Оценка рентабельности деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 23:34, реферат

Описание работы

Анализ финансовых результатов позволяет ответить на вопрос – насколько успешен бизнес сейчас, и какие у него перспективы. Важно, чтобы состояние финансовых ресурсов отвечало потребностям развития предприятия, поскольку недостаточная финансовая компонента приводит отсутствию у него средств для развития производства. Прибыль не имеет материальной основы и рассматривается как индикатор, отражающий эффективность производства. Таким образом, сущность прибыли определяется эффективностью бизнеса в части формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.

Файлы: 1 файл

оценка рентабельности.docx

— 19.94 Кб (Скачать файл)

Оценка рентабельности деятельности предприятия

Анализ финансовых результатов  позволяет ответить на вопрос –  насколько успешен бизнес сейчас, и какие у него перспективы. Важно, чтобы состояние финансовых ресурсов отвечало потребностям развития предприятия, поскольку недостаточная финансовая компонента приводит отсутствию у него средств для развития производства.

Прибыль не имеет материальной основы и рассматривается как  индикатор, отражающий эффективность  производства. Таким образом, сущность прибыли определяется эффективностью бизнеса в части формирования, распределения и использования  финансовых ресурсов.

Абсолютная величина прибыли (убытка) показывает, насколько эффективно (безубыточно или убыточно) работает предприятие. Однако по одному этому  показателю, взятому изолированно, нельзя сделать обоснованные выводы об эффективности финансово-хозяйственной  деятельности организации.

Анализ финансовых коэффициентов  заключается в сравнении их значения с базисными величинами, а также  в изучении их динамики за отчетный период и за ряд лет. В качестве базисных величин могут использоваться усредненные по временному ряду значения показателей, относящихся к прошлым  периодам, среднеотраслевые значения показателей, значения показателей, рассчитанные по данным отчетности наиболее удачливого конкурента. Кроме того, в качестве базы сравнения могут служить  теоретически обоснованные или полученные в результате экспертных опросов  величины, характеризующие оптимальные  или критичные с точки зрения устойчивости финансового состояния, значения относительных показателей. Такие величины фактически выполняют роль нормативов для финансовых коэффициентов. Для точной и полной характеристики результатов финансовой деятельности предприятия и тенденций его изменения достаточно небольшого количества финансовых коэффициентов. Важно лишь, чтобы каждый из этих показателей отражал наиболее существенные стороны финансового состояния.

Абсолютная величина прибыли (убытка) показывает, насколько эффективно (безубыточно, убыточно) работает предприятие, однако по одному этому показателю, взятому изолированно, нельзя сделать  обоснованные выводы об эффективности  финансово-хозяйственной деятельности организации.

В качестве соизмерителя к величине прибыли выступает уровень рентабельности. Показатели рентабельности являются важнейшими для оценки рыночной активности фирмы, эффективности использования экономического потенциала и финансовых результатов предприятия.

По данным "Отчета о  прибылях и убытках" можно рассчитать рентабельность финансовых результатов  базисного и отчетного периода, а также влияние факторов на изменение  прибыли. Построим аналитическую таблицу  показателей, необходимых для расчета  рентабельности (таблица 2.4).

Таблица 2.4

Показатели предприятия, для расчета рентабельности (тыс. руб.)

п/п

Показатели

2004 г.

2005 г.

2006 г.

1.

Выручка от реализации

99648

131020

158719

2.

Себестоимость реализованной  продукции

42211

55194

67452

3.

Валовая прибыль

57437

75826

91267

4.

Прибыль от продаж

28884

42866

52956

5.

Прибыль до налогообложения

- 89

20842

32129

6.

Чистая  прибыль

- 89

15840

21093


Рентабельность продаж (Rп) – это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции, к выручке от продаж, рассчитана по формуле 1.8:

Rп 2004 = 28884 / 99648 * 100 = 28.99

Rп 2005 = 42866 / 131020 *100 = 32.72

Rп 2006 = 52956 / 158719 *100 = 33.36

Значение этого коэффициента показывает, какую прибыль имеет  предприятие с каждого рубля  реализованной продукции. Тенденция  к его снижению позволяет предположить сокращение спроса на продукцию предприятия. Снижение рентабельности продаж может  быть вызвано изменениями в структуре  реализации, снижением индивидуальной рентабельности конкретного вида продукции. Если снижение данного показателя является тенденцией, то предприятию необходимо предпринять меры по снижению себестоимости  продукции, чтобы обеспечить повышение  показателя рентабельности продаж, увеличение прибыли.

В нашем случае этот показатель в сравнении 2004-2005 гг. увеличился на 3.73 пункта (32.72-28.99), а 2005-2006 гг. увеличился на 0.64 пункта (33.36 – 32.72). Несмотря на то, что показатель имеет тенденцию  к увеличению, однако прирост этого  показателя значительно замедляется. Такое поведение рентабельности продаж указывает на то, что у  предприятия в ближайшее время  могут возникнуть трудности относительно приращения прибыли.

Рентабельность текущей  деятельности (Rт) – это отношение суммы прибыли от продаж к себестоимости продукции, рассчитана по формуле 1.9:

Rт 2004 = 28884 / 42211 *100 = 68.43

Rт 2005 = 42866 / 55194 *100 = 77.66

Rт 2006 = 52956 / 67452 *100 = 78.51

Рентабельность текущей  деятельности показывает, сколько предприятие  получило прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Выше произведенные расчеты  показывают, что рентабельность от производственной деятельности имеет  положительную тенденцию, показатель в сравнении 2004-2005 гг. увеличился на 9.23 пункта (77.66-68.43), а 2005-2006 гг. увеличился на 0.85 пункта (78.51-77.66). Несмотря на то, что  показатель имеет тенденцию к  увеличению, т.е. каждый вложенный в производство рубль приносит существенную прибыль, мы видим снижение прироста этого показателя и значительное (неустойчивый характер поведения). Данный коэффициент также указывает на то, что у предприятия в ближайшее время могут возникнуть трудности относительно приращения прибыли.

Рентабельность продаж относительно чистой прибыли (Rч) – это отношение суммы чистой прибыли к выручке от продаж, рассчитана по формуле 1.10:

Rч 2004 = -89 / 99648 *100 = – 0.09

Rч 2005 = 15840 / 131020 *100 = 12.09

Rч 2006 = 21093 / 1587199 * 00 = 13.30

Показатель рентабельности чистой прибыли также показывает положительную динамику по всем периодам, но прирост этого показателя по сравнению  с предыдущим периодом, значительно  уменьшился. В настоящий момент предприятие  имеет высокую степень привлекательности  для инвесторов. Однако отрицательная  тенденция – это признак того, что инвестиционная привлекательность  бизнеса под угрозой.

Рентабельность продаж относительно прибыли до налогообложения (Rб) – это отношение суммы прибыли до налогообложения (балансовая прибыль) к выручке от продаж, рассчитана по формуле 1.11:

Rб 2004 = -89 / 99648 *100 = – 0.09

Rб 2005 = 20842 / 131020 *100 = 15.91

Rб 2006 = 32129 / 158719 *100 = 20.24

Показатель рентабельности прибыли до налогообложения также  показывает положительную динамику по всем периодам, но прирост этого  показателя по сравнению с предыдущим периодом, значительно уменьшился. Это отрицательная тенденция  признак того, что прочая деятельность не оказала существенного влияния  на прибыль предприятия в целом.

Эффективность использования  финансовых результатов рассматривается  посредством оценки коэффициентов  рентабельности, т.е. элементом результативности являются показатели рентабельности. Данные расчетов сведены в таблице 2.5.

Особого внимания заслуживают  такие показатели как рентабельность продаж и рентабельность чистой прибыли, т.к. они определяют инвестиционную привлекательность предприятия, в  нашем случае предприятие имеет  высокую степень привлекательности  для инвесторов.

В завершении анализа рентабельности необходимо рассмотреть коэффициент (норму) валовой прибыли. Данный коэффициент  характеризует доходность хозяйственной  деятельности, как коэффициент покрытия, он отражает возможность покрытия обычных  и прочих расходов. Величина нормы  валовой прибыли существенно  влияет на величину чистой прибыли. Норма  валовой прибыли (Nв) рассчитывается по формуле [6, с.252]:

Nв = Пв / В (2.2)

где Пв - прибыль валовая;

В – выручка отчетного периода.

Nв 2004 = 57437 / 99648 = 0.58

Nв 2005 = 75826 / 131020 = 0.58

Nв 2006 = 91267 / 158719 = 0.58

Как показывают расчеты –  коэффициент валовой прибыли  оставался стабильным. Норма валовой  прибыли в исследуемые периоды  отражает динамику объема продаж и  себестоимости – в нашем случае существенных изменений в соотношении  выручки и себестоимости продукции  не происходило.

Для оценки динамики показателей  рентабельности, характеризующих эффективность  использования финансовых результатов, сведем полученные выше результаты в  таблицу 2.5. Показатели рентабельности в данной таблице, рассчитаны по данным таблицы 2.4. Особого внимания заслуживают  такие показатели как рентабельность продаж и рентабельность чистой прибыли, т.к. они определяют инвестиционную привлекательность предприятия.

Таблица 2.5

Коэффициенты рентабельности (%)

Показатель

Ссылка на алгоритм расчета

Значение показателя

в %

Отклонение (+/-)

2004 г.

2005 г.

2006 г.

гр.2 – гр.1

гр.3 – гр.2

Рентабельность текущей  ликвидности

Rт

68.43

77.66

78.51

9.23

0.85

Рентабельность продаж

Rп

28.99

32.72

33.36

3.37

0.64

Рентабельность чистой прибыли

Rч

- 0.09

12.09

13.30

12.18

1.21

Общая рентабельность

Rб

- 0.09

15.91

20.24

16.00

4.33

Норма валовой прибыли

Nв

0.58

0.58

0.58

-

-


Таблица показывает, что, несмотря на положительную динамику показателей  рентабельности, происходит снижение темпа роста по всем видам рентабельности. Существенно снижется темп роста  у рентабельности текущей деятельности, рентабельности чистой прибыли и  общей рентабельности (с 9.23 пунктов  до 0.85, с 12.18 пунктов до 1.28, с 16.00 пунктов  до 4.33 соответственно). Не столь значительно изменялась рентабельность продаж (с 3.37 пунктов до 0.64).

Все эти показатели и каждый из них в отдельности указывают  на возможность предприятия увеличивать  прибыль и определяют инвестиционную привлекательность бизнеса. Как видно из таблицы 2.5 в некоторой перспективе у предприятия могут возникнуть трудности в развитии бизнеса.


Информация о работе Оценка рентабельности деятельности предприятия