Оценка конкурентоспособности национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 11:36, лекция

Описание работы

В широком смысле слова конкурентоспособность предполагает, что ею обладает тот или иной хозяйствующий субъект, который лучше других удовлетворяет спрос на результаты своей деятельности и за этот счет обеспечивает себе длительное процветание, является
конкурентоспособным. Аналогично можно судить о конкурентоспособности всей национальной экономики.

Файлы: 1 файл

Lekcija_7._Ocenka_konkurentosposobnosti_nacionalnoi_ehkonomiki.doc

— 39.50 Кб (Скачать файл)

Лекция 5. Оценка конкурентоспособности национальной экономики

В широком смысле слова  конкурентоспособность предполагает, что ею обладает тот или иной хозяйствующий субъект, который лучше других удовлетворяет спрос на результаты своей деятельности и за этот счет обеспечивает себе длительное процветание, является

конкурентоспособным. Аналогично можно судить о конкурентоспособности всей национальной экономики.

Оценка конкурентоспособности  может быть прямой или косвенной.

Прямая  оценка предполагает определение степени использование национального богатства для достижения совокупности стратегических целей государства.

Косвенная оценка уровня конкурентоспособности национальной экономики может быть дана с помощью отношения величины затрачиваемых ресурсов (элементов национального богатства) на единицу валового национального продукта (ВНП).

Как прямая, так и косвенная  оценка конкурентоспособности получает свое реальное значение лишь в сравнении  с аналогичными показателями других стран. Здесь возникает проблема выбора объекта для сравнения. Для решения этой проблемы в мировой практике разработаны различные методы оценки рейтинга стран по их конкурентоспособности.

Для определение  рейтинга в мировых табелях о  рангах используются комплексные модели, в которых учитываются 381 показатель. Они сгруппированы в 8 агрегированных факторов:

  • внутренний экономический потенциал;
  • внешнеэкономические связи;
  • государственное регулирование;
  • кредитно-финансовая система;
  • инфраструктура;
  • система управления;
  • научно-технический потенциал;
  • трудовые ресурсы.

Наиболее  сильными сторонами российской экономики в плане мировой конкурентоспособности являются: научно-технический потенциал, трудовые ресурсы.

Наиболее  слабыми: роль государства в экономике, система управления и кредитно-финансовая система.

Предпосылки конкурентоспособности  национальной экономики

Следует рассмотреть факторы, влияющие на конкурентные преимущества страны. В теории М. Портера эти факторы представлены в виде схемы детерминантов конкурентных преимуществ, в состав которых входят:

В эту систему включаются также  «случайные события» и «действия правительства», которые могут либо усиливать, либо ослаблять конкурентные преимущества страны.

Рассмотрим  эти детерминанты.

Детерминанты  конкурентных преимуществ:

1. Параметры факторов. Факторы производства — это материальные (вещественные) и нематериальные (институты) условия, необходимые для формирования конкурентных преимуществ в производственном процессе отдельных экономических агентов, а также в стране базирования этих агентов.

В зависимости от конкретных значений (параметров) факторов определенная фирма (либо иной агент), функционирующая в той или иной отрасли национальной экономики, может получить либо благоприятные, либо неблагоприятные для создания и поддержания конкурентных преимуществ условия производства. Эти факторы подразделяются на общие и специальные, то есть непосредственно касающиеся всех или каких-то специфических фирм.

2. Стратегия фирм, их структура и соперничество. Каждая фирма следует своей собственной конкурентной стратегии для завоевания лучшей позиции и выгод от конкурентного преимущества. Это означает, что акции и контракции фирм-соперниц приводят к созданию новых условий функционирования фирм. Если в стране отсутствует или слабо развита конкурентная среда, если отсутствует соперничество между фирмами, если стратегия фирм не ориентирована на деятельность в условиях соперничества, рассчитывать на возникновение конкурентного преимущества как на внутреннем, так и на внешних рынках не приходится.

3. Параметры спроса. К ним в первую очередь относятся такие, как требовательность покупателей к качеству товаров и услуг; эластичность спроса по цене, уровню дохода, перекрестная эластичность; степень осознания различными социальными группами актуальности той или иной потребности; национальные традиции и обычаи; фазы жизненного цикла спроса и другие параметры, характеризующие спрос, величину спроса и их динамику.

4. Родственные и поддерживающие  отрасли. Наличие в национальной экономике развитых родственных и поддерживающих отраслей, то есть отраслей, обеспечивающих те или иные фирмы необходимыми материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями и другими материальными средствами и информационными объектами, является непременным условием создания и поддержания конкурентных преимуществ каждой фирмы в стране по сравнению с фирмами других стран.

Родственные отрасли могут сами выступать  в роли конкурентов, которые выводят на рынок товары-субституты, новые материалы, технологии. Они могут выступать в качестве новаторов или имитаторов инноваций. Поэтому их можно считать также и стимуляторами научно-технического прогресса в обслуживаемых ими отраслях или отдельных фирмах.

Роль  случая. Случайными являются события, которые имеют мало общего с условиями развития экономики страны и влиять на которые не могут ни фирмы, ни правительство. Это — изобретательство, крупные технологические прорывы, резкие изменения цен на мировых рынках. Наибольшее влияние оказывают форс-мажорные обстоятельства: природные катаклизмы, войны, эпидемии. Вместе с тем следует отметить, что некоторые «случайности» могут быть до некоторой степени детерминированы. Так, если правительство или какие-либо фонды не будут финансировать фундаментальные или прикладные исследования и разработки, то «случайных» технических или технологических прорывов не произойдет.

Случайные события  могут изменить позиции соперничающих фирм.

Роль  правительства. В данном контексте под правительством мы понимаем и законодательную, и исполнительную ветви власти разных уровней. Действенная роль правительства в формировании конкурентных преимуществ заключается в оказании влияния на все детерминанты. Правительство может влиять и подвергаться влиянию (как позитивному, так и негативному) всех детерминантов. На параметры факторов, так же как и на параметры спроса, влияет кредитно-денежная, налоговая, бюджетная, социальная политика правительства.

Эти и другие детерминанты влияют на решения законодательной  и исполнительной власти либо лоббированием  интересов экономических агентов, либо деятельностью общественных организаций. Взаимное влияние друг на друга детерминантов «национального ромба» (по терминологии М, Портера) создает те или иные условия формирования и роста конкурентных преимуществ отдельных фирм и национальной экономики в целом.

 Наличие  или отсутствие тех или иных  конкурентных преимуществ, их значимость для национальной экономики в целом или для ее отдельных отраслей и экономических агентов можно рассматривать как предпосылки высокого или низкого уровня конкурентоспособности. Если хотя бы одна какая-либо детерминанта конкурентных преимуществ не соответствует требуемому уровню, то достичь высокого уровня конкурентоспособности на внутреннем и особенно внешнем рынке ни отдельные фирмы, ни экономика в целом не смогут.

 


Информация о работе Оценка конкурентоспособности национальной экономики