Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 16:08, курсовая работа
Цель работы - оценка факторов риска при организации туристской деятельности.
Задачи работы:
1. Рассмотреть факторы рисков.
2. Оценить специфические виды рисков при организации туристкой деятельности.
3.Определить меры по снижению рисков в туриндустрии.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1.РИСКИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИИ БИЗНЕСА 4
1.1. ЧТО ТАКОЕ РИСКИ 4
1.2. ВИДЫ РИСКОВ 7
Политический риск 7
Технический риск 10
Производственный риск 11
Коммерческий риск 12
Финансовый риск 15
Отраслевой риск 18
Инновационный риск 19
ГЛАВА 2.ВИДЫ РИСКОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 21
2.1. ОЦЕНКА РИСКА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТСКОЙ КОМПАНИИ 21
2.2. ВНУТРЕННИЕ РИСКИ 25
Форма бизнеса 25
Сезонность 25
Расположение офиса 26
Персонал 26
Специализация 26
2.3. ВНЕШНИЕ РИСКИ 27
Отношения с туроператорами 27
Непредвиденные обстоятельства 28
ГЛАВА 3.МЕРЫ ПО СНИЖЕНИЮ РИСКОВ В ТУРИНДУСТИРИИ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- степень ценовой и неценовой конкуренции;
- легкость или сложность вхождения организации в отрасль;
- наличие или недостаток близких и конкурентоспособных по цене заменителей;
- рыночная способность покупателей;
- рыночная способность поставщиков;
- политическое и социальное окружение.
Однако перечисленные условия, в которых функционирует отрасль, подвержены неожиданным, иногда резким изменениям. Поэтому предпринимательским фирмам необходимо постоянно учитывать отраслевой риск при любых видах деятельности.
Инновационный риск особенно важен в современной предпринимательской деятельности, которая находится на этапе увеличения капиталов, используемых как для производства существующих товаров и услуг, так и для создания новых, ранее не производимых.
Инновационный риск - это вероятность потерь, возникающих при вложении предпринимательской фирмой средств в производство новых товаров и услуг, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке. Инновационный риск возникает в следующих ситуациях:
при внедрении более дешевого метода производства товара или услуги по сравнению с уже использующимися. Подобные инвестиции будут приносить предпринимательской фирме временную сверхприбыль до тех пор, пока она является единственным обладателем данной технологии. В данной ситуации фирма сталкивается лишь с одним видом риска — возможной неправильной оценкой спроса на производимый товар;
при создании нового товара или услуги на старом оборудовании. В этом случае к риску неправильной оценки спроса на новый товар или услугу добавляется риск несоответствия качества товара или услуги в связи с использованием старого оборудования;
при производстве нового товара или услуги при помощи новой техники и технологии. В данной ситуации инновационный риск включает в себя: риск того, что новый товар или услуга может не найти покупателя; риск несоответствия нового оборудования и технологии необходимым требованиям для производства нового товара или услуги; риск невозможности продажи созданного оборудования, так как оно не подходит для производства иной продукции, в случае неудачи.
2 Виды рисков при организации туристкой деятельности
2.1 Оценка риска при организации новой туристского предприятия
Под риском понимается опасность того, что цели, поставленные при открытии туристического агентства, могут быть недоступны полностью или частично. Так как создание туристского предприятия - охватывает несколько стадий, то и оценку риска целесообразно проводить по ним, то есть по подготовительной и стадии функционирования.
По характеру воздействия риски разделяются на простые и составные. Составные риски являются композицией простых, каждый из которых в композиции рассматривается как простой риск. Простые риски определяются полным перечнем пересекающихся событий, т.е. каждое из них рассматривается как независящее от других.
Чтобы оценить значения рисков при открытии нового агентства, можно обратиться к экспертам.
В данной работе, для оценки вероятности рисков, было взято за основу открывающееся туристское агентство ООО"Босфор. При открытии предприятия использовались мнения трех экспертов: директор создаваемого предприятия (1), директор аудиторской фирмы (2), главный специалист инвестиционного отдела коммерческого банка (3).
Разработчиками проекта был составлен перечень первичных рисков по всем стадиям проекта. Каждому эксперту, работающему отдельно, предоставлялся перечень первичных рисков, и им предлагалось оценить вероятность их наступления, руководствуясь следующей системой оценок:
0 - риск рассматривается как несущественный;
25 - риск, скорее всего, не реализуется;
50 - о наступлении события ничего определенного сказать нельзя;
75- риск, скорее всего, проявится;
100 - очень большая вероятность реализации риска.
В таблице 1 приведены оценки приоритетов, которые отражают важность каждого отдельного события для открывающегося ь проекта. После определения вероятностей по простым рискам была проведена интегральная оценка риска в два последовательных этапа: сначала определялась оценка риска для каждой из стадий, предварительно рассчитав риски для подстадий, стадии функционирования - финансово-экономической, технологической и социальной. После этого можно работать с объединенными рисками и дать оценку риска всего проекта на основе оценок риска отдельных стадий.
Для получения оценки рисков объединенных стадий использовалась процедура взвешивания. Процедура определения веса, с которыми каждый простой риск входит в общий риск проекта, проводилась согласно следующим правилам:
· все простые риски могут быть ранжированы по степени важности (расставлены по приоритетам). Риски первого приоритета имеют больший вес, чем риски второго, и т.д.;
· все риски с одним и тем же приоритетом имеют равные веса;
· сумма весов равна единице, веса являются числами положительными, в диапазоне от 1 до 0.
Определение приоритетов прямо связано с социально-экономической ситуацией в стране. Так как она существенным образом связана с неплатежами, то все риски, связанные с системой расчетов, имели первый приоритет. Второй приоритет был отдан социальным факторам. А техническим - третий. Анализ рисков настоящего проекта приведен в Таблице 1 Оценка простых рисков проекта по созданию туристического агентства.
Таблица 1 - Оценка простых рисков проекта по созданию туристического агентства
№ |
Простые риски |
Эксперты |
Средняя |
Прио-ритет Pi |
Вес Wi |
Оценка Ii | ||
1 |
2 |
3 | ||||||
Подготовительная стадия |
11.92 | |||||||
1 |
Непредвиденные затраты |
50.00 |
50.00 |
75.00 |
58.33 |
1 |
0.09 |
5.25 |
2 |
Открытие предприятие не в установленные сроки |
75.00 |
50.00 |
75.00 |
66.67 |
1 |
0.09 |
6.00 |
3 |
Недостатки в качестве услуг |
25.00 |
50.00 |
25.00 |
33,33 |
3 |
0.01 |
0.33 |
4 |
Подбор помещения для аренды |
25.00 |
25.00 |
0.00 |
16.67 |
3 |
0.01 |
0.17 |
5 |
Не своевременная под-готовка работников |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
2 |
0.04 |
0.00 |
6 |
Недобросовестность |
25.00 |
25.00 |
0.00 |
16.67 |
3 |
0.01 |
0.17 |
Функционирование | ||||||||
Финансово-экономические |
26.83 | |||||||
7 |
Неустойчивость спроса |
50.00 |
75.00 |
50.00 |
58.33 |
1 |
0.09 |
5.25 |
8 |
Появление альтер-нативных услуг |
50.00 |
75.00 |
50.00 |
58.33 |
3 |
0.01 |
0.58 |
9 |
Снижение цен на услуги конкурентами |
75.00 |
100.00 |
75.00 |
83.33 |
1 |
0.09 |
7.5 |
10 |
Рост налогов |
50.00 |
25.00 |
50.00 |
41.67 |
3 |
0.01 |
0.42 |
11 |
Неплатежеспособность потребителей |
520.00 |
50.00 |
25.00 |
41.67 |
1 |
0.09 |
3.75 |
12 |
Рост стоимости у.е |
75.00 |
50.00 |
75.00 |
66.67 |
1 |
0.09 |
6 |
13 |
Зависимость от агентов |
25.00 |
50.00 |
25.00 |
33.33 |
3 |
0.01 |
0.33 |
14 |
Недостаток оборотных средств |
25.0 |
50.00 |
25.00 |
33.33 |
1 |
0.09 |
3.00 |
Социальные |
5.33 | |||||||
15 |
Трудности с набором профессиональных кадров |
75.00 |
50.00 |
50.00 |
58.33 |
2 |
0.04 |
2.33 |
16 |
Текучесть кадров |
25.00 |
0.00 |
0.00 |
8.33 |
2 |
0.04 |
0.33 |
17 |
Отношение местных властей |
25.00 |
25.00 |
0.00 |
16.67 |
2 |
0.04 |
0.67 |
18 |
Недостаточный уро-вень мотивации |
0.00 |
25.00 |
25.00 |
16.67 |
2 |
0.04 |
0.67 |
19 |
Квалификация кадров |
25.00 |
50.00 |
25.00 |
33.33 |
2 |
0.04 |
1.33 |
Технические |
0.51 | |||||||
20 |
Нестабильность качества услуг |
25.00 |
0.00 |
25.00 |
16.67 |
3 |
0.01 |
0.17 |
21 |
Новизна технологии |
0.00 |
25.00 |
25.00 |
16.67 |
3 |
0.01 |
0.17 |
22 |
Недостаточная проработка маршрутов |
0.00 |
25.00 |
25.00 |
16.67 |
3 |
0.01 |
0.17 |
23 |
Снижение спроса рынка |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
3 |
0.01 |
0.00 |
Суммарный риск проекта |
0.97 |
44.59 |
Как показывает таблица 1, суммарный риск проекта составляет 44.59 балла и может быть охарактеризован как средний.
Наиболее высоким уровнем риска обладают подготовительная стадия и финансово-экономические факторы функционирования. Риск подготовительной стадии связан, прежде всего, с вероятностью несвоевременного открытия предприятия и непредвиденными затратами. Особую опасность представляют непредвиденные затраты, из-за которых может произойти задержка открытия предприятия и снизиться общая рентабельность проекта.
Из результатов расчета финансово-экономических рисков следует, что риск составляет примерно 60% от общего показателя риска проекта, причем, доминирующими причинами этого является возможное снижение спроса и непредвиденное снижение цен конкурентами, а также неплатежеспособность потребителей и резкий рост стоимости у.е.. Уровень социальных рисков составляет 5.33 (11.9 %), причем их подавляющая часть обусловлена возможными трудностями с набором персонала и его квалификацией. Рассматриваемый проект не связан со значительными техническими рисками.
Риск проекта, связан с небольшим числом особо опасных факторов. В таблице 2 приводятся наиболее значимые риски.
Таблица 2 - Наиболее значимые риски проекта
Вид риска |
Уровень |
Непредвиденные затраты |
5.25 |
Несвоевременное открытие предприятия |
6.00 |
Неустойчивость спроса |
5.25 |
Снижение цен конкурентами |
7.5 |
Рост стоимости у.е. |
6.00 |
Далее рассмотрены наиболее очевидные риски, которые ожидают предпринимателей, желающих открыть бизнес в сфере туризма.
Начинающему предпринимателю в первую очередь следует решить, каким именно путем он хочет получить свой бизнес: будет ли это покупка готовой компании «под ключ», или франшизы, будет ли это приобретением действующего бизнеса, или же стоит пройти все этапы с нуля и самостоятельно создать новую фирму? У каждого варианта есть как свои достоинства, так и недостатки. Покупая франшизу можно снять с себя расходы на раскрутку агентства и большинство рисков, однако необходимость соблюдения стандартов лишит этот бизнес индивидуальности. Покупая готовое агентство стоит помнить, что порой действительно случается так, что владельцы вынуждены продавать устойчивый, высокодоходный бизнес, но это бывает не так часто. Покупка агентства «под ключ» чревата тем же, что и покупка автомобиля стандартной комплектации: порой на необходимые доработки и перемены уходит больше времени, чем на создание компании с нуля.
Еще до открытия агентства необходимо заложить в бизнес-план фактор сезонности бизнеса, от которой фатально страдает немало начинающих предпринимателей. Эта проблема обычно затрагивает даже крупные компании, работающие на рынке не один год, а новичкам и вовсе первое время стоит планировать убытки. Вне сезона отпусков новая компания может даже не выйти на самоокупаемость. Об этом нужно помнить и заранее планировать эти затраты. С сезонностью также связан момент открытия компании: лучше если он придется на летний период, тогда представится возможность сразу покрыть расходы. А поскольку средний срок регистрации и открытия турагентства составляет до 5 месяцев, начинать подготовку к открытию лучше прямо с января, чтобы был шанс открыться к сезону летних отпусков. Поступая иначе, компания рискует разориться, даже не успев продать ни одной путевки.
Офис, расположенный на задворках, может отнять у фирмы до 80% клиентов, одни из которых просто до него не дойдут, свернув в другие турагентства, попавшиеся на пути, а другие не решатся приобрести путевку в компании, офис которой имеет подобное размещение. Поправить ситуацию может яркая, интуитивно понятная система вывесок и внутреннее обрамление агентства.
Согласно статистике, принятие решения потребителем о покупке путевки на 40-50% может зависеть от влияния менеджера турагентства. Им непременно нужно обладать знанием предлагаемого продукта, умением общаться с клиентом, предоставлять ему необходимую информацию, быть вежливыми и терпеливыми. Менеджеру турфирмы просто необходимо самому «болеть» своим делом, для того, чтобы он смог передать собственный восторг потенциальному клиенту. Не стоит скупиться на ознакомительные туры, устраиваемые туроператорами. Обычно, рассказы, наполненные личными впечатлениями, производят на клиентов гораздо более благоприятное впечатление, чем самые красочные буклеты и каталоги. Не экономьте на подборе персонала, лучше поручите этот вопрос компетентным специалистам, которые сумеют подобрать для Вашей компании оптимальное решение.
Чаще всего, выбор неприбыльного профиля работы связан с полным отсутствием анализа деятельности конкурентов. Пять турагентств могут ужиться на одном этаже только в случае четкой дифференциации их продукта. Чем более популярным является предложение - тем большее значение приобретает удобное расположение офиса и отсутствие прямых конкурентов поблизости. А в том случае, если компания решает заниматься уникальным направлением – снижаются риски прямой конкуренции, но возникает риск полной зависимости от принимающей стороны и туроператоров, которые в любой момент по той или иной причине могут приостановить формирование туров в выбранную страну.
Поскольку турагентства выполняют роль продавца туроператорского продукта, их репутация и устойчивость на рынке в большинстве своем зависит от качества этого самого продукта. В случае, если поездка срывается по вине туроператора, клиент запомнит именно агентство, продавшее ему эту путевку, и вряд ли когда-либо в него вернется. Причем любая отдельная недоработка со стороны туроператора - будь то встреча в аэропорту, бронирование гостиничных номеров, организация экскурсий, или программа страхования – по сути является «ложкой дегтя», способной испортить впечатление от всей поездки. Один-два кричащих репортажа по телевидению с упоминанием оператора и агента, и репутация может потянуть турагентство на дно. Поэтому выбор туроператора - это задача, требующая действительно серьезного подхода. Решению вопроса может помочь посещение специализированных выставок, на которых представлены услуги ведущих туроператоров по всем направлениям. В финансовом плане, проблемы, возникающие у туроператора (к примеру, срывы договоров с принимающей стороной при полной предоплате), могут отразиться на турагентстве снижением их маржи, т.е. разницы между ценой покупки и ценой продажи.
Войны, теракты и катаклизмы являются наименее прогнозируемым риском в работе турагента и туроператора. Сложно предугадать как саму проблему, так и реакцию туристов на нее. В случае войны теряет и туроператор и турагент, продававший путевки на это направление и позиционировавший себя как специалист по данной стране. Теракты и стихийные бедствия сопровождаются резким снижением цен на данное направление и, соответственно, снижением дохода агентства. Масштабы обычно зависят от величины проблемы и времени освещения ее в прессе. Чем быстрее журналисты забывают о случившемся, тем быстрее бизнес снова входит в свое русло. Одним из способов продержаться во время тотального снижения спроса является наличие альтернативных направлений.
Наличие подобных рисков и количество ежегодно сходящих с арены туристических агентств доказывает то, что вопреки сложившемуся стереотипу, этот бизнес вовсе не является таким простым, как кажется на первый взгляд. И как любое дело он требует тщательного и продуманного подхода.
3. Меры по снижению рисков в туриндустрии
Открытие бизнеса - дело рисковое. Задача будущего бизнесмена - просчитать все риски и постараться минимизировать.
Несомненно, начиная собственное дело, каждый предприниматель надеется на то, что оно не только окупится, но и принесет в дальнейшем немалую прибыль. Однако, не следует забывать, что идея начать новое дело, определенно связана с немалым риском. Поэтому так важно еще на самой начальной стадии постараться их минимизировать. Для начала стоит взвесить все «за и против» и реалистично оценить свои возможности. Тогда, возможно сам собой придет ответ на вопрос: действительно ли решение об открытии своего бизнеса является удачной идеей.
Информация о работе Оценка факторов риска при организации туристкой деятельности