелости. В развитой экономике большинство секторов промышленности находится в этой фазе, которая обычно является самой продолжительной. Рынок на этой стадии сильно сегментирован; фирмы стараются удовлетворить все множество потребностей. Именно в этой фазе вероятность повторного технологического совершенствования наиболее высока, так как конкуренты стремятся продлить жизнь товара.

Фаза упадка проявляется  в структурном снижении спроса. Поскольку  объем продаж и перспективы прибыли  снижаются, некоторые фирмы изымают  свои инвестиции и покидают рынок; другие, напротив, пытаются специализироваться на остаточном рынке, если он все еще представляет для них экономический интерес и если спад происходит постепенно. За исключением иногда наблюдаемых случаев возрождения рынка, прекращение выпуска технологически устаревшего товара становится неизбежным.

 

 

 

3. СТРУКТУРА И ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО СПРОСА

 

 

Анализ спроса и его  детерминант лежит в основе исследований привлекательности рынка. Цель анализа - дать количественную оценку потенциала рынка и фактического уровня общего спроса, без чего невозможен никакой  экономический анализ. Структура общий спроса существенно зависит от того, относится ли он к потребительским товарам или к товарам промышленного назначения, а также от того, относится ли он к товарам длительного или краткосрочного пользования или к услугам.

Спрос на потребительские товары, не связанные с применением товаров длительного пользования. Различие между «уровнем охвата» и «уровнем проникновения» важно для идентификации приоритетных целей воздействия на рынок: увеличивать либо число пользователей. либо объем потребления на одного пользователя. Абсолютный потенциал рынка определяется в предположении, что уровень охвата равен 100%, а уровень проникновения оптимален для каждого использования. Текущий уровень спроса может быть определен из наблюдений устойчивых навыков при покупке. Необходимые данные иногда можно получить также от профессиональных ассоциаций или из официальной статистики. Как правило, однако, не удается обойтись без У первичных данных, которые могут быть получены, например от комиссий («панелей») потребителей.

Если же потребительский  товар связан с использованием товара длительного пользования (например, стиральный порошок и стиральная машина), уровень охвата потребителей заменяется на уровень охвата соответствующего товара длительного пользования. Необходимо также ввести дополнительный показатель - частоту обращения к этому товару.

Спрос на товар длительного  пользования. В этом случае необходимо проводить важное разграничение  между общим спросом и спросом  на замену. Важным показателем является скорость диффузии товаров длительного пользования в среде целевых покупателей. Для ее определения весьма полезны кривые проникновения для сходных товаров за предыдущие периоды.

Спрос на замену находится  в прямой зависимости от размера  парка и срока службы товара длительного пользования. Темп замены необязательно совпадает с темпом прекращения срока службы, под которым понимается доля товаров длительного пользования, которая перестает существовать. Благо может устареть, потому что его экономические показатели стали неудовлетворительными или потому, что, по мнению пользователей, оно просто вышло из моды. Спрос на потребительские услуги определяется точно таким же способом, как и спрос на потребительские товары. За основу принимается количество потенциальных единиц потребления на уровне или на частоте пользования услугой. Вместе с тем услуги обладают некоторыми особенностями, которые следует принимать во внимание при анализе спроса. Эти особенности проистекают из того, что услуги нематериальны несохраняемы. Чтобы воспользоваться услугой, необходим непосредственный контакт с тем, кто ее оказывает, или с сервисной организацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТИРЕТУРЫ

 

 

  1. Гольцов А.В. Перспективы использования стратегического маркетинга на предприятии / Маркетинг. 1996. № 2. С. 72–89.
  2. Карпов В.Н. Выбор целевого рынка /Маркетинг. 1994. № 3. С. 61–71.
  3. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс. 1990. 736 с.
  4. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. СПб: Наука. 1996. 589 с.
  5. Маркетинг / А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С. А. Красильников, Г.А. Васильев. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ. 1996. 560 с.

Информация о работе Общий спрос и его детерминанты