Обучение персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 02:47, курсовая работа

Описание работы

Процесс обучения человека протекает всю его сознательную жизнь. Первичное обучение осуществляется в школах, профессионально-технических училищах, техникумах, вузах. Вторичное обучение проходит в вузах, институтах и на факультетах специально организованных курсах и семинарах, на предприятиях и в организациях и т.п. Целью обучения является получение образования.
Образование – процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и способов поведения, необходимых для подготовки человека к жизни и труду.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие, виды и характеристика обучения персонала
2. Методы обучения персонала на рабочем месте
3. Методы обучения персонала вне рабочего места
4. Сравнение современных методов обучения персонала в России и за рубежом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

КР по Управлению персонала.docx

— 47.49 Кб (Скачать файл)

Источниками информации о потребностях в профессиональном обучении являются:

    • результаты аттестации;
    • заявки и пожелания от самих сотрудников;
    • стратегия развития организации.

После определения потребностей переходят к этапу подготовки программы обучения. Разработка программ профессионального обучения может осуществляться как самой организацией, так и специализированными компаниями. Выбор в каждой конкретной ситуации определяется анализом преимуществ и недостатков каждого варианта.

Содержание программы зависит от целей, которые стоят перед ней, отражающими потребности в профессиональном обучении в конкретной организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ  ПЕРСОНАЛА  НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

 

Различают два основных метода обучения персонала:

    • обучение на рабочем месте;
    • обучение вне рабочего места в специализированных учебных заведениях, центрах подготовки кадров.

У обоих методов есть свои достоинства и недостатки. Рассмотрим сначала метод профессионального обучения без отрыва от производства. Данная форма осуществляется с конкретной постановкой задачи на рабочем месте.

 

Таблица 3: Методы обучения персонала на рабочем месте

№ п/п

Методы обучения

Характерные особенности метода

1

2

3

1

Направленное приобретение опыта

Систематическое планирование обучения на рабочем месте, основу планирования составляет индивидуальный план профессионального обучения, в котором изложены цели обучения

2

Производственный инструктаж

Информация, введение в специальность, адаптация, ознакомление обучающегося с его новой рабочей обстановкой.

3

Смена рабочего места (ротация)

Получение знаний и приобретение опыта в результате систематической смены рабочего места. В результате этого за определенный промежуток времени создается представление о многогранности деятельности и производственных задач

4

Использование работников в качестве ассистентов, стажеров

Обучение и ознакомление работника с проблемами высшего и качественно иного порядка задач при одновременном принятии на себя некоторой доли ответственности

5

Подготовка в проектных группах

Сотрудничество, осуществляемое в учебных целях в проектных группах, создаваемых на предприятии для разработки крупных, ограниченных сроком задач


 

Организации используют этот метод, для обучения исходя из таких причин как:

    • есть возможность учесть корпоративную специфику;
    • экономятся значительные средства;
    • сохраняются корпоративные тайны.

Данный метод включает в себя следующие ограничения:

    • отсутствие источников развития систем обучения внутри компании;
    • невозможность генерировать и продвигать новые продукты без интеллектуальных вливаний извне;
    • рутинизация работы сотрудников по обучению персонала вследствие тиражирования одних и тех же учебных моделей;
    • ограниченность аудитории, которая может обучаться посредством внутренних ресурсов.

В организациях в основном используют два метода обучения персонала на рабочем месте:

    1. наставничество
    2. сторителлинг

Наставничество – индивидуальное или коллективное шефство опытных рабочих над молодыми сотрудниками или их группами. А также это форма воспитания (шефства),профессиональной подготовки и адаптации молодых работников в организации, которая предполагает передачу опыта наставника и прививание культуры труда и корпоративных ценностей новичку3.

Сторителлинг (от англ. Story Telling – «рассказывание историй») – заключается в том, чтобы с помощью рассказов и историй из жизни организаций обучать новых сотрудников правилам работы в корпорации4. Данный метод начинает работать в процессе подбора персонала на вакантные должности. В зависимости от того, насколько подходит тот или иной кандидат, интервьюер рассказывает о компании, таким образов, подготавливая к ее традициям, корпоративной культуре. Перед выходом на работу сотрудник также знакомится со всеми необходимыми правилами внутреннего трудового распорядка, политикой в области управления персонала.

Наставничество отличается от других методов обучения тем, что обучение происходит на рабочем месте в рабочее время с поддержкой нового сотрудника более опытным и квалифицированным. Целью данного метода является минимизация периода адаптации и периода освоения новых технологий сотрудниками на рабочем месте, с помощью чего решаются такие задачи как:

    • повышение качества подготовки и квалификации персонала;
    • развитие у новых сотрудников позитивного отношения к работе;
    • предоставление новым сотрудникам возможности быстрее достичь рабочих показателей, необходимых компании;
    • экономия времени руководителей подразделений на обучение новых работников;
    • предоставление наставникам возможности карьерного роста, поощрение их за хорошую работу, признание их заслуг перед компанией;
    • снижение текучести кадров;
    • подготовка документов «План вхождения в должность» и «Лист оценки развития компетенций».

 

Признаками наставничества считаются:

    1. гибкость
    2. прикладной характер;
    3. индивидуальность;
    4. ориентация на людей;
    5. наличие обратной связи;
    6. высокий мотивационный потенциал.

Преимуществами данного метода обучения являются выполнение должностных обязанностей наставником и обучаемым, выполнение работы, получение рабочих навыков за короткое время.

Обучение на рабочем месте характеризуется непосредственным взаимодействием с повседневной работой. Оно является более дешевым и оперативным, а также может предусматривать приглашение внешнего преподавателя для удовлетворения конкретных потребностей в обучении сотрудников.

Инструктаж – разъяснение и демонстрация приёмов работы опытным сотрудником или специально подготовленным инструктором на рабочем месте. По времени инструктаж непродолжителен и направлен на изучение какой-то определенной операции или процедуры, которая входит в круг обязанностей обучаемого. Инструктаж не требует значительных затрат и эффективен для простых видов деятельности. Широко используется на всех уровнях современной организации.

Ротация – метод подготовки кадров в организации, который предполагает последовательную работу сотрудника на разных должностях, как в своем, так и в других подразделениях с целью приобретения новых навыков. Ротация применяется в тех случаях, когда сотруднику нужна многосторонняя квалификация, «многоплоскостной» взгляд на проблемы организации. Ротация также оказывает положительное воздействие на сотрудников, помогает преодолевать стресс, расширять социальные контакты. Но есть и недостатки: высокие издержки, которые связанны со снижением производительности из-за перемещения сотрудника по должностям.

При достаточном запасе теоретических знаний вариант обучения на рабочем месте более предпочтителен, чем вне рабочего места, поскольку позволяет входить в работу сразу же в процессе ее выполнения, требует меньше затрат и обеспечивает связь с практикой. Но данное обучение требует  особого отбора инструкторов, их близость к обучаемым по социальному положению и личным качествам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ  ПЕРСОНАЛА ВНЕ РАБОЧЕГО МЕСТА

 

 

Методы профессионального обучения вне рабочего места предназначены, прежде всего, для получения теоретических знаний и для обучения умению вести себя в соответствии с требованиями производственной обстановки.

 

Таблица 4: Методы обучения персонала вне рабочего места.

№ п/п

Методы обучения

Характерные особенности метода

1

2

3

1

Чтение  лекций

Пассивный метод обучения, используется для изложения теоретических и методических знаний, практического опыта.

2

Программированные курсы обучения

Более активный метод обучения, эффективен для получения теоретических знаний.

3

Конференции, семинары

Активный метод обучения, участие в дискуссиях развивает логическое мышление и вырабатывает способы поведения в различных ситуациях.

4

Метод обучения руководящих кадров, основанный на самостоятельном решении конкретных задач из производственной практики

Моделирование организационной проблемы, которую должны решить участники группы. Позволяет соединить теоретические знания и практические навыки, предусматривает обработку информации, конструктивно-критическое мышление, развитие творчества в процессах принятия решений.

5

Деловые игры

Обучение манере вести себя в различных производственных ситуациях, при ведении переговоров, причем обладатели ролей должны вырабатывать альтернативные точки зрения.

6

Методы решения производственно-экономических проблем с помощью моделей

Моделирование процессов, происходящих на конкурирующих предприятиях. Слушатели распределяют между собой роли конкурирующих между собой фиктивных организаций. С помощью исходных данных они должны принять соответствующие решения для нескольких стадий производства продукции ли услуг.

7

Кружок качества вместо учебы (рабочая группа)

Молодые специалисты разрабатывают конкретные решения по проблемам управления организации, объединившись в рабочие группы. Разработанные в рабочих группах предложения передаются руководству организации, которое рассматривает предложения.


В последнее время выросло значение методов обучения квалифицированных кадров, согласно которым участники рабочих групп во время встреч вне рабочего места обсуждают рабочую ситуацию и вместе ищут способы решения тех или иных задач. Данный метод носит название «кружок качества», был придуман в Японии, широко применяется в США и Европе. В Германии же этот метод называется «вместо учебы». У этих двух методов есть схожие особенности: рабочие группы хотят управлять самостоятельно. Группы отличаются лишь постановкой  цели. «Кружок качества» прежде всего старается подчеркнуть ориентированную на результат экономическую эффективность обучения квалифицированных кадров, в то время как группа «вместо учебы» на передний план выдвигает элементы обучения квалифицированного работника, ориентированные на личность, т.е. выработку манеры поведения, способы общения.

Обучение вне рабочего места имеет определенные достоинства и недостатки. Данные методы обучения позволяют:

    • пригласить для обучения в компанию специалистов любого уровня, способных оказать качественные услуги;
    • решать актуальные проблемы обучения персонала.

Вместе с тем она имеет свои ограничения:

    • при использовании только внешних ресурсов обучения у организации не удерживаются накопленные корпоративные компетенции;
    • растет неспособность организации к самостоятельному обучающему действию;
    • транзакционные издержки.

Таким образом, основными методами обучения вне рабочего места являются: лекции, семинары, практические занятия, деловые игры, тренинги, самообучение. 
 
Лекция  - традиционный метод обучения, один из основных видов учебных занятий. Лекция решает важную задачу – получение необходимого количества знаний, информации слушателями за небольшой промежуток времени. Лекции эффективны и с экономической точки зрения, поскольку лектор работает с десятками слушателей одновременно. Разновидности: лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция-диалог, лекция-презентация.

Ограниченность лекций связана с тем, что слушатели являются пассивными участниками происходящего. В результате - отсутствие обратной связи, лектор не контролирует степень восприятия материала и не может внести коррективы в ход обучения.

Семинары проводятся обычно как итоговое занятие, завершающее какой-то раздел учебного плана или самостоятельную тему. Их цель - закрепить знания по данному вопросу. Семинар требует серьезной подготовки руководителя и обучающихся. Эффективность проведения семинара во многом зависит от мастерства ведущего, от подготовленности слушателей, психологического настроя на обсуждение проблемы.

Информация о работе Обучение персонала