Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 10:36, курсовая работа
Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время конкуренция играет основополагающую роль в экономике любой страны. Развитие экономической сферы нашей страны свидетельствует о том, чем грозит невнимание и непонимание значения конкуренции в экономических отношениях.
В данной курсовой работе рассмотрим понятия конкуренции, ее видов, функций в экономике, а так же расчет показателей конкурентоспособности фирмы и товара.В настоящее время конкуренцию сложно однозначно разделить конкуренцию на основе цены или конкуренцию на основе качества. Сейчас любой вид конкуренции может сочетать в себе элементы как ценовой, так и неценовой конкуренции. С понятием «рынок» тесно связаны понятия « монополия» и «конкуренция».
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Конкуренция и конкурентное преимущество 5
1.1. Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции 5
1.2 Силы, управляющие конкуренцией в отрасли 9
1.3 Виды конкурентного преимущества. 12
Глава 2. Теоретические и методические основы оценки конкурентноспособности товара и фирмы 17
2.1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара и фирмы. 17
2.2 Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности товара. 18
2.3 Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы 22
Глава 3. Расчет показателей конкурентоспособности товара (продукции) и фирмы (предприятия) 25
3.1 Оценка конкурентоспособности товара (продукции) 25
3.2 Расчет показателей конкурентоспособности фирмы (предприятия) 27
Заключение 40.
Список используемой литературы 41.
По данным таблицы можно сделать следующие выводы:
Если при расчете водопоглощения и массы результат больше 1, то это снижает конкурентоспособность так как чем меньше водопоглощение и масса, тем лучше для свойств продукции. Для прочности наоборот.
Таким образом,ранжируя фирмы по местам, учитывая наилучшее количество результатов, мы получим:
3.2 Расчет показателей конкурентоспособности фирмы (предприятия).
Матричный подход к определению маркетинговой составляющей конкурентоспособности фирмы.
Для того чтобы практически оценить конкурентоспособность фирмы на рынке, необходимо собрать разнообразную информацию об имеющихся предприятиях, производящих аналогичную продукцию. При этом изначально следует учитывать максимально возможное количество имеющихся конкурентов и потенциальных
конкурентов, а затем сосредоточить внимание на основных. Если конкуренция очень высока, то типичной ошибкой можно считать попытку внедриться на перенасыщенный рынок.
Всего приводятся девять показателей для оценки конкурентоспособности предприятия: цена, имидж или рейтинг предприятия, доля на рынке, размещение, качество продукции, дилерская сеть, маркетинг и реклама. обслуживание потребителей (сервис).
Доля на рынке может быть рассчитана через натуральные и стоимостные показатели. Фирма, занимающая наибольшую долю, может быть лидером на рынке. Таким фирмам легче диктовать свои условия рынку. Как правило, они более прибыльны и имеют важные конкурентные преимущества.
Имидж (рейтинг) характеризует сложившиеся общественное мнение о фирме и её продукции.
Цена является важнейшим фактором конкурентоспособности как продукции, так и фирмы в целом. При оценке конкурентоспособности, чем ниже цена, тем больше продаж может осуществить фирма.
Размещение следует рассматривать как географический фактор расположения производителя относительно потенциальных потребителей. Этот фактор может стать решающим из-за высоких транспортных расходов. В зависимости от условий продаж, могут резко возрасти цены на продукцию.
Качество характеризует конкурентоспособность продукции. Его оценка может быть комплексной и достаточно сложной. В то же время фирма, имеющая большие объемы продаж, высокий рейтинг, но уступающая в качестве продукции, утрачивает свои конкурентные преимущества.
Маркетинговая деятельность и реклама представляют собой бюджет маркетинга , в том числе расходы на рекламу. Реклама- составной элемент коммуникационной стратегии фирмы. Бюджет маркетинговой деятельности фирмы предусматривает расходы на рекламную деятельность, которые носят коммерческий характер и включают полную себе стоимость продукции. Неоправданно высокие расходы на рекламу приводят к удорожанию продукции. Инициативность и активность на рынке невозможны без регулярной подачи сведений о фирме и ее продукции для широкой контактной аудитории .
Дилерская сеть, или система сбыта, отражает сложившуюся систему распределения продукции фирмы. При этом сбыт может быть самостоятельным, через собственных агентов продаж, или через посредников, т.е. с передачей прав собственности на товар. Эффективная система сбыта должна по мере возможности удешевлять продвижение продукции и обеспечивать полную полезность для потребителей .
Обслуживание потребителей, или послепродажный сервис, особенно важно для технически сложной продукции. Высокий уровень обслуживания может привлечь дополнительных покупателей. Значение этого фактора в современной экономике растет.
Имеются следующие исходные данные:
Произведем определение
конкурентоспособности
1. маркетинговая;
2.производственная;
3.финансовая.
В расчетах будем использовать разные методы и подходы.
Таблица 3.8 – Исходные данные
для расчета
Показатели |
Фирма 1 |
Фирма 2 |
Фирма 3 |
Фирма 4 |
1. Объем продаж, тыс.р. |
25037 |
29737 |
45337 |
300037 |
2. Прибыль, тыс.р. |
3787 |
8947 |
9097 |
54037 |
3. Имидж, % |
10 |
5 |
30 |
70 |
4. Реклама, тыс.р. |
737 |
887 |
1137 |
2737 |
5. Размещение |
0.8 |
0.4 |
0.5 |
0.2 |
6. Качество продукции |
0.8 |
0.9 |
0.9 |
1.0 |
7. Собственный капитал, тыс.р. |
70037 |
90037 |
100037 |
250037 |
8. Оборотные средства, тыс.р. |
68037 |
89037 |
92037 |
610037 |
9. Краткосрочные обязательства, |
61087 |
99537 |
121337 |
869037 |
10. Цена за единицу продаж ,р. |
2627 |
2637 |
2667 |
2617 |
Таблица 3.9 – Исходная матрица для определения конкурентоспособности фирмы
Показатели |
Фирма 1 |
Фирма 2 |
Фирма 3 |
Фирма 4 |
1. Доля фирмы на рынке, % |
0.063 |
0.074 |
0.113 |
0.75 |
2. Имидж, % |
10 |
5 |
30 |
70 |
3. Маркетинговая деятельность и реклама, тыс. р. |
737 |
887 |
1137 |
2737 |
4. Размещение |
0.8 |
0.4 |
0.5 |
0.2 |
5. Качество продукции |
0.8 |
0.9 |
0.9 |
1.0 |
6. Цена за единицу продаж, р. |
2627 |
2637 |
2667 |
2617 |
7. Обслуживание потребителей (послепродажный сервис) |
3 |
3 |
5 |
4 |
8. Дилерская сеть |
4 |
4 |
4 |
5 |
Каждый показатель имеет свою единицу измерения. Для получения комплексной оценки необходимо привести все показатели в размерный вид. Все последующие расчеты удобней осуществлять в рамках единицы. Таким образом, получаем матрицу показателей в относительных показателях.
Таблица 3.10 – Матрица относительных показателей
Показатели |
Фирма 1 |
Фирма 2 |
Фирма 3 |
Фирма 4 |
1. Доля фирмы на рынке |
0.084 |
0.099 |
0.151 |
1.0 |
2. Имидж |
0.14 |
0.07 |
0.43 |
1.0 |
3. Маркетинговая деятельность и реклама |
0.21 |
0.29 |
0.35 |
1.0 |
4. Размещение |
1 |
0.5 |
0.63 |
0.25 |
5. Качество продукции |
0.8 |
0.9 |
0.9 |
1.0 |
6. Цена за единицу продаж |
0.985 |
0.989 |
1.0 |
0.98 |
7. Обслуживание потребителей (послепродажный сервис) |
0.6 |
0.6 |
1 |
0.8 |
8. Дилерская сеть |
0.8 |
0.8 |
0.8 |
1 |
0.58 |
0.531 |
0.66 |
0.88 |
Полученное
среднеарифметическое
1) фирма 4 (показатель 0.88);
2) фирма 3 (показатель 0.66);
3) фирма 1 (показатель 0.58);
4) фирма 2 (показатель 0.531).
Такой
расчет приемлем, если все сравниваемые
показатели равноценны по
Таблица 3.11- Матрица относительных показателей с учетом их веса
Показатели |
Весовое значение |
Фирма 1 |
Фирма 2 |
Фирма 3 |
Фирма 4 |
1. Доля фирмы на рынке |
0.15 |
0.01 |
0.015 |
0.02 |
0.15 |
2. Имидж |
0.1 |
0.014 |
0.007 |
0.043 |
0.15 |
3. Маркетинговая деятельность и реклама |
0.05 |
0.01 |
0.015 |
0.02 |
0.05 |
4. Размещение |
0.1 |
0.1 |
0.05 |
0.063 |
0.025 |
5. Качество продукции |
0.2 |
0.16 |
0.18 |
0.18 |
0.2 |
6. Цена за единицу продаж |
0.2 |
0.197 |
0.198 |
0.2 |
0.196 |
7. Обслуживание потребителей (послепродажный сервис) |
0.05 |
0.03 |
0.03 |
0.05 |
0.04 |
8. Дилерская сеть |
0.15 |
0.12 |
0.12 |
0.12 |
0.15 |
0.641 |
0.615 |
0.696 |
0.911 |
С учетом совокупности факторов места между фирмами распределились следующим образом:
1) Фирма 4 с результатом – 0.911;
2) Фирма 3 с результатом – 0.696;
3) Фирма 1 с результатом – 0.641;
4) Фирма 2 с результатом – 0.615.
Следовательно,
фирма 4 является наиболее
Производственная составляющая
Конкурентоспособности фирмы.
Наиболее простая оценка производственной составляющей конкурентоспособности фирмы может быть сделана по показателю эффективности использования производственного потенциала. При этом в производственный потенциал можно включить:
- трудовые ресурсы, выраженные через объем оплаты труда, L;
- стоимость израсходованных материальных ресурсов, М;
Годовые амортизационные отчисления, А.
Эффективность ( Эi ) использования производственного потенциала по каждой фирме может быть определена по формуле:
Э=Q/(L+M+A)
Чем больше значения показателя Эi, т. е. чем больше выручки приходится на единицу (рубль) вложенных средств (производственного потенциала), тем эффективнее фирма использует свои ресурсы и тем более она конкурентоспособна.
Э1===1.22;
Теперь фирмы ранжируем
по местам:
Можно сделать вывод, сто во 2 фирме выручки приходится больше не единицу вложенных средств, фирма эффективнее использует свои ресурсы и более конкурентоспособна.
Финансовая составляющая
конкурентоспособности
Оценка финансовой составляющей конкурентоспособности предприятия может осуществляться по рейтинговой оценке в соответствии с формулой:
Информация о работе Оценка конкурентоспособности продукции и фирмы