Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 19:17, курсовая работа
Неотъемлемой частью международных экономических отношений второй половины XX века становятся свободные (специальные) экономические зоны. Для мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают, в основном, как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов. Со времени подписания в 1973 г. Киотской конвенции, определившей свободную зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, СЭЗ получили широкое распространение во многих странах. К 2007 году в мире функционировало несколько тысяч разного рода свободных экономических зон.
Введение 3
Понятие свободной экономической зоны 4
Характерные черты 5
Цели создания 9
Классификация свободных экономических зон 12
Опыт создания свободных экономических зон в России 22
Заключение 31
Список литературы 32
Названные виды зон различаются по составу резидентов, которыми являются коммерческие предприятия или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в пределах муниципального образования, на территории которого функционирует ОЭЗ, и заключившие с органами управления ОЭЗ соглашение о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. В промышленно-производственных зонах резидентами могут быть только организации, а в технико-внедренческих - организации и предприниматели.
Вопросы
налогообложения резидентов ОЭЗ
урегулированы ст. 36 Закона N 116-ФЗ и
законодательством Российской Федерации
по налогам и сборам. Именно в
вопросах налогообложения содержатся
основные различия между промышленно-
Резиденты особых экономических зон с марта 2006 г. на пять лет освобождаются от всех местных налогов. До этого должны быть приняты законы субъектов Российской Федерации и соответствующие нормативные акты муниципальных образований, освобождающие резидентов ОЭЗ от всех местных налогов - земельного налога, транспортного налога и налога на прибыль в части, которая идет в местный бюджет (4%).
Согласно действующему законодательству в течение пяти лет с момента постановки на учет резидент ОЭЗ освобождается от обложения налогом на имущество. По истечении льготного периода налог будет рассчитываться исходя из остаточной стоимости имущества с учетом амортизации. Подобная льгота действует и в отношении земельного налога (ст. 395 НК РФ). Его не нужно платить в течение пяти лет с момента возникновения права собственности на земельный участок. Эта льгота будет применяться лишь к тем резидентам ОЭЗ, которые создадут объекты недвижимости и выкупят расположенные под ними земельные участки. Но в таком случае остается неурегулированным вопрос - будет ли выкупленный участок, ставший частной собственностью, территорией ОЭЗ? Ведь по Закону N 116-ФЗ ею могут быть лишь территории, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.
Налоговые послабления для резидентов ОЭЗ касаются и налога на прибыль. Ускоренная амортизация предусмотрена для резидентов промышленно-производственных особых экономических зон. В отношении основных средств к общей норме амортизации такие налогоплательщики могут применять специальный коэффициент, но не выше двух (ст. 259 НК РФ). Также им предоставлено право перенести убытки предыдущего налогового периода на текущий год, в то время как остальные налогоплательщики могут переносить убытки только в размере 50% налоговой базы.
Кроме этого во всех ОЭЗ налогоплательщики могут экономить на расходах на научные исследования и опытно-конструкторские работы. В отличие от обычных плательщиков, для которых при положительном результате исследования его стоимость равномерно включается в состав прочих расходов в течение двух лет, а при отрицательном - в течение трех (ст. 262 НК РФ), зарегистрированные и работающие на территории ОЭЗ организации стоимость таких исследований включают в расходы в полном размере в период их осуществления. Это правило касается не только резидентов ОЭЗ, но и всех организаций, зарегистрированных и осуществляющих деятельность в пределах ОЭЗ.
Согласно ст. 10 Закона N 116-ФЗ на территории ОЭЗ осуществлять предпринимательскую деятельность вправе не только резиденты, но и индивидуальные предприниматели, а также коммерческие предприятия - нерезиденты. Подобное положение предоставляет последним такую льготу без заключения с органами управления ОЭЗ соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности, что является обязательным для их резидентов.
Для резидентов технико-внедренческой зоны предусмотрены льготы по уплате единого социального налога - для них действует ставка 14%. Резиденты промышленно-производственной зоны подчиняются общим правилам, предусмотренным налоговым законодательством для всех категорий налогоплательщиков. Кроме того, резиденты технико-внедренческих зон имеют право на использование регрессивной шкалы в отношении выплат физическим лицам, работающим на территории ОЭЗ (ст. 241 НК РФ). В данном случае необходимо определиться, кто является "работающим физическим лицом". Следует ли к ним относить только лиц, работающих по трудовому договору? И подпадают ли под льготное налогообложение лица, заключившие авторский или гражданско-правовой договор? Данная коллизия может быть разрешена двумя способами. Налогоплательщик либо применяет различные ставки ЕСН в зависимости от характера выплат, либо отстаивает свое право на льготу в суде, применяя п. 7 ст. 3 НК РФ, которая обязует все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толковать в пользу налогоплательщика.
Однако, пожалуй, главной льготой, предоставляемой резидентам ОЭЗ, будет являться так называемая "дедушкина оговорка" - гарантия от неблагоприятного изменения законодательства о налогах и сборах. Согласно ст. 38 Закона N 116-ФЗ акты, ухудшающие положение налогоплательщиков-резидентов ОЭЗ, не могут применяться к ним в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. Исключение сделано лишь в отношении налогообложения подакцизных товаров.
Помимо указанных шести территорий в пределах Российской Федерации ОЭЗ действуют в Калининградской и Магаданской областях.
В Магаданской области на основании Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области" и Закона Магаданской области от 15.06.1999 "Об особой экономической зоне в Магаданской области" ОЭЗ создана с целью развития производительных сил, финансового и товарного рынков Магаданской области.
На территории области установлен особый налоговый режим, который предполагает освобождение от уплаты налогов до 31 декабря 2006 г. в части, поступающей в федеральный бюджет (за исключением поступлений в ПФР и ФСС РФ).
Данный
Федеральный закон будет
Принятие Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ (далее - Закон N 16-ФЗ) направлено на обеспечение дальнейшего экономического развития Калининградской области и преемственности особого режима, введенного Федеральным законом от 22.01.1996 N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области". В связи со вступлением Литвы и Польши в Европейский Союз, а стран Балтии - в НАТО сложилась принципиально новая геополитическая, военно-стратегическая и экономическая ситуация и остро встал вопрос о принятии комплекса правовых мер для решения проблем обеспечения территориальной целостности, государственного и экономического суверенитета Российской Федерации.
В рамках Закона N 16-ФЗ решаются вопросы о признании юридических лиц резидентами ОЭЗ, действия соответствующего специального таможенного режима, налогообложения и валютного контроля в особой экономической зоне, а также особенностей въезда в Калининградскую область, выезда из нее и порядка пребывания на ее территории.
Согласно
ст. 21 данного Закона срок функционирования
особой экономической зоны на территории
Калининградской области
Особенности налогообложения касаются лишь налога на прибыль и налога на имущество организаций. В связи с принятием Закона N 16-ФЗ НК РФ был дополнен ст. ст. 288.1 и 385.1.
В течение первых шести лет с момента включения юридического лица в реестр резидентов ОЭЗ прибыль, которая была получена от реализации инвестиционного проекта, облагается по нулевой ставке. В период с седьмого по двенадцатый год включительно ставка налога будет составлять 24%, а при условии, что будут соблюдены требования абз. 2 и 3 п. 1 ст. 284 НК РФ, т.е. размеры поступлений в федеральный и региональный бюджеты в долевом соотношении не изменятся, - 12%.
Налог на имущество организаций, созданное или приобретенное в рамках реализации инвестиционного проекта, в течение первых шести лет со дня включения юридического лица в реестр резидентов ОЭЗ взимается по ставке 0%. На протяжении следующих шести лет налоговая ставка по данному налогу в отношении такого имущества будет составлять величину, установленную законом Калининградской области и уменьшенную на 50%. Такие послабления не касаются стоимости имущества, созданного или приобретенного для реализации инвестиционного проекта, которое используется для производства товаров (работ, услуг), не имеющих отношения к инвестиционному проекту.
Мировой опыт создания свободных экономических зон говорит о том, что это один из эффективных способов привлечения инвестиций в регион, где эта зона находится. Они являются, катализатором развития внешнеэкономических связей и экономики.
Создание свободных экономических зон ставит своей целью создание благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране.
1 Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. [текст] – М., 2005, C.138
2 Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. [текст] – М., 2005, C.142
Екатеринбург
2013
Информация о работе Оценка преимуществ свободных экономических зон